Далее следует мой перевод рецензии философа и биоэтика из Принстонского университета Питера Зингера на книгу «Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия». Рецензент подробно обсуждает многие ее важные аргументы. Рецензия опубликована в газете «Нью-Йорк Таймз» 6-го октября 2011 года.
Стивен Пинкер, профессор психологии в Гарварде, известен нам в первую очередь как автор знаменитого труда «Язык как инстинкт». В своей новой книге «Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия» он пытается ответить на следующие важные вопросы, которые возникают по поводу траектории развития человеческой природы: По своей сути люди все-таки хороши или плохи? Наблюдаем ли мы в истории 20-го века подъем или развал морали? Имеем ли мы основания быть оптимистами по поводу будущего человечества?
В поисках ответов на эти вопросы Пинкер исследует данные из истории, психологии, когнитивных наук, экономики и социологии. Он также не боится заходить в такие философские глубины, как роль разума в этике, и могут ли, если не обращаться к религии, некоторые этические взгляды иметь логическое основание или нет.
Главный аргумент книги Пинкера состоит в том, что наша эпоха является гораздо менее жестокой, менее насильственной, и более мирной, чем любая другая предыдущая историческая эпоха. Насилие уменьшается на всех уровнях: в семьях, в городах, между нациями и государствами. Современники имеют гораздо меньше шансов умереть насильственной смертью или пострадать каким либо другим образом от насилия и жестокости, чем люди, жившие в предыдущие века.
Пинкер осознает, что многие его читатели отнесутся к этой мысли с глубоким скепсисом. Чтобы убедить их, он доказывает свои мысли в шести длинных главах (объем всей книги – свыше 800 страниц). Это может звучать для потенциального читателя как непреодолимое задание, но для всех, кому интересна эта тема, сообщаю, что материал изложен очень увлекательно. Пинкер хорошо чувствует читателя, и когда это необходимо, разбавляет академический по сути текст шуткой или ироническим комментарием.
Автор начинает свой труд с изучения причин смерти в разные века и среди разных народов. Некоторые данные основаны на исследованиях скелетов из различных археологических находок. Эти данные сообщают нам, что в доисторические времена 15% людей погибали от насильственной смерти. Подобные исследования современных или недавних первобытных обществ охотников-собирателей, сохранившихся в некоторых удаленных уголках Земли, поразительным образом подтверждают эти археологические данные. Другие исследования, которые были проведены в отношении сельскохозяйственных до-государственных обществ, дают даже больший процент уровня насилия! Что же касается древних обществ, которые имели государственность, то наибольший уровень насилия зафиксирован у ацтеков Мексики, где лишь 5% населения погибали насильственной смертью (были убиты другими людьми). Даже во время самых кровавых периодов европейской истории – в 17-ом и в первой половине 20-го века – количество насильственных смертей не превышало трех процентов населения. Эти данные подтверждают главную идею английского философа Томаса Гоббса о том, что без государства человеческая жизнь «ужасна, жестока и коротка». В государстве же, которое обладает монополией на применение насилия, человеческая жизнь становится гораздо более безопасной. Пинкер называет это явление «процессом пасификации».
В книге обсуждается не только относительное уменьшение количества убитых в военное время. Относительное количество жертв убийств в мирное время на протяжение веков снижается тоже. В таких первобытных племенах, как малайзийские семаи, кунги из Калахари или эскимосы из Арктики, которых исследователи обычно считают «мирными», количество убийств в отношении размера населения достигает уровня американского Детройта. В современной Европе шанс быть убитым сегодня в 10-15 раз меньше, чем 500 лет назад. В Америке этот уровень тоже резко упал за последние 2-3 века. В этом спаде Пинкер видит «процесс цивилизирования», который он заимствует у социолога Норберта Элиаса, который объясняет этот процесс консолидацией власти, принадлежавшей ранее феодалам, в руках государства, а также распространением коммерческих отношений. (В поддержку этого взгляда Пинкер доказывает, что по крайней мере частью причины, по которой количество убийств в южных американских штатах превышает количество убийств в северных штатах, состоит в том, что на юге до сих пор сильна «культура чести» и самозащиты в случаях, когда человек считает, что его обижают. Южане в этих случаях вряд ли примут монополию государства на применение силы. Статистика подтверждает этот аргумент, поскольку убийства на Юге чаще всего совершаются из-за ссор, нежели в результате вооруженного бандитского нападения. Эксперименты тоже свидетельствуют, что современные американские южане гораздо сильнее реагируют на оскорбления, чем жители северных штатов.)
Во времена Просвещения, в 17-18 веках в Европе и в странах под европейским влиянием произошла еще одна важная перемена. Люди стали с осуждение глядеть на те формы насилия, которые ранее считались приемлемыми: на рабство, пытки, дуэли, жестокие формы наказания. В те времена начали даже звучать голоса в защиту животных! Пинкер называет этот процесс «эволюцией гуманизма».
Если изучать относительно мирный период европейской истории после 1815 года, то первая половина 20-го века выглядит как беспрецедентное моральное падение. Но в 13 веке во времена жестокого монгольского завоевания было убито свыше 40-ка миллионов человек – не так уж далеко от 55 миллионов жертв Второй Мировой войны – в мире, где жила лишь седьмая часть населения середины 20-го века. Монголы убивали свои жерты также хладнокровно, как и нацисты, хотя в их распоряжении были лишь сабли и луки, в противоположность пушкам и газовым камерам. Историческая перспектива позволяет нам понять, что ужасные преступления Гитлера и Сталина были не таким уж и новым словом в развитии человеческой морали.
Картина с обложки: "Жертвоприношение Исаака", Рембрандт, 1635 |
Пинкер также обсуждает такую тенденцию, как «революция прав», то есть, отвращение человечества от насилия по отношению к этническим меньшинствам, женщинам, детям, людям с альтернативной сексуальной ориентацией, животным. «Революция прав» развивалась особенно активно последние 50 лет. Автор не считает, что движения в защиту этих групп добились своих целей, но он напоминает, что лишь недавно в южных американских штатах закончились линчевания. Еще в середине 20-го века общество спокойно смотрело на рекламу, изображавшую, как муж, перегнув свою жену через колено, шлепает ее за то, что она не купила нужный сорт кофе. Пинкер признается, что будучи молодым ассистентом в лаборатории, изучавшей поведение животных, он по научному заданию мучал крыс до смерти (о чем он отзывается в книге, как о «худшем, что я когда-либо сделал»). Однако еще в 1975 году такие «научные исследования» были широко распространены.
Что же является причиной этих позитивных изменений в человеческом поведении? Этот вопрос является особенно сложным для автора, который в своих предыдущих книгах активно защищал теорию разума человека, как «чистой доски», на которой культура и образование создают содержание нашего сознания и поведения – хорошего или плохого. Пинкер недолго рассуждает о возможной роли генетической эволюции человека в тенденциях спада насилия – но тут же отвергает эту роль. В смысле человеческой генетики слишком мало перемен могло произойти в нашей ДНК, чтобы попытаться всерьез объяснить эти серьезные перемены в человеческом поведении за последние века. Таким образом, разве Пинкер не доказывает, что человеческая природа является скорее продуктом нашей культуры, нежели нашей биологии? В своих предыдущих книгах «Как работает сознание», «Чистая доска», «Суть наших мыслей» Пинкер доказывал, что эволюция в основном сформировала наш мозг, а значит и наши познавательные и эмоциональные возможности. Этот процесс дал нам способность к насилию – создал наших «внутренних демонов», а также «ангелов» - которые заставляют нас быть миролюбивыми и общительными. Согласно Пинкеру, наша материальная среда вместе с культурным воздействием определяет, кого мы слушаемся: «демонов» или «ангелов».
Существуют и другие обстоятельства, которые развивались параллельно со спадом насилия, но здесь очень сложно определить причинно-следственные отношения. Например, причиной или следствием спада насилия являются более сильное правительство, большее богатство нации, здоровье, образование, торговля, положение женщин? Если это выяснить, то можно использовать это знание для того, чтобы сохранить и продлить существующий мир. В двух главах, посвященных человеческой психологии, Пинкер подробнейшим образом пытается выяснить, что же ограничивает в нас наших демонов и высвобождает наших ангелов. Финальная глава посвящена выводам из проделанного автором гигантского труда.
Часто выводы автора не совсем ожидаемы. Да, действительно, государственная монополия на применение насилия важна, а распространение торговли создает стимулы для кооперации и предотвращает насильственные конфликты. Пинкер утверждает, что равноправие женщин имеет умиротворяющий эффект на состояние общества. Он доказывает, что наш мир был бы более спокойным, если бы им управляли женщины. Но он также верит, что изобретение печатного пресса и развитие космополитической «Республики Слов» в 17-18 веках способствовало распространению идей, которые привели к эволюции гуманизма. Воздействие усилилось в 19-ом веке с публикацией таких популярных художественных произведений, как «Хижина дяди Тома» и «Оливер Твист», с помощью которых авторы ставили читателя в положение страдающего человека. Это расширило сферу сострадания и моральной заботы более зажиточных граждан, которые умели читать и могли себе позволить покупать книги.
Для читателей, знакомых с теорией эволюционной психологии, возможно, поразительным будет один из «ангелов» Пинкера – разум. Эволюционные психологи обычно преуменьшают роль разума в человеческом поведении. Пинкер оспаривает это утверждение. Он использует метафору из моей книги 1981 года «Расширяющийся круг». В этой книге я писал, что разум может перенести нас в места, которые мы вряд ли можем иначе достигнуть. Существует своеобразный «лифт разума», который может поднять нас на такую высоту, с которой мы можем увидеть, что наши собственные интересы похожи на, а с точки зрения вселенной ничуть не более значимы чем, интересы других. Пинкер цитирует эти слова, а затем развивает мою мысль гораздо глубже, чем это сделал я.
Утверждение Пинкера, что разум это важный фактор в развитии тенденций, которые он описывает, частично покоится на том, что мы называем «эффектом Флинна». Этот удивительный эффект был впервые описан философом Джеймсом Флинном, когда он заметил, что с тех пор, как были созданы тесты на IQ, устанавливающие уровень (коэффициент) интеллекта тестируемого, средний уровень IQ постоянно повышался. Средний коэффициент по определению равняется 100 (хотя чтобы достичь этого результата карты теста должны быть стандартизированы). Если бы средний подросток сегодня мог попасть в 1910 год и там пройти тест на интеллект, то он бы с легкостью набрал довольно занчительный результат 130, что было бы лучше, чем у 98% тестируемых в те времена. Сложно отнести этот интеллектуальный рост на счет улучшенного образования, потому что IQ тест основан не на фактических знаниях, владении словарем или математических способностях, а на силе абстрактного мышления. Существует теория, утверждающая, что средний коэффициент интеллекта возрос благодаря тому, что современная реальность более богата на символы. Сам Флинн считает, что на этот рост повлияло распространение научного способа мышления.
Пинкер доказывает, что эта повышенная сила разума дает нам возможность оторваться от нашей непосредственной жизни и ограниченной перспективы, чтобы оформить наши мысли в более абстрактном и универсальном виде. Это, в свою очередь, ведет к более высокой морали, составляющей частью которой является отказ от насилия. Именно подобного рода мыслительная способность развилась в 20-ом веке. Пинкер, таким образом, утверждает, что в 20-ом веке произошел «моральный эффект Флинна», поднявший нас, как на лифте, от импульсов, ведущих к насилию, на высоту абстрактного разума и более широкой моральной ответственности. Именно возможность взглянуть с этой высоты стоит за самым долгим миром и правовой революцией. Автор сопровождает это утверждение большим количеством данных, в том числе таким любопытным фактом: с 1946 года наблюдается твердая обратная зависимость между коэффициентом интеллекта американских президентов и количеством американских воинов, погибших на полях сражений, в которые была вовлечена Америка: чем умнее был президент, тем меньше гибло его людей в войнах.
Пинкер также утверждает, что разум, не отрицая насилие в принципе, отводит ему роль необходимую для улучшения социального обеспечения. Это проявляется, например, в реформах уголовной системы, когда более жестокие ранние формы наказания меняются менее жестокими современными формами. Разум ведет нас к этому. Мы предпочитаем жизнь смерти, счастье страданию, и мы понимаем, что мы живем в мире, где другие могут существенно повлиять на то, будем ли мы жить более или менее счастливо. Таким образом, мы хотим сообщить другим, чтобы они не обижали нас. Сообщая это мы как бы обещаем, что сами не будем обижать окружающих. (Здесь Пинкер цитирует философа 18-го века Вильяма Годвина, который риторически спрашивал: «Что за колдовство такое содержится в местоимении «мое», которое позволяет нам оправдывать свое несогласие с независимым правильным решением?») Человеческая мораль происходит из «золотого правила», имеющегося во многих мировых религиях: относиться к другим так, как хочется, чтобы относились к тебе. «Лифт разума» описываемый Пинкером, несомненно ведет нас к этому древнему правилу. Именно подобного рода морально-ответственное мышление, по мнению Пинкера, помогло всему миру выйти из таких тяжелейших политических ситуаций, как Карибский кризис. Если бы Кеннеди и Хрущев не имели эту моральную ответственность, если бы ими руководила гордыня, идея защиты своей чести и нежелание идти на компромисс, всемирная ядерная катастрофа вполне могла стать концом нашей истории в 1960-х годах. К счастью, Хрущев и Кеннеди распознали тот капкан, в который они могли попасть, и избежали его.
«Ангелы человеческой природы: О причинах спада насилия» - чрезвычайно важная книга. Такое масштабное междисциплинарное исследование является серьезным научным достижением. Пинкер убедительно демонстрирует, что на протяжении истории мы наблюдаем драматический спад насилия. Его аргументы, объясняющие этот процесс, также достойны самого серьезного внимания. Но что он говорит о будущем? Мы сегодня гораздо лучше понимаем природу насилия, и книга Пинкера тому явное доказательство. Мы можем эффективно сохранять мир и уменьшать преступность, однако сегодня новые важные факторы воздействуют на обстановку на планете. Пинкер оптимист, но он знает, что не существует гарантий того, что имеющиеся позитивные тенденции продолжатся. К таким факторам он относит столкновение всемирной цивилизации с фундаментальным исламом, ядерный терроризм, возможную войну с Ираном, конфликты вокруг природных ресурсов. Пинкер верит, что у нас есть отличная возможность избегать конфликтов, но это не более чем возможность. Например недавно, уже после публикации книги Пинкера, в журнале «Nature» была напечатана статья, раскрывающая связь между изменениями климата и количеством войн. К сожалению эта связь имеется, и она прямая. Соломон Хсиянг и его коллеги из Колумбийского университета проанализировали данные за последние полвека и смогли доказать, что в тропических регионах, окружающих вулкан Эль Ниньо, риск гражданских конфликтов удваивается в годы активности вулкана, то есть когда средняя температура воздуха выше, чем обычно, и выпадает меньше дождя. Если мы правильно понимаем эти данные, то глобальное потепление означает, что настоящая относительно мирная эпоха имеет вдвое больше шансов закончиться войной.
Frequently Asked Questions with Steven Pinker about The Better Angels of Our Nature: Why Violence Has Declined: http://stevenpinker.com/pages/frequently-asked-questions-about-better-angels-our-nature-why-violence-has-declined
ReplyDelete