Wednesday, 13 August 2014

О спецэффектах в кино

Исход, 1956
Американский трехчасовой фильм «Десять заповедей» (1956), снятый Сесилом Демиллем, рассказывает об исходе евреев из Египта под предводительством Моисея, и об обретении Моисеем Десяти Заповедей. Фильм был и остается очень популярным, но в свое время он получил единственного Оскара – за лучшие спецэффекты. Впечатляюще выглядят поднятие обелиска десятью тысячами рабов, горящий куст, превращения посоха в змею и обратно, огненный град и т.д. Исследователи этого фильма, о котором написано немало книг, сообщают, что фильм и сегодня привлекает множество зрителей, при этом количество зрителей увеличивается к концу фильма (тогда как обычная тенденция ниспадающая). Это говорит о том, что зрители до сих пор любят спецэффекты фильма, происходящие в основном в его второй половине, и особенно – кульминационное разделение вод Красного моря (эту сцену на Ютьюбе можно посмотреть здесь: https://www.youtube.com/watch?v=OqCTq3EeDcY).

Съемки разделения вод Красного моря для этого фильма в свое время считались самым сложным спецэффектом когда-либо созданным в студии. Создатели этого эффекта построили огромный бассейн с дном в виде быквы Т, который должен был быстро заполниться около полутора миллионами литрами воды. Снятое заполнение бассейна водой затем соответственно раскрасили, добавили с помощью мультипликации камней по бокам и мрачного неба, а затем получившийся ролик прокрутили в обратную сторону. Получившийся спецэффект до сих пор считается одним из лучших достижений американского кинематографа.

Режиссер фильма Сесил Демилль не любил рассказывать о «кухне» этого эпического фильма. Он был верующим человеком и хотел произвести благоговейное впечатление на зрителей этой важной библейской историей. Однако ему не удалось избежать подробного рассказа о спецэффектах, потому что они выглядели настоящим чудом на экране. Можно сказать, что он стал жертвой своего собственного успеха, потому что зрители не могли успокоиться, пока не разбирались в технике использованных им спецэффектов. На встречах со зрителями его чаще всего спрашивали «Как вы это сняли?», нежели о Десяти Заповедях Моисеевых, что его очень огорчало.
Исход, 2014 (маленькая впереди - это лошадь!)
Сегодня никто подобных вопросов не задает, потому что все знают ответ: спецэффекты делаются на компьютере, который может создать любой образ. Любопытно, что с возросшими техническими возможностями возрастает и эпичность спецэффектов. Снимая сцену разделения Красного моря современные режиссеры не довольствуются просто стеной воды. Сегодня им нужна стена воды до неба. Голливуд до сих пор верит, что масштабом можно произвести впечатление на современного пресыщенного зрителя. Он в этом не так уж и ошибается. А поскольку для компьютера масштаб сцены не имеет значения, этот масштаб увеличивают до физически возможного максимума. Это очень хорошо чувствуется, когда смотришь соответствующую сцену в современных экранизациях истории Исхода, например, в сериале «Библия» или в фильме «Исход: Боги и Короли» Ридли Скотта, который выходит на экраны в декабре этого года, но его рекламный ролик уже сейчас выставлен в Ютьюбе (https://www.youtube.com/watch?v=mZPMU9riKl4). Масштаб разделения вод Красного моря у Ридли Скотта имеется несомненный, впечатление от этой сцены будет еще сильнее в кинотеатре трехразмерного кино. Но как-то в этом не чувствуется той душевной силы, какую вложил Сесил Демилль в свое эпическое творение.
Змея убедительно превращается в посох в руках у Моисея, 1956
Самые лучшие спецэффекты сегодня это все-таки не масштабные картинки. Масштаб впечатлял, когда не было компьютера. Сегодня больше впечатляет достоверность и неожиданность мелочей, таких как, например, превращение посоха Моисея в змею и обратно в посох, которым он тут же гулко стукает об пол в фильме 1956 года (https://www.youtube.com/watch?v=ahkwQhQZWG8). В эту же концепцию вписывается присуждение премии «Оскар» в 2014 году за спецэффекты научно-фантастическому фильму «Гравитация», в котором рассказывается, как космонавты, работающие в открытом космосе, попали в зону космического мусора. Камера при этом свободно парит между космонавтами, а небольшая по физическому размеру космическая авария поразительно правдоподобна в своих деталях. Высшую награду кино академики присудили этому фильму не только за техническое исполнение сцен космической аварии, но и за поразительную фантазию и уникальное видение режиссера Альфонса Куарона. Они могли проявиться только при условии, если режиссер искренне интересовался темой фильма - проблемой космического мусора - и создавал ее визуальное решение со всей своей душевной силой. Ридли Скотт же больше интересуется, кажется, развлекательным, нежели библейским потенциалом истории про Моисея.

No comments:

Post a Comment