Thursday 19 December 2013

История про самолетики

Примерно такие были самолетики
В воскресенье папа сводил Вадимчика на день детского творчества в местную галерею современного искусства. Вадимчик не особенно горел желанием заниматься каким-либо искусством, этот непоседливый мальчик с гораздо большим удовольствием ездил на велосипеде или запускал бумажные самолетики, чем рисовал. Подобное положение дел давно уже огорчало его маму, которая горела желанием «приобщить ребенка к искусству», но постоянно наталкивалась на его довольно активное сопротивление. «Ну что же это такое?!» - часто восклицала она, - «я была такой домашней девочкой, могла рисовать часами, а Вадимчику это совершенно безразлично! Кто же из него вырастет?» «Не беспокойся, вырастет нормальный человек» - отвечал папа Вадимчика, - «Мне в школе за рисование выводили двойки в четверть. Но ничего, вроде нормальным человеком вырос». Его жена только раздасадованно отмахивалась от этого аргумента, заявляя, что муж обижает ее отсутствием поддержки. В результате, если возникали возможности в плотном расписании семьи, она посылала ребенка с папой на всякие творческие мероприятия вдвоем, чтобы «папа и сын приучались к искусству». Поход в галерею на день детского творчества был одним из таких мероприятий.

Вадимчик согласился идти в галерею только с условием, что папа ему сделает бумажный самолет – такой, какой он хочет – и они возьмут этот самолет с собой. «Ну что ты в галерее будешь делать с самолетиком, Вадим?» - недоумевал папа. «Папа, сделай мне такой самолет» - продолжал настаивать сын, показывая модель из детской книжки, - «Я его буду с собой носить». «Ну, хорошо, хорошо, давай сделаю» - сдался папа. Так они и пошли в галерею втроем: папа, сын и самолет.

Галерея начинала приобщать детей к искусству с вестибюля. Прямо у входа, так что обойти их было нельзя, стояли несколько столов с какими-то пакетами, за столом сидели дети и что-то усиленно рисовали. Руководила процессом довольно экзальтированная особа за 50 с бантиками в волосах и с каким-то совершенно диким рисунком на лосинах. «Это замечательная станция» - стала увлеченно зазывать она Вадимчика, когда он и папа в нерешительности остановились рядом со столом. «Я придумала ее специально для самых творческих детей. Сунь ручку в пакетик, нащупай, что там лежит, а потом постарайся нарисовать это на бумаге!» Она делала большие глаза и оживленно жестикулировала. Ее энтузиазм был заразен, и задание показалось ребенку достаточно интересным, так что он без споров сел за стол и сунул ручку в подставленный ему пакет. «Ну, что там?» - спросил папа, не заглядывая в пакет. «Пчела!» обрадованно объявил ребенок и взялся за карандаш.

Через несколько минут на обыкновенном листе бумаги не без помощи папы появилась довольно приличная пчела. У нее было толстое черно-желтое брюшко, шесть загнутых лапок, два крыла, усики и глаза. «Здорово!» - сказал ребенок, отодвигая от себя рисунок. «Давай хотя бы посмотрим, какая пчела в пакете» - предложил папа, – «Может мы ей еще чего-нибудь дорисуем». Они открыли пакет.

Внутри лежала пластиковая зеленая ящерица с длинным извивающимся хвостом.

«Вадимчик, ну какая же это пчела? Ты что, у нее хвоста не почувствовал?» - недоуменно спросил папа. «Нет» - ответил довольный мальчик, - «Она ведь такая шершавая!». Действительно, на спине ящерицы был гребень, который, если напрячь воображение, можно было на ощупь принять за волосики на брюшке пчелы. Если только очень сильно напрячь воображение!

«Давай эту ящерицу тоже нарисуем» - предложил папа. «Не хочу» - ответил ребенок. «Мы ее обведем, как ты ручку обводишь. Тебе ведь это нравится» - попросил папа. «Да, нравится, давай» - согласился Вадимчик. Вскоре на листе бумаги рядом с пчелой он нарисовал контур ящерицы.

«Что же нам делать с этим листом бумаги?» - задумался папа. «О, придумал, давай я ящерицу раскрашу, а потом из этого листка сделаю самолетик» «А что я буду делать?» - спросил мальчик. «А ты пока раскрашивай свой самолетик. Потом у нас будет два очень красивых самолетика, один – твой, другой - мой». «Хорошо, только они будут оба моими, а я тебе дам один позапускать». «Договорились!»

Следующие пятнадцать минут папа и сын увлеченно и с удовольствием приобщались к искусству – как и хотела мама, хотя неизвестно, так ли она себе все представляла. Ведь основой творчества был не холст, а бумажный самолетик. Вадимчик набрал фломастеры самых ярких цветов и рисовал ими какие-то полоски на крыльях своего самолетика. Затем он взял штампики и стал ими покрывать его оставшиеся поверхности. Самолет получился какой-то необыкновенный и очень яркий. У папы появилась довольно живописная зеленая ящерица с черными поперечными полосками на спине, крючковатыми когтями, злобными красными глазами и извивающимся языком. «Здорово!» - восхищенно сказал ребенок, глядя на готовый рисунок. Когда папа свернул из этого листка бумаги самолетик, ящерица оказалась на его крыльях, а пчела – на носу. Самолетик выглядел весьма впечатляюще. Экзальтированная дама увидела результат их творчества и одобрительно покачала головой. "Может так и должно выглядеть современное искусство?" - мелькнуло в голове у папы.

«Все, папа!» - сказал Вадим. «Больше рисовать не хочу». «Хорошо у тебя получилось. Ты полностью раскрасил самолет?» - спросил его папа в ответ. «Да!» «Больше ничего добавить не хочешь?» «Нет!» Папа понял, что дневная порция рисования на сегодня закончилась. В сущности результат был неплох: ребенок сам и без принуждения немножко порисовал, как мог украсил свой самолет. Не хватало только какого-то последнего аккорда, памятного завершения этой необычной артистической деятельности.

Папа огляделся. От вестибюля в три стороны расходились просторные коридоры, ведущие в разные залы галереи. Коридоры были пустые, экспонатов в них не было, окна располагались высоко, посетители проходили редко.

«Ну что же, пошли запускать наши красивые самолетики» - предложил папа – «Устроим воздушную битву». «Да, да, воздушную битву!» - обрадовался мальчик.

Они сначала весело запускали раскрашенные самолеты в одном, затем в другом, а потом в третьем коридоре. Самолетики побывали за это время и союзниками и противниками. Поскольку коридоры были разные по ширине, самолетики летали как-то немного по другому в каждом из них. Когда в коридор заходили посетители, папа показывал Вадимчику, что нужно подождать, и не пугать людей. В галерее было полно детей, и можно было ожидать от них чего-то подобного, поэтому посетители с пониманием улыбались, замечая самолетики, и проходили своей дорогой. Сотрудники галереи тоже либо не замечали этой безобидной игры, либо не обращали на нее внимания.

Творческий день в галерее заканчивался. Папа предложил Вадимчику идти домой. Тот был совершенно счастлив, в каждой ручонке держа по раскрашенному самолетику, жужжал, озвучивая их полет, и продолжал изображать их битву. Он оделся без проблем, по дороге домой во всем слушался папу. Дома, захлебываясь от восторженных впечатлений, стал рассказывать маме, как папа и он раскрашивали и запускали самолетики, с гордостью показывал ящерицу, пчелу, полоски и штампики. Эти самолетики лежали дома еще около недели. Вадимчик с гордостью продемонстрировал их всем своим друзьям. Затем они от усиленного использования совсем порвались, и родители их тихонечко выкинули.

2 comments:

  1. Не поленилась нашла ссылку, очень по вашей теме пишет человек и, на мой взгляд, толково. Собственно, вы как раз и применили один из описанных приемов. http://miumau.livejournal.com/1533911.html

    ReplyDelete
    Replies
    1. Вряд ли папа Вадимчика знает о том, что он применил "педагогический прием". Он ведь просто пытался как можно более адекватно отреагировать на ситуацию:-)

      Delete