Последние дни уходящего года неожиданно подарили возможность посетить интерактивную выставку «Испытай да Винчи» (Da Vinci Experience) о жизни и творчестве гениального итальянца Леонардо да Винчи. Эта выставка подобна интерактивной выставке Ван Гога, о которой я писал здесь. На выставке «Испытай да Винчи» можно было еще посмотреть макеты некоторых приспособлений, которые создал Леонардо, увидеть копии его знаменитыхх картин в натуральную величину, и даже побывать в мире Леонардо с помощью очков виртуальной реальности. Я был особенно впечатлен документальным фильмом в одном из залов, а последняя его сцена полета с крыльями дизайна да Винчи под знаменитую арию Nessun Dorma, были настолько сильна, что я сейчас наверно всегда буду думать о Леонардо и его желании летать, слыша эту возвышенную музыку.
Леонардо да Винчи – один из самых раскученных персонажей всемирной истории, а недавний бестселлер Дэна Брауна только добавил ему популярности. Как и в случае с Ван Гогом, я воспользовался выставкой, чтобы задуматься над вопросом: а в чем собственно здесь дело, в чем причина этой популярности?
Внимательно рассмотрев его картины и почитав о его жизни я решил, что его ценности в глазах человечества способствует неоспоримая аура гения, окружающая всю его жизнь и творчество. Когда люди думают и говорят о Леонардо, они на самом деле пытаются понять природу гения, как человека, одаренного необычными способностями к познанию в самых различных областях, одной из которых является способность прозревать будущее. И в самом деле, как удавалось Леонардо предвидеть будущее с помощью его прототипов (акваланг, дельтаплан, танк, и т.д.)? Как ему удавалось создать произведения искусства, которые будут востребованы через века? Каков истинный смысл его гениальных картин? И как вообще можно отличить гения и гениальные произведения от посредственности?
Тут надо сделать небольшое отступление. Я немного почитал о его жизни и творчестве и хочу поделиться следующим. Некоторые ученые сегодня считают, что у да Винчи было небольшое психическое отклонение, которое называется ADHD (attention deficit hyperactivity disorder), или «Синдром дефицита внимания и гиперактивности», которые в том числе характеризуется тем, что люди с ним не могут концентрироваться на задаче, их постоянно что-то отвлекает. Дело в том, что Леонардо оставил после себя записки, из которых следует, что реализовать он сумел лишь доли процента от того, о чем он размышлял. Довести до конца некоторые проекты заставили жесткие рамки контрактов, которые он подписывал со своими знатными заказчиками, и которые предусматривали серьезные наказания за невыполнение условий контрактов. В средние века с художниками не церемонились, и за незаконченную картину можно было запросто лишиться свободы и даже жизни. При всей своей неусидчивости Леонардо это понимал и заставлял себя заканчивать заказы. С портретом Моны Лизы произошла обратная история: он ее не мог закончить на протяжение нескольких лет и здесь уже проявился его неограниченный перфекционизм, который тоже свойственен людям с СДВГ.
Так что знаменитые картины и прототипы будущих механизмов – лишь малая часть того, что занимала Леонардо. Леонардо постоянно вел дневники и записки, но многие его записки не дошли до нас, поэтому представление о грандиозности его гения мы имеем только примерное. И кто знает, что о Леонардо и его работе сообщили бы эти потерянные записки!
Майкл Гелб написал популярную книгу о гении Леонарда «Как думать как Леонардо да Винчи». Я эту книжку прочитал и с удивлением обнаружил, что она посвящена больше теме «Self Help», чем истории и анализу творчества Леонардо. В ней автор предлагает семь весьма практических советов по развитию гениальности в себе. Я нахожу эти советы сегодня очень полезными. Вот они:
- Развивайте в себе любопытство, не ограничивайте себя одним вопросом или готовыми ответами, продолжайте задавать вопрос «Почему?» даже если ответ кажется очевидным. В качестве примера представьте себе цепь ответов на вопросы в отношении следующей проблемы: Почему зимой дни короче, чем летом? Углубляясь в эту казалось бы детскую проблему даже взрослые почерпнут для себя много чего интересного и нового из области географии, физики, астрономии, математики и т.д. Леонардо постоянно записывал свои вопросы и размышления в дневниках, к этому же призывает и Майкл Гелб. В этом смысле я должен признаться, что ведение блога очень способствует для меня более глубокому пониманию мира.
- Мыслите независимо. Проверяйте казалось бы незыблимое знание через личный опыт (свой или чужой) и статистику. Относитесь критически к установленному мнению, особенно если все с ним соглашаются. Это умение, на мой взгляд, имеет важнейшее значение сегодня, когда мнением масс управляют СМИ или всякие «инфлюенсеры», т.е. люди, чье мнение считается верным. Будьте осторожны с независимым мышлением и не впадайте в крайности противоречия, которое замутняет истину в не меньшей степени, чем доверчивость.
- Развивайте свои чувства. Пробуйте новые вкусы, испытывайте новые ощущения, научитесь выражать свои ощущения языком. Старые вкусы тоже не забывайте, старайтесь прочувствовать их наиболее полно. Если нет предрасположенности, начать можно с вин, пробуя различные виды и урожаи, и изучая то, что о них пишут профессионалы.
- Приучайте себя к непредсказуемости жизни. Научитесь жить с двойственностью, парадоксом или ненадежностью, хотя бы просто потому, что такова реальность. Принимая ее и ограниченность своего контроля над ней, любой человек не только поймет больше о мире, но и облегчит себе жизнь. Сколько я слышу от всяких несчастных здесь, которые жалуются на то, что не все вокруг вакцинированы. Бедные, как они отравляют себе жизнь, будучи абсолютно в силах этого не делать!
- Развивайте себя как логически, так и эмоционально. Начать с того, что это просто полезно и мешает болезни Альцгеймера парализовать мозг в старости. Западная культура очень напирает на развитие логики и игнорирует эмоции. Гений Леонардо не позволял ему загнать себя в эту клетку. Он был как великим ученым, так и не менее великим художником. Для нас необязательно быть великими, можно просто развивать себя всесторонне: изучать языки, игру на музыкальном инструменте, живопись. Даже в небольших количествах эта практика будет полезна и значительно обогатит жизнь.
- Развивайте как ум и чувства, так и тело. Вырвитесь из плена популярного образа Эйнштейна, гениального ученого со взъерошенными волосами и очками на носу. Леонардо развивал свое тело и был очень красивым, атлетически сложенным мужчиной, при этом он был гениален в не меньшей мере, чем Эйнштейн. Заботясь о теле вы помогаете своему уму творить не только лучше, но и дольше.
- Смотрите на мир, как на сумму взаимовлияющих величин, то что называется целостно (holistically). Не смотрите на мир как на большую кучу контейнеров: якобы то что происходит в одном контейнере независимо и не влияет на то, что происходит в другом контейнере. «Контейнеризация» мира облегчает понимание мира, но она не соответсвует реальности. Современное общество нас просто пичкает «контейнерами», поскольку на них высокий спрос со стороны тех, кто жаждет простых решений. Такова например оценка качества пищи по ярлыкам: калорий содержится столько-то, сахара столько-то, есть глютен, сульфаты и т.д. Все это сильно отвлекает от истины и замутняет ее, ведь надо смотреть и оценивать продукт в целом, будь то хлеб (глютен), вино (сульфаты), бананы (сахар) и т.д.
Итак, загадка гениальности Леонардо да Винчи и любого другого гения. Я набросал следующие пункты на в попытке ответить на вопрос, каково это, быть гением? Краткий ответ: быть гением непросто, потому что надо вылезать из своей уютной пещерки.
- Гений это создатель. Он создает артефакты, которые человечество оценит как гениальные. Этим артефактом может быть произведение искусства (роман, картина, музыка), формула, идея, записанная для потомков. Обломовы гениями не становятся хотя бы потому, что никто не знает, что они гении. В стороне стоят гении, которые ничего материального после себя не оставляют, но это делают за них другие, например, об Иисусе Христосе мы знаем не от Него, а от Его учеников, которые оставили нам свои Евангелия. Образ Обломова в некотором смысле гениальный, потому что он отражает особое отношение к жизни, был придуман и донесен до нас гениальным писателем Гончаровым.
- Гений обращает внимание на вещи, которые имеют важное значение для человечества. В результате то, на что он обращает внимание, живет с человечеством гораздо дольше, чем сам гений. Мандельштам говорил, что человечество оставит себе самое нужное, так что творцу надо только работать и выражать себя максимально точно. Гении создают то, что человечеству нужно. Например, сонеты Шекспира. Написанные довольно тяжеловесным языком, они все-таки говорят о вещах, которые до сих пор волнуют людей, и часто выражены так, что все-таки лучше (ярче, четче) их уже не выразить по-другому. Гениальность Деонардо да Винчи позволила ему создать еще в 15-16 веках прототипы дельтаплана, парашюта, акваланга, танка и т.д. Все эти нужные человечеству вещи были созданы впоследствии, поскольку они были нужны человечеству.
- Гений обращает внимание на вещи, на которые другие люди, не гении, не обращают внимания. Проход Венеры по солнечному диску в 1775 году наблюдали многие ученые мира, но лишь Ломоносов сделал предположение о наличии на Венере атмосферы. Эта идея возникла у него, когда он обратил внимание на тончайшую полоску марева вокруг Венеры, пока она шла по солнечному диску. Другие ученые возможно ее тоже видели, но не обратили на нее внимания. Они ведь не были гениями! Ломоносову помогло прирожденное любопытство, которое тоже характеризует гения, особенно ученого.
- Гений не обращает внимание на установленные рамки и ограничения и ломает их в своем творчестве с большой легкостью. Это следствие независимости мышления, свойственного гениям. Со своих ранних фильмов Тарковский показал, что он абсолютно безразличен к любой норме в кинематографе. Его подход к режиссерству настолько независим, что и сегодня его картины воспринимаются как глоток воздуха в спертой комнате. Ломание норм позволяет гению оставаться свежим и востребованным гораздо дольше посредственных или даже талантливых коллег. Время гения часто еще просто не настало.
- Гений не обращает внимания на то, что о нем думают окружающие. Для этого нужна значительная смелость и сила воли. Поскольку гения занимает не то, что занимает окружающих, то окружающие не понимают интересов гения со всеми соответствующими последствиями: насмешками, гонениями, неприятием. Гению нужна сила воли, чтобы со всеми этими вещами справиться. Одиночество, скитания, нищета, тяжелая смерть – частные спутники гения.
No comments:
Post a Comment