Monday, 25 May 2015

Маленькое черное платье: стиль и философия

Хайм Сутин, "Портрет женщины", 1926
Существует предание, согласно которому на мысль о «маленьком черном платье» знаменитую Коко Шанель навела картина «Портрет женщины» французского художника с российскими корнями Хайма Сутина. Картину «Портрет женщины» мне удалось увидеть во время недавнего визита в Ванкуверскую галерею искусств. Она была выставлена вместе с другими картинами из знаменитой коллекции нью-йоркского индустриального магната Генри Пёрлмана (http://www.pearlmancollection.org). Мне любопытно стало разобраться в силе «маленького черного платья», этого важнейшего изобретения моды 20-го века. Кроме того, выяснилось, что в его истории немало российских следов.

Хайм Сутин (1893-1943) был влиятельным, талантливым и довольно эксцентричным художником еврейского происхождения из Белоруссии. Рисовать он учился в Вильнюсской академии изящных искусств, а в 1913 году решил переселиться в мировую культурную столицу того времени Париж. Сутин считается родоначальником экспрессионизма, течения в искусстве, которое стало «мостиком» между импрессионизмом и абстракционизмом. Хайм Сутин, десятый из одиннадцати детей в бедной еврейской семье, обожал рисовать всякую «прозу жизни», например, людей рабочих профессий, таких как пекари, служанки, официантки. Его известнейшей картиной является художественное «исследование» на тему висящей коровьей туши. Туша, истекая кровью, висела в его парижской квартире долгое время, пока Сутин рисовал ее. Затем соседи стали жаловаться на кровь в коридорах и запах разложения. Кто-то сообщил об этом в полицию. Полиция пришла и потребовала, чтобы Сутин немедленно избавился от туши. В ответ на это недовольный художник прочитал полицейским и соседям лекцию о мимолетной сути их ощущений и о непреходящей ценности искусства (хотя от туши ему все-таки пришлось избавиться). На тушу во всем ее экспрессивном великолепии можно полюбоваться здесь http://www.wikiart.org/en/chaim-soutine/carcass-of-beef.
Коко Шанель - женщина с яркой индивидуальностью!
На «Портрете женщины», 1926, в присущей ему уникальной манере Сутин изобразил некую официантку в рабочем платье. Женщина наверняка позировала Сутину после тяжелого рабочего дня, зритель сразу чувствует ее усталость. Однако даже усталая она выглядит довольно женственно и очаровательно. Этот шарм, который нельзя скрыть даже выражением лица официантки, и отметила Коко Шанель. Благодаря художественной силе портрета и своему безошибочному чутью Шанель связала этот шарм с платьем модели. Дальнейшее, как говорится, принадлежит истории.

Историки моды утверждают, что маленькое черное платье – это не просто стиль, который, по выражению самой Шанель, остается всегда, тогда как мода приходит и уходит. Маленькое черное платье – действительно очень стильная и женственная одежда. Но это не просто удачный наряд, это еще и целая философия, которую вкратце можно выразить так: в женщине не столь важна «оболочка» (платье, миловидность лица, звук голоса и т.д.), сколько ее суть (индивидуальность, вкус).

До появления маленького черного платья женщины должны были переодеваться в новое платье, чтобы выглядеть соответсвенно ситуации. Это было очень дорого, неудобно и абсолютно недемократично. Соответственно, женщины были лишь красивыми куклами, в которых было мало жизни, но много пудры и лака. Женщина была вещью, которой один богатый мужчина мерялся с другим. С появлением маленького черного платья необходимость менять наряды по малейшей причине отпала. Маленькое черное платье стало фоном, на котором стильная и интересная женщина сама рисует свой образ, каждый раз новый. Красота этого образа зависит от ее вкуса в гораздо большей степени, чем от вложенных денег. Основными инструментами стиля стали не платья, а аксессуары, драгоценности, макияж, прическа, сумочка и т.д. Таким образом с помощью маленького черного платья женщина 20-го века превратилась из куклы в человека.

М. Монро - в вечернем варианте маленького черного платья
Маленькое черное платье можно назвать этакой эмблемой нового времени, поскольку его популяризация совпала с несколькими важными социальными переменами начала 20-го века, а именно, с Великой Депрессией в Америке и с началом борьбы женщин за равноправие с мужчинами. Кроме того, начал развиваться кинематограф, который, как известно, был в начале черно-белым, что способствовало популярности черных платьев. В любом случае маленькое черное платье было именно тем нарядом, который идеально отвечал запросам многочисленных небогатых, умных, ярких, эстетически развитых и демократично настроенных женщин.

На заре своей карьеры Шанель предлагала женщинам носить поддельный жемчуг и цепочки из недрагоценных металлов с маленьким черным платьем. Но с приходом успеха и денег (и под влиянием своего русского друга великого князя Дмитрия Павловича Романова – еще один российский след в этой истории!) она открыла для себя яркую роскошь украшений в византийском стиле. Шанель продемонстрировала всем, что ее платье, несмотря на свою демократичность, могло быть прекрасным фоном для ювелирного великолепия, с головой выдающего социальный статус владелицы. Так маленькое черное платье полюбили не только женщины со средним достатком, но и богатые женщины. (На византийские украшения Шанель можно посмотреть здесь: http://www.livemaster.ru/topic/1128665-legendy-vintazha-vizantijskij-stil-ukrashenij-shanel)
Классика жанра - Одри Хэпберн в платье от Живенчи
Классическое маленькое черное платье должно быть обтягивающим, чуть ниже колен, со средним полукруглым вырезом на груди и длинными узкими рукавами, но без таких излишеств, как воротничок, пуговицы, шнурки, складки, оборки и бахрома. Очень важен черный цвет платья. Он подходит как для радостных, так и для печальных событий. Не то чтобы женщина может носить его неделями, нет. Но если оно носится два или три дня подряд, но с разными аксессуарами, это не бросается в глаза также резко как с другими нарядами. Свою индивидуальность женщина может выразить прической, макияжем, сумочкой, трубкой, бусами, сережками. За исключением драгоценностей, эти вещи обычно не стоят так дорого как платье, их можно иметь большое количество и комбинировать очень разнообразно. Всякий раз будет получаться что-то новое. Универсальность маленького черного платья состоит в том, что женщина может одеть его как днем для работы в офисе со скромными аксессуарами – и при этом выглядеть строго, элегантно и по-деловому – так и вечером с дорогими украшениями, чтобы быть яркой, игривой и притягательной. Более поздние эксперименты кутюрье доказали, что маленькое черное платье это такая уникальная «вещь в себе», потому что поменяй они хотя бы одну его характеристику, платье тотчас теряет свою универсальность.

Современный вариант этого платья значительно отличается от классического: возможен более короткий подол, различные типы воротников, использование кружев, оборок и прочих декоративных элементов, отсутствие рукавов. Маленькое черное платье сильно поменялось за 20-ый век, но его классический покрой остается до сих пор востребованным. Благодаря своей универсальности это платье является неотъемлимой частью гардероба многих современных женщин. Маленькое черное платье справилось с разными вызовами времени: с сексуальной революцией 1960-х и с распространением синтетических материалов и ярких «химических» расцветок 1970-х. Сейчас перед маленьким черным платьем стоит новый вызов: всеобщее располнение прекрасной половины человечества. Надеюсь, что эта «модная тенденция» вскоре пройдет, и женщины снова смогут надеть на себя маленькое черное платье (или наряд, им вдохновленный), чтобы выглядеть стильно и женственно, как, например, выглядела героиня Одри Хепберн в фильме «Завтрак у Тиффани» (1961).

No comments:

Post a Comment