|
"Хлопковая биржа в Новом Орлеане", Э. Дега, 1873 |
Эдгар Дега (1834-1917) был единственным из французских художников-импрессионистов, который посетил Америку, жил в ней несколько месяцев в 1872-1873 годах и рисовал там. Все остальные импрессионисты – Клод Монэ, Ренуар, Писарро, Сислей, Сезанн и другие – Америкой не интересовались. Им было достаточно их родной Франции, в которой было все для художника-импрессиониста: прекрасная природа, колоритные персонажи, вкусная еда, всеобщая склонность к изящным искусствам. Дега был в Америке тоже не на пленэре, а по приглашению своего брата Рене. Он жил у зажиточного дяди Мишеля Муссона в большом доме недалеко от Французского квартала в Новом Орлеане, штат Луизиана. (Этот дом сохранился до сих пор и действует как музей-гостиница,
http://www.agoda.com/ru-ru/edgar-degas-house-historic-home-and-museum/hotel/new-orleans-la-us.html). Свои капиталы американские родственники Дега добыли на производстве и продаже хлопка. За все время своего пребывания в Америке Дега нарисовал только одну картину «Хлопковая биржа в Новом Орлеане». Что было причиной такой низкой продуктивности обычно плодовитого художника? Что вообще думал этот яркий французский импрессионист о Новом Свете?
|
Дом Эдгара Дега в Новом Орлеане, Луизиана, США |
Первоначально Дега был впечатлен жизнью в Новом Орлеане. Все ему казалось интересным и необычным в этой уникальной части США, которая была самым настоящим котлом культур. В годы Дега этот город называли Парижем Нового Света. Здесь с 17-го века жили и перемешивались поколения бывших чернокожих рабов, переселенцы из французской части Вест-Индии, американцы из западных штатов, шотландцы, ирландцы, французы, испанцы. Потомки всех этих черно-белых переселенцев называли себя креолами. Они говорили по-французски и старательно оберегали французские обычаи и традиции.
О новых впечатлениях Дега американский историк искусства Джон Ревалд (John Rewald) писал в своей книге "История импрессионизма" так: «Дега очень привлекала красота цветных женщин, колониальные постройки, пароходы, торговцы фруктами, живописные костюмы, апельсиновые деревья и прочее..., но для себя он понял: ...любят и создают искусство только на привычном материале. Новое пленяет, но, в свою очередь, и надоедает».
|
Внутри Дома Э. Дега, на переднем плане - скульптура Дега |
О том, что быстро надоело Дега в Америке, интересно высказался британский историк искусства Дэвид Эддисон в документальном фильме "Edgar Degas: The Great Impressionists" (
https://www.youtube.com/watch?v=QSYpdoFTIBE). В конце концов, должны были быть причины, по которым он не воспользовался этой уникальной творческой возможностью. Эддисон сказал примерно так: Америка предстала перед Эдгаром Дега как далекая земля спокойного процветания. Его источником был хлопок, о котором американские родственники французского художника говорили и думали постоянно. Эдгару Дега эта узость мышления скоро надоела.
Конечно Эдгару Дега деньги были нужны, как и любому другому художнику, неизбалованному богатством. Он понимал богатство как средство, которое позволяет заниматься творчеством, не думая о повседневных заботах. Ведь даже в свои самые тяжелые дни импрессионисты не забрасывали искусство. Сезанн вообще мог оставлять свои картины в поле, зная, что желающие их купить в его время вряд ли найдутся. Когда же он получил большое наследство своего отца, он с головой ушел в искусство.
|
Гостинная в Доме Э. Дега, еще с одной его скульптурой |
У новоорлеанских родственников Эдгара Дега было все: богатство, удобство, жизнь без нужды для себя и их семей, возможности для самореализации. Однако самореализацию они понимали как самые обыкновенные буржуа: деньги им были нужны, чтобы зарабатывать еще больше денег. Когда Дега это понял, ему стало так тошно в Америке, что по возвращению во Францию он ее больше никогда не покидал. Он писал в одном из писем: «Как много нового я увидел [в Новом Орлеане], как много замыслов родилось у меня… Сейчас я уже расстался с ними, я не хочу ничего видеть, кроме принадлежащего мне уголка земли и благоговейно его обрабатывать».
Неудивительно, что единственной картиной, начатой и оконченной в Америке, было этакое антропологическое исследование торговцев хлопком, выполненное в импрессионистской манере. Дега как бы смотрит на внутренность хлопковой биржи и ее обитателей сверху и сбоку. Он не хочет проникать в душу через глаза ни к одному из изображенных людей – поэтому никто из них не смотрит прямо на него, каждый занят каким-то делом. Те, кто непосредственно не меряют и не трогают хлопок, что-то пишут, читают газету и т.д. Однако нет никакого сомнения: что бы они не делали, это связано с хлопком: будь то бухгалтерская отчетность по продаже хлопка или сводки из других хлопковых бирж. Этого художественного исследования было достаточно Дега, чтобы изобразить довольно пустую душу новоорлеанской элиты, в которой не было ничего кроме мыслей о прибылях с продажи хлопка. Эдгару Дега такая душа пришлась очень не по вкусу. Подобно ему, любой французский импрессионист наверняка почувствовал бы сильное отторжение от американской культуры.
|
Спальная в Доме Дега, на стене - конечно же картина Эдгара Дега! |
Справедливости ради необходимо отметить, что в Америке ценят не только деньги, но и искусство. Американские музеи владеют крупнейшими коллекциями картин французских импрессионистов. На память приходит великолепный Институт Искусства в Чикаго, Музей Гуггенхайма или Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, коллекция Генри Пёрлмана в Принстоне. В отличие от импрессионистов, которые Америку не любили, Америка их очень любит. В 20-ом веке американские капиталисты потратили много денег на приобретение счастливого искусства импрессионистов для себя и для других американцев. Благодаря им, эти картины дарят многочисленным посетителям американских музеев и галерей возможность немножко отвлечься от своих повседневных забот по достижению Великой Американской Мечты, чтобы увидеть вокруг совершенно бесплатную красоту природы, людей, еды. Любому человеку нужен такой душевный перерыв. Думаю, что жителям Нового Света он нужен особенно сильно!
No comments:
Post a Comment