Tuesday 13 May 2014

О 136-ом псалме ("На реках Вавилонских")

Еврейские рабы поют свою грустную песню
Просмотренный в выходные художественный фильм «Поп» (2009, реж. В. Хотиненко) оставил довольно сильное впечатление своей драматической исторической основой, увлекательным сюжетом, неплохой игрой актерского состава во главе с великолепными Сергеем Маковецким и Ниной Усатовой, острыми и очень информативными диалогами. Фильм рассказывает о деятельности Псковской православной миссии с августа 1941 по февраль 1944, когда российские священники возрождали церковную жизнь на территориях от Пскова до Ленинграда - с помощью немецких оккупационных властей.

Историческая первооснова сюжета фильма поразительна и очень драматична. Православие, оскверненное и уничтоженное Советами, стало возрождаться на оккупированных немцами территориях. Еще не зная о том, что из себя представляет фашизм, православные священники восприняли оккупантов как освободителей от сатанистов-комиссаров, которые разрушали церкви, превращали их в танцевальные клубы или в винзаводы, преследовали священников. Фашисты же в свою очередь помогали восстанавливать храмы, защищали священников (в немецких войсках было много христиан и даже православных). Российские православные священники были, конечно, очень благодарны немцам за их помощь и поддержку. Дело доходило до того, что иногда на службах в этих восстановленных храмах молились «за победу германского оружия». После войны большинство священников, которые работали на оккупированных территориях, были репрессированы сталинским режимом: расстреляны или сосланы. Фильм рассказывает эту историю на примере жизни одного из священников Псковской православной миссии, который прошел все эти испытания.

Действие фильма происходит в любопытных музыкальных рамках: фильм начинается с песни «Va, pensiero», которую поет хор в третьем акте оперы Джузеппе Верди «Набукко» (1842), и заканчивается песней группы Бони М "By the Rivers of Babylon" (1978). Прочитав несколько «народных» рецензий на этот фильм на российском сайте Мегакритик (http://www.megacritic.ru/film/1169.html), я увидел, что некоторые зрители не поняли, почему именно эта музыка звучит в фильме, особенно знаменитая танцевальная песня группы Бони М. Сцена здесь такая: в конце фильма показывается старик, который явно пережил много трагедий в своей жизни. Он идет по дорожкам Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря. Это 1979 год, и стариком является главный герой, прошедший сталинские лагеря и ставший монахом этого монастыря. Эта картинка сопровождается веселой песней "By the Rivers of Babylon" в исполнении Бони М. Песня перебивается православным колокольным перезвоном.

Все это выглядит и звучит довольно странно, что и отметили рецензенты. Однако если копнуть поглубже, то выясняется, что в ней нет ничего странного, поскольку как группа Бони М, так и хор еврейских рабов из «Набукко» исполняют разные версии одного и того же библейского ветхозаветного произведения – 136-го псалма «На реках вавилонских». Псалом 136 представляет собой песню еврейских изгнанников, томящихся в вавилонском плену после падения Иерусалима.
Бони М исполнили 136 псалм очень весело
Первая часть псалма (ст. 1-6) выражает скорбь евреев о потерянной родине, вторая (ст. 7-9) — надежду на возмездие захватчикам и угнетателям. Вот текст этого псалма:

1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе; 2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы. 3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских». 4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой? 5 Если я забуду тебя, Иерусалим, — забудь меня десница моя; 6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего. 7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его». 8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам! 9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!

В новозаветном контексте псалом 136 понимается как скорбь христианина, который стал пленником своих страстей и пороков, за что Бог удалил его от Себя (то есть, наказал). В этом случае трудные для истолкования последние стихи псалма, в которых превозносится тот, кто «разобьет младенцев Вавилонских о камень» обретают понятный смысл: "младенцами Вавилона" являются грехи христианина, которые должны быть безжалостно искоренены.

Как следует из этого текста, 136-ой псалом довольно печален. Мы его часто поем на церковных службах, и всякий раз он как-то очень долго тянется, отчего он звучит еще более печальным. Песня еврейских рабов из оперы «Набукко» тоже не слишком веселая (ее оперное исполнение можно посмотреть и послушать здесь: https://www.youtube.com/watch?v=4NF6LweEA_A, а здесь ее исполняет вездесущий хор Красной Армии: https://www.youtube.com/watch?v=h1rRhQ5Q1dg). Однако песня группы Бони М - весьма бодрая и танцевальная, отчего создается обманчивое впечатление, что она очень веселая. Во всяком случае, когда она звучала на дискотеках в моей комсомольской юности, мы все очень веселились. Знали бы мы, какой на самом деле это грустный и религиозный текст! Здесь можно посмотреть официальный ролик этой песни Бони М https://www.youtube.com/watch?v=zdgMo7BjA0Y, а здесь – попеть ее вместе с группой https://www.youtube.com/watch?v=vYK9iCRb7S4.

Строго говоря, песню «By the Rivers of Babylon» написали и первыми спели ямайские регги-музыканты Melodians в 1970 году (здесь можно послушать ее оригинальное исполнение https://www.youtube.com/watch?v=CDYAqz603TE). Бони М разглядели в ней потенциальный хит и, так сказать, «разнесли слово Божье по миру», надолго сделав ее международным хитом и своей визитной карточкой. Сегодня песня эта не ушла в историю, а продолжает волновать людей. Википедия сообщает, что в июле 2010 года, во время гастролей группы Boney M в столице палестинской автономии Рамалле, песня была запрещена к исполнению, что вызвало международный скандал.
Хор еврейских рабов из "Набукко" в современной версии
Таким образом, ссылки на этот текст в фильме «Поп» вполне объяснимы – при Сталине и при Брежневе преследуемые православные христиане чувствовали себя изгнанниками из своей земли, которая приняла православие еще в далеком 10 веке. Времена хоть и меняются, но проблемы остаются теми же, только по-другому звучит их музыкальное оформление. Поэтому фильм «Поп» начинается и оканчивается различными музыкальными переложениями 136-го псалма.

В марте 2014 года режиссер фильма «Поп» Владимир Хотиненко подписал обращение деятелей культуры Российской Федерации в поддержку политики президента РФ В. В. Путина на Украине и в Крыму. Когда Хотиненко это делал, он наверняка не думал о 136-ом псалме, иначе бы, скорее всего, отказался подписывать этот опасный документ. Здесь нужно понимать следующую логическую цепочку. Большевики-атеисты во главе с Лениным захватили власть в России в начале 20-го века и подвергли православную церковь гонениям. Затем Советы во главе со Сталиным своей лживой, захватнической и человеко-ненавистнической политикой привели в Россию фашистов в середине 20-го века. Один злодей в России сменял другого, оба не забывали оттаптываться на народе и его вере. Разумеется оба злодея сдохли, тогда как народ и вера выжили. Но власть в России никак исправиться не может: она до сих пор лживая и захватническая. Чтобы укрепиться, она вновь обращается к религии. Никак кремлевские карлики не могут оставить церковь в покое: они либо ее гнобят, либо ее подкупают. Так сильно им нужен контроль над человеческими умами, который своими силами они получить не могут. Сейчас институт православной церкви, как и многие деятели культуры - не гонимые, а всячески подкупаемые государством - проходят новое испытание, на этот раз соблазнами. Если они не найдут в себе силы и смелость осудить путинские средневековые дикости, то после того, как путинизм рухнет, церковь опять рискует подвергнуться гонениям. И будет опять тогда звучать 136 псалм в домах православных – в этот раз возможно в стиле прогрессив-рок или техно-поп.

No comments:

Post a Comment