Thursday 15 May 2014

История о монгольском воспитании

Монгольский мальчик помогает маме кормить ягненка
Папа Вадимчика часто брал для сына детские книги в библиотеке. Однажды он принес домой книгу, которая сыну просто понравилась, а на папу произвела неизгладимое впечатление. Это была красиво иллюстрированная книга монгольского автора. Короткая история была написана от лица монгольского мальчика. В ней рассказывалось о первом годе его жизни. Как и водится в Монголии, мальчик родился в юрте. Его папа был кочевой скотовод, а мама занималась домашним хозяйством. За год семья поменяла три юрты. К ним часто приходили в гости родственники. Кумыс на завтрак, ягнята в юрте, дедушкины сказки про великана Болормаа Бансурена – нормальное монгольское детство.

Папу Вадимчика поразил в этой истории следующий факт. Когда монгольскому мальчику было девять месяцев, он стал помогать маме кормить ягнят. Когда же ему исполнился год, папа взял его с собой, чтобы тот помогал ему пасти верблюдов.

Известно, что в традиционных обществах, к которым можно отнести Монголию, дети становятся самостоятельными гораздо раньше, чем в обществах западно-европейской культуры (куда можно отнести и Россию). Папа Вадимчика видел поразительный документальный фильм «Дети», где рассказывается о том, как в традиционных обществах младенцы прекрасно обходятся без памперсов, кучи дорогих игрушек и т.д. Но чтобы в один год начать помогать пасти верблюдов – это просто не укладывалось у папы Вадимчика в голове!

Не верить монгольской истории не было оснований – написана она была весьма достоверно. Автор не уточнил, чем конкретно помогал маленький мальчик своему папе. Конечно, наверняка, это были самые простые задания. Но даже и в этом случае монгольское воспитание драматически отличалось от воспитания в семье Вадимчика. Когда Вадимчику был год, ни о каких заданиях, даже самых простых, и речи быть не могло. Мальчик просто не был готов ни физически, ни психологически брать на себя хоть какую-то ответственность. Он не был к этому готов ни в год, ни в два. Начиная с трех лет от него можно было добиться иногда, чтобы он убирал игрушки – или хотя бы пытался это сделать. Однако это всегда стоило больших нервов его родителям. «Он же еще маленький» - была их обычная реакция, если после «уборки» игрушек на полу становилось больше, а не меньше. А тут такой удар! И откуда – из самого неожиданного места. Из Монголии! Папа Вадимчика и представить боялся, что может делать монгольский мальчик в четыре года: наверное запросто скакать на верблюдах по монгольским степям и строить юрты!

С Вадимчиком все было по-другому. Только к пяти годам он стал более-менее готов, чтобы выполнять простейшие задания по дому: отнести за собой тарелку на кухню, убрать игрушки, и т.д. Самым заметным у него был прогресс в умении управляться с непослушным айпэдом: папа даже иногда просил его о помощи. Родители, однако, пытались ограничить «компьютерное» время ребенка, отдавая это время заботам по дому. Здесь-то как раз прогресс почти не был заметен. Ребенок к пяти годам стал прекрасно понимать, что от него требуется, когда его просили убрать игрушки. Ему просто не нравилось это делать. В результате родители часто «помогали» ему это делать, в реальности убирая вместо него львиную долю игрушек. Когда папа Вадимчика таким образом «подавал ребенку пример», его часто сверлила одна страшная мысль: в Монголии родителям наверное даже в голову не приходит просить ребенка убрать за собой игрушки. Монгольские дети делают это без напоминания. Правда, у героя той детской истории была только одна игрушка – войлочная лошадка, которую ему сшила мама. «Ну, ладно», - думал папа Вадимчика, - «может у монгольского мальчика просто нет проблемы с одной лошадкой. Но уж наверняка мусор он за собой убирает без напоминания».

Затем папа Вадимчика задумывался о том, что нужно делать родителям, чтобы ребенок выполнял их требования. И что нужно делать, чтобы Вадимчик не вырос в того, кого дедушка папы Вадимчика – заводской слесарь высшей квалификации – презрительно называл «потребителем».

В семье Вадимчика стычки на эту тему происходили практически ежедневно. Помимо игрушек, которые ребенок со своими друзьями обожал разбрасывать по всему дому и очень не любил собирать, существовали и другие точки трения между ним и его родителями. Папа Вадимчика особенно негодовал, когда пятилетний ребенок разбрасывал еду по столу и ронял ее на пол. Особенно его огорчало то, что ребенка надо было уговаривать собрать за собой мусор – хотя бы частично. Для папы Вадимчика такое поведение было верхом безответственности. Он очень огорчался и мог довольно резко отчитать или даже обидеть ребенка. Это проблемы мусора не решало, но создавало новые проблемы: на этот раз со стороны мамы, которой не нравились едкие и уничижительные сравнения папы.

Однако папа Вадимчика стал замечать, что его жена гораздо успешнее справляется с решением этих вопросов. Для того, чтобы заставить ребенка делать, то что нужно, она использовала несколько хитростей. Такой была уже упомянутая игра «Помочь собрать игрушки», когда делаешь вид, что помогаешь, а собирает практически все игрушки ребенок сам. Другими рычагами воздействия были напоминания о том, что если игрушки останутся разбросанными, то кто-то останется без десерта, или если кто-то не расстелит сам постель, то останется без книжки на ночь.

Папа стал понимать, что это очень перспективная стратегия, потому что в руках у родителей имеется масса подобного рода рычагов, особенно когда речь идет о малолетних детях. Не нужно кричать, огорчаться, никого обижать – просто предлагаешь ребенку сознательный выбор и... далее папе Вадимчика приходило в голову не очень приятное сравнение ребенка с собакой Павлова: выполняешь требование – получаешь награду. Ему хотелось, чтобы ребенок приучался к ответственности, а не к стимулам. Чтобы он делал все сам по себе, а не в поисках награды. Рассказывать жене о монгольских традициях воспитания детей он не решался, потому что знал, что после тяжелого дня с ребенком это будет звучать издевательством, и в лучшем случае он услышит в ответ: «Но мы же не в Монголии живем!»

Стимуляция в духе великого ученого Павлова или нет, но хитрости мамы были весьма эффективны, и ребенок выполнял ее требования. Папа Вадимчика понял, что если он хочет каких-либо улучшений этого процесса, то его предложения должны быть конструктивными, вместо разговоров про далекую Монголию. Вскоре он разработал свое «ноу-хау». Он решил воспользоваться тем, что Вадимчик обожал играть «наперегонки». Он говорил сыну: «Я тебе, Вадимчик, помогу собрать машинки. Но я их соберу первым». Папе даже не нужно было делить их пополам: слово «первый» действовало безотказно. «Нет, я первый!» - кричал мальчик в ответ и начинал собирать машинки не по одной, как обычно, а целыми горстями. Папа усмехался про себя, видя такое стремление к победе, и намеренно «проигрывал» - чем очень радовал ребенка.

Маме «изобретение» папы не очень понравилось: она считала, что папа таким образом воспитывает в ребенке не здоровое честолюбие, а болезненное тщеславие. «Мне не нравится дух вашего соперничества» - сказала она. «А мне не нравится твоя дрессировка», - готово было сорваться с языка у папы, но он благоразумно промолчал. Из этого разговора он понял, что его хитрость не лучше и не хуже маминых. «Нам обоим надо быть терпимее друг к другу» - резюмировал он и решил не критиковать жену за ее методы.

«Мы же действительно живем не в Монголии» - утешал он себя, - «может ребенок мне пока не помощник, потому что ему просто не в чем мне помогать. Все-таки мы живем практически на всем готовом. Вот была бы у меня своя мастерская, там можно было бы нам вместе что-нибудь делать». Он вспомнил мастерскую своего дедушки-слесаря. Это было одно из самых интересных мест в его детстве. Помогать дедушке было незабываемо здорово. Именно там папа Вадимчика впервые взял в руки отвертку, плоскогубцы. Правда, дедушка не очень часто прибегал к помощи внука, потому что считал, что у того были «кривые руки». Дедушки уже давно не было на этом свете, а папа Вадимчика до сих пор помнил свою обиду на эти его слова.

Все эти воспоминания настолько его поразили, что он сообщил о них жене. «Эх, ты», - ответила она, - «сразу видно, кто больше проводит времени с ребенком, а кто – на работе. Я же с ним целыми днями крафтом занимаюсь. Это, конечно, не верблюдов пасти, но научиться кое-чему можно: как ножницы в руках держать, как пользоваться клеем».

«Верблюдов пасти? Почему ты вспомнила о верблюдах?» - удивился муж.

«Да так, читала одну детскую книжку» - рассеянно ответила она. «Ну что ж, Вадимчик», - обратилась она к ребенку, - «давай уберем твою одежду, а потом поедим творог со свежей клубникой».

«С клубникой!» - восторженно повторил мальчик и побежал подберать лежащую на полу куртку.

3 comments:

  1. У нас пока хорошо работает сказка про гномика, у которого нет своих игрушек, поэтому он по ночам заглядывает в окна чужих домов и смотрит, нельзя ли там с чем-нибудь поиграть. То, что убрано в шкаф или в коробки, гномика не привлекает. А вот то, что разбросано по полу - наоборот. Гномик очень радуется и начинает играть с этими игрушками. Но вот беда: иногда гномику так нравятся чужие игрушки, что он уносит их с собой. Проснется ребенок утром - а игрушки нет, гномик себе забрал. И мы по вечерам с энтузиазмом собираем игрушки, чтобы гномик не позарился :))
    Другие методы стимулирования я не пробовала, движимая светлой мечтой о том, что ребенок со временем привыкнет убирать игрушки и проникнется идеей порядка, у него возникнет внутренняя мотивация убирать за собой не потому, что ему за это что-то будет (или наоборот, чего-то не будет), а потому, что ему просто приятней жить в порядке. Но однажды игрушек в комнате оказалось ТАК много, а сил у всех к вечеру осталось ТАК мало, что сказка про гномика родилась сама собой и порадовала родителей своей эффективностью :))

    ReplyDelete
    Replies
    1. Интересный опыт, спасибо!

      Delete
  2. Boys in western Mongolia start learning how to use eagles to hunt for foxes and hares at the age of 13, when the eagles sit heavily on their undeveloped arms. Svidensky, a photographer and travel writer, shot five boys learning the skill as well as the girl, Ashol-Pan. "To see her with the eagle was amazing," he recalls. "She was a lot more comfortable with it, a lot more powerful with it and a lot more at ease with it."

    More on the story see http://www.bbc.com/news/magazine-26969150

    ReplyDelete