Мечта В. Аксенова об Острове Крым еще долго не станет реальностью (фото сделано в Крыму Николаем Вторым) |
Брилёв: Сергей Валерьевич, я не удержусь от такого вопроса. Василий Аксёнов, который написал «Остров Крым», вам не родственник случаем?
Аксёнов: К сожалению, нет.
Брилёв: Ну, вторую часть этого романа вы явно пишете...
Аксёнов: Постараемся дописать!
Сергей Аксенов вероятно никогда не читал романа «Остров Крым» своего знаменитого однофамильца, иначе бы он почувствовал скрытый подвох в реплике умного и начитанного журналиста, и ответил бы по-иному. Но он «собирается дописать» этот роман. Напомню, что роман описывает альтернативную историю Крыма, который стал после революции отдельным от СССР процветающим государством, подобно Тайваню или Сингапуру. Однако в интеллекутальной элите острова зреет Идея Общей Судьбы – мысль о необходимости государственного единства Крыма и России. Эта Идея побеждает, и в конце романа описывается, как в богатый и красивый Крым приходят советские войска – «промерзлые сволочи из этой снеговой уродины России». Описания эти напоминают захват Рима дикими варварами. Писатель Василий Аксенов дает ясно понять, что ничего хорошего для цветущего Крыма его присоединение к России не принесет. Неожиданный политический взлет недалекого крымского бизнесмена с сомнительной репутацией подтверждает не самые лучшие предсказания писателя Василия Аксенова по поводу слияния Крыма и России.
Конечно при Януковиче Крым не был тем цветущим экономическим раем, который описал Василий Аксенов в своем романе. В реальности только Южный берег Крыма представляет из себя что-то более-менее приемлемое для жилья или посещения, привлекая многочисленных туристов и их деньги. «Материковая» же часть полуострова являет собой печальную картину упадка и разрушения. Я люблю отдыхать на берегу Черного моря, много раз бывал в старинном Судаке с генуэзской крепостью, но самое сильно впечатление осталось все-таки от посещения бывшего колхоза-миллионера «Россия» в самой глуби Крымского полуострова. Колхоз процветал в 1960-1970 года. В те времена колхоз мог похвастаться огромным парком техники, десятками тысяч голов скота, садами, прудами, собственной больницей, баней, школой, домом культуры с колоннами. Все дороги в колхозе были асфальтированы. После обучения в городе многие специалисты возвращались в колхоз, поскольку условия жизни здесь были вполне комфортными. Для них строились современные панельные дома.
То, что я увидел во время моего визита в 2005 году в колхозе «Россия» потрясло меня до глубины души. Разрушенные статуи, засохшие фонтаны, заросшие поля, полуобрушенные и ржавые гаражи, пустые квартиры с выбитыми стеклами в некогда очень симпатичных домах. Везде деградация и упадок. Подобное впечатление производят фотографии чернобыльской Припяти, совершенно покинутой людьми. Однако «Россию» люди не покинули полностью. Жители там есть, и они существуют на мизерную украинскую пенсию, а также на то, что приносят им их огороды с картошкой и «кролями» (кроликами, которых разводят на мясо). Выглядело все это крайне печально. Ответственность за такую разруху и бедность несомненно сегодня несет свергнутое украинское правительство, которое совершенно не развивало экономику региона и забросило своих граждан. Вспоминая «Россию» я сожалею, что Оранжевая революция 2004 года была неудачной, и что страну вплоть до недавнего времени продолжали разорять мафиозные кланы, обманом оказавшиеся у руля власти.
Постсоветский ЮБК был хоть и бедным, но веселым и скромным, как совершенно справедливо отметил Дмитрий Быков в своей лекции «Полуостров Крым» о романе Василия Аксенова (http://ru-bykov.livejournal.com/1902708.html). И, конечно, Крым все советское и постсоветское время продолжал оставаться прекрасным природным и историческим уголком.
В будущем возможно Крым станет немного чище и богаче в качестве российской республики. Кремлевская элита с большим удовольствием приобретет землю и построит недвижимость на черноморском побережье, а у жителей Крыма наверняка вырастут зарплаты и пенсии. Ну да, количество мест для посещения туристами вполне возможно уменьшится (поскольку самые лучшие места на ЮБК перейдут в частное владение), а в Артеке будет проходить крымский вариант пропутинского молодежного слета «Селигер». Крымское татарское население будет всячески умасливаться путинским правительством, которое боится «исламского джихада» как огня. Короче, жизнь там будет продолжаться ничуть не хуже той, что была. Крым это все-таки в основном готовый курорт, любимый многими в России, в отличие от чуждых по культуре и необустроенных Южной Осетии и Абхазии, аннексированных подобно Крыму. Он не будет Тайванем, но станет этакой богатой, красивой и огороженной дачей кремлевского вора с прилагаемой к ней инфраструктурой. Может даже там построят пару игорных заведений, которые все равно не сделают Крым современным бурлящим мегаполисом. Не удивлюсь хотя, если в центре полуострова Россия устроит какую-нибудь свалку радиоактивных отходов, поскольку в глубине души кремлевские чиновники все-таки понимают, что Крым это как-то не совсем российская территория, и, вполне возможно, когда-нибудь он опять сменит хозяев. Тогда созданные там проблемы будут решаться кем-то другим.
Причина, по которой российский Крым никогда не станет аксеновским Островом Крымом, проста. Крупнейшие западные страны не поддерживают его захват и результаты «референдума об автономии». В него не будут вкладываться западные деньги, обильно перечисляемые сейчас новому правительству Украины. У Крыма было несколько часов надежды, когда Янукович трусливо сбежал, а наглые «зеленые человечки» еще не захватили крымские стратегические точки. Однако захват произошел, и народ новой Украины не был готов защищать эту свою провинцию. Она досталась России, но за эту вольность Россия как обычно заплатит гораздо больше, чем этот кусок земли стоит. В мире и особенно в Украине уже усилились антироссийские настроения. Западные державы обязательно воспользуются очередной ошибкой России для решения своих экономических и политических проблем – искусство, с различным успехом практикуемое ими на протяжении всего двадцатого века. Европа постепенно переключится на американский газ, и в западных экономиках появится еще больше денег. Бюджеты на оборону в НАТО, и особенно в таких ее новых членах, как Румыния, Польша, Словакия, в прибалтийских странах увеличатся, и натовские ракеты еще ближе подойдут к границам России. Все это будет способствовать ее более быстрому экономическому упадку, что в свою очередь приведет к очередному развалу страны. Если этот неизбежный упадок и развал не приведут весь мир к третьей мировой войне, то конечно Крым не достанется русским, которые уже окончательно испортили свой международный имидж. Не станет он и украинским, учитывая, что многие украинцы сейчас в спешном порядке покидают Крым, да и вообще ту легкость, с которой украинское правительство с ним рассталось. Он наверняка станет турецким, и тогда уже точно, прощай аксеновский Остров Крым - цивилизационный котел, который произвел счастливую и успешную цивилизацию с помощью прекрасного климата, великолепного пейзажа, европейских ценностей, русской аристократической культуры, и православного христианства.
В заключение статьи мне хотелось бы поразмышлять об одном из вышеупомянутых ингридиентов – русской аристократической культуре. В романе Василия Аксенова русская аристократия играет важную роль – и этот аспект творческой фантазии писателя был для меня всегда очень поразительным. Согласно воле писателя, в романе русская аристократия сохранила свою дореволюционную идентичность на Острове Крым, превратившись в мощную и активную современную политическую силу. Более того, именно к представителю российской аристократии, «боевому временному эвакуанту» а ныне миллионеру-коннозаводчику и предводителю российского дворянства на Острове Крым Арсению Лучникову приходит американский миллионер Фред «Осьминог» Бакстер с предложением возглавить будущее мировое правительство. Этот американский «ковбой» непонаслышке знает, на чем делаются крупные и быстрые современные состояния. Он понимает, что одного богатства, которого у молодой страны США очень много, недостаточно, чтобы мудро и справедливо править этим сложным и противоречивым миром. Для этого нужны дополнительные волшебные ингридиенты: честь и высокая мораль, которых недостает у богатых и влиятельных западных лидеров, но которые в избытке имеются у российской аристократии. Любопытно, что согласно автору, Арсений Лучников отказывается от предложения Бакстера, то ли потому что считает себя уже старым, то ли потому, что не верит в торжество чести и морали в современном демократическом мире, то ли еще по какой причине...
Мне так хочется и так сложно представить себе, что сегодня могут жить где-то на одной с нами планете носители таких казалось бы противоречивых понятий, как честь, достоинство, богатство, прекрасное образование, мужество, набожность, то есть всего того, что было присуще лучшим представителям российской дореволюционной аристократии. В России все это было с корнем выкорчевано советским строем. Надо сказать, что всемировая история 20-го века не способствовала процветанию всех этих понятий и в других странах. В мире возникло много молодого богатства, но одновременно пропала честь, совесть, достоинство. Мужество часто не прошло сквозь горнило двух мировых войн. Набожность попирается наукой и модой, образование в своей массе стало более доступным, но менее качественным, и т.д. Немногочисленными носителями дореволюционного аристократического духа, который был присущ российской иммиграции первой волны, остались старинные западные и восточные (например, японские) роды. Я уверен, что именно из их числа вышли бы самые лучшие современные мировые лидеры. Возможно, что в 21-ом веке такие лидеры и появятся. Россия же в этом веке вряд ли будет иметь какое-нибудь отношение к этому процессу, в том числе потому, что она только что под 80-процентную поддержку Путина скомпрометировала себя на мировой арене своими грубыми, низкопробными и совершенно неаристократическими действиями в Крыму.