Wednesday, 15 January 2014

Голливуд взялся за Библию

Ной с сыном - похожи на викингов!
Было время в конце 1990-х – начале 2000-х годов, когда Голливуд «пошел на войну», и появилось много хороших и зрелищных фильмов про военные конфликты, старинные и недавние, реальные и придуманные. Вспомнить здесь можно «Спасти рядового Райана», «Падение «Черного Ястреба», «Перл-Харбор», «Говорящие с ветром», «К-19» и много других неплохих американских фильмов. Некоторые популярнейшие кинопроекты, даже напрямую не являющиеся «походом на войну», содержали зрелищные батальные сцены и тоже как-то были по духу милитаристическими (например, трилогия «Властелин колец»). Военную горячку подхватил и российский кинематограф, выпустивший в те годы такие культовые фильмы, как «Война», «Звезда», «Кавказский пленник», «Пленный» и т.д.

Тогда еще, а сейчас особенно, становится понятно, что так Голливуд реагировал на многочисленные военные конфликты в мире, к которым Америка имела непосредственное отношение: сначала войну в Персидском заливе, затем в Хорватии, затем теракт 11 сентября 2001 года и последовавшие за ним войны в Ираке и в Афганистане. В русском кинематографе был свой «источник вдохновения» этой темы и одновременно головная боль для всей страны – чеченские войны.
Мафусаил - старейший пророк Библии
Сейчас у меня создается впечатление, что Голливуду война поднадоела (перестала приносить доход? перестала интересовать крупных режиссеров?). Сегодня у некоторых американских кино-«тяжеловесов» на повестке дня другая тема – религия в общем, и Библия в частности. Именно такая мысль приходит в голову, когда читаешь западные статьи о предстоящих больших премьерах. Например, скоро в прокат выходит несколько грандиозных – то есть очень дорогих – кино проектов на религиозную тематику. К таковым несомненно относится уже показанный 8-серийный фильм «Библия» 2013 года, о котором я писал здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_27.html. В марте 2014 года в мировой прокат должен выйти 160-миллионнодолларовый фильм «Ной» Даррена Аронофски («Черный лебедь»), а на декабрь 2014 года запланирован выход «Исхода» Ридли Скотта («Прометей»). В обоих проектах участвуют первые лица американского кинематографа: Рассел Кроу (Ной) и Энтони Хопкинс (Мафусаил) в «Ное», Кристиан Бейл (Моисей) а также Бен Кингсли и Сигурни Уивер в «Исходе».

Трейлер фильма «Ной» уже доступен в Ютьюбе, по нему можно получить некоторое представление об этой ленте. Несомненно, что это будет очень зрелищное кино с массой потрясающих спецэффектов. Как говорится, эпический сюжет всемирного потопа обязывает. До выхода «Исхода» - ветхозаветной истории освобождения Моисеем евреев из египетского рабства – ждать еще долго, но я уверен, что Ридли Скотт, автор любимого мною «Гладиатора», сможет в нем развернуться и еще раз продемонстрировать свои таланты, тем более что в написании сценария участвовал «оскароносец» Стивен Зэйллиан («Список Шиндлера»).
Змеи тоже спасутся в Ковчеге
Я с большим интересом посмотрю эти фильмы, но у меня к ним особое отношение. Во-первых, любопытна сама мысль о возросшем интересе Голливуда к Библии. Что это: поиски своей идентичности? Попытки понять смысл нашей жизни, которая становится все более и более странной и непостижимой? Желание увидеть во мгле современных, неразрешимых казалось бы, проблем свет выхода из них? Попытки нащупать ориентиры и опоры в ситуации всеобщего разобщения и пессимизма? Попытка дать отпор агрессии и ненависти со стороны религиозных фанатиков? Над всеми этими вопросами стоит задуматься, однако только внимательное изучение Библии (особенно Нового Завета) может дать ответы на них.

Во-вторых, любопытно увидеть результат – известные великие истории, снятые в современном мире современными средствами и методами. Сериал «Библия» научил меня, что результат будет бесспорно зрелищным, но в то же время очень неожиданным, и к подобного рода постановкам необходимо относиться спокойно и конструктивно-критически. Например, мне этот сериал понравился, он действительно эпический и, в общем, по своему духу очень библейский, то есть создающий соответствующие смыслы. Некоторые «находки» показались в нем несколько неуместными. Например, в этом фильме Иосиф, муж матери Иисуса Марии, не престарелый, заботливый и бородатый человек, который принял и защитил Марию с ее неожиданной беременностью, а молодой, безбородый и весьма горячий супруг, от которого с трудом можно ожидать «чистого» отношения к своей красавице-жене. А ведь согласно Новому Завету она осталась на всю жизнь девой. Откуда у создателей фильма взялась такая смелая идея, что Иосиф был молодым – непонятно, но во мне она несколько диссонировала с безгрешным духом библейской истории рождения Иисуса. Были там и другие странности, на которые я старался не обращать внимание, но которые могут с легкостью быть использованы критиками, чтобы не оставить камня на камне от этого сериала, особенно его новозаветной части.
Потоп начался! Странно как-то разверзлись хляби небесные
Нет сомнения, что Голливуд может создать очень яркие, масштабные и запоминающиеся образы – на то он и Голливуд, чтобы превращать эпические истории в эпическое кино, а что может быть более подходящим для этих целей, нежели Библия! Но каково же отношение настоящей веры к голливудской продукции? В православии, например, красота изображения считается отвлекающей, и даже может считаться порочной. Святой Серафим Саровский говорил, что икона не должна быть слишком красивой, а если это так, то верующий человек должен смотреть на горящую свечу или вообще опустить глаза в пол, и молиться не глядя на такую икону. Современные православные мыслители отмечают, что многие западные церкви настолько красивы, что в них красота заслоняет собой веру. Примерно таких же ощущений можно ожидать и от голливудских религиозных фильмов. К таким работам нужно подходить спокойно, без горячечного энтузиазма, хорошенько подготовившись заранее, чтобы красота зрелища не заслонила идею, а режиссерские «находки» не сбили с толку. Кинопостановки библейских сюжетов, даже очень зрелищные, имеют свое важное место в современной культуре, и могут стать предметом важных дискуссий и глубоких размышлений, как это доказала мощная картина Мела Гибсона «Страсти Христовы». Однако в любом случае, кино не должно заменять собою чтения первоисточника. Правильно, думаю, будет заранее внимательно почитать соответствующие библейские главы, желательно с комментариями, и только затем, вооруженному этим знанием, идти на просмотр голливудских эпопей.

No comments:

Post a Comment