|
Г. Доре, "Ангел ведет крестоносцев к новому Иерусалиму" |
Умение передать крупный масштаб изображаемого события, на мой взгляд, принадлежит к вершинам изобразительного искусства. Существуют, например, техники того, как нарисовать лошадь или портрет прекрасной женщины, но как достоверно изобразить многотысячную армию или сонм ангелов? Мне кажется удивительным то, что некоторые художники могут на небольшом по размеру холсте или листе бумаги вполне достоверно передать грандиозность изображаемых событий. Мастерством создания грандиозного изображения отлично владел классик книжной иллюстрации 19-го века француз Гюстав Доре (1832-1883). О нем я хочу рассказать в этой статье.
Известно, что как только рисунки 15-летнего Гюстава увидел один парижский книжный издатель, он тотчас предложил его отцу нанять талантливого мальчика на три года. Отец Гюстава Доре не понимал изящные искусства и хотел, чтобы его сын стал адвокатом. Мальчик однако принял приглашение парижского издательства и впоследствии неплохо этим помогал своему отцу содержать его многочисленную семью. А когда его отец неожиданно умер, юный Гюстав стал главным добытчиком средств в семье.
|
Г. Доре, "Новый Иерусалим" |
Талант Доре был настолько очевиден, что ему в возрасте 20 лет заказали иллюстрацию всей литературной классики, какая существовала в 19 веке. Заказ был огромный и чтобы хоть как то с ним справиться Доре разработал особую технологию производства своих гравюр. Он нанимал многочисленных учеников, обучал их вырезанию гравюры на деревянной основе. Доре только быстро наносил на деревянную основу свои рисунки. Ученики занимались тем, что вырезали их, то есть выполняли более трудоемкую и длительную работу. Но поскольку квалификация их часто бывала невысокой, Доре был постоянно недоволен качеством гравюр. Он много времени посвящал созданию своей команды опытных и искуссных резчиков по дереву. Такая команда к концу его жизни сложилась. К сожалению планам Доре иллюстрации всей классики не суждено было сбыться: он умер от инсульта в возрасте 51 года, иллюстрируя произведения Шекспира. Всю классику ему проиллюстрировать не удалось, но такие фундаментальные книги, как Библия, «Потерянный рай» Мильтона, «Дон Кихот» Сервантеса, «Божественная комедия» Данте, «Гагантюа и Пантагрюэль» Рабле, а также работы ставших к тому времени классиками Э. По, С. Кольриджа, А. Теннисона, Ш.Перро, Р.Распе и других менее известных сегодня авторов он проиллюстрировал.
|
Г. Доре, "Камелот" |
Любопытно, что портфолио Доре открывают работы на русскую тематику. В возрасте 22 лет он окончил свой первый крупный художественный проект: 500 иллюстраций для книги-альбома «История Святой Руси» (полное название «Живописная, драматическая и карикатурная история Святой Руси на основании текстов хроникеров и историков Нестора, Сильвестра, Карамзина, Сегура и т. д. в 500 рисунках с комментариями»). В этих рисунках он изобразил дикую, отсталую, жестокую и полицейскую страну, что в некотором смысле можно считать его артистической местью за провал наполеоновской кампании. В дальнейшем к русской теме Доре никогда не возвращался. Его больше интересовали Англия и Испания. Альбомы, созданные во время его путешествий в эти страны, принадлежат к его лучшим работам. Известно, что Ван Гог был настолько поражен лондонскими гравюрами Доре, что взял его работу "Прогулка заключенных в Хайгейтской тюрьме" за основу своей знаменитой картины "Прогулка заключенных".
|
Г. Доре, "Сонмы ангелов в Раю" |
Доре были подвластны близкий и далекий план изображаемого, настоящие и вымышленные существа, людские характеры, архитектура. Он был внимателен не только к крупным, но и к мелким деталям, которые он очень любил и всегда старательно вырисовывал. Он также старался, по мере возможности, не скрывать натуралистические подробности (смотрите, например, его забавную иллюстрацию разрезанной надвое лошади под Бароном Мюнхаузеном:
http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/11/5.html). В результате его иллюстрации всегда просто интересно рассматривать.
Он был выдающимся иллюстратором и соответственно ценился. Так, например, за создание 26 иллюстраций к стихотворению «Ворон» Эдгара По американское издательство заплатило ему 30 тысяч франков – огромную по тем временам сумму (смотрите одну из его иллюстраций к «Ворону» здесь:
http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/05/blog-post_07.html).
Гравюры Доре стали образцом книжного иллюстраторского мастерства, и по сей день существует немного художников, которые бы столь же успешно рисовали на столь разные темы и при этом сочетали высокое качество своих работ с высокой продуктивностью. Его гравюры и сегодня могут преподать хорошие уроки создателям книжных иллюстраций и комиксов. Например, создателям комиксов «Откровения Иоанна Богослова», стоит поучиться у Доре изображению масштабных событий (об этой книге комиксов я писал здесь
http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/01/blog-post_6145.html).
No comments:
Post a Comment