Sunday, 23 September 2012

Об индейцах Америки

Корнелиус Кригхоф. Индейская женщина - продавец мокасинов (1855)

Корнелиус Кригхоф. Индейцы, работающие на компанию Хадсон Бэй (1858)

 Корнелиус Кригхоф. Охота индейцев на диких оленей (1860)

Индейский лагерь у реки (1850)
Про индейцев Северной Америки я узнал в основном из книг Фенимора Купера, немецких и югославских приключенческих фильмов 1980-х годов, а также нескольких голливудских продукций («Танцы с волками», «Последний из могикан», «Покахонтас»). Недавно весьма впечатляющий индеец появился и на русском литературном небосклоне в образе индейского слуги одного из главных героев романа А. Брусникина «Беллона».
Однако, уже один факт, что эта информация происходит не из первых рук, свидетельствует о ее недостоверности. Инстинкт подсказывал мне, что тот роматический вид гордого и дикого жителя американских равнин, который я нарисовал себе в детстве под воздействием куперовских «Следопыта» и «Последнего из могикан», не совсем отражает реальность.
Кто же такие американские индейцы, каким на самом деле мог быть великий воин Чингачгук, что представляет из себя их жизнь сегодня. На эти и другие вопросы судьба смогла предоставить мне ответ, довольно близко сведя меня с несколькими представителями этого древнего народа во время моего пребывания в Северной Америке. Я также посетил несколько музеев, посвященных индейцам и их культуре, которые можно считать ключевыми источниками информации по этой теме. Своими краткими размышлениями и впечатлениями от того, что я увидел и узнал там, я и хочу поделиться в статье.
В этой связи я вспоминаю мой визит в три северо-американских музея, посвященных индейской тематике: музей традиционного искусства Эйтельджорг в Индианаполисе (Eiteljorg Museum of American Indians and Western Art), Нью-Йоркский Национальный музей индейского искусства (National Museum of the American Indian) и музей антропологии университета Британской Колумбии в Ванкувере (Museum of Anthropology - University of British Columbia). Первые два музея я посетил более десяти лет назад, и впечатления от них уже подвыветрились, хотя некоторые очень отчетливые и крайне разные картинки в памяти остались. В ванкуверском музее побывал недавно, и о нем расскажу подробнее
Музей Эйтельджорг (http://www.eiteljorg.org/home) конечно содержит богатую и разнообразную коллекцию артефатов – в этом можно удостовериться посетив их интересный веб-сайт. У меня же в голове от того посещения осталась примерно такая картинка, которая в общем соответствовала моему детскому представлению об индейцах: гордый, скуластый охотник с орлиным носом и бронзовой кожей в кожаной накидке и украшенный перьями, сидящий на боевом коне и смотрящий вдаль. От этого взгляда не укроется ни один, даже самый слабый след животного или врага, а его мастерство владения луком и копьем непревзойденны. Этот образ не вызвал никакого диссонанса в моем сознании. Где-то вглуби слабо вспыхнули огоньки следующих мыслей: можно ли вполне доверять «белому» автору картины об индейце? И вообще, почему прожив два года в Иллинойсе, на среднем Западе, где когда-то жили воспетые Фенимором Купером племена сиу и апачей, я так ни разу и не увидел настоящего живого индейца? Но жизнь отвлекла меня от поисков ответа на эти вопросы.
Гейл Тремблэй (племя онондага\микмак, 1945 г.р.) Клубника и шоколад, 2000 (из собр. Национального музея индейского искусства, США)
Настоящий шок я испытал, когда пошел в Нью-Йоркский Национальный музей индейского искусства (http://nmai.si.edu/visit/newyork/). Почему пошел – не помню, наверное потому, что вход туда свободный. Во всяком случае я точно не ожидал увидеть то, что я там увидел. Хорошо помню в фойе музея на стене довольно странную картину маслом, напоминающую русский лубок. Картина изображала очевидно индейцев, выскакивающих из огня. Они были совершенно не похожи на индейца с картины «белого» человека. Особенно запомнилась мне притча, написанная ниже картины. Картина должна была ее проиллюстрировать. Притча эта настолько интересна, что я хочу привести ее полностью.
Когда Бог решил создать человека, он слепил его из теста и засунул в печь. Испугавшись, что там человек сгорит, Он быстренько вытащил его из печки. Человек получился недоделанный, сырой, белый. Богу он не понравился, и Бог его выкинул. Затем Бог слепил другого человека из теста и решил засунуть его в печь надолго. Но когда Он его вытащил, человек оказался пережженым, черным. Богу и этот человек не понравился, и Он его тоже выкинул. Тогда Он слепил третьего человека, но тут-то Он уже знал, сколько нужно держать человека в печи. Он его пропек именно столько, сколько было нужно, и когда Он его вытащил, то увидел, что человек получился хорошо пропекшимся, красным. Вот этого человека Я люблю, - подумал Бог и поселил его в самом лучшем месте на земле, где было много лесов, полей, моря и чистой воды, животных и ягод, рыбы и ракушек. А чтобы человек точно никогда не проголодался, Он ему дал вечную еду – кукурузные початки.
,
Все это звучало как-то совсем нетрадиционно, весьма неполиткорректно и долго не могло уложиться в моей голове – уж очень меня поразило это не очень уважительное отношение индейского фольклора к белому человеку (да и к черному тоже!), ведь вроде бы как все должно быть совершенно иначе. Именно белые люди все-таки принесли в Северную Америку цивилизацию, европейские ценности демократии и равенства. Поди вон, напиши в газете или книге подобную неуважительную историю про индейцев или негров, тебе быстро напомнят о расизме – в Америке с этим очень строго. А тут – висит свободно на входе в бесплатный огромный музей в самом центре Нью-Йорка!
Как говорится, дальше было хуже. Вместо портретов гордых охотников на конях я увидел в экспозиции музея артефакты, которые вообще сложно описать словами: какие-то подвешенные к потолку полузаполненные чем-то мешки, обвитый фотопленкой куб из проволоки, телевизор, показывающий какие-то столбы и т.д. Все это совсем не напоминало старую добрую картинку из детства, но выглядело смело, очень современно и свежо – ощущения, которые я не ожидал испытать в музее, посвященном индейцам. В описании экспозиций говорилось о том, что авторы всех этих удивительных артефактов – современные индейские художники. Тогда-то я впервые осознал, что то, что мы, белые люди думаем об индейцах, и то, что они сами думают о себе – это весьма разные вещи. А еще я понял, что индейцы не думают о европейской цивилизации ничего хорошего. Этот музей и связанные с ним откровения запомнились мне из того посещения Нью-Йорка почти так же сильно, как и визит на крышу одной из башень-близнецов. Ей оставалось стоять еще около 9 месяцев...
С тех пор в мире, да и в моей голове, много чего изменилось. Террористы обрушили башни-близнецы, и Америка поняла, что далеко не все в мире ценят цивилизацию и уважают европейские ценности. Индейцы конечно никогда бы не совершили такой чудовищный теракт, но у них есть серьезные претензии к "белому" человеку и к тому, что он с собой несет. Детали этой важной мысли я почерпнул из потрясающей книги Джареда Даймонда «Ружья, микробы и сталь», которая подробно описывает, как и почему произошло завоевание европейцами Америки. Им в этом просто помогли ружья, микробы и сталь! Технологически западная цивилизация была более развита, и это помогло ей завоевать индейцев самым грубым и насильственным способом. "Белый" человек был также более биологически устойчив со своей многовековой сельскохозяйственной историей. В результате этого завоевания цивилизация северо-американских индейцев была почти полностью уничтожена. Особенно «белый» человек «постарался» на американском Среднем Западе, где и находится приютивший меня на два года штат Иллинойс и соседний с ним штат Индиана со своим музеем традиционного искусства Эйтельджорг. Поэтому я там и не увидел ни одного индейца за все это время!
В Канаде я увидел гораздо больше индейцев, чем в США. Я бы даже так сказал, что индейцы в Канаде так же часто встречаются, как негры в Америке, в чем я регулярно убеждаюсь, посещая Сиэттл, Нью-Йорк и другие американские города. В Канаде я познакомился с соседом Микки – пожилым, опрятным и очень трудолюбивым индейцем, который работал уборщиком, будучи в то же самое время большим индейским вождем (но который ушел из резервации). Микки пережил тяжелую жизнь: в детстве его насильно забрали из семьи и отдали в «белую» школу, где запрещали говорить на родном языке. Учителя не гнушались физически наказывать индейских детей, а некоторые их еще и сексуально преследовали. Подобные школы существовали в Канаде до начала 1980-х годов! Затем Микки вернулся в резервацию, где стал алкоголиком. В резервации расцветало семейное насилие, алкоголизм, наркомания и самоубийства среди молодежи. Жилось там хорошо лишь только вождям, которые вовсю пользовались налоговыми и иными фискальными льготами, предоставляемыми индейским резервациям канадским правительством – видимо из чувства вины за «неудобную» историю взаимоотношений. Это – льготы на продажу земли, строительство и продажу жилья, возможность строить в резервациях казино и размещать рекламные щиты вдоль дорог, отчисление части доходов в резервацию от производств, которые находятся на их территориях.
Те резервации, которые я видел, производят удручающее впечатление. Полуразрушенные дома, заброшенные участки, спившиеся мужчины, измученные молодые женщины с кучами орущих и больных детей – все это мне напомнило российскую деревню из депрессивного пояса с тем лишь исключением, что детей там мало. Видя все это мне хотелось крикнуть: люди, бегите быстрее из этих резерваций, если вам дорога еще ваша жизнь! К этому надо добавить, что у каждого канадского индейца имеются отличные льготы, позволяющие им легче поступать в университеты, искать работу, платить меньше налогов и т.д. Однако апатия, социальные пороки и навязываемое вождями иждивенческое отношение к действительности – что, мол, них была великая история, которую уничтожили белые, и которые им теперь по гроб жизни должны - мешают вырваться из этой жизни. А ведь переехать в соседний город гораздо легче, чем, скажем, поменять страну!..
Микки выжил как раз потому, что ушел из резервации (за что его некоторые вожди не любят), присоединился к Анонимным Алкоголикам и смог вылечиться. Сейчас он духовный наставник индейских ребят, их психолог. Они часто к нему приходят, и я уверен, что эти встречи очень для них полезны. Он недолюбливает канадское правительство, но понимает, что больше принесет пользы своему народу сотрудничая с властью, нежели сидя у нее на шее. Это является причиной того, что в День Поминовения всех павших в боях, он появляется в телевизоре в красивой национальной одежде бок о бок с премьер-министром Британской Колумбии.
Музей антропологии университета Британской Колумбии
Закончу эту статью парой слов о третьем музее, посвященном индейцам, который я посетил недавно – Музее антропологии университета Британской Колумбии (http://moa.ubc.ca/). Туда я уже пришел вооруженный знаниеми об индейцах, которыми попытался поделиться выше. Если есть место, доказывающее присутствие богатой истории и культуры индейцев (в основном, западных), то это было оно. Музей знаменит своей архитектурой и уникальной коллекцией на весь мир. Само здание представляет из себя как бы вход в индейскую деревню, расположенную среди небольших зеленых холмиков на берегу лесной речки. Только стеклянная стена разделяет массивные тотемы от искусственно созданной протекающей мимо речки, создавая ощущение живого, а не музейного пространства. Натуральные тотемы, грандиозные религиозные постройки индейцев западноамериканских племен и их уникальная утварь, а также старинные и современные украшения и артефакты составляют экспозиции. Наверное так себя чувствуешь на острове Пасхи среди каменных идолов, как прогуливаясь по этому музею.
В Музее антропологии - массивная скульптура знаменитого индейского художника Билла Рейда

Хочется верить что в отличие от полинезийских племен, населявших остров Пасхи, североамериканские индейцы не вымрут, а будут жить, развивая свою богатую и уникальную культуру, и извлекая уроки из своей драматической истории.

No comments:

Post a Comment