Saturday, 8 September 2012

О Галерее Искусств Онтарио: богатая коллекция уникального и очень красивого канадского искусства

 Архитектура Галереи Искусств Онтарио необычна (Торонто)


В Галерее Искусств Онтарио (Art Gallery of Ontario или AGO) я был год назад, но память о том посещении останется со мной надолго. Галерея содержит богатую коллекцию уникального канадского искусства, которое, на самом деле, было бы очень понятно любителю русской живописи. Надо здесь упомянуть, что еще пять лет назад я вообще не знал о каком-либо канадском искусстве. Где-то в закоулках памяти было имя канадской художницы Эмили Карр, не более того. Посетив Канаду, я узнал, что эта страна тоже, как и всякая другая,  имеет свое уникальное и разнообразное искусство. Правда, ему не так много лет, как европейскому искусству (хотя имеются довольно древние индейские украшения), но это объяснимо ее сравнительно недавней историей.


Искусства в Канаде оказалось много, оно очень красиво и имеет свою любопытную историю. В первую очередь в историческом контексте нельзя не упомянуть, Тома Томпсона, Группу Семерых, Эмили Карр. Моей маме также понравился Корнелиус Кригхоф – художник «второго эшелона», как о нем отзываются критики, но все-таки, на мой взгляд, тоже весьма достойный артист. Скажу пару слов о каждом из них.

К. Кригхоф: Лагерь индейцев канавага

Утро после деревенского праздника

Канадский дом

Исторически первым идет Корнелиус Кригхоф (1815-1872). Его специализацией было бытописание пионеров Квебека – первых европейских поселенцев в Канаде. Приехав сюда из теплой Франции в поисках религиозной свободы первые жители Квебека были приятно поражены богатством новой земли и неприятно поражены ее суровым климатом. Постепенно они стали приспосабливаться к новой жизни и даже находить некоторое удовольствие, прежде им недоступное. Корнелиус Кригхоф изображает эти радости в своих картинах. То ли это веселящиеся подвыпившие фермеры, поводящие зимний вечер в теплом трактире, то ли дети, весело едущие на санях по глубокому снегу – картины Корнелиуса Кригхофа всегда изображают простые радости трудового народа. Так, кстати, детально, что это не только произведения искусства, но и богатый этнографический материал. Искусство Корнелиуса Кригхофа - это то искусство, которое хорошо рассматривать и обсуждать с детьми или одному в моменты грусти. Несколько дополнительных улыбок в результате обеспечено.

 Том Томсон: Одинокая сосна – наверное самая знаменитая картина Тома Томсона

 Осенние листья

 Дорожка за Моват-Лодж

Клены цветут

 Каноэ

Том Томсон (1877-1917) - наверное, самый уважаемый и влиятельный канадский художник. Его картины производят сильное впечатление. Интересна также его история и загадочная смерть. Если описывать его жизнь кратко, то Том Томсон был простым бродягой без особой профессиональной подготовки. Много путешествовав и прекрасно зная дикую природу Канады, Том Томсон мог отлично передать эту дикую красоту в своих картинах. Это один из самых любимых мною художников. Есть в его картинах какая-то безыскусная простая красота, которая мне очень нравится. Том Томсон любил рисовать отдаленные уголки природы канадской провинции Онтарио, климат которой очень похож на климат среднеевропейской части России. Рисовал он на чем придется. Чаще всего это были рисунки на картонках. Сегодня несколько странно видеть его явно небрежные наброски на чем попало, оформленные в дорогие рамы в Галерее Онтарио. Но зато рисовал он исключительно. В его искусстве чувствуется влияние поздних импрессионистов (Сезанна, Ван Гога). Критики сходятся в одном: у Тома Томсона было потрясающее понимание и связь с природой, и он мог передать ту особую красоту, которую он видел в неброском канадском пейзаже. Том Томсон погиб при загадочных обстоятельствах – по официальной версии он утонул в озере Алгонкин, которое он часто рисовал и знал как свои пять пальцев. Существует много версий, того, как он утонул (запутался в рыбных сетях, поссорился с соседом и был убит, утопился), но ни одна из них не признана окончательной.

 Эмили Карр: Лето. Гора Дуглас

 Тотемы индейцев хайда

 Большой ворон

Как я уже писал, Эмили Карр (1871-1945) была единственной канадской художницей, про которую я слышал в России. Откуда слышал, вспомнить не могу, но точно слышал. Эмили Карр родилась и умерла в тихом и красивом городке на тихоокеанском побережье Канады – в Виктории. Она ездила по миру в молодости и училась в известных американских и европейских школах живописи, но свое главное вдохновение она нашла у себя на родине. На ее творчество сильно повлияло искусство индейских племен, населяющих канадский запад, а конкретно их тотемы – деревянные столбы, изображающие животных. Эти тотемы встречаются только вдоль побережья Тихого океана и больше нигде в Северной Америке. Интересно, что сегодня индейские активисты обвиняют Эмили Карр в том, что она присвоила себе их темы – аргумент на мой взгляд не только неубедительный, но и неправильный. На самом деле картины Эмили Карр привлекли внимание широкой культурной общественности к творческому наследию западных индейцев, сделали им, так сказать, рекламу. Сама же Эмили Карр рисовала их только потому, что они производили на нее сильное впечатление (они действительно впечатляют). Удавались Эмили Карр также канадские пейзажи. Она написала несколько автобиографических книг, которые ценятся не только за свою литературную, но и этнографическую ценность, переиздаются и сегодня. Мне ее картины кажутся красивыми, хотя и несколько мрачноватыми, а те ее книги, которые я прочитал, я бы отнес к лучшим образцам краеведческой прозы.

 А. Джексон: Зима в деревеньке Сент-Агнес, Квебек

 А. Лисмер: Сосновый остров

 Франк Джонстон: Пожар в Алгоне

 Ф. Кармайкл: Озеро Крэнберри

 Ф. Варли: Шторм в бухте Джорджиан

 Дж. МакДональд: Заросший сад

 Л. Харрис: Гора Лефрой
 
Группа Семерых считается основоположником канадского искусства. Ее составили канадские друзья-пейзажисты, жившие в начале 20-го века в Канаде. В нее входили Франклин Кармайкл (1890–1945), Лорен Харрис (1885–1970), A. Джексон (1882–1972), Франк Джонстон (1888–1949), Артур Лисмер (1885–1969), Дж. МакДональд (1873–1932), и Фредерик Варли (1881–1969). По причине близости тем и стиля к ним же относят Эмили Карр и Тома Томсона. Когда-то в начале 20-го века основоположники группы собрались в одном из кафе Торонто и задумались о том, как в современных им условиях нужно рисовать Канаду. Среди условий были буйная канадская природа, стиль Арт Нуво, торжество импрессионизма и пост-импрессионизма. Было вынесено следующее решение: рисовать Канаду надо только непосредственно выходя на прямой контакт с дикой и девственной канадской природой. Художники рисовали Британскую Колумбию, Онтарио, Новую Шотландию, Квебек, Арктику. Их наследие – большое количество потрясающе красивых пейзажей, большинство из которых было бы очень понятно российскому зрителю. Существовала Группа на средства наследника машиностроительной мануфактуры Лорена Харриса, который помогал своим бедным, но талантливым друзьям-художникам жить искусством и не особенно думать о том, нравятся ли их картины окружающим. Лорен Харрис сам неплохо рисовал (у него было отличное чувство цвета), но он никогда не выставлял свои картины на продажу. Неожиданно, пейзажи членов Группы, нарисованные не на потребу толпе, а по зову сердца, стали очень популярны в Канаде. В их искусстве публика увидела объединяющую общеканадскую идею, которая и сегодня развивается в виде экологического активизма (справедливости ради необходимо отметить, что другими общеканадскими идеями являются мирное сосуществование с соседями, социальная защита уязвимого населения и религиозная терпимость). Группа разрасталась, и в 1933 году со смертью одного из художников, она была переименована в Канадскую Группу Художников, куда стали допускать и женщин. Как общеканадское движение Канадская Группа Художников просуществовала до 1967 года, когда она разбилась на мелкие течения по вкусам.

No comments:

Post a Comment