Wednesday, 25 July 2012

О фильме "Измена": как патриот стал шпионом

 Роберт Ханссен, когда он был уважаемым агентом ФБР

Роберт Ханссен в исполнении Криса Купера в фильме "Измена"

История советского шпиона Роберта Ханссена, который был разоблачен в начале 2001 года в Вашингтоне, представляет из себя прекрасный материал для писателя вроде Достоевского. У него лучше всего получалось увидеть в обыкновенном, банальном зерна, из которых произрастают великие сюжеты и трагедии шекспировского масштаба. Личность Роберта Ханссена, которая могла бы показаться поверхностному наблюдателю скучнейшей и ничем не выдающейся, носила в себе именно эти зерна. И в самом деле, кто был Ханссен на поверхности: примерный и набожный семьянин, надежный и неглупый бюрократ, посвятивший государственной системе всю свою жизнь и готовящийся с почетом уйти на заслуженную пенсию. На самом же деле Ханссен много лет был тайным агентом Советского Союза в самом сердце разведывательного аппарата США, выдавший огромное количество ценнейшей информации своим советским коллегам, в том числе информацию об американской электронной разведке, о тоннеле, прорытом ФБР под новое здание советского посольства, и имена нескольких сотрудников КГБ, работавших на американцев в качестве двойных агентов. Эти агенты были пойманы и расстреляны КГБ.

За свою работу Ханссен не требовал много денег. В одном из своих тайных донесений он писал о том, что у него нет необходимости и условий получать более 100 тысяч долларов за свои донесения, хотя они стоили гораздо дороже, и он мог легко бы получать большие суммы. Не был он и агентом, работающим из идеологических соображений. Он верил в то, что СССР – это страна, построенная на ошибочных принципах, одним из которых он считал «безбожие Советов».

Что же двигало этим крупнейшим шпионом 20-го века? Мне кажется, его движущей силой был, как ни странно, патриотизм, но в некоей извращенной форме. Так строитель, пытающийся доказать архитектору неправильный дизайн дома, специально выбивает балку, чтобы сказать, показывая на рушащийся дом: «Видали! Я же вам говорил, что дизайн плохой!»

Однажды он признался коллеге в том, что США напоминает ему «огромного и сильного ребенка с запоздалым умственным развитием». Он верил в то, что свой огромный потенциал и силу его страна расходует неправильно, с ущербом как для дела, так и для самой себя. Размышляя о последствиях войн в Ираке, Афганистане, нельзя не увидеть в этом аргументе большую долю истины. Действительно, высокотехнологичная и профессиональная мощь американской армии не смогла погасить конфликты в этих странах; американские стратеги, имеющие в своем распоряжении самые продвинутые идеи развития общества, не смогли наставить их народ и руководство «на путь истинный». Все что они смогли добиться – это создать и поддерживать тонкий слой внешней косметики, который плохо скрывает уродливый убийственный хаос, в котором оказались эти страны.

Несомненно, он это понимал. Раздосадованный тем, что «бюрократы наверху» не признают свои ошибки, Ханссен решил действовать по-иному. «Раз эти идиоты не хотят видеть и признавать свою тупость, я сделаю так, что это им будет дорого стоить» - мог думать Ханссен, когда решил наладить связь с КГБ, чтобы передавать им сверхсекретные сведения. Его желание стать шпионом было добровольным, денег, как я уже писал, он просил не так много, как мог бы. Сначала им руководило желание доказать своим начальникам их неправоту, но позже азарт смертельной игры захватил его. Он же способствовал его поимке. Собственная безопасность Ханссена очень беспокоила, и поэтому передачу информации он организовывал сам, не раскрывая свою личность и не выпуская контроля над этим процессам из своих рук. Советским контактам это не нравилось, но они ничего поделать не могли: слишком ценна была его информация. Так длилось около 20-ти лет. В какой-то момент своей карьеры он был даже во главе группы, которая была организована для поимки… его самого! Но чутье в конце концов подвело его, и он был пойман. Сейчас Ханссен осужден пожизненно без возможности помилования и проводит 23 часа в сутки в одиночной камере тюрьмы сверхстрогого режима.

Мне кажется, у Ханссена было извращено не только понятие патриотизма, но и веры. Он казался глубоко верующим католиком – каждый день ходил в церковь, любил рассуждать о важности религии в повседневной жизни, звал в церковь коллег. Однако его подрывная деятельность никак не совместима с христианским принципом поступать с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой. Мало в нем было и христианского терпения и прощения – всем было известно его неприятие гомосексуалистов, феминисток, атеистов. Я думаю, что внешняя религиозность помогала ему чувствовать себя лучше других, но глубоко религиозным он на самом деле не был. Несовместимой с глубокой верой кажется и тот факт, что Ханссен приглашал своего приятеля смотреть, как он занимается сексом со своей женой (он установил секретную камеру в своей спальне). Друг на все это смотрел, а жена ничего об этом не знала… Как когда-то ему понравилось взорвать обыденность своей работы, став шпионом, так, возможно, ему понравилось и «подперчить» свою интимную жизнь, тайком показав ее постороннему.

Все эти мысли пришли мне в голову после просмотра американского фильма «Измена» (Breach), в котором Роберта Ханссена талантливо сыграл отличный актер Крис Купер. Фильм вполне достойный и хорошо рассказывает увлекательную и поучительную историю поимки этого крупнейшего шпиона. Советую его к просмотру.

No comments:

Post a Comment