Wednesday, 25 May 2011

Кризис жанра

Продолжаю обзор статей, которые привлекли недавно мое внимание. Еще одна интересная статья из новостной ленты ВВС посвящена поискам ответа на вопрос: "Где же вы, современные Стейнбеки, певцы тех, кто потерял работу в эти сложные кризисные времена?" (http://www.bbc.co.uk/news/world-us-canada-13358745)

В начале статьи автор высказывает предположение, что реальные цифры, описывающие ситуацию с безработицей в США и мире, сильно занижены. Проблема исчезновения среднего класса стоит гораздо острее, чем может показаться тому, кто читает газеты. Почему же катастрофическое положение и душевные травмы тех, кто является опорой любого общества, не порождают современные великие произведения литературы и кино, как это было после Великой Депрессии 1930-х годов? Тогда, например, были опубликованы великие романы Джона Стейнбека "Гроздья гнева", "О мышах и людях", завоевавшие автору нобелевскую и пулитцеровскую премии, и послужившие основой для великих фильмов (например, "Гроздья гнева" режиссера Джона Форда).

Один из возможных ответов звучит так: еще прошло слишком мало времени, чтобы эти произведения были созданы, люди искусства еще не успели пропустить через себя нынешний кризис эмоционально. Прошло всего лишь около трех лет после того, как обанкротился банк Леман Брозерс, и финансовый пузырь лопнул. Возможно, сейчас кто-то уже пишет новый великий роман о судьбах тех, кто пострадал в результате.

Другой возможный ответ таков: некоторые сильные произведения уже увидели свет, например, книга Уолтера Кёрна "Мне бы в небо" и одноименный фильм. В этом произведении рассказывается об успешной работе и неудачной личной жизни "терминатора" Райана Бингама, которого нанимают фирмы, чтобы сообщить работникам об их увольнении. Заказов полно, а вот в личной жизни "увольняют" его, и непонятно, кому же сочувствуют создатели фильма - ему или тем, кого он увольняет. У меня создалось впечатление, что все-таки ему. Фильм затрагивает и другие интересные рабочие темы как то рабочие отношения между поколениями, свобода женщин и т.д., и по каждой теме у авторов имеется довольно нетрадиционное мнение. Мне с этими идеями было познакомиться любопытно, фильм рекомендую. Может, как-нибудь напишу отдельный пост про этот фильм, уж больно он меня зацепил!

Статья заканчивается строчкой из Томаса Элиота: «Человечество не в силах выносить слишком много реальности». Как во времена Великой Депрессии, так и сейчас помимо небольшого количества серьезных произведений на свет появляется масса развлекательного кино и чтива, которые дают тому же среднему классу отдых от тяжелой реальности. Однако реальность от этого никуда не девается и легче не становится. Последний вопрос автора риторический – если писатели и кинорежиссеры не дадут человеческое лицо бесчисленным безработным, потерявшим надежду на лучшее в эти суровые годы, то кто это сделает?

No comments:

Post a Comment