Tuesday 1 April 2014

О чтении Библии

Одной из составляющих частей Великого Поста, да и вообще всей жизни православного христианина, является чтение Библии – священной книги христианской религии. Православному христианину читать Библию не просто важно, а необходимо, поскольку те, кто ее не читают, грешат, нарушая Первую Заповедь Моисееву «Я Господь, Бог твой; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим». Об этом, например, пишет великий православный духовник Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) в своей книге «Опыт построения исповеди» - небольшом, но емком труде, который я всем советую прочитать. Архимандрит Иоанн советует читать хотя бы по главе каждый день, чтобы избежать этого греха. Подобная требовательность со стороны мудрейшего религиозного лидера 20-го века весьма обоснована, поскольку в православии грехом считается все, что отдаляет человека от Бога. Игнорирование Главной Книги христианства, которая, как считается верующими, была послана человеку Богом, конечно отдаляет человека от Него. Но даже и неверующим полезно знать Библию, потому что вся европейская цивилизация происходит из нее, это самый цитируемый и исследованный источник в мире, она является основой современной культуры, морали, права.

Как известно, Библия – книга толстая. Она состоит из двух принципиально разных частей: Ветхого и Нового Заветов, то есть договоров между человеком и Богом. Немного о Ветхом Завете я писал в статье, посвященной 22-му библейскому псалму (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/09/22.html). В ней я привел метафорическое сравнение Ветхого Завета с домом. В его основании лежит моральный Закон (Десять Заповедей Моисеевых, определяющих отношения между людьми и Богом). Это фундамент метафорического Библейского Дома. Закон, или Тора, изложен в Пятикнижии Моисеевом (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие). Стенами дома являются пророчества о будущем Мессии (все книги от Иисуса Навина до Малахии). Крышей же ветхозаветного дома являются Писания – все книги, начиная от Иова и до окончания Ветхого Завета. В Писания включен и Псалтырь, состоящий из 151 псалма (по греческой классификации). 22-ой псалом является наверное самым популярным псалмом из всех остальных, и его, в продолжение духа метафоры, можно назвать коньком ветхозаветного дома. Новый же Завет можно сравнить с Человеком, который в этом Библейском Доме живет. Конечно же по христианским представлениям, идеалом этого человека является Мессия Иисус Христос. Соответственно Новый Завет рассказывает нам об этом Человеке, Его жизни и ценностях, и о Его наследии, то есть о правилах, которые мы должны выполнять, если хотим оказаться жильцами этого Дома.

У любого человека, который впервые хочет прочитать Библию, возникает естественное желание начать ее с начала. Однако я пришел к выводу, что это не самый правильный подход к чтению Священной Книги впервые. Конечно же в идеале она должна быть усвоена полностью, то есть от своего начала – книги Бытия – и до своего окончания – Откровений Иоанна Богослова. Этому способствует то, что любая «поздняя» часть Библии (то есть, все книги Нового Завета) полны отсылок на более раннюю часть Библии (то есть Ветхий Завет). Логически казалось бы надо знать раннюю часть Библии, чтобы лучше понять ее позднюю часть.

Однако православным христианам (или им сочувствующим), которые еще не читали Библию внимательно, необходимо начинать это делать с Нового Завета и его первой книги – Евангелия от Матфея. Все четыре Евангелия описывают земную жизнь и учение Мессии Иисуса Христа. Устройство вышеописанного Библейского Дома конечно очень важно, но оно все-таки не важнее, чем Человек, живущий в Нем. Дом – это Закон, а Человек – это Жизнь и Любовь, которые вдохновляют и наполняют Закон человеческим смыслом. Без Любви Закон это буква, знание, схоластика. Наполненный Любовью Закон – это смысл нашей жизни, правила, по которым нужно и стоит жить сегодня и всегда. Иллюстрацией этих слов может быть краткое обсуждение понятия «подаяние». В Новом Завете это понятие обсуждается как «милостыня» (2 Кор. 8). Апостол Павел разъясняет, что новозаветная милостыня должна быть подаваема по мере средств, так чтобы человек помог нуждающимся (священникам, бедным), но не оставался сам нищим. Иначе говоря, чтобы человек давал с желанием и любовью. Ветхий же Завет говорит о «приношениях», «выкупе» или «десятине» (Чис. 18), которые все верующие должны платить Богу как «ренту» за свое пребывание на святой земле и для того, чтобы священники лучше исполняли свои обязанности. Это обязательные торговые отношения. Они по букве похожи, но по духу не имеют ничего общего с новозаветной милостыней.

Напомню, что Ветхий Завет является святой книгой не только в христианстве, но и в иудаизме. Однако эти две религии расходятся в принятии Нового Завета: христианство принимает его как Божественное откровение, а иудаизм не принимает. Соответственно можно сделать логический вывод, что именно в Новом Завете содержится определяющая суть христианской религии, которая отличает христиан от иудеев и от приверженцев всех остальных религий. Уже только поэтому главной источником для православного христианина является Новый Завет, и особенно четыре Евангелия, повествующие о земной жизни Мессии Иисуса Христа. Иудеи не признают Христа за Мессию, они считают, что его личность не имеет никакого религиозного значения. Они считают, что Мессия еще не пришел, а когда он придет, начнется конец света, потому что дальше история развиваться уже не будет. Неприятие иудеями мессианской роли Иисуса Христа может быть кстати расценено, как дополнительное доказательство существования Иисуса Христа. Будучи рожден от иудейской матери, Он говорил о том, что «нет пророка в своем отечестве» (Мф. 13:57), и о том, что еврейский народ будет жестоко наказан за неприятие Мессии, который ходил между ними как обыкновенный человек (Мф. 24:2). Трагическая судьба гонимого еврейского народа на протяжение многих веков подтверждает тот факт, что Господь продолжает наказывать евреев за их упрямство. Несчастья еврейского народа продолжаются и сегодня, поскольку еврейское государство существует в условиях постоянной и реальной угрозы уничтожения, евреи продолжают страдать от терактов, и этому не видно конца и края. Поневоле задумаешься о тяжести греха богоотступничества и о его опасных последствиях.

Итак, мой совет новичкам по поводу чтения Библии – начинать свое знакомство со священной Книгой христианства с Нового Завета. Изучив его, можно более подготовленным подходить к изучению Ветхого Завета, тем более что в нем содержится много пророчеств о пришествии Мессии, которым стал Иисус Христос. Другим вариантом плана чтения Библии является следование православному месяцеслову, который содержит библейские чтения на каждый день и часто включает одновременно главы из Ветхого и Нового Заветов (например, месяцеслов РПЦ можно найти со ссылками на полные библейские тексты здесь http://calendar.rop.ru/). Читать Библию согласно месяцеслову очень хорошо, поскольку в этом случае содержание читаемого привязано к современности календарной датой какого-нибудь важного христианского события, и чтение именно этой части Библии именно в этот день имеет особый религиозный смысл. Однако в таком случае неподготовленный читатель рискует оказаться в ситуации, когда он как бы «пьет из пожарного гидранта», читая в день до сорока библейских глав и больше. На неподготовленного человека обрушивается столько информации, что он просто не в силах понять ее должным образом. Соответственно, большая часть читаемого не воспринимается и пропадает.

Чтобы содержание читаемого библейского текста не пропадало, а хорошо понималось и усвивалось, необходимо принимать его в разумных "дозах", а заодно обзавестись вспомогательными пособиями. Я имею в виду подстрочные комментарии, словари библейских терминов и понятий, а также желательно библейский географический атлас. Недавно я обнаружил для себя особый вид библейской литературы – ответы на сложные библейские вопросы и кажущиеся противоречия. В них опытные библеисты отвечают на наиболее часто задаваемые вопросы по ходу текста Библии. Я обнаружил, что подобные ответы дают очень глубокий дополнительный взгляд на библейские смыслы, и теперь уже не могу в своем чтении Библии обходиться без них.

Библия – книга старинная. Она написана тысячелетия назад, когда очень многое в жизни людей было по-другому. Верующие считают, что вдохновителем библейских книг был сам Бог. Поэтому за тем, что непосредственно написано в библейском тексте, скрывается дополнительный более глубокий и не всегда явно выраженный смысл, который необходимо понять. Иногда это сделать мешает старинный и не используемый более словарь, древние исторические, культурные, географические реалии. Новичку нельзя полагаться только на свои знания, читая Библию. Необходимо обращаться при этом к комментариям священного Текста. Библия исследуется тысячелетиями, библеисты создали за этот период массу глубокого знания о Ее смыслах. Было бы очень неразумно не пользоваться этими знаниями. Иначе то, о чем пишется в святых книгах, может показаться не имеющим отношения к современности, туманным, малопонятным, а иногда и просто противоречивым.
Иоанн Златоуст обычно изображается на иконах с Библией в руках
В качестве примера таких комментариев отсылаю сразу к знаменитым комментариям Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Том 1 - http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatmat1/Mat1.html, том 2 - http://www.ccel.org/contrib/ru/Zlatmat2/Mat2.html), который очень подробно, с использованием ярких метафор и красивого языка разбирает буквально каждую строчку этого прекрасного и очень интересного Евангелия. Существует множество и других, зарекомендовавших себя в качестве христианской классики, комментариев и толкований, которые написали великие умы древности и современности. К наиболее известным российским толкователям Библии можно отнести А.П. Лопухина (http://www.bible.in.ua/underl/Lop/). Список некоторых русскоязычных толкований с их полными текстами можно найти здесь (http://www.bible.by/about/commentaries/).

Я прихожу к выводу, что хороший толкователь не только должен прекрасно владеть источником, быть историком, лингвистом, религиоведом, но и быть глубоко верующим человеком. Не случайно богослов Иоанн Златоуст прославлен в православии как святой. Очень тяжело читать даже самые детальные комментарии не ощущая причастности автора к христианству. Вот уж поистине тот случай, о котором говорил Апостол Павел в Первом Послании к Коринфянам из Нового Завета, что проблемы в христианстве (в том числе проблемы с пониманием первоисточника) нужно решать не на основаини «знания», а на основании «любви». Иначе говоря, хороший толкователь не может сам не быть глубоко верующим человеком и не выражать в своем толковании своего уважения к христианским идеалам и своего стремления к ним.

Я начал чтение Библии около года назад и сразу же понял, что без путеводной руки я потеряюсь. Сейчас чтение Библии, которую по совету Архимандрита Иоанна (Крестьянкина) я стараюсь читать каждый день хотя бы по главе, для меня невозможно без комментариев. Я дополняю чтение Нового Завета англоязычными комментариями известного на Западе библеиста и проповедника Ларри Ричардса, а также его книгой «735 ответов на сложные вопросы по Библии». В дальнейшем планирую внимательно изучить классиков-толкователей Иоанна Златоуста, Лопухина и других. В таком случае чтение Библии будет больше похоже на опыт, который описывал Святой Праведный Иоанн Кронштадский, когда с каждым новым прочтением Библия будет раскрывать все больше и больше своих богатств. Сам Иоанн Кронштадский приобрел толкование Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея в молодости на свою первую зарплату письмоводителя.

Читая Библию с толкованиями и ответами на сложные вопросы я не только лучше понимаю святые тексты и их смыслы. Я узнаю много нового и важного о христианстве, о разных библейских эпохах, их нравах, географии, культуре. Я вижу больше связей между современностью и Библией, увереннее себя чувствую в разговорах на библейские темы, замечаю в них чужие неточности, а иногда и ошибки (например, в современных фильмах на библейскую тематику). Я не смущаюсь и не позволяю себе быть обманутым, когда кто-то атакует меня с использованием Библии для продвижения своей скрытой повестки дня (например, когда меня пытается «обработать» какой-нибудь свидетель Иегов, что уже случалось, или когда на меня обрушивается массовая политическая кампания, якобы опирающаяся на Библию. В качестве примеров можно привести истерию, поднятую вокруг Пусси Райот, или кампанию против «загнивающих ценностей» т.н. Гей-ропы, или попытки оправдания «божественной» сущности власти Путина и т.д.) Подобных атак с религиозным оттенком в последнее время становится все больше, особенно со стороны современной консервативной популистской идеологии, которая набирает силу не только в России, но и на Западе, где его рупором является телеканал Фокс Ньюз. Подробное изучение Библии помогает мне разобраться в этом сложном мире, увидеть и постараться занять в нем подлинно христианскую позицию.

No comments:

Post a Comment