Thursday 10 April 2014

Об исповеди и покаянии

...чтобы не зарасти сорняками, а быть как это прекрасное поле!
Соблюдение поста накладывает на православных верующих несколько важных обязательств. Когда мы постимся, мы должны пытаться ограничивать себя в мыслях, еде, поступках; мы должны чаще и усерднее молиться, а также читать Библию. В своих статьях я немного обсудил эти обязательства. Подробности смотрите в моих публикациях «О больших и малых радостях Великого Поста» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/03/blog-post_12.html), «Об искусстве молитвы» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/03/blog-post_20.html), «О чтении Библии» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/04/blog-post.html), а также статьи других авторов на темы Великого поста, опубликованных в моем блоге: «Постных дней у нас много, и в этом наша сила» протоиерея Александра Салтыкова (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/03/blog-post_12.html) и «О Великопостной молитве святого Ефрема Сирина» протопресвитера Александра Шмемана (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/03/blog-post_19.html).

Важнейшим аспектом жизни православного христианина вне и особенно во время поста является исповедь и покаяние. Некоторым моим размышлениям на эти темы и посвящена эта статья. При ее написании помимо своих мыслей я использовал фрагменты новой книги «Закон Божий» иеромонаха Иова (Гумерова), священника Павла Гумерова, священника Александра Гумерова (http://www.pravoslavie.ru/sm/69644.htm) и другие материалы сайта pravoslavie.ru, а также из Википедии.

Православные христиане должны исповедываться и каяться для того, чтобы совершать главное событие в своей жизни – Причастие Святых Таинств Христовых. Другие христианские ответвления не требуют исповеди для того, чтобы подойти к Причастию, однако в православии это – обязательное условие. Мне это кажется весьма правильным. Каким еще образом мы можем доказать, что боремся с главным человеческим грехом – гордыней – из которого происходят так или иначе все остальные грехи? Только исповедь и покаяние доказывают, что христианин по крайней мере пытается сделать усилие над собой, сражаясь с этим ужасным и разрушительным грехом.

Однако исповедь не так проста и очевидна, как это может показаться несведующему человеку. Я считаю, что исповедываться правильно это искусство, ничуть не уступающее по своей сложности искусству молитвы. Постичь это искусство можно только опытным путем, как говорится, путем проб и ошибок. Те, кто пытаются овладеть этим искусством, неизбежно совершат ошибки. Помочь избежать хотя бы некоторых из них, разъяснить некоторые сложные моменты я и хочу с помощью этой статьи.

Основная проблема исповеди заключается в том, что можно назвать «сложностями перевода». Повседневная наша жизнь подчиняется одним законам, тогда как православное христианство основано на совершенно других, иногда противоположных законах. То, что требуется от человека в светском обществе, не всегда требуется в православном и наоборот. Иначе говоря, человек может жить законопослушной жизнью, но быть большим грешником перед Богом. Вот например, живет человек казалось бы образцовой жизнью – ходит на работу, не злоупотребляет спиртным, не курит, проводит время с семьей. Если же взглянуть на подобную образцовую жизнь с православной точки зрения, то возникает совершенно другая картина. Этот «образцовый» человек засматривается на чужих жен или мужей, завидует знакомым, переедает, обижает родных, верит в гороскопы. В результате образцовый гражданин оказывается отъявленным грешником. С другой стороны человек может быть чистым перед Богом, и быть даже Ему особенно любезен, но при этом серьезно нарушать светские законы. Пример такой ситуации обсуждает Нагорная Проповедь Иисуса Христа, где Он говорит, что «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:10-11). Таким образом, официальные гонения на религиозных деятелей в годы советской власти приближали к Богу тех, кто нарушал светский закон.

Помимо законодательства наша жизнь еще сильно подчинена законам светской этики. В некоторых случаях светская этика совпадает с православной, например, в отношении к супружеской измене, но в некоторых случаях - это две разные вещи, например, в отношении к неверию или унынию. Иначе говоря, государственный закон, общественная мораль и православная мораль могут охватывать совершенно разные области человеческого поведения. Православных христиан интересует в первую очередь выполнение требований православной морали. Главным понятием, связанным с нарушением православной морали, является грех.

Православному христианину очень важно четко понимать, что такое грех, видеть его в своей жизни, запоминать все свои грешные поступки, находить правильные слова, чтобы обличать их при исповеди. Грех это все, что отдаляет нас от Бога, что нарушает моральные нормы, явно выраженные в религиозных текстах. В частности, могут считаться греховными такие нарушения Заповедей, как непочтение к родителям, прелюбодеяние, ложь, зависть, алчность, неверие, религиозное поклонение кумирам, поминание всуе имени Бога и т. д.

Грех – следствие самого удивительного дара, который имеет человек – свободной воли. Свободная воля может отдалить нас от Бога, но может и приблизить к Нему. Не всегда наш выбор бывает угоден Богу. Во время исповеди православный вспоминает те движения своей воли, которые отдаляли его от Бога, перечисляет их и кается в них. Однако свободная воля может и приблизить нас к Богу. Человек не обязан ехать всю жизнь по проторенной колее – он может круто развернуться и переменить путь. Православные посты – это время, когда Церковь особенно настойчиво напоминает нам о нашей свободе, о возможности сделать правильный выбор. Соблюдая посты мы имеем хороший шанс исповедаться в своих грехах, попытаться их оставить, чтобы быть ближе к Богу.

Для запоминания грехов существует несколько советов. Священник Даниил Сысоев, например, советовал исповедоваться как можно чаще: два-три раза в неделю. В таком случае воспоминания о грехе будут еще свежи в памяти. Другие духовные отцы советуют записывать свои грехи, чтобы не забыть их при исповеди. Православные верят, что грехи каждого из нас учитываются не только Богом, но и дьяволом, чьи приспешники ведут их полный список, и предъявляют его нам во время мытарств (то есть во время путешествия души умершего через атмосферу на пути к престолу Бога для частного суда). Список наших грехов не зависит от того, осознаем мы их или нет. Как говорится, незнание законов не освобождает нас от ответственности за их несоблюдение. При этом наш ангел-хранитель всю нашу жизнь ведет список всех наших добрых дел. Оба списка зачитываются и сравниваются во время мытарств. Душа затем направляется туда, чей список «перевесил», чтобы дожидаться там Страшного Суда. Исповедываясь, мы вычеркиваем обличенные грехи из греховного списка, делая его «легче», и, таким образом, повышаем возможность попасть в рай, нежели в ад.

Мой первый опыт исповеди был неудачным. Во-первых, мне было сложно обличать себя перед другим человеком, хотя бы и батюшкой. Обличать было за что, но язык как-то не поворачивался назвать вещи своими именами. Вместо этого я начал изображать ситуацию так, как будто я не мог не грешить, что на самом деле я был вовсе не виноват во грехе, а ответственность за него лежит на ком-то другом и т.д. Эта исповедь мне удовлетворения и облегчения не принесла, наоборот, как будто добавила душевной тяжести. Неприятно вспоминать все эти отговорки и ухищрения, наоборот, понимаешь, насколько крепко в нас сидит гордыня, насколько сложно ее преодолеть. Очень важно пытаться бороться со своей греховной натурой регулярно, потому что если с ней не бороться, грех пустит такой крепкий корень в душе, что его оттуда будет очень сложно выкорчевать. Регулярно исповедуясь, мы как бы пропалываем нашу душу, избавляясь от сорняков, которые мгновенно возникают на таком «плодородном» материале, как наша греховная натура. Семена сорняков остаются внутри нас после любой самой лучшей прополки, и если их регулярно не искоренять, зарастет наша душа диким и уродливым бурьяном!

Стараясь регулярно ходить на исповедь я осознал еще одну вещь. В той первой исповеди мне, кроме всего прочего, еще было очень стыдно признаваться в своих грехах. Сейчас я понимаю, что батюшки за свою практику принятия исповеди уже такого наслушались, что вряд ли чему удивляются. Грехи, в которых мы признаемся на исповеди, на самом деле у всех одни и те же. Большинство из нас по своей сути те самые «образцовые» граждане, которые внешне выглядят хорошо, но при этом много грешат. Наши души, покрытые тончайшим слоем цивилизованности, очень слабы, мы полны диких страстей. Батюшку наоборот радует наша попытка бороться со своими слабостями.

Православные мыслители дают следующие советы по поводу исповеди. Не следует откладывать исповедь на потом. Неизвестно, сколько нам Господь дал времени на покаяние. Каждую исповедь нужно воспринимать как последнюю, ибо никто не знает, в какой день и час Бог призовет нас к Себе. Исповедь должна быть частой и по возможности у одного и того же священника. Редкая исповедь (несколько раз в году) приводит к "сердечному окаменению". Люди перестают замечать за собой грехи, забывают содеянное. Совесть легко примиряется с так называемыми мелкими, бытовыми грехами: «Ну что такого? Вроде все нормально. Не убиваю, не краду». И наоборот, частая исповедь заставляет душу, совесть беспокоиться, будит ее от дремоты. С грехами нельзя мириться.

Подготовиться к исповеди подробно, пропустить как можно меньше грехов помогут книги «В помощь кающимся» святителя Игнатия (Брянчанинова), «Опыт построения исповеди» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) и другие. Исповеди могут помешать волнение и забывчивость, поэтому вполне допускается записать свои грехи на листке бумаги и прочесть их священнику.

Когда же исповедь произнесена и духовный совет выслушан, священник читает над нами разрешительную молитву. Эта молитва вычеркивает исповеданные грехи из нашей жизни, заставляя бесов с воплями от нас разлетаться (в этот момент у меня иногда создается впечатление, что я слышу эти мерзкие вопли). Я сразу же чувствую, как будто тело мое физически легчает, а внутри становится чисто и светло. Это прекрасное состояние длится недолго, и наша задача как можно дольше продержать его в себе. Нужно прийти домой, ни с кем дома не ссориться, почитать на ночь Библию. На сон грядущий можно чего-нибудь перекусить. На следующий же день ничего не кушать, а натощак пойти на службу в церковь, и причаститься Таинств Христовых. В момент Причастия мы ближе к Богу чем когда-либо. Насладимся же этим моментом, поблагодарим Бога за все, что он для нас сделал, попросим у Него снисхождения к нашим многочисленным грехам, и постараемся грешить хотя бы чуточку поменьше перед следующей исповедью и Причастием. Не забудем еще о том, что каждая исповедь должна предваряться хотя бы трехдневным постом и чтением трех покаянных канонов: к Иисусу Христу, к Богоматери и к Ангелу-Хранителю.

В искусстве исповеди необходимо постоянно совершенствоваться. Если у меня возникают вопросы, я обращаюсь к настоятелю нашего прихода отцу Джону с вопросами. Великий православный писатель Н.В. Гоголь, у которого недавно был день рождения (205-я годовщина), писал, что «для христианина нет оконченного курса; он вечно ученик и до гроба ученик… Где для других предел совершенства, там для него оно только начинается...» И жития, и канон учат нас тому, что нет предела духовному совершенствованию. Они говорят нам о том, что как бы мы ни старались молиться, поститься, каяться, перестраивать свою душу на евангельской строй, духовные труды могут быть неизмеримо, несравнимо большими. Не просто сразу оставить страсть. Над этим нужно долго и упорно работать, преодолевая свою дикую натуру.

Исповедь важна, но еще важнее покаяние. Поделюсь таким важным для меня открытием в этом смысле. Глядя на то, что происходит в сегодняшней России, как там ведут себя политики, которые строят храмы, выстаивают службы, и одновременно обворовывают своих граждан, преследуют инакомыслящих и развязывают войны, меня до недавнего времени мучал один вопрос. Я спрашивал себя, неужели этим людям все прощается, неужели им достаточно сходить на исповедь, тайна которой должна свято соблюдаться, чтобы все их грехи были вычеркнуты. Казалось бы, как все здорово и легко: согрешил — исповедался, и Бог все простил. Можно идти дальше грешить. Что эти самые политики и делают.

Недавно я нашел ответ на этот вопрос. Духовные отцы утверждают, что исповедь без покаяния пользы не принесет. Формально «поисповедавшись», разрешения грехов такой человек от Бога не получит. Недостаточно просто исповедовать грех, нужно его искренне возненавидеть и, соответственно, начать прикладывать усилия к тому, чтобы избавиться от него. Христианин должен сжигать за собой мосты, которые ведут обратно ко греховной жизни. Только в таком случае Бог прощает грех. Формальности Его не впечатляют.

Господь, конечно же, знает все обстоятельства, которые привели нас ко греху. Бог ждет от нас раскаяния во грехе, а не интересных историй. Исповедь должна звучать например так: "Прости, Боже, мой гнев по отношению к родным, мою леность и нежелание ходить в церковь и молиться, мои чревоугодные мысли во время поста, мои похотливые взляды на чужих жен/мужей" и т.д.

Бог — Отец наш Небесный, и наши отношения с Ним можно рассматривать как взаимоотношения родителя и детей. Ребенок может провиниться перед родителями. Родители прекрасно знают, что сделал ребенок, и как все произошло, но ждут, когда он сам придет и попросит прощения. И конечно, они хотят, что ребенок пообещает больше так не поступать и постарается больше не огорчать своих родителей. Когда родители увидят, что ребенок действительно старается исправиться, они с любовью прощают его. Если исправления незаметно, то это еще больше огорчает родителей, и может повлечь за собой их серьезный гнев. Точно такие же правила действуют в отношении Бога и людей. Исповедь без раскаяния не облегчает, а усугубляет грехи.

No comments:

Post a Comment