Wednesday 29 January 2014

Зима в Виктории

Новогодняя зелень плохо скрывается за елками!
Пока вся Канада страдает от погодной «полярной воронки», которая принесла с собой сильный мороз, бури и много снега, на юго-западе канадской Британской Колумбии погода являет собой классическую картину: «травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». Как и всегда, здесь имеются только два времени года: продолжительная осень и не менее продолжительная весна. Вместо буранов и морозов сейчас в Виктории весна идет, весне дорогу! Никаких аномальных климатических скачков в этой уникальной канадской области не наблюдается, снег неожиданно не выпадает, морозы и бураны не обрушиваются на расслабленных жителей западного побережья. Наоборот, синоптики отмечают, что если февраль здесь будет таким же сухим, как декабрь и январь, то это может грозить засухой и лесными пожарами летом. В этом году по утрам был, правда, сильный туман, какого я не видел никогда раньше. Когда он случается, все вокруг превращается в какую-то сказочную страну. Далекое гудение кораблей, которые таким образом предупреждают о себе, усиливает ощущение сказочности.
Здесь и далее: Кийоши Сайто, серия гравюр по дереву "Зима в Айзу"
Днем же за окном подснежники расцветают, и вишневые деревья начинают розоветь своим мягким и нежным цветом. На футбольном поле рядом с домом снимают телесериал Gracepoint. В пресс-релизе создателей фильма сказано, что только здесь они могут запечатлеть «ощущение теплого летнего вечера» в это время года.
Переехав из России, где снежная и морозная зима длилась пять-шесть месяцев, я сначала тосковал по снегу. Особенно скучал по любимым лыжным прогулкам в сосновую рощу. По этой части российской жизни скучаю и сегодня. Но в России у меня не было машины, не было нужды осенью тратить деньги на замену летних покрышек на зимние, а зимой – отогревать машину за час до отъезда, счищать с нее наледь, а затем с риском для жизни ездить по обледеневшим дорогам. Сейчас я очень завишу от машины и совершенно не горю желанием испытать эту сторону зимней жизни на колесах. Учитывая, что на лыжах можно поездить на соседнем горнолыжном курорте, я стал понимать, что жить без зимы все-таки удобнее, чем с ней.

Зимы конечно бывают разными. Морозная, малоснежная и ветреная зима вряд ли кому-то понравится. Гораздо приятнее, когда она мягкая, снежная, пушистая. Ощущение подобной зимы хорошо передал японский художник Кийоши Сайто в своей прекрасной серии «Зима в Айзу». Гравюры из этой серии я впервые увидел в местной картинной галерее на выставке в прошлом году. Они мне так понравились, что я решил купить книгу с иллюстрациями автора. Именно такую зиму, какая изображена на гравюрах Сайто, я и люблю. Сейчас, когда мне не хватает зимних ощущений, я беру эту книгу с полки и листаю ее.
PS Кийоши Сайто (1907-1997) – японский гравер по дереву, родился в деревне Айзубанге, префектура Фукусима. В 1951 году его серия «Зима в Айзу», созданная по мотивам его детских впечатлений, получила первую премию на Биеннале Искусств в Сан-Паоло, Бразилия. Любимые мотивы Сайто – реалистично и в цвете изображенные японские деревни в разные времена года, пейзажи с деревьями, речками и мостиками через них, домашние животные. Художник долгое время жил в Париже, где осваивал искусство гравюры по дереву. Там он скорее всего внимательно изучал творчество знаменитого французского гравера по дереву Гюстава Доре. Галерея в Виктории содержит одну из самых больших коллекций гравюр художника.

No comments:

Post a Comment