Friday 20 September 2013

О французских корнях Шерлока Холмса

Клод Верне "Кораблекрушение"
В деле под названием «Случай с переводчиком» Шерлок Холмс сообщает, что приходится внучатым племянником французскому художнику Верне, а также рассуждает на тему «артистичности в крови», которая может проявляться в «весьма причудливой форме». У великого сыщика и мастера дедуктивного метода Шерлока Холмса артистичность явно в крови присутствовала как в прямом, так и в переносном смысле. Шерлок Холмс был недюжинным ценителем искусств, особенно изобразительного искусства и музыки. Достаточно вспомнить его пристрастие к игре на скрипке, походы в оперу и проницательные замечания по поводу портретов в галерее Баскервилль-Холла. Его дедуктивный метод был настолько развит и эффективен, что вполне граничил с искусством, которое можно назвать искусством анализа и выводов.
Гораций Верне "Автопортрет с трубкой"
Что касается французской семьи Верне, то она действительно имела артистичность в крови. Как минимум четыре поколения Верне были успешными и талантливыми художниками. Такими были родной брат бабки Шерлока Холмса Эмиль Жан Гораций Верне (1789-1863), отец Горация Карл Верне (1758-1835), его дед Клод Жозе Верне (1714-1789) и наконец прадед Антуан Верне (1689–1753), который был талантливым декоратором мебели. Сходство Шерлока Холмса со своими знаменитыми предками однако не оканчивается склонностью к изящным искусствам. Предки Шерлока Холмса демонстрировали успехи именно в прикладной стороне своих изящных увлечений, а также были знамениты в своих поисках правды. Только в их случае это была правда изображения. Также, двадцатый век примерно одинаково обошелся с наследием семьи Верне и с наследием Шерлока Холмса. Вот несколько иллюстраций из жизни этих удивительных художников, а также параллели, которые я провожу с жизнью и деятельностью Шерлока Холмса.
Г. Верне "Сражение при Вальми"
Гораций Верне (1789-1863), которому Шерлок Холмс приходился внучатым племянником, был рожден непосредственно внутри величайшего французского музея Лувр, когда его семья спасалась там от жестокостей Французской революции (1789-1799). Только художнику, наверное, пришло бы в голову спасаться от озверевшей черни внутри храма искусств, однако очевидно это было правильное решение, которое спасло маленького Горация и его семью. Гораций Верне с детства проявлял интерес к изобразительному искусству, но предпочитал современную ему «живую» и доступную для понимания культуру рисования, не понимая и насмехаясь над высоколобой серьезностью классицизма. Любимыми героями его картин были французские солдаты в бою и на привале, изображенные в естественные моменты своей службы. Впоследствие он прославился своими батальными картинами: Сражение при Вальми (1791), Сражение при Жемаппе (1792) и Сражение при Монмирале (1814). Патронами и заказчиками его творчества были французский король Луи Филипп и Наполеон Третий. Гораций Верне сопровождал французские войска во время Крымской кампании в России (1853-1856), где создал несколько знаменитых полотен, включая Сражение при Альме, которое однако было встречено серьезной критикой. Исторический анекдот гласит, что когда Верне попросили убрать некоего непопулярного в войсках генерала с этого полотна, он ответил, что он «изображает историю и не нарушит правду».
Г. Верне "Сражение при Альме"
Его отец Карл Верне (1758-1835) родился в французской провинции Бордо. Это тот самый художник, который спасал свою семью в Лувре. С детства он проявлял склонности и таланты в области изобразительного искусства, а в 1782 году даже выиграл стипендию Гран При, учрежденную французским королем Луи Четырнадцатым для художников и скульпторов. Однако отцу талантливого мальчика пришлось забрать его обратно в отеческий дом, поскольку Карл хотел уйти в монастырь. Карл Верне начинал с картин, на которых изображал лошадей, скачки и охоту, а также был успешным литографом. Во время Французской революции Карл Верне пережил страшное несчастье: его родная сестра была гильотинирована восставшими. После этого на некоторое время он бросил искусство. Пережив смерть сестры Карл Верне продолжил рисовать и создал свои величественные батальные полотна вроде "Сражения при Ваграме", за которые он был награжден Орденом Легиона и Орденом Святого Михаила – двумя высочайшими наградами Франции.

Клод Верне "Бухта Ля Рошель"
Дед Горация и отец Карла Верне Клод Жозе Верне (1714-1789) еще мальчиком был пленен красотой моря. Однажды с отцом он совершил морское путешествие из Марселя в Италию, после чего сразу поступил в студию итальянского художника-мариниста Бернардино Ферджионе. Клода интересовали эффекты, производимые атмосферными явлениями в море. Он старался изображать воду, небо и людей моря так, как они выглядели на самом деле, и достиг в этом довольно серьезных успехов. Кроме того, у него получалось создавать просто красивые полотна. История сохранила следующее его высказывание: «Другие могут лучше знать, как рисовать небо, землю и океан, но я знаю, как рисовать картины!» Критики отмечали, что ни у кого не получалось так хорошо изображать небо, облака как у Клода Верне. В своем стремлении изучить атмосферные явления Клод Верне мог зайти довольно далеко. Известно, что совершая морские путешествия он требовал, чтобы во время шторма его привязывали к мачте и оставляли наблюдать шторм "вблизи". Таким необычным образом он старался увидеть и запомнить все характерные световые эффекты а также, то, как выглядела бурлящая и хлещущая вода.

Элизабет Ле Брю "Портрет Жозе Верне"
О чем же нам говорят все эти истории? Осознавая это или нет, Артур Конан Дойль выбрал в предки Шерлока Холмса очень подходящих людей. Все художники фамилии Верне были очень талантливыми и искусными, они предпочитали практику теории и правду выдумке, уделяли большое внимание деталям и добились в своих занятиях значительных успехов. Все они находили успешный баланс между высоким искусством и его публичной востребованностью, и были обласканы вниманием, заказами и наградами сильных мира сего. Однако, в дальнейшем наследие семейства Верне отошло в историческую даль, отдав передовую и ведущую роль совершенно новому нарождавшемуся художественному взгляду на мир под названием импрессионизм, который сформирует общественные вкусы на годы вперед, и даст дорогу различным видам модернистского, а затем и пост-модернистского искусства.

Карл Верне "Портрет Наполеона Первого"
Таким же образом изменения в обществе накануне Первой Мировой войны заставили Шерлока Холмса уйти на пенсию, поскольку они характеризовались значительным разрывом с предшествующим историческим опытом. Например, раньше Шерлок Холмс виртуозно (артистично!) расследовал изощренные преступления против отдельных людей. Во время же Первой Мировой войны, по малопонятной причине ее объявления, на полях сражений регулярно, грубо, бесцеремонно и совершенно открыто убивались тысячи солдат, и это стало привычным и не вызывало особого протеста. Это был новый мир, в котором артистизм Шерлока Холмса и его французских предков оказался невостребованным – по крайней мере, на некоторое время.

No comments:

Post a Comment