Saturday, 8 December 2012

О встрече с одним выдающимся канадцем

Майкл Игнатьев, выдающийся канадец с русскими корнями

Несколько статей этого блога посвящены трудностям эмиграции. Одной из этих трудностей – и в сущности основной из них – я назвал понижение социальной значимости эмигранта в новой стране: «о былой социальной значимости – поездках и выступлениях на международных конференциях, личном общении с выдающимися людьми, повышенном уважении и интересе со стороны знакомых – у меня остались только приятные воспоминания» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_16.html).

Пролив немало горючих слез над своей малозначительной канадской жизнью, я вдруг вспомнил, что с одной местной знаменитостью мне лично пообщаться довелось. От этого общения у меня даже осталась вещественная память – подписанная книга – и довольно много невещественных, но волнующих меня размышлений. Поделиться воспоминаниями об этой встрече, а также размышлениями, которые она у меня вызвала, я бы и хотел в своей статье.

Речь идет о Майкле Игнатьеве – современном канадце, который регулярно входит в десятку самых выдающихся канадцев современности. Его фамилия выдает русские корни, которые уходят вглубь российской истории, притом в ее самом, если так можно выразиться, благородном слое. В предках Игнатьева имеется, например, фельдмаршал Кутузов. В Интернете имеется даже диссертация об одном из его предков, под названием «Государственная и общественная деятельность графа Н.П. Игнатьева: 1879-1908 гг.» Есть в его родне и знаменитые канадцы: Джордж Монро Грант (1835-1902, один из основателей Пресвитерианской Церкви Канады), Джордж Паркин Грант (1918-1988, канадский философ, профессор и политический комментатор) и другие. Будучи потомком российских графов, Игнатьев кстати имеет право на пользование графским титулом, но мысль быть русским графом кажется ему "смешной" (кроме того, с 1919 г. за гражданами Канады, за исключением членов королевской семьи, дворянские титулы не признаются).
Российский политик и дипломат граф Николай Павлович Игнатьев (1832-1908), портрет работы Б. Кустодиева, Третьяковская галерея, Москва

Википедия сообщает, что Майкл Игнатьев имеет степень доктора философии от Гарвардского университета. В 1978 году он переехал в Великобританию, где до 1984 года работал в Кембриджском университете, когда переехал в Лондон, где занимался публицистической деятельностью. За время пребывания в Великобритании Игнатьев стал известным радио- и телеведущим. В 2000 году перешёл на работу в Гарвардский университет, где преподавал до 2005 года, затем вернулся в Канаду и поступил на работу в Университет Торонто. Является автором 17 книг, в том числе книги «Русский альбом. Семейная хроника» (“The Russian Album”), которая имеется в моей библиотеке.

С 2008 по 2011 год Майкл Игнатьев был официальным лидером Канадской Либеральной партии. Эта партия до 2011 года была официальной оппозицией Канадской Консервативной партии, лидер которой – Стивен Харпер – уже пять лет является канадским премьер-министром. Иными словами, около трех лет Майкл Игнатьев был вторым по значимости политиком в Канаде.

Вот такая незаурядная личность этот Майкл Игнатьев – политик, ученый, профессор, писатель, мыслитель, и в каждой области он заявил о себе довольно громко.
Для фильма «Онегин» (1999) М. Игнатьев написал сценарий

Книга «Русский альбом» посвящена русскому наследию Майкла Игнатьева. Так получилось, что в моей личной библиотечке стали появляться книги, посвященные русской эмиграции, воспоминаниям и осмыслению эмигрантами своей истории, своей бывшей родины. Книги подбираются любопытные, и когда-нибудь я поподробнее расскажу о них и об их авторах. О книге «Русский альбом» я узнал довольно давно, но долго не решался ее купить – все-таки книги в Канаде недешевые! Однако, когда я прочитал отзывы о ней на сайте Интернет-магазина Амазон, я понял, что эта книга должна появиться у меня. Вот некоторые из них:

«РА – запоминающаяся книга, честное и детальное исследование автором своих русских корней. Используя имеющие личные воспоминания своих предков, автор рисует сложную картину имперской России и ее падения. Очень рекомендую к прочтению».

«Хорошо известный за свой блестящий академический стиль, Майкл Игнатьев недавно оказался в центре канадской политики. Тем канадцам, которые интересуются, кто этот человек, вернувшийся в Канаду после десятилетий отсутствия, эта честная, элегантная и богатая семейная история предоставляет необходимые и впечатляющие ответы».

«РА – отличная история, которая будет особенно интересна эмигрантам первого и второго поколения. В книге хорошо описываются проблемы, которые встают перед эмигрантами в новой стране. Автор также обсуждает вопрос, на который себе отвечает каждый эмигрант: что оставить в своей жизни из бывшей страны и культуры, а с чем расстаться. Не менее важным кажется обсуждение автором того, как сохранить историческое наследие и идентичность семьи, как передать это знание будущим поколениям. Эта книга – яркая история о реальных людях, которые были перенесены ураганами потрясений 20-го века в новые и необычные места, о том, как они прижились в этих местах, совместив в себе историческую память и новую культуру».
К слову сказать, эта книга была переведена на русский язык. Вот ее библиографические данные: Игнатьев М. Русский альбом. Семейная хроника. СПб. 1996.

А вскоре после того, как я ее купил, я узнал что Майкл Игнатьев собственной персоной приезжает в мой город! Одним из пунктов его планов здесь было посещение им старинного местного книжного магазина и автограф-сессия, приуроченная к выходу его новой книги «Любовь патриота» (“True Patriot Love” – цитата из канадского гимна), в которой он исследует свои канадские корни! Это событие я пропустить не мог, и в назначенный день, взяв «Русский альбом» с собой, я отправился на встречу с этим выдающимся канадцем.

Очередь перед магазином выстроилась не такая большая, как я ожидал. В руках у людей были разные книги Майкла Игнатьева, но «Русский альбом» я видел чаще других. Примерно через 15 минут я уже стоял перед самим автором.

Майкл Игнатьев оказался довольно высоким худощавым седовласым человеком с умным и спокойным взглядом, он выглядел явно моложе своих 63-х на тот момент (как в сущности, большинство канадцев). Мне запомнилась какая-то странная лошадиная удлинненность его лица, придававшая его виду облик очень благородного слуги, чьи предки последние лет 300 незыблемо и торжественно объявляют каждое утро «Овсянка, сэр!»

Я вкратце объяснил ему, что я эмигрировал из России в Канаду несколько лет назад и попросил его дать мне какой-нибудь быстрый совет по поводу новой жизни. Майкл Игнатьев поздравил меня с хорошим жизненным выбором и литературным вкусом, а затем сказал нечто такое, что мне очень запомнилось.

«Канада – одна из немногих стран сегодня, которые активно приглашают к себе эмигрантов, и дает им возможность начать новую жизнь. Наша иммиграционная программа – наверное самая доступная в мире. Но вот, что я тебе скажу: не забывай о том, что ты русский!» - «Что вы имеете в виду?» - не понял я. «Говори по-русски и учи русскому своих детей и внуков» - ответил Майкл – «я не владею русским, и это одно из моих самых больших сожалений в жизни!»

Я думаю, что Майкл Игнатьев мог бы продолжить свою мысль, вспомнив, что русский язык дает доступ к всемирно известной русской литературе и к богатейшей и интереснейшей современной русской культуре, но время моей аудиенции закончилось, и с Майклом говорил уже следующий в очереди. Хотя этот разговор ушел в прошлое, автограф Майкла Игнатьева в книге «Русский альбом» из моей библиотеки остался реальным напоминанием о нашей встрече.

Я знаю, что многие мои знакомые русские эмигранты относятся к русскому языку без того уважения, в котором мне признался Майкл Игнатьев. Некоторые говорят на смеси русского и английского, для которого в современном толковом словаре английского языка нашлось даже новое слово Rusglish (нечто среднее между Russian и English) – звучит этот смешанный язык не очень приятно, и я стараюсь его избегать. В некоторых русских семьях здесь родители предпочитают говорить по-английски со своими малолетними детьми, не желая, чтобы у тех был языковой барьер в общении с канадскими сверстниками. Я с этим не согласен, потому что знаю русских, которые были привезены в Канаду детьми без малейшего знания английского языка, и уже в Канаде научились говорить так, как мне – сорокалетнему лбу – уже никогда не научиться говорить (хотя я учил английский много-много лет).

Можно по-разному относится к своему русскому наследию, и я встречал здесь выходцев из России и СССР, у которых есть масса причин ненавидеть свою бывшую родину всей душой и пытаться забыть о ней как о страшном сне. Однако я верю в то, что русский язык не имеет к этим печальным воспоминаниям никакого отношения. Забыв его, эмигранты делают плохую услугу в первую очередь себе и своим близким, лишая их по крайней мере дополнительного и уникального умения, которое может выделить их из общей канадской массы.
Одно из шутливых культурологических исследований А. Гениса и П. Вайля 
под названием "Русская кухня в изгнании"

PS В день, когда я написал этут статью, я прочитал в Интернет-версии российской «Новой газеты» статью «Шибболет» (http://www.novayagazeta.ru/arts/55784.html), в которой в своей любви к русскому языку (и особенно к русским суффиксам) признается знаменитый русский эмигрант и автор многих книг о русской культуре Александр Генис. Статья начинается строчками из бессмертного произведения другого русского эмигранта, И.С. Тургенева: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!.. Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома. Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

А. Генис и его бывший соавтор и тоже эмигрант Петр Вайль многое сделали для современного осмысления русского наследия. Если все эти выдающиеся люди считают, что русский язык так велик и могуч, что забывать его никак нельзя, то наверное в этом что-то все-таки есть!

Thursday, 6 December 2012

К празднику: психологи подсказывают какой подарок лучше


Что подарить: вещь...

...или впечатление?

Приближаются два больших и любимых праздника: Новый Год и Рождество. Многие задаются вечным вопросом: как выбрать подарок, который бы оставил нам память о начале этого нового 2013 года, который бы сблизил нас, помог лучше понять и хоть немного порадовать друг друга. Очевидно, что эта задача непростая, но недавнее открытие психологов может облегчить ее решение. Ученые получили научное подтверждение следующей важной особенности человеческой психики: Счастье нам дарят не вещи, а впечатления!

Немецкое издание Frankfurter Rundschau сообщает об интересных результатах психологичесских исследований профессора Томаса Гиловича и его коллег из Корнелльского университета, США.  Они опросили участников эксперимента, какие покупки те делали в последнее время, и какие чувства были с ними связаны. По результатам опроса выяснилось, что впечатления от танцевальных курсов, путешествий или концертов давали участникам больше счастья, чем материальные приобретения, сообщили ученые в научном журнале «Journal of Personality and Social Psychologies».

Кроме того, в ходе эксперимента участникам было предложено описать свою жизнь, включая значимые покупки, и участники чаще говорили о событиях и впечатлениях, а не о вещах. Психологи сделали из этого вывод, что события сильнее влияют на личность, чем материальные достижения.

По словам Томаса Гиловича, психологам уже было известно, что радость от покупок кратковременна, поскольку люди их начинают сравнивать с другими вещами и желать эти другие вещи. В результате память о подарках такого рода быстро размывается, в то время как воспоминания о событиях со временем становятся только краше.

Thursday, 29 November 2012

Об Эмили Карр: настоящая канадская художница


  Памятник Эмили Карр в Виктории 

На плече у Эмили - ее любимая обезьянка Ву

В одном из краеведческих мемуаров я прочитал такую историю: житель небольшого городка Виктория, что находится на тихоокеанском побережье Канады, вспоминал, что однажды в конце 1930-х годов его отец взял его еще мальчиком на прогулку на «моторе» по улицам этого зеленого и весьма захолустного по тем временам города. Проезжая самый большой парк в городе мальчик заметил странную пожилую и полную женщину сидящую у дороги и рисующую что-то на большом холсте перед собой. На голове у женщины была тюбетейка, на ее плече сидела мартышка, а у ног лежала собачонка. «Кто это, папа?» - спросил мальчик. «Не обращай внимания, - ответил отец, - это одна местная сумасшедшая».

«Сумасшедшей» оказалась канадская писательница и художница Эмили Карр (1871-1945), которая уже при жизни была лауреатом нескольких престижных литературных премий. Впоследствии она стала одной из самых известных канадских художниц в мире, и просто гордостью города Виктории, где сейчас находится ее дом-музей. К слову сказать, Эмили Карр тоже была невысокого мнения о большинстве жителей Виктории. Если какой-нибудь доморощенный любитель искусств хотел встретиться с ней, она чаще всего отказывала, замечая, что у нее нет времени для общения «со всякими идиотами». Ее именем названы в городе библиотека и картинная галерея. Об этой галерее и ее коллекции картин Эмили Карр я бы и хотел рассказать в этой статье.
Э.Карр "Автопортрет"

Картинная галерея Виктории (http://aggv.ca/) – центр изобразительного искусства этого тихого городка, который на самом деле является столицей крупнейшей канадской провинции Британская Колумбия. Любопытно отметить, что в той же провинции находится и такой всемирно известный метрополис, как Ванкувер – крупнейший канадский центр бизнеса и искусств. Однако парламент провинции, где пишутся ее законы, все-таки находится в Виктории. Картинная галерея Ванкувера – одна из крупнейших в стране, и я уже писал об одной из ее выставок (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/07/blog-post_14.html). Картинная галерея Виктории намного скромнее по своим размерам и по коллекциям, но для тех, кто интересуется творчеством Эмили Карр – родившейся и много лет прожившей в Виктории – эта картинная галерея является важнейшим источником информации о творчестве этой незаурядной художницы.

Галерея содержит и другие любопытные коллекции, например коллекцию географически близкого японского искусства, а также много современных артефактов. В настоящий момент среди ее выставок – конечно же выставка творчества Эмили Карр «На границе Ойкумены», выставка современного канадского портрета «Непохожие», выставка китайского и японского портретов «В поисках внутренней сути» и другие. Посетив на днях эту галерею, я снова понял, что не смотря на противоречивость многих работ, все они являются произведениями искусства и производят соответствующее живительное воздействие на душу.
Э. Карр «Луг рядом с океаном» (эта картина – визитная карточка выставки «На границе Ойкумены»)

Образование Эмили Карр никак нельзя назвать доморощенным, потому что рисовать она училась в лучших учебных заведения США и Франции. В Канаде она сошлась с Лореном Харрисом – основателем арт-группы «Группа Семерых» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/09/blog-post.html), который оказал сильное воздействие на художницу, но об этом речь впереди. Эмили так и не вошла в эту группу – присутствие женщины в сугубо мужском арт-клубе пока еще считалось нонсенсом – хотя на мой взгляд качество ее лучших работ ничем не уступает качеству работ художников группы. Однако в совместных выставках она участие принимала. Эмили Карр общалась с выдающимися художниками своего времени и прекрасно знала обо всех значительных течениях в искусстве. Не могу не отметить, что она никогда не выходила замуж. Имеются ее письменные свидетельства о том, что она не желала себе судьбы домохозяйки и мужской рабыни, какой часто были судьбы женщин того времени. Известно, что в качестве страшного примера перед глазами Эмили была судьба ее знакомой талантливой художницы Софи Пембертон, которая после замужества нарожала своему мужу детей и вынуждена была забросить искусство под бременем семейных забот, хотя явно имела дар в этой области. Поскольку Эмили была одной из первых известных женщин в стране, которые предпочли условностям общества творческую свободу, канадские феминистки считают ее одной из основоположниц этого движения в Канаде.
С. Пембертон "Пол", Карт. галерея Виктории

Свое вдохновение художница нашла у себя на родине. С особым интересом она исследовала местные пейзажи, которые являются продуктами пересечения мягкого субтропического океанического и более сурового умеренно-континентального климатов, а также тотемы и символику местных индейцев. Она настолько часто посещала индейские деревни, что стала там практически своей. Это выразилось в том, что индейцы даже дали ей весьма говорящее прозвище Кли Вик (Хохочущая).
Э.Карр "Тотемные столбы в Китсеукле" (1912)

С изображения индейских тотемов начались ее художественные поиски. Эти культовые объекты без сомнения представляли из себя «легкую добычу» для молодой художницы – ведь они являются уже готовыми артефактами, выполненными в очень своеобразной манере. Художнику, который рисует тотемы, можно не напрягаться в поисках внутренней сути предмета изображения – она вся на виду, к ней уже практически нечего не добавить. Эта легкость являлясь вне сомнения привлекательной для начинающей художницы, но и она могла ее погубить, если бы Эмили свела свое художественное самовыражение к изобразительному ремеслу на потребу туристам (чем она иногда занималась ради быстрого заработка). Именно об этой опасности предостерег юную художницу опытный и талантливый Лорен Харрис, когда писал ей, что Эмили лучше вырабатывать свой стиль, изображая окружающее ее пышное природное цветение, океан, дома, лодки Виктории, нежели зацикливаться на законченных образах индейских тотемов – теме несомненно не самой благодарной не только по уже упоминавшейся причине, но и из-за того, что для индейцев тотемы имеют религиозную и, частично, генеалогическую, но никак не эстетическую ценность. Соответственно, оценить картины с их изображением индейцы никогда не смогут. Так оно и случилось – современные индейцы не испытывают уважения к этой части творчества Эмили Карр, считая, что она присвоила их святые образы и на этом сделала свою популярность.
Э.Карр "Деревня Киспиокс" (1929)

Прорыв в творчестве Эмили Карр произошел после встречи с художниками Группы Семерых. Ее зрелые работы уже не воспринимаются как попытки запечатлеть тотемные изображения. Они больше похожи на творческое осмысление темы; в них виден не только предмет религиозного культа, но больше того – уникальный вселенский образ, преломляющийся через стиль и душу художницы. В ее зрелых работах мы видим саму Эмили Карр, ее утонченное романтическое начало, холодные, темные, драматические цвета, масштабные образы.
Э.Карр "Море травы" (1932)

Леса на ее картинах таинственны и почти одушевленны, они живут своей глубокой и полнокровной жизнью, в них чувствуется преклонение художницы перед силами природы, ее вера в то, что эти силы выходят за пределы нашего понимания. Художница намекает нам на незначительное место человека в этом бушующем мире. Эта драма показана прекрасно как с точки зрения цвета, так и техники и композиции. Поздние картины Эмили Карр представляют из себя мощные и красивые полотна, подлинной темой которых является величие и сила природы.

Эмили Карр можно назвать одной из самых канадских художниц – настоящей дочерью страны,  которая одной из первых в мире поддержала женское гражданское равенство, и в которой родилась организация Гринпис. Другой вопрос состоит в том, во что эти замечательные инициативы вылились, но это уже тема для отдельных размышлений (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_23.html).

Friday, 23 November 2012

Неудобная правда, или как я чуть не угодил в тюрьму из-за чаек


Я уже упоминал о том, что одним из основополагающих принципов канадской культуры является охрана окружающей среды (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/09/blog-post.html). Писал и о некоторых перекосах в этой области, которые я вижу в канадском обществе (http://pomyslivden.blogspot.ca/2011/05/blog-post_21.html).

В этой статье хочу порассуждать о том, как эти перекосы ограничивают свободу простых канадцев. Речь пойдет не о проблемах глобального потепления и не о деятельности организации Гринпис, родившейся в начале 1970 годов в Канаде. Я расскажу о том, как чрезмерно охраняемые животные мешают людям жить, и как любая здравая инициатива при истерическом раздутии ее в средствах массовой информации, превращается в абсурд, противоположный своему оригинальному замыслу.

Оригинальный замысел охраны окружающей среды очень хорош: облегчить и улучшить жизнь людям путем сохранения природной красоты и разнообразия. Монстр СМИ схватил эту тему, хорошенечко ее пережевал, переварил и выдал в результате на свет кучку сами знаете чего. Поразительно то, что довольно большое количество людей, включая тех, кто пишет законы, предпочитают эту кучку оригинальной идее. Создаваемые на эту тему законы больше отдают кислятиной смирительной рубашки, чем природным благоуханьем, и уж никак не защищают человека. Смелости заявить о перекосах вслух я не наблюдаю ни у одного местного политика – с помощью Гринписа защита животных приобрела на Западе крайне воинствующий и непримиримый характер, против которого выступать – себе дороже будет. В результате страдают люди, в том числе и я. Приведу несколько примеров.

Я живу в прибрежной зоне, где очень много чаек. Они здесь такие толстые и большие, что просто диву даешься! Но хуже всего то, что они очень громкие. Крик чаек также не отличается особой красотой. Образ чайки для меня уже давно не связан с чеховской романтикой. Глядя на них теперь мне в голову скорее приходит сравнение их с крысами моря, которые жутко орут, жрут все, что попало и срут в огромных количествах. При этом они отличаются скорее не умом, а поразительной наглостью.

Так вот, раньше я жил в квартире на верхнем этаже. Надо мной была только крыша. А на крыше жило много ужасно громких чаек. Они предпочитали начинать свой день где-то часа в 4 утра бестолковым ором, напоминающими примерно следующую перекличку: «Привет! Ну как дела? – Нормально, а как у тебя? - Тоже ничего. А как у него?..» и так далее и до бесконечности. Особенно плохо дело было весной, когда у них рождались голодные детеныши, вопящие день и ночь. В их истошных криках слышалось только одно: «Жрать! Жрать! Жрать!»

Романтика этого соседства схлынула довольно быстро, потому что весной спать после 4 утра уже стало просто невозможно. Я перестал высыпаться, стал нервничать, ссориться с родными, делать ошибки на работе. Я стал себя чувствовать глубоко несчастным человеком. Представить себе, что я могу впадать в такой мрак из-за каких-то чаек мне было сложно! Вот ведь проблема, тоже мне! Но это стало превращаться в серьезную угрозу моему психическому здоровью. И я начал предпринимать шаги по спасению самого себя от окончательного падения в бездну.

Я связался с менеджером нашего здания и описал проблему. В довесок напомнил как мощно они засерают эту крышу и территорию вокруг дома, включая парковку жильцов, помывку которой менеджеру постоянно приходилось организовывать. В качестве решения проблемы я предложил уничтожить гнезда чаек на крыше, а самих чаек прогнать. Более того, я взялся исполнить эти планы добровольно. В уме я уже нарисовал себе картинку, как менеджер, узнав о таком дураке, который готов выполнить ее грязную работу, с радостью попросит меня расправиться с этими горлопанами, которые, я уверен, досаждали и другим жителям дома. Позволив своей темной стороне чуть-чуть приоткрыться, я также представил, с каким наслаждением я дам этим кабанчикам хорошенечко палкой. Их жалобные крики будут первыми приятными звуками, которые я от них услышу!

Каково же было мое удивление, когда менеджер ответила, что не то что бить палкой – трогать чаек нельзя, это запрещено законом!!! У меня просто отвисла челюсть. «Но они же реально мешают мне жить!» – возопил я. «Ничем не могу помочь» – жестко ответила обычно очень добрый менеджер.

Вот такие получились пироги с котятами, да простят меня охранники окружающей среды, члены общества защиты кошек, и вегетарианцы. Да, забыл, есть здесь еще очень популярное общество охраны животных, для поддержки которого у нас на работе иногда проходят весьма успешные фандрейзинговые события.

Короче, абсурд предстал передо мной в своем самом неприглядном виде. Что мне было делать? Звонить своему конгрессмену? Я был уверен, что это пустая затея: только представьте себе заголовки газет после внесения на рассмотрение парламента какой-нибудь здравой инициативы, разрешающей отстрел или отлов этих романтических птиц: «Зверская инициатива законодателя» или «Убийство чаек сегодня – Что завтра?» и т.д. Подобные заголовки могут разрушить карьеру самого успешного политика!

В конце концов осознав тщетность моего протеста против сумасшедшего канадского культа охраны окружающей среды, я решил съехать с этой квартиры и поселиться в другой, но уже на первом этаже. Если чайкам разрешается доводить законопослушных и добропорядочных людей до ручки, то пусть этим кем-то буду хотя бы не я. Но даже на первом этаже до меня доносятся истошные крики этих бережно защищаемых человеком птиц. Мне всерьез страшно подумать, каково живется людям на верхних этажах. «Зато у них сверху вид из окна открывается красивый!» – иногда со злорадством думаю я, но поскорее заталкиваю эту жестокую мысль подальше.

Все рассказанное – правда без доли вымысла, хотя и изложенная в шутливом тоне. Чайки – не единственные животные, которым канадцы позволяют мешать себе жить. Можно вспомнить енотов, которые живут здесь повсеместно, растаскивают мусор по улицам и оставляют везде кучки своего черного кала. Между прочим в этом кале живут глисты Baylisascaris procyonis, яйца которых, если попадут после засыхания кала через пыль в легкие человека, вызывают серьезные болезни и даже смерть!
Еноты видимо досаждают не только людям!

А как насчет оленей, которые преспокойно здесь разгуливают по дорогам – только в одной Великобритании происходит около 74 тысяч столкновений оленей с машинами в год, многие – со смертельным исходом для водителя и пассажиров! Пару раз я едва не попал в такие аварии. Стрелять же оленей без охотничей лицензии тоже запрещено законом. Интересно, сколько бедных можно было бы накормить всей этой олениной? Да что там бедные, почему если оленина появляется в магазинах, то она такая дорогая? По своим питательным свойствам, оленина, кстати, относится к одному из самых полезных видов мяса. Чаек в Норвегии использут в пищу, как кур. Рассказывают, что мясо у них такое же вкусное, а яйца ничем не уступают куриным, но только они больше по размеру. У енотов прекрасный пушистый мех...
"Deer in the headlight" (Олени в свете фар) - устойчивое выражение в английском языке, означающее полную и чаще всего опасную неожиданность, заставшую человека врасплох

Отдельный разговор можно завести о причинах такого положения дел в западном обществе. Вкратце отмечу, что, на мой взгляд, без старика Фрейда тут не обойтись. Он утверждал, что все наши комплексы идут из детства. Комплексом вины такое отношение к животным наверняка является! Говоря о культурном коде, который прививается канадцам с детства, не могу не вспомнить такой популярный и очень хорошо сделанный мультик, как "Бемби". Это история о том, как звери в лесу хорошо жили, пока туда не пришел человек со своими собаками. Более человеконенавистнического мультфильма я в жизни не видел! Там даже охотник полностью не показывается - адский вид собак говорит очень красноречиво об облике их хозяина. Традиция продолжается и сегодня с такими популярными мультфильмами, как Уолли...

Вот такие страннности случаются в этом свободнейшем из обществ. Для чаек, енотов и оленей свобода здесь действительно безграничная!

PS. Когда ко мне на работе подходят члены нашего социального комитета с просьбой пожертвовать деньги для общества защиты животных, я мягко, но однозначно отказываю им. Если кто-нибудь из них, с трудом скрывая свое неодобрение, спрашивает меня, почему я это делаю, я объясняю, что больше люблю людей, чем зверей, и готов пожертвовать любому другому обществу (что часто и делаю). Им такой ответ явно не нравится, но сказать на это нечего. Да и зачем – ведь все остальные пожертвуют на это благородное дело с лихвой!

Friday, 16 November 2012

Портреты России: эмигрант



Очень люблю читать статьи в проекте «Портреты России» на сайте PublicPost. В них обыкновенные люди рассказывают о своей жизни, делятся своими мыслями о том, что происходит в стране. Эти портреты не претендуют на роль русских «икон». Они – скорее кусочки, из которых складывается большое мозаичное изображение современной живой страны. Вряд ли когда-нибудь стану героем этого проекта, но очень хочется внести и свою скромную лепту в создание портрета России, тем более что я представляю еще не затронутую проектом группу – эмигрантов.
Итак,

ИГОРЬ, ЭМИГРАНТ

Об эмигрантах

Живется эмигрантам не так хорошо, как кто-то может думать. Незнакомый с ситуацией человек может считать, что жизнь в такой богатой и успешной стране, какой например является Канада, уже благо само по себе, и какие там могут быть у людей проблемы. Я отвечу так: к хорошему быстро привыкаешь и начинаешь считать его уже не благом, а нормой. Физически в Канаде жить хорошо – с голоду точно не умрешь, многочисленные благотворительные организации тебе просто не дадут этого сделать! Но душе достается, что называется, по полной. Дело в том, что иммиграция бьет по самому болезненному в человеке – по чувству собственного достоинства, по самооценке. Кем был россиянин в своей стране до иммиграции – скорее всего успешным и видным человеком со знанием английского языка, возможно с опытом жизни или даже работы за границей. В России отношение к таким если не уважительное, то уж точно трепетное. В эмиграции человек быстро понимает, что его английского сильно не хватает для нормальной жизни из-за акцента, малого и устаревшего словарного запаса, плохого понимания разговорной речи. Затем, кое-как обжившись и осмотревшись, эмигрант начинает понимать, что его образование, профессиональный опыт в новой стране никому не нужны и никем не ценятся. Так высокопрофессиональные юристы, медики и другие специалисты становятся таксистами, продавцами в магазинах, и т.д. Эти удары по самолюбию потому  болезненны, что у человека сильно понижается социальная значимость – он уже не может общаться с теми, с кем хочет общаться, не может производить на окружающих того впечатления, которое производил раньше.

Не все выдерживают эти удары: знаю я эмигрантов, которые впали в депрессию или которые возвратились обратно в Россию. Мне лично повезло, я смог встроиться в канадское общество, у меня стабильная работа, хорошая зарплата, уверенность в будущем дне для себя и для своих родных, насколько об этом вообще можно говорить в годы кризиса. Далеко не все эмигранты так устраиваются. Тем не менее о былой социальной значимости – поездках и выступлениях на международных конференциях, личном общении с выдающимися людьми, повышенном уважении и интересе со стороны знакомых – остались только приятные воспоминания. Как пел когда-то В. Высоцкий: «Ой, Ваня, мы с тобой в Париже нужны как в русской бане лыжи!» Суть этой невеселой шутки за границей понимаешь очень хорошо!

Самое важное для эмигрантов – быть гибкими, уметь приспосабливаться к новым условиям, иначе будет очень тяжело. Не все имеют достаточно душевных сил на такое. Но другого выхода нет - все-таки это мы приехали в «чужой монастырь», а не канадцы – в наш.

О Канаде

Канада – страна очень подходящая для россиян, в первую очередь по климату. Почти все природные виды очень понятны и знакомы. Любителям туризма, рыбалки, охоты здесь раздолье. Чище здесь конечно, иногда даже не понимаешь, откуда в России вся эта пыль и грязь? Дороги получше, но я бы не сказал, что они здесь идеальные. Дураки тоже встречаются. Вообще, при желании в Канаде можно найти все недостатки, присущие России. Разница лишь в масштабе. Коррупция тоже есть, например, но не на каждом углу, как в России. Пьянство есть, но не такое повсеместное, и т.д.

Что отличает Канаду от России, так это верховенство закона над всеми. Будь ты хоть какая шишка – если нарушил закон, будешь отвечать как самый простой гражданин. Подобное из России воспринимается как сказка, но вот что я скажу – жить строго по закону и среди людей, которые уважают закон, для нас, россиян, не легко! Очень глубоко в нас сидит презрение к порядку и законопослушному поведению. У нас тот, кто сообщает о каком-то проступке в полицию – доносчик, в Канаде же – это нормальное и поощряемое поведение. Общество наоборот осуждает, если ты знал о чем-то плохом, но не сообщил.

Другая особенность состоит в том, что отношение простых людей к политике очень серьезное, каждый верит в силу своего голоса и в то, что он может реально улучшить жизнь в стране. В Канаде не дадут народным избранникам писать такие суровые и непродуманные законы, которые пишутся в российской Думе. В России все эти строгости создаются только для «врагов режима». Свои могут вытворять все, что хотят. В Канаде же принимаемые законы приходится исполнять всем, и бедным и богатым, и важным и не очень. Может поэтому в Канаде каждый хочет сказать свое слово, а в России общество такое апатичное.

О России

Из России я уехал в 2007 году, тогда о протестах еще никто не думал, страна купалась в нефтяных деньгах, народ начал зарабатывать хорошо, ездить заграницу. Но я за границей бывал еще в начале 2000, и еще тогда я понял, что страна наша глубоко отстала от Запада, и что движется она в неверном направлении. Протест во мне созрел уже году к 2003-ему. Я где-то читал, что все протестное движение в России началось в 2011-ом году из-за того, что продвинутая молодежь не смогла после кризиса уехать заграницу, и – вынужденная жить в России – начала обустраивать ее по-своему. Я верю в успех протестного движения в России, хотя понимаю, с какими трудностями приходится протестующим ребятам сталкиваться. Протест в провинции, а не в Москве, сложнее и опаснее в десятки раз – сам из провинции и знаю, что все там на виду, и карательные органы там не остановятся ни перед чем, чтобы заставить недовольных замолчать. Изменение страны, мышления в российском обществе произойдет – иначе просто в современном мире быть не может. Но займет этот процесс, на мой взгляд, десятилетия, если не столетия.

Наверное, если бы я остался в России, просто бы не смог молчать, хотя всегда был законопослушным человеком умеренных взглядов. Мне кажется нормальному человеку там с ума сойти можно от того, что вокруг происходит, и что может запросто произойти с тобой, твоими близкими. В России от сумы да от тюрьмы зарекаться нельзя!..

Недавно говорил с эмигрантом, который не переносит, когда при нем критикуют СССР. Я спросил его, чего же он уехал в Канаду? А он мне отвечает: «Как в СССР коммунизм окончился (бесплатное образование, медицинское обслуживание и т.д.) так я и уехал оттуда. Теперь здесь изучаю, что такое канадский коммунизм. И вообще, я – человек мира». Тоже, своя логика!

Но я лично на Путина зол – он ведь сейчас может сделать со страной все, что угодно. Дума ему в рот смотрит. Он мог бы преобразовать всю страну, провести кучу непопулярных, но важных реформ. Но он этого не делает. Его душевный покой ему важнее, чем все 150 миллионов россиян вместе взятые. Это меня и злит. Из-за его эгоизма и трусости я уехал из родного края, от родителей, друзей, родной культуры. А он как клещ вцепился во власть и отпускать ее не собирается. Это значит, что жизнь там для всех будет становиться только хуже и хуже. Часто думаю о том, что был бы в России царь, он смог бы страну направить на нужный путь. Сейчас для этого нужны десятилетия, до того страна отстала! Какой российский президент или премьер-министр сможет это сделать? Никакой, потому что они все дальше своего короткого срока не смотрят, врут направо и налево и только воруют. На самом деле, совсем небольшое количество людей беспокоится о России, и большинство политиков в это количество не входят. Путин и его вертикаль видят в России только источник обогащения. Со стороны это видно очень хорошо!

О канадцах

Канадцы – нация весьма разношерстная, кого здесь только нет. И хотя все выросли в разных странах и культурах, когда общаешься с каким-нибудь индусом, китайцем или румыном, понимаешь, что все в сущности люди одинаковы, всех волнуют одни и те же вопросы, у всех одинаковые проблемы. Когда это осознаешь, начинаешь ко всем другим относится с гораздо большим терпением. Русские бы очень выиграли от такого общения. Слишком долго в России не было никого кроме «бледнолицых», и теперь россияне за это расплачиваются всякими русскими маршами, которые страну до добра не доведут!

О себе

Себя я все-таки считаю русским, и Россия – моя родина. Я горжусь такими своими соотечественниками, как Гарри Каспаров, Лев Толстой, Андрей Тарковский и т.д. Дома говорю по-русски, читаю русскую литературу, смотрю отечественное кино, хожу в русскую православную церковь. Общение с другими русскими, доступ к русским ресурсам через Интернет, все это жизнь облегчает. Трудно представить, как жили эмигранты раньше без Интернета! Большинство эмигрантов пытается сохранить свою культуру, но их дети к ней относятся без особого интереса. Внуков уже русскими назвать нельзя совсем – хорошо, если они по-русски понимают!

Очень много умных и перспективных ребят уезжает из России, за последние годы - миллионы. Жаль страну, которая не пытается сохранить эту хорошую часть своего общества!

Saturday, 10 November 2012

О недостатках жизни в Канаде: канадский климат


Типичный среднеканадский пейзаж (Том Томсон: Этюд «Северная река», 1914 – 1915)

В России существует устойчивое мнение о том, что в Канаде жизнь совершенно беспроблемная. Несколько недавних статей в русскоязычных блогах дают описание повседневной жизни в Торонто (http://besttoday.ru/read/4202.html ) и Ванкувере (http://besttoday.ru/read/4320.html ), из которого следует вывод, что проблем у людей в подобных условиях быть практически не может. Как выражается один мой знакомый, если о стране вообще ничего не пишут в новостях, значит жителям этой страны жаловаться не на что. Постоянные высокие места, занимаемые в различных международных рейтингах Канадой, подтверждают эту мысль.

Канада действительно – это не Россия, и жизнь в этих странах просто несопоставима, как яблоко и апельсин. Соответственно и проблемы несопоставимые, хотя они есть. Канадские условия могут показаться для среднего россиянина райскими до отупения, но кажутся вполне нормальными и даже не без вызова в самой Канаде. Российские условия кажутся из Канады каким-то сумасшедшим домом, который умные, но психически не очень нормальные люди специально придумали для себя, чтобы побольше помучаться. В самой же России условия жизни в ней кажутся если не совсем достойными, то вполне нормальными и «сермяжными», то есть учитывающими российскую особость, которой россияне скорее гордятся, чем хотят потерять.

Подобно Ключевскому, начну с климата. Проблема канадского климата состоит в том, что он не дает канадцу особого выбора – где бы ты не жил в Канаде, везде будет либо прохладно, либо холодно, либо очень холодно. Свобода предлагается только в этой части температурного спектра. В этом смысле канадский климат очень похож на русский со всеми своими особенностями (холод, мало солнца, природа очень похожа на привычный среднерусский пейзаж с березками и сосенками), поэтому выходцы из России не очень тоскуют в Канаде по родным видам, а активно занимаются такими развлечениями, как туризм, охота и рыбалка. Но тем канадцам, кто любит солнце, тепло и пляж, приходится ездить за ними в другие страны (чаще всего в Мексику).

Любопытно отметить, что в первую десятку государств с наиболее высоким уровнем жизни чаще всего попадают страны с холодным климатом – скандинавские государства тому лучший пример. В последнюю десятку кстати не менее регулярно попадают страны с самым жарким экваториальным климатом (страны центра Африки). Что-то такое есть все-таки в климате, что очевидно является косвенной причиной либо успеха, либо неуспеха страны (смотри карту).

Зеленые - развитые, желтые - не очень, красные - совсем неразвитые

В смысле климата считаю США самой свободной страной мира: имея климатический диапазон от Гаваий до Аляски эта страна предлагает своим гражданам полную свободу в выборе климата: хочешь – живи в снегах Аляски, хочешь – нежься на гавайских пляжах, а хочешь – получай удовольствие от умеренного среднего Запада. Разница в стоимости жизни, кстати, будет незначительной! Что-то похожее можно сказать и о Европейском Союзе, где можно также выбрать себе климат по душе. Разница только в том, что ЕС – страна многоязычная, и чтобы устроиться более менее прилично в принимающей ее части, скажем в Испании, выходцу из сумрачной Германии придется учить испанский.

Friday, 2 November 2012

Размышления о свободе в самой свободной стране мира‏

По итогам Индекса Благосостояния Легатум за 2012 год (The 2012 Legatum Prosperity Index (http://www.prosperity.com/) Канада заняла первое место в мире по показателю «Личная свобода» (у России – 119 место). Имея опыт нескольких лет жизни в Канаде хотелось бы высказаться по поводу своих ощущений в смысле свободы жизни в ней.

О свободе неплохо сказал один религиозный деятель: он сравнил ее с картиной, в которой роль рамки выполняют закон и мораль. Сама же свобода есть возможность выразиться на холсте в пределах этих рамок.

Вот так свобода может выглядеть метафорически

Продолжу эту метафору так: в несвободных странах государство накладывает дополнительные рамки на человека, заставляя его рисовать, ну например, только в стиле соцреализм и только на определенные темы (молодые и здоровые колхозники идут в поле косить урожай). За другие темы и другие художественные стили государство преследует автора (например знаменитая хрущевская Бульдозерная выставка или недавний суд над Пусси Райот).

В. Бордиченко "Начальник политотдела в колхозе", 1950-е гг. Свобода самовыражения в СССР не могла выходить за эти пределы

В этом смысле в Канаде каждый действительно волен нарисовать свою собственную картину в силу своего душевного таланта. Однако дополнительные ограничения все-таки имеются – разным недостаткам канадского общества я собираюсь посвятить серию статей. К таковым недостаткам/ограничениям можно отнести, например, довольно однообразный и суровый климат Канады. Что, скажем, делать человеку, если он хочет жить в Канаде рядом с солнечным пляжем? Ответ: либо жить в Канаде без солнечного пляжа, либо поселиться рядом с солнечным пляжем, но не в Канаде.

Вот краткий перечень ограничителей свободы в Канаде, которые я ощутил, и о которых я постараюсь высказаться поподробнее в следующих статьях (порядок перечня свободный):

Высокие налоги;
Цены выше, чем в США;
В англоязычных провинциях нет бесплатного обучения французскому языку;
Высокая стоимость жилья;
Невкусная еда;
Высокая стоимость садиков для детей;
Нет выбора в климате;
Школьное образование, которое не дисциплинирует и не учит;
Низкое качество профилактической медицины;
Безработица, наркомания и бездомные;
Иммиграционная политика не работает эффективно;
Спиртное продают в отдельных магазинах;
Нет государственной поддержки искусствам;
Перекосы в охране окружающей среды не в пользу людей;
Короткая история, культура, довольно скучная архитектура.