Thursday 29 November 2012

Об Эмили Карр: настоящая канадская художница


  Памятник Эмили Карр в Виктории 

На плече у Эмили - ее любимая обезьянка Ву

В одном из краеведческих мемуаров я прочитал такую историю: житель небольшого городка Виктория, что находится на тихоокеанском побережье Канады, вспоминал, что однажды в конце 1930-х годов его отец взял его еще мальчиком на прогулку на «моторе» по улицам этого зеленого и весьма захолустного по тем временам города. Проезжая самый большой парк в городе мальчик заметил странную пожилую и полную женщину сидящую у дороги и рисующую что-то на большом холсте перед собой. На голове у женщины была тюбетейка, на ее плече сидела мартышка, а у ног лежала собачонка. «Кто это, папа?» - спросил мальчик. «Не обращай внимания, - ответил отец, - это одна местная сумасшедшая».

«Сумасшедшей» оказалась канадская писательница и художница Эмили Карр (1871-1945), которая уже при жизни была лауреатом нескольких престижных литературных премий. Впоследствии она стала одной из самых известных канадских художниц в мире, и просто гордостью города Виктории, где сейчас находится ее дом-музей. К слову сказать, Эмили Карр тоже была невысокого мнения о большинстве жителей Виктории. Если какой-нибудь доморощенный любитель искусств хотел встретиться с ней, она чаще всего отказывала, замечая, что у нее нет времени для общения «со всякими идиотами». Ее именем названы в городе библиотека и картинная галерея. Об этой галерее и ее коллекции картин Эмили Карр я бы и хотел рассказать в этой статье.
Э.Карр "Автопортрет"

Картинная галерея Виктории (http://aggv.ca/) – центр изобразительного искусства этого тихого городка, который на самом деле является столицей крупнейшей канадской провинции Британская Колумбия. Любопытно отметить, что в той же провинции находится и такой всемирно известный метрополис, как Ванкувер – крупнейший канадский центр бизнеса и искусств. Однако парламент провинции, где пишутся ее законы, все-таки находится в Виктории. Картинная галерея Ванкувера – одна из крупнейших в стране, и я уже писал об одной из ее выставок (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/07/blog-post_14.html). Картинная галерея Виктории намного скромнее по своим размерам и по коллекциям, но для тех, кто интересуется творчеством Эмили Карр – родившейся и много лет прожившей в Виктории – эта картинная галерея является важнейшим источником информации о творчестве этой незаурядной художницы.

Галерея содержит и другие любопытные коллекции, например коллекцию географически близкого японского искусства, а также много современных артефактов. В настоящий момент среди ее выставок – конечно же выставка творчества Эмили Карр «На границе Ойкумены», выставка современного канадского портрета «Непохожие», выставка китайского и японского портретов «В поисках внутренней сути» и другие. Посетив на днях эту галерею, я снова понял, что не смотря на противоречивость многих работ, все они являются произведениями искусства и производят соответствующее живительное воздействие на душу.
Э. Карр «Луг рядом с океаном» (эта картина – визитная карточка выставки «На границе Ойкумены»)

Образование Эмили Карр никак нельзя назвать доморощенным, потому что рисовать она училась в лучших учебных заведения США и Франции. В Канаде она сошлась с Лореном Харрисом – основателем арт-группы «Группа Семерых» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/09/blog-post.html), который оказал сильное воздействие на художницу, но об этом речь впереди. Эмили так и не вошла в эту группу – присутствие женщины в сугубо мужском арт-клубе пока еще считалось нонсенсом – хотя на мой взгляд качество ее лучших работ ничем не уступает качеству работ художников группы. Однако в совместных выставках она участие принимала. Эмили Карр общалась с выдающимися художниками своего времени и прекрасно знала обо всех значительных течениях в искусстве. Не могу не отметить, что она никогда не выходила замуж. Имеются ее письменные свидетельства о том, что она не желала себе судьбы домохозяйки и мужской рабыни, какой часто были судьбы женщин того времени. Известно, что в качестве страшного примера перед глазами Эмили была судьба ее знакомой талантливой художницы Софи Пембертон, которая после замужества нарожала своему мужу детей и вынуждена была забросить искусство под бременем семейных забот, хотя явно имела дар в этой области. Поскольку Эмили была одной из первых известных женщин в стране, которые предпочли условностям общества творческую свободу, канадские феминистки считают ее одной из основоположниц этого движения в Канаде.
С. Пембертон "Пол", Карт. галерея Виктории

Свое вдохновение художница нашла у себя на родине. С особым интересом она исследовала местные пейзажи, которые являются продуктами пересечения мягкого субтропического океанического и более сурового умеренно-континентального климатов, а также тотемы и символику местных индейцев. Она настолько часто посещала индейские деревни, что стала там практически своей. Это выразилось в том, что индейцы даже дали ей весьма говорящее прозвище Кли Вик (Хохочущая).
Э.Карр "Тотемные столбы в Китсеукле" (1912)

С изображения индейских тотемов начались ее художественные поиски. Эти культовые объекты без сомнения представляли из себя «легкую добычу» для молодой художницы – ведь они являются уже готовыми артефактами, выполненными в очень своеобразной манере. Художнику, который рисует тотемы, можно не напрягаться в поисках внутренней сути предмета изображения – она вся на виду, к ней уже практически нечего не добавить. Эта легкость являлясь вне сомнения привлекательной для начинающей художницы, но и она могла ее погубить, если бы Эмили свела свое художественное самовыражение к изобразительному ремеслу на потребу туристам (чем она иногда занималась ради быстрого заработка). Именно об этой опасности предостерег юную художницу опытный и талантливый Лорен Харрис, когда писал ей, что Эмили лучше вырабатывать свой стиль, изображая окружающее ее пышное природное цветение, океан, дома, лодки Виктории, нежели зацикливаться на законченных образах индейских тотемов – теме несомненно не самой благодарной не только по уже упоминавшейся причине, но и из-за того, что для индейцев тотемы имеют религиозную и, частично, генеалогическую, но никак не эстетическую ценность. Соответственно, оценить картины с их изображением индейцы никогда не смогут. Так оно и случилось – современные индейцы не испытывают уважения к этой части творчества Эмили Карр, считая, что она присвоила их святые образы и на этом сделала свою популярность.
Э.Карр "Деревня Киспиокс" (1929)

Прорыв в творчестве Эмили Карр произошел после встречи с художниками Группы Семерых. Ее зрелые работы уже не воспринимаются как попытки запечатлеть тотемные изображения. Они больше похожи на творческое осмысление темы; в них виден не только предмет религиозного культа, но больше того – уникальный вселенский образ, преломляющийся через стиль и душу художницы. В ее зрелых работах мы видим саму Эмили Карр, ее утонченное романтическое начало, холодные, темные, драматические цвета, масштабные образы.
Э.Карр "Море травы" (1932)

Леса на ее картинах таинственны и почти одушевленны, они живут своей глубокой и полнокровной жизнью, в них чувствуется преклонение художницы перед силами природы, ее вера в то, что эти силы выходят за пределы нашего понимания. Художница намекает нам на незначительное место человека в этом бушующем мире. Эта драма показана прекрасно как с точки зрения цвета, так и техники и композиции. Поздние картины Эмили Карр представляют из себя мощные и красивые полотна, подлинной темой которых является величие и сила природы.

Эмили Карр можно назвать одной из самых канадских художниц – настоящей дочерью страны,  которая одной из первых в мире поддержала женское гражданское равенство, и в которой родилась организация Гринпис. Другой вопрос состоит в том, во что эти замечательные инициативы вылились, но это уже тема для отдельных размышлений (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_23.html).

No comments:

Post a Comment