Friday, 22 August 2025

Важные даты: Религиозное почитание царя Николая II и его семьи в советской России (к годовщине канонизации Николая Второго Московским патриархатом в 2000 году)

 


Существует расхожий миф, будто русский народ никогда не любил последнего царя Николая II и с безразличием или даже с радостью принял его гибель в 1918 году. Однако историческая реальность говорит об обратном. Даже в условиях жестоких гонений в СССР находились люди и целые общины, которые сохраняли верность Государю и почитали его вместе с его семьёй.

Начальный советский период почитания (до Великой Отечественной войны)

Для большевиков личность Николая II была особенно опасна. Их власть строилась на выгодном  противопоставлении "нового мира" "убогой", "отсталой" царской России. Но жизнь в СССР, особенно в 1920–30-е годы, оказалась значительно тяжелее, чем при монархии. Поэтому советская пропаганда стремилась стереть память о Царе и царской России, заменяя в печати их негативными абстрактными понятиями вроде «самодержавие», «тирания», "тюрьма народов" и т.д.

Хорошо известно, что большевистская элита особенно ненавидела Русскую Православную Церковь, и именно Церковь одной из первых ощутила разрушительную природу новой власти. Однако главные удары пришлись не столько по религии как таковой, сколько по связям православия с монархией. В сталинские годы вполне можно было оставаться верующим, но смертельно опасно — поддерживать Царя и монархический строй. Российский историк Михаил Шкаровский приводит показательные данные переписи 1937 года, разгар массовых сталинских репрессий. В ней содержался вопрос о вероисповедании: из 97 521 респондента 55 278 признали себя верующими. Это число весьма значимо, учитывая, что многие сознательно не ответили на вопрос, и реальное количество верующих было наверняка значительно выше.

Тем не менее, эта политика не была успешной. Истинная Русская Православная Церковь продолжала чтить помазанника Божия. Святейший Патриарх Тихон уже в 1918 году открыто осудил убийство Царской семьи как «величайшее из преступлений» и призвал русский народ к покаянию. Вскоре Церковь была расколота: официальная, «сергианская», пошла на союз с советской властью и оставила монархические идеи, а «тихоновцы» и катакомбные христиане остались верными прежним идеалам, в том числе почитанию Царя.

Катакомбная Церковь, действовавшая в СССР тайно вплоть до 1980-х годов, сохраняла особое отношение к Царским мученикам. В её среде хранились портреты Романовых, совершались тайные молитвы, обращенные к ним. Верующие нередко подвергались арестам и ссылкам именно за «монархизм». С самого начала своего существования в 1922–1926 годах Катакомбная Церковь (или Истинно-православная церковь) была признана большевиками «православно-монархической сектой». В «Словаре атеиста» (1966), практическом пособии для антицерковной пропаганды, среди восьми основных характеристик катакомбного движения были особенно выделены три, связанные с Царственными мучениками:

  1. «Культ членов императорской семьи Романовых: их портреты сохраняются как святыни, перед ними тайно совершаются земные поклоны».

  2. «Принятие вождями секты имён царей и их родственников».

  3. «Сохранение и распространение контрреволюционной монархической литературы».

Важно отметить, что "истинно-православные" в основном были сторонниками монархизма, а не почитателями Царя и его Семьи как святых страстотерпцев. Их «монархизм» выражался в восхищении, уважении и скорби по утраченной России и в тревожном ожидании появления новых “лже-царей”», нежели в  поклонении Царственным страстотерпцам. 

Послевоенное почитание

Со временем религиозное почитание Николая Второго и его семьи среди православных СССР становилось всё более распространенным и открытым. Старец Николай Гурьянов (прообраз отца Анатолия из фильма "Остров") в послевоенные десятилетия говорил о необходимости покаяния русского народа в грехе цареубийства и учил молиться святым Царственным мученикам. Несмотря на запреты, люди тайно посещали Ипатьевский дом в Свердловске, где была убита царская семья, возлагая цветы и свечи. Даже его снос в 1975 году не смог остановить народную память.

Русская Православная Церковь заграницей канонизировала царя Николая Второго, его семью и некоторых слуг в 1981 году. После падения СССР в 2000 году Николай II и его семья были прославлены Русской Православной Церковью как страстотерпцы. На месте их мученической кончины в Екатеринбурге воздвигнут Храм на Крови, где ежегодно совершаются многотысячные крестные ходы.

Таким образом, почитание Николая II в советские десятилетия прошло три этапа:

  1. Первая половина XX века – тайное поминовение Царя-мученика и монархии в условиях репрессий.

  2. Послевоенный период – рост религиозного почитания Царственных мучеников.

  3. После 1991 года – их официальная канонизация и открытое всенародное почитание.

Поклонение Царственным мученикам в современной России

Сегодня почитание Царственных мучеников и страстотерпцев открыто поддерживается Русской Православной Церковью. Существуют иконы, паломничества, храмы, посвящённые им. Российская политическая элита также выражает поддержку этому отношению. 

В то же время в стране всё ещё остаются многочисленные официальные памятники и топонимы, прославляющие вдохновителей, пособников убийства и убийц русского Царя, его Семьи и их верных слуг. Полное примирение и покаяние в российском обществе ещё не достигнуты. Святость и мученичество Царской семьи по-прежнему остаются спорным вопросом в современной России. 

Противостояние между теми, кто чтит Царственных мучеников, и теми, кто ненавидит их, переместилось в онлайн-пространство. Каждый, кто следит за интернет-ресурсами, посвящёнными прославлению Царственных мучеников, знает, сколько «критических» или откровенно враждебных отзывов до сих пор звучит в адрес жизни и подвига Царской семьи, а также Белого антибольшевистского движения (войск, сохранивших верность своей Императорской присяге) — и это не только в России, но и на Западе, где российская пропаганда всегда была удивительно успешна. 

Спорный вопрос канонизации царской семьи продолжает горячо обсуждаться. Хорошо, однако, что теперь эти споры ведутся открыто; ушли времена тайны и опасности быть преследованным. Эта открытая дискуссия даёт надежду, что когда-нибудь в будущем вопрос о почитании Царя и мученика Николая II в России будет окончательно решён положительно. Российское общество, возможно, однажды оценит и воспримет уроки своего славного царского прошлого, а народ России раскается в своей увлечённости опасными советскими идеями и полностью их оставит, обратившись к современному, по-настоящему широкому и многогранному обществу, в котором демократические институты будут мирно сосуществовать с религиозно благословенной монархией.

No comments:

Post a Comment