Tuesday, 18 January 2022

"Макбет" Джоэла Коэна передает дух шекспировской трагедии


Театральное суеверие гласит: упоминать на репетициях имя Макбета – дурной знак для любой постановки и для театра, где она ставится. 

Мистики в Макбете действительно хватает. Достаточно вспомнить, что весь сюжет шекспировской трагедии, построен на исполнении мрачных и странных предсказаний трех ведьм, встретившихся на пути шотландскому феодалу Макбету и его другу Банко, впоследствии убитому по приказанию Макбета. По советам своей жены Макбет начинает зачищать свой путь к власти, убивая соперников настоящих и мнимых. Чем дальше в Бирнамский лес, тем больше дров. Вначале не желая принимать участия в насилии, Макбет входит во вкус, и ширина потока крови в трагедии увеличивается. Добившись всего, чего хотел, он гибнет от меча бывшего друга, а ныне одного из пострадавших. Жена Макбета тоже погибает, сойдя с ума. Такая вот милая сказка. Среди шекспировских произведений Макбет делит тройку самых популярных с Гамлетом и Королем Лиром, тоже не самыми веселыми историями. 

Новый фильм Джоэла Коэна, одного из братьев знаменитой режиссерской парочки, хорошо передает дух трагедии Шекспира. Это зрелище очень красивое, но холодное и безжизненное. Яркая черно-белая кинематография сделана в духе немецкого экспрессионизма, типа «Метрополис» Фрица Ланга. Мне представляется этот выбор режиссера вполне сознательным. Подобно антиутопии «Метрополиса» «Макбет» это мир, где человеческой жизни сложно продолжаться долго. Не могу представить, чтобы в красивых замках «Макбета» шла реальная повседневная жизнь, звучал смех. Мир Макбета и мир живых людей явно не совместим, чему в сущности посвящен весь фильм. 

Красота фильма режет глаз, но на меня почему-то произвели особое впечатление его лица. Опытный режиссер Джоэл Коэн набрал актеров с такими «выпуклыми» лицами, что их внешность кажется каким-то особым героем фильма. Меня особенно впечатлил Гарри Меллинг в роли принца Малькольма (он играл толстенького и противного Алистера Муди в «Гарри Поттере»). Дензел Вашингтон (Макбет) и Фрэнсис МакДормант (Леди Макбет) тоже очень хороши. Мрачную атмосферу истории дополняют множество ворон, туман, стуки, внезапно открывающиеся окна, тягучая виолончельная музыка в самом нижнем регистре. 

Рекомендую фильм эстетам и любителям, все-таки он не самый легкий для просмотра.

No comments:

Post a Comment