Tuesday 11 August 2015

О роли фона в картинах на религиозную тематику

"Благая Весть", Сандро Боттичелли, 1489.
Пейзаж за окном явно не иудейский
Кураторы ванкуверской выставки «О Земле и о Небесах» (https://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_ofheavenandearth.html) в своих комментариях к выставленным картинам особо подчеркивают нововведения, которые использовали итальянские художники эпохи Высокого Возрождения, создавая свои религиозные картины. Они указывают на то, что художники активно экспериментировали с перспективой, формой, освещением, фоном, с психологической достоверностью изображения библейских сцен. Итальянские художники пытались передать трехразмерность этого мира на двухразмерном холсте, и в процессе своих опытов они разработали важные профессиональные умения для художников, которым сейчас учат в школах искусства с первых классов.

Действительно, мы видим и перспективу, и освещение, и фон как элементы физической достоверности изображаемых сцен в тех работах. Психологически картины тоже становятся все более достоверными. Становление изобразительного искусства как средства изображения жизни на земле, нежели на небесах, а также начало его пути в направлении реализма и светскости очевидно в этих картинах художников итальянского Возрождения.

Одним из нововведений великих итальянских мастеров прошлого были эксперименты с фоном их картин. Достаточно неожиданно даже для сегодняшнего взгляда итальянские художники эпохи Возрождения решили изображать библейские сцены на фоне итальянской природы и архитектуры. Об этом художественном решении кураторы выставки почти не упоминают, хотя для современников оно ведь было достаточно революционным. О возможных причинах этого художественного решения я рассуждал в статье «К истории романтического пейзажа» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/08/blog-post_11.html). В результате размещения библейских сцен на итальянском фоне художники приближали их к современному им зрителю, заставляли его почувствовать их реальность, ощутить их физическое присутствие. Эту художественную задачу итальянские художники выполняли очень эффектно, сила художественного воздействия их картин ощущается даже сегодня, не говоря уже о средневековье, когда не было ни кино, ни фотографии.
"Благая Весть", Рафаэль Соер, 1980
Современные художники не перестают интересоваться способами усилить эстетическое воздействие своих работ, в том числе и через фон – хотя с развитием компьютерных технологий в изобразительных искусствах произвести впечатление на зрителя становится все сложнее. Тем не менее, эта художественная задача очень важна и приводит иногда к любопытным результатам.

В пример можно привести картину «Благая Весть» нью-йоркского художника российского происхождения Рафаэля Соера (Raphael Soyer), который специализировался всю жизнь на «соцреализме». Эта картина наглядно иллюстрирует то, что получается, если соцреализм «скрестить» с библейской тематикой. Архангел Гавриил (справа) в виде женщины пришел к Деве Марии. Как мы знаем, ангелы и архангелы – существа бесполые, и соответственно могут принимать облик как мужчины, так и женщины, не обязательно будучи ими. В данном случае архангел Гавриил решил, что для того, чтобы быть как можно быстрее и точнее понятым Марией, ему нужно выглядеть так, как выглядит женщина, примерно одних с Марией лет, одинакового достатка и вкуса в одежде. Мария же изображена обыкновенной работницей, типа прачки или официантки, которая живет очень скромно, честно и чисто. На кухне Марии один умывальник, а сзади виднеется ее простой гардероб. Сообщив Благую Весть Деве Марии босой Гавриил переминается с ноги на ногу в нетерпении услышать от Марии подтверждения ее великой роли. Мария слегка наклонила голову в раздумии. Ее руки сложены как бы в молитве. В сущности, весь мир вместе с архангелом замер в ожидании ее ответа. Ведь от этого ответа так многое зависит!

В принципе художественное решение Соера старо как итальянское искусство. Те изображали Деву Марию на фоне современной им Италии, а Соер – в квартире современного жилого дома где-нибудь в Бронксе или другом густонаселенном городе. И Соер и итальянцы приближали сцену принесения Благой Вести как можно ближе к зрителю. Они хотели заставить нас стать ее невидимыми зрителями, которые полностью осознают грандиозные причины и следствия происходящего, а также то, что возможно в этот момент ощущали его основные герои.

Рафаэль Соер (1899-1987) родился в Борисоглебске Тамбовской губернии в семье преподавателя иврита. В 1912 году в результате гонений на евреев его семья уехала из России в США и поселилась в пригороде Нью-Йорка Бронксе. Рафаэль придерживался левых политических взглядов. Как следствие этого, в искусстве его интересовало правдивое изображение рабочих людей в современной им обстановке. В 1940-х годах, когда в художественных салонах Нью-Йорка царила абстракция, Рафаэль Соер говорил, что в искусстве он «выбирает жизнь реалиста и гуманиста». Его гуманистическая позиция отчетливо видна в картине «Благая Весть».

No comments:

Post a Comment