Tuesday, 25 August 2015

Оптические игры с импрессионизмом

А вот угадайте, что это за картина, и где это место в ней!
Французских художников-импрессионистов очень занимали изменяющиеся аспекты реальности, все, что свидетельствовало о ее постоянной переменчивости, если можно так сказать. Для них передача художественными средствами на холсте ощущения движения, перемены, сиюминутности была критически важной. Эту непрерывную переменчивость они видели во всем, далеко не только в небе и воде – традиционно переменчивых сущностях. Они видели сиюминутность в стоге сена или в соборе, или в лодках, вытащенных на сушу.

Возникает вопрос: что же может быть переменчивого, скажем, в лодках? Это же лодка, а не вода, которая действительно меняется каждую секунду.

В самой лодке ничего переменчивого конечно нет. Однако ежеминутно меняется то, как она выглядит – из-за изменений в атмосфере, в освещении. Обыкновенному человеку, который вышел на пляж и смотрит на лодку, может показаться, что в ней ничего не меняется. Но если в качестве измерителя использовать не нетренированный человеческий глаз, а светочувствительное оборудование, то оно быстро зафиксирует довольно серьезные и быстрые изменения. Когда меня дедушка учил определять выдержку с помощью фотоэкспонометра для фотографирования старым пленочным фотоаппаратом «Зенит», я помню свое удивление, когда выяснилось, что даже в пределах пяти минут выдержка может поменяться довольно значительно. У импрессионистов вместо фоточувствительного оборудования были хорошо тренированные глаза, которые и помогали им распознавать окружающие их световые перемены, а затем фиксировать их на холсте. У меня был фотоэкспонометр, с помощью которого я фиксировал изображение на пленке. Современный фотограф может даже не знать, что такое выдержка, потому что компьютер в фотокамере сделает все необходимые вычисления и настройки автоматически (хотя некоторые современные профессионалы-фотографы и сегодня используют фотоэкспонометр).
Другое место из этой картины
Чтобы передать на холсте уникальность каждого момента импрессионисты использовали одну революционную технику. Для создания более яркого и «сырого» эффекта, они не смешивали краски на палитре, а накладывали их на холст без смешения: бок о бок или друг на друга. Смешивание цветов изображения происходит во взгляде зрителя на импрессионистскую картину. Клод Монэ использовал для этой цели разноцветные мазки. Жорж Сёра довел эту технику до совершенства, сведя мазки к точкам и придумав пуантилизм (смотрите пример современного искусства в стиле пуантилизм в статье «Осенний пуантилизм» http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/10/blog-post_9.html). По принципу пуантилизма создавалось изображение из маленьких красно-зелено-синих точек в кинескопных телевизорах.

Особенность такого художественного подхода к передаче изображения состоит в том, что если рассмотреть его вблизи, то увидишь только хаотические и довольно грубые мазки кистью разных цветов. Общего изображения не просто не видно, но оно даже никак не подразумевается из изображения его части. Однако стоит зрителю отойти на несколько шагов, как вдруг хаос уступает место предмету изображения: стогу, собору или лодке. Это воспринимается почти как фокус, оптический обман зрения. Первых ценителей импрессионизма привлекал именно этот почти «волшебный» эффект, а сами импрессионисты воспринимались в лучшем случае разыгравшимися мастерами оптической иллюзии. В худшем случае они воспринимались как шарлатаны, которые и рисовать-то толком не умеют. Таковым было отношение к импрессионистам членов жюри знаменитого Парижского Салона, которые не допускали их картины к выставке. Тем хуже для Салона, который в своей заносчивой неуступчивости, академической жесткости и артистической недальновидности потерял шанс подарить миру импрессионизм.
"Рыбацкие лодки в Этрета", К. Монэ, 1873
Фотографии картины Клода Монэ «Рыбацкие лодки в Этрета» иллюстрируют мои рассуждения о новом оптическом эффекте, который исследовали импрессионисты. Эта картина без защитного стеклянного экрана демонстрируется в одном из залов постоянной выставки Музея Искусств Сиэтла, где у меня была возможность сделать ее фотографии со значительным приближением (в Музее фотографировать разрешается). Эти фото показывают, насколько различается импрессионистическое изображение вдали и вблизи. Вблизи картина кажется незаконченной, но на самом деле это ее законченный вид. «Заканчивается» она в глазах зрителя, который смотрит на нее с некоторого расстояния. Другой современный пример этой техники, в котором смешан импрессионизм и фотография, обсуждается мною в статье «Об импрессионизме в фотографии», http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_19.html.


No comments:

Post a Comment