Friday 15 February 2013

Моя Йошкар-Ола


Баба с хлебом до сих пор
приветствует гостей Йошкар-Олы

Прочитав недавно статью казанского блоггера Александра Удикова «Йошкар-Ола: Город волшебных превращений», я решил высказать свое мнение по поводу того, чем для меня является Йошкар-Ола – город, в котором я родился и вырос. О России я уже писал в статье «Портреты России: эмигрант», а вот о родном городе еще не довелось, хотя конечно сказать есть что – все-таки в нем я прожил свыше 30 лет. Город за это время существенно изменился, и по этому поводу мне тоже есть что сказать. Свои мысли я решил сгруппировать вокруг нескольких основных эмоций, которые у меня вызывает то, что сейчас происходит в Йошкар-Оле. Эмоции эти следующие: недоумение, негодование, сожаление.

Гостиница "Йошкар-Ола" - ныне разрушена

Недоумение
Для того, чтобы объяснить, почему я испытываю недоумение по поводу «обновленного имиджа» Йошкар-Олы, необходимо дать небольшой культурно-исторический комментарий об архитектурном стиле этого города позднего советского периода. В Йошкар-Оле я жил с 1970-х по середину 2000-х годов с перерывами на армию и университетскую учебу. Йошкар-Ола никогда не была выдающимся городом в смысле архитектуры. Строительство центральных объектов было типовым: памятник Ленину на главной площади, там же театр, университет, здание правительства. Помню, что когда однажды я попал в столицу Карелии Петрозаводск, то был поражен тем, насколько похожими были несколько центральных площадей на то, что я видел в Йошкар-Оле. Очевидно, что Петрозаводск был застроен по тем же советским калькам.
Обязательный театр и памятник Ленину на
центральной площади - его же имени
Руководители Марийской Автономной Советской Социалистической Республики не уделяли много внимания архитектуре города – им было достаточно того, что те места, которые они посещали (в основном центр города) выглядели прилично. В результате длинная набережная реки Кокшаги была заросшей и неухоженной, ближе к окраине на улице Свердлова позорились (да и сейчас позорятся) бараки для «строителей коммунизма», памятник архитектуры 18 века Воскресенский Собор был превращен в винзавод , много красивых и старинных церквей было взорвано, и т.д.

Здание Госплана, где проектировали советскую Йошкар-Олу

Однако сейчас я понимаю, что даже типовое советское строительство в Йошкар-Оле имело свое лицо и характер, которые при внимательном рассмотрении нельзя спутать ни с чем, даже с похожими петрозаводскими застройками. Что-то было в архитектуре Йошкар-Олы советского периода уникальное.  Стиль существовал, но он не был броским или ярким, и эта скромность весьма подходила под дух и культуру города, который издавна считался символом провинциализма.  Неизвестный автор в 1849 году писал в «Очерках г. Царевококшайска» о том, что «этот несчастный город вошел у сочинителей как бы в пословицу, где нужно привести пример ничтожества... Это мнение не совсем основательно. Царевококшайск не хуже других городов» (Цитата по книге С.В. Старикова «Панорама старого города»). Прожив много лет в Йошкар-Оле, которую в царское время называли Царевококшайском, я полностью подписываюсь под этим мнением. Да, это не Казань, которая находится рядом, и в которой я тоже провел некоторое время, но жизнь в Йошкар-Оле мало чем отличается от жизни в крупных городах. В современной Йошкар-Оле нормальному человеку тоже можно весьма уютно устроиться получая удовольствие и от ее провинциальности, то есть далекости от популярных туристических маршрутов, и от ее столичности со всеми признаками крупного города: своей культурной жизнью, доступа к разнообразным услугам и т.д.

Один из исторических домов города (автомобиль тоже исторический)

Кроме неуловимого стиля в Йошкар-Оле чувствовалось и присутствие долгой истории, все-таки город был основан в 16 веке. Многие исторические памятники города выжили и представляют из себя живые свидетельства сложной эпохи 20 века. Так Воскресенский Собор, где в советское время был винзавод, сейчас восстановлен и активно функционирует как действующий православный храм. Осталось также несколько купеческих домов, некоторые из них дотянули до современности не получив яркого советского клейма (дом купца Пчелина), а некоторые отметились не в самых лучших страницах истории республики. Таким например является дом купца Наумова, в подвале которого происходили расстрелы в сталинские времена. Присутствие этих памятников опять же накладывает неяркий, но своеобразный отпечаток на облик города.

Театр оперы и балета (старый)

Рисунки А.С. Бакулевского, иллюстрирующие эту статью, по-моему передают этот скромный йошкар-олинский стиль. Во всяком случае этот выдающийся художник сумел запечатлеть те образы, которые живы в моей памяти, и которые я очень люблю.
Архитектурная ситуация в столице Республики Марий-Эл стала меняться в корне с приходом президента И. Маркелова, когда-то бывшего члена партии Жириновского, а сейчас преданного единоросса, а в сущности трусливого, мнительного, лукавого и недалекого человека. Этот юрист возомнил себя большим специалистом по архитектуре и поменял ее в корне согласно своим сомнительным вкусам и пристрастиям. Поскольку президент Маркелов очень любит Италию и особенно Венецию, он, не долго думая, решил соответственно преобразовать Йошкар-Олу. В результате столицу Марийского края «украсили» площадь Брюгге вдоль которой стоят аляповатые дома в голландском стиле, в городе вдруг ни с того ни с сего появился огромный и бессмысленный кремль, здания министерств, выполненные в псевдо-венецианском стиле и т.д. Фоторепортаж Удикова подробно рассказывает об этих архитектурных безумствах, которые появились в совершенно неподходящей архитектурной и культурной обстановке.
Родной микрорайон Сомбатхей - в венгерском стиле
В результате совершенно справедливо 29 июля 2010 года Йошкар-Ола была исключена из списка исторических городов России, куда она попала в 1990 году. Причиной явилось то, что значительная часть объектов историко-культурного значения, отражающих различные периоды градостроительного развития с ХVIII по ХХ вв. и размещенных у реки Малая Кокшага, была уничтожена, как мешающая «венецианской» и псевдо-русской застройке города.  
Итак президент Маркелов реализовал свои провинциальные фантазии за счет исторической части города, и создал постыдную кичуху и жуткое посмешище под условным названием «Венеция на Кокшаге». Как сейчас помню недоуменные лица горожан, которые я видел на набережной Брюгге. Эти простые люди, часто сбежавшие в город из умирающих сел республики, явно чувствовали себя не в своей тарелке рядом с домами голландского типа или памятником принцу Монако. Помню, что в те пару раз, когда я проходил по центру города, я пожалел, что у меня не было с собой фотоаппарата, с помощью которого я смог бы запечатлеть реальную реакцию горожан на новый вид города, которая больше походила на оторопь и недоумение, нежели на восхищение.
Памятник основателю марийской литературы С.Г. Чавайну
Здесь я совершенно согласен с жителями Йошкар-Олы, которым некомфортно в этом неестественно привнесенном «венецианстве». Памятник принцу Монако Ренье Третьему и его невесте актрисе Грейс Келли? Помилуйте, какой наказ современным бракосочетающимся может дать эта пара, создавшая один из самых несчастных браков современности, окончившийся трагической и загадочной смертью золушки-невесты! Памятник Евгению Онегину в компании А.С. Пушкина? Никаким образом этот писатель или его знаменитый герой не связан с Йошкар-Олой, где уже имеется один памятник А.С.Пушкину! Набережная Брюгге? Никакого даже самого отдаленного отношения к Йошкар-Оле этот бельгийский город не имеет! Копия никогда не стрелявшей Царь-Пушки на главной площади марийского города? Как говорится, без комментариев. Список можно продолжать очень долго. Будь я гостем современной Йошкар-Олы, я бы задался вопросом, что за закомплексованное убожество руководит этим городом, и почему такие огромные публичные деньги тратятся на его провинциальные фантазии.
И дело не только в том, что Маркелов – чужой в Марийском крае. Он просто не любит республику, не чувствует ее дух, не знает и не интересуется ее историей. Подобные сомнительные новостройки могли бы пройти в молодом городе, но не в старинной Йошкар-Оле.

Фонтан у детского кинотеатра "Рекорд" - оба разрушены
Негодование
Никакого права Маркелов – узурпатор власти подобный своему герою Путину – не имел так лопатить внешний облик старинного города! Искусственно привнесенный в республику политической возней в верховной власти России, он чужд Йошкар-Оле, Марийской республике, и не скрывает этого. Известны его презрительные высказывания как о городе, так и о его жителях. Под его разрушительной рукой гибнут памятники старины и новейшей истории города, как это случилось, например, с замечательным детским кинотеатром «Рекорд» и прилегающим к нему садом, который был разрушен чтобы построить помпезное и совершенно бездарное здание театра оперы. Было очень больно в свой последний визит в Йошкар-Олу видеть это очередное надругательство над  обликом города, как и уже до конца разрушенный исторический дом, в котором жили первый марийский писатель Чавайн и первый марийский художник Григорьев. Советские власти хотя бы повесили табличку на этот дом в ознаменование этого важного факта в истории марийской культуры. Маркелов своим демонстративным игнорированием истории и культуры города, а также чувств коренной нации марийцев, разрушил этот памятник. В какой прекрасный марийский культурный центр можно было бы превратить его! Об этом никто в руководстве республики не думает – деньги уходят на очередной помпезный новодел с пушками и каретами, от которого разит ворованными деньгами и дурным вкусом!

Микрорайон Дубки

В этих непродуманных и неуклюжих действиях по «обновлению облика столицы» я также вижу откровенную провокацию, потому что все эти «прорывные проекты» реально раскалывают общество: на тех, кому нравится новодел, и тех, кто предпочитает традиционный облик города; на русских, татар и марийцев; на верующих и неверующих; на богатых, которые кичливо устроились в ухоженных псевдо-голландских особняках, и бедных – тех, кто живет в старых и давно не ремонтируемых домах окраины; на тех, кто пользуется государственными деньгами, удовлетворяя свои недалекие желания, и тех, кто эти деньги платит и при этом не имеет ни малейшей возможности повлиять на то, как они будут потрачены, и т.д., и т.п. Если Маркелов думает, что все презрительные послания, которые шлют его действия народу, не читаются этим самым народом, то он сильно ошибается. Люди понимают его отношение к себе очень хорошо, и когда-нибудь еще оценят все эти преступные действия должным образом. Очень бы хотелось конечно, чтобы Маркелова просто прогнали из республики с позором, но понимая как тяжело и опасно жителям республики сделать это сейчас, я успокаиваю себя мыслью, что в учебниках истории марийского края Маркелов со своей воровской шайкой героем не останется.
Сожаление
Это чувство возникает, когда я думаю о тех разных и многочисленных возможностях, упущенных руководством республики. Это может звучать неожиданно, ведь  среди несведущих жителей и посетителей города распространено мнение о том, что город из себя ничего архитектурно и исторически не представляет, что он всегда был «медвежьим углом» и местом ссылки, что у него нет своего лица, «изюминки». Маркелов несомненно принадлежит к числу этих несведущих людей. К сожалению, он вряд ли поймет, что культура и история столицы республики предлагает множество заманчивых и многообещающих возможностей для уникальной самоидентификации города и его современного позиционирования.

Памятник Юрию Гагарину

О разрушенном потенциальном центре марийской культуры я уже упомянул. Даже если размышлять циничными категориями публичного политика, создание такого центра занчительно бы увеличило электорат Маркелова за счет марийской интеллигенции и тех, кто к ней прислушивается. Но... памятник разрушен, и чувства людей уже оскорблены!
Справедливости ради не могу не упомянуть такой оригинальный йошкар-олинский памятник, как памятник Йошкиному коту. Мелочь, казалось бы, но как она дорога жителям и любопытна посетителям города! Я лично был этому свидетелем в нескольких разговорах. Имеется и несколько новых любопытных памятников марийской культуре, которые высоко ценятся жителями города (например памятник писателю А. Крупнякову).

Памятник героям ВОВ

Творческому и веселому человеку не составило бы труда обыграть и тему «медвежьего угла». В этом смысле памятник Н.В. Гоголю, который с присущей ему насмешливой иронией увековечил Царевококшайск в «Мертвых душах», был бы гораздо более уместен, чем многочисленные и бессмысленные памятники на пушкинскую тематику.
Настоящая же «изюминка» - она же «жемчужина» - Марийского края на мой взгляд находится в культуре коренного марийского народа. Марийцы в настоящий момент являются единственными историческими язычниками, которые остались в Европе (историческими я называю их, чтобы не смешивать их язычество и современное явление нео-язычества). Они до сих пор поклоняются богам природы, молятся в березовых рощах. Очень популярная во всем мире идея бережного отношения к природе представляется мне глубоко родственной марийскому язычеству. Перспективы умного развития этой темы описывать не буду – они бесконечны, богаты и многообразны.
Вантовый мост
Однако президент Маркелов открыто относится к марийцам и их культуре брезгливо и испуганно. Его представление о язычестве является диким и несоответствующим действительности. Его искренняя вера в «страшный марийский сглаз» говорит о том, какая каша творится в голове этого «православного» руководителя. В пику язычеству Маркелов агрессивно позиционирует себя "православным". В городе понастроили памятников с вызывающим православным контекстом, церквей. Маркелов объявил настоящую религиозную войну  и без того забитым марийцам (а также мусульманам и атеистам), пытаясь на самом деле оградить лично себя православными храмами от язычества . Не имея ничего против строительства православных храмов, я с сожалением не могу не замечать очередной трещины в обществе, которую создают неуклюжие и непродуманные действия Маркелова в этом тонком, чувствительном и глубоко личном вопросе.
Вся его «православная» активность напоминает мне знаменитую библейскую притчу о мытаре и фарисее, которые пришли помолиться храм. Внешне богатый фарисей ведет себя правильно и достойно, но мотивы его поступков и его молитвы глубоко ошибочны: фарисей благодарит Бога за то, что он такой хороший, постится, помогает церкви, тогда как все другие люди вокруг – грабители, обидчики и прелюбодеи. Мытарь же, стоя вдали, не смеет даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорит: Боже! Будь милостив ко мне грешнику! Конец этой евангельской притчи многозначителен: Иисус сказал апостолам, что бедный мытарь пошёл оправданным в дом свой более, нежели фарисей: «ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится» (Лк. 18:10-14). Если Маркелова всерьез беспокоит судьба его бессмертной души, ему стоит серьезно задуматься об истинной сути его эгоистичных инициатив!

Сосновая роща

Кроме того, Маркелов мог бы многому научиться и многого добиться как руководитель республики, если бы практиковал реально уважительное и терпимое отношение к коренному населению. Это отношение очень помогло бы ему в отношениях с такими генетически родственными, продвинутыми и успешными странами, как Эстония (лидер по компьютеризации населения и правительства), Швеция, Финляндия (всемирный лидер в области школьного образования и государство с самым высоким уровнем развития человеческого капитала в 2012 году). Эти страны могли бы не только многому научить руководство республики, но и помочь вложениями, грантами, сотрудничеством, поскольку у их народов сильно развито родственное чувство по отношению ко всем финно-угорским народам, и особенно к тем из них, которые имели несчастье остаться в пределах России.
Вместо этого руководством Марийской республики, как и всей России, выбирается дикая, темная, непримиримая и уже юридически закрепленная философия «осажденной крепости»; процветают коррупция, обособленчество, махровый национализм, клановость. С показным вызовом «жгутся мосты», душатся инициативы, отпугиваются возможные друзья и партнеры. Подобная стратегия может существовать довольно долго, подпитываемая нефтедолларами и 100%-ной лояльностью Путину, но в современном мире она обречена на вымирание. Маркелов – «достойный» представитель анахронической путинской системы, и он исчезнет в потоке истории без сожаления, как обанкротится, разрушится и исчезнет весь путинский режим. Жаль, что жертвой этих процессов уже является народ, который не только сносит неуместные, низкопробные  экзотические уродства Маркелова, но и обслуживает их, оплачивает их из своего кармана и поддерживает его на выборах.

7 comments:

  1. Игорь, признаюсь, не все твои статьи я осиливаю. Но вот эту про твой город было очень интересно почитать. Спасибо за экскурс! Много узнала нового и про город и про власть. Познавательно. Ни разу не была в Йошкар-Оле и даже не знала, что такие вот новые Венеции рождаются в провинциальных умах и на яву. хе-хе.... Брянску еще далеко до таких-то веяний :))

    ReplyDelete
    Replies
    1. А я признаюсь, Оля, что очень удивлен твоим интересом к скромной провинциальной Йошкар-Оле! Недавно мне сказали, что многие "старые марийцы" довольны переменами и возросшим интересом к городу со стороны туристов. Подобное мнение тоже достойно уважения, тем более действительно - советская Й-Ола была ну уж очень непримечательна. Наверно, я бы сформулировал свои претензии к новому облику города таким образом: прежде чем так радикально менять его облик на деньги налогоплательщиков, руководству республики стоило бы сначала спросить этих налогоплательщиков о том, в каком направлении они хотели бы видеть перемены. А так, все стали жертвами сомнительных эстетических вкусов одного человека!

      Delete
  2. "В результате длинная набережная реки Кокшаги была заросшей и неухоженной, ближе к окраине на улице Свердлова позорились (да и сейчас позорятся) бараки для «строителей коммунизма"
    > vb. бульвар Свердлова - в центре города, м.б. имеется в виду ул. Серова?

    "Так Воскресенский Собор, где в советское время был винзавод, сейчас восстановлен и активно функционирует как действующий православный храм."
    > vb. "Вознесенский собор" (!), не вин- а пивзавод, винзавод был неподалёку, через 2 квартала

    "много красивых и старинных церквей было взорвано, и т.д."
    > vb. все три: Троицкая 1736-1939, Рождественская/Входоиерусалимская 1754-1932, Вознесенская 1756-…

    "Кроме неуловимого стиля в Йошкар-Оле чувствовалось и присутствие долгой истории, все-таки город был основан в 16 веке."

    > vb. По-моему, ничего не чувствовалось, очень точно - "неуловимый стиль". Достаточно съездить в соседний Яранск для сравнения, чтобы понять, что такое бывший купеческий город

    > "2010 года Йошкар-Ола была исключена из списка исторических городов России, куда она попала в 1990 году."
    > vb. no comment :)

    "когда-то бывшего члена партии Жириновского, а сейчас преданного единоросса, а в сущности трусливого, мнительного, лукавого и недалекого человека"
    " постыдную кичуху и жуткое посмешище "
    "что за закомплексованное убожество руководит этим городом"
    > vb. всё-же не городом, в республикой? вот за такие эпитеты нет желания делать репосты

    > "недоуменные лица горожан"
    > "реальную реакцию горожан на новый вид города, которая больше походила на оторопь и недоумение, нежели на восхищение"
    >
    > vb. я видел других горожан и гостей, которые в восторге

    > "до конца разрушенный исторический дом, в котором жили первый марийский писатель Чавайн и первый марийский художник Григорьев. Советские власти хотя бы повесили табличку на этот дом в ознаменование этого важного факта в истории марийской культуры."
    >
    > vb. эти власти Чавайна расстреляли в 37, а потом "повесили табличку"
    >
    > "Однако президент Маркелов открыто относится к марийцам и их культуре брезгливо и испуганно. Его представление о язычестве является диким и несоответствующи действительности."
    >
    vb. министр с/х Егошин - верховный карт марийцев

    > "В городе понастроили памятников с вызывающим православным контекстом,
    > церквей"
    >
    > vb. взорвали церкви (выше)- плохо, понастроили - ещё хуже, брюзжание! кстати, половину не построили, а восстановили, разрушенные советами. в 2-х тысячном по населению Царевококшайске было 6 церквей, в 200-тысячном - 7.

    ReplyDelete
    Replies
    1. О "брюзжании"

      Моя статья в сущности о главной проблеме сегодняшней России - об отсутствии обратной связи между государством и народом, и архитектурная история Йошкар-Олы тому нагляднейший пример.

      Delete
  3. Плохая Йошкар-Ола
    http://zyalt.livejournal.com/1333543.html

    ReplyDelete
  4. Йошкар-Ола — город с самыми плохими дорогами в России
    http://zyalt.livejournal.com/1330285.html

    ReplyDelete
  5. Последний король Марий Эл
    http://zyalt.livejournal.com/1331646.html

    ReplyDelete