"Давид и Саул", Эрнст Юсефсон, 1878 |
2 Господи, Боже мой! на Тебя я уповаю; спаси меня от всех гонителей моих и избавь меня;
3 да не будут терзать они, подобно льву, душу мою, мучая ее, когда нет никого, кто бы защитил меня.
4 Господи, Боже мой! если я что сделал, если есть неправда в руках моих,
5 если я платил злом тому, кто был со мною в мире, — я, который спасал даже того, кто без причины стал моим врагом, —
6 то пусть враг преследует душу мою и настигнет, пусть втопчет в землю жизнь мою, и славу мою повергнет в прах.
7 Восстань, Господи, во гневе Твоем; останови неистовство врагов моих, пробудись для меня на суд, который Ты заповедал, —
8 сонм людей станет вокруг Тебя; над ним поднимись на высоту.
9 Господь судит народы. Суди меня, Господи, по правде моей и по непорочности моей во мне.
10 Да прекратится злоба нечестивых, а праведника подкрепи, ибо Ты испытуешь сердца и утробы, праведный Боже!
11 Щит мой в Боге, спасающем правых сердцем.
12 Бог — судия праведный, и Бог, всякий день строго взыскивающий,
13 если [кто] не поворачивается к Нему. Он изощряет Свой меч, напрягает лук Свой и направляет его,
14 приготовляет для него сосуды смерти, стрелы Свои делает палящими.
15 Вот, [нечестивый] зачал неправду, был чреват злобою и родил себе ложь;
16 рыл ров, и выкопал его, и упал в яму, которую приготовил:
17 злоба его обратится на его голову, и злодейство его упадет на его темя.
18 Славлю Господа по правде Его и пою имени Господа Всевышнего.
О царе Сауле, который стал неугоден Богу
Википедия сообщает, что царь Саул — это ветхозаветный библейский персонаж, первый царь и основатель объединённого Израильского царства (около 1029—1005 гг. до н. э.). Этот персонаж воплощает в себе образ правителя, поставленного на царство по воле Бога, но ставшего Ему неугодным. Исследование истории царя Саула особенно важно сегодня, поскольку оно позволяет пролить свет на судьбу нынешнего правителя страны-носительницы истинной веры, который явно стал неугоден Богу после незаконного захвата власти в 2012 году.
Первая Книга Царств гласит, что Саул был выбран и помазан на царство пророком Самуилом. Саул был великим воином, он превосходил всех мужчин своего народа как статностью, так и храбростью. Самуил, отведя его в сторону, возлил на его голову масло и объявил, что Бог выбрал его вождем Израиля и избавителем от врагов. Вскоре блистательная победа над аммонитянами подтвердила это божественное избрание, и ликующий народ провозгласил Саула царем.
Однако позднее Саул пренебрег требованиями Самуила. Оказалось, что царем стать недостаточно, избранник должен иметь в себе монархическую мудрость, в которой власть над народом сочетается со смирением перед требованиями Всевышнего. Во времена Саула эти требования до него доносил пророк Самуил. В настоящее время таким источником высшей мудрости можно считать Конституцию, которая в цивилизованных странах основывается на христианских заповедях. После долгого периода успешного правления Саул не смог перебороть искушение пренебречь требованиями Самуила, то есть сдерживающего его посредника. Немудрено, ведь даже цари – это обыкновенные люди с присущими человеческими слабостями.
Сначала Саул превысил свои полномочия и присвоил себе священнические обязанности, которые прежде возлежали на Самуиле. После одной из битв он заканчивал жертвоприношение, когда внезапно появился Самуил. Пророк объявил, что, поскольку Саул захотел действовать в одиночку и не соблюл закон Божий, царство отнимется у него. Далекий от раскаяния, Саул упорствовал в гордыне. В другой раз, приготовившись дать сражение, он изгнал священника, которого позвали для благословения, и начал битву. Саул развернул военные действия во всех направлениях: против моавитян, аммонитян, против Едома, Амалика и филистимлян – и благодаря своей доблести освободил Израиль. Однако эти победы были непрочными, поскольку в основании их лежали большие человеческие жертвы. Отправившись воевать против Амалика, Саул одержал новую победу. Но вместо того чтобы предать анафеме весь этот народ, он пощадил царя Агага и лучшую часть скота и принес Богу лишь малоценных животных. Снова выступив бескомпромиссным толкователем воли Божией, Самуил объявил царю, что это новое неповиновение скрепило его отстранение от власти. В нескольких словах подведя итог тому, что он проповедовал всю свою жизнь, Самуил сказал Саулу: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов… За то, что ты отверг слово Господа, Он отверг тебя, чтобы ты не был царем (над Израилем)» (1 Цар. 15: 22–23). Тщетно Саул умолял о прощении. Самуил, своими руками казнив Агага, ушел от Саула.
После этого пророк тайно помазал на царство юного пастуха Давида. Давид победил Голиафа, затем находился при царе Сауле, женился на его дочери и разгонял меланхолию Саула пением и игрой на арфе. Подозрительный Саул попытался его убить, и Давид скрылся. Седьмой псалом Давид написал будучи в изгнании. В нем он выразил всю свою душевную боль, связанную с несправедливыми обвинениями и гонениями Саула. Ведь на самом деле Давид не только не делал ничего дурного, но он не раз спасал Саула от позора поражения – например, своим единоборством с Голиафом, когда никто кроме Давида не решился сразиться с этим великим воином. Давид также не убивал Саула, хотя однажды во время преследований Давид подкрался к Саулу сзади о отрезал у него тайно кусок накидки (1 Цар.26). Иначе говоря, у Давида была возможность избавиться от несправедливых преследований Саула, но Давид не захотел идти неправедным путем.
Как это часто бывает, ненависть Саула не имела никакого оправдания и повода, она была слепою, и в слепоте своей она была грозной и неразборчивой на средства. Что либо доказать Саулу было бесполезно. Помочь расследованию дела Давида с его врагами мог только Божественный суд. Об этом суде Давид и молит в девятой строфе седьмого псалма. Давид верит, что его враги, в своих несправедливых преследованиях на него, являются врагами Господа; Бог же не потерпит торжества неправды, а потому нечестивые непременно будут наказаны и погибнут в результате своих же злодеяний. Чем глубже ненависть Саула по отношению к Давиду, тем хуже будет нечестивцу самому. Эта вера Давида в непреложность гибели его врагов вызывает в нем необыкновенный подъем духа и служит источником составления хвалебного гимна в честь Бога в конце псалма. Об этой непреложной гибели всех нечестивцев стоит думать и сегодня, когда иногда охватывает полное отчаяние от того, что происходит в России.
Вскоре наступила развязка. Будучи серьёзно ранен и проигрывая битву с филистимлянами при горе Гелвуе, Саул покончил жизнь самоубийством. В поздней литературе этот герой фигурирует как обладатель мятущейся, беспокойной и горделивой души, одержимой меланхолией и приступами гнева, которые можно несколько успокоить красотой этого мира.
История Саула показывает, что неприкосновенных для Бога нет, в том числе и среди правителей. Монархическая ноша очень тяжела, и надо быть экстраординарным человеком, чтобы долгое время нести ее с честью и достоинством для себя и своего народа. Подавляющее большинство людей такими сверх-способностями не обладают. С течением времени пересидевшие свое правители начинают пренебрегать ограничениями, которым они должны следовать, как рабы Бога и слуги своего народа. Гордыня охватывает их, затуманивает их мозги, заставляет пренебрегать их Божьими заповедями, толкает их на политические авантюры, ведет к ненужным репутационным и фактическим потерям. Монархия же воспринимается народом настолько хорошо, насколько хорош монарх. Если монарх начинает компроментировать священный институт власти, он должен из власти уходить, или его «уйдут» другие – мирным или не совсем мирным способом. Тот пересидевший монарх, который выполнив свою задачу начинает цепляться за корону власти, с каждым своим новым шагом все глубже вязнет во грехе и дальше отступает от Бога. При этом он тащит за собой в пропасть весь свой народ, заставляя его страдать без оснований, принося его в жертву своим страстям властолюбия и страха. Рано или поздно такая карьера заканчивается, и чем позже, тем хуже для такого правителя-отступника и для его народа.
История знает много случаев, когда разумные, но пересидевшие и нагрешившие правители отделываются от суда при жизни, так сказать, меньшими жертвами. Цареубийца и отцеубийца Александр Первый осознал всю греховность своего прихода во власть через убийство отца, и в конце своей жизни возможно стал старцем-отшельником Федором Кузьмичем. Гонитель христиан Диоклетиан ушел из власти, чтобы в одиночестве заниматься своим огородом, а разрушитель церквей Хрущев мирно доживал свой век на даче. В худшем случае помутившегося рассудка правителя-отступника настигает судьба Саула, Чаушеску, Хуссейна или Каддафи. Господь дает даже самым заблудшим душам возможность выбора того, как они могут закончить свои дни. Проблема состоит в том, что чем дольше неправедные руки удерживают власть, тем хуже и уже становится выбор для обладателя этих рук.
"Давид и Голиаф", коптская икона |
Я писал выше, что ненависть Саула к Давиду не имела никакого оправдания и повода, она была слепою, и в слепоте своей она была грозной и неразборчивой на средства. Саул стал творить зло, а зло – это хаос, отсутствие Божьего порядка. Ошибаются те, кто хотят этим хаосом управлять. Однажды сотворенный, хаос выходит из под контроля того, кто его сотворил, и обращается против него же. Эту особенность зла люди подметили еще в древности создав следующую знаменитую словесную формулу: Кто другому яму роет, сам в нее попадет. Другие варианты этой мудрости звучат так: «Кто покатит вверх камень, к тому он и воротится», или «Кто разрушает терновую ограду, того ужалит змей [живущий в этой ограде]». В любом случае значение этого высказывания сводится к следующему: Берегись тот, кто встает на сторону зла, то есть нарушает Заповеди Моисеевы (Исх. 20:1-17) и Иисусовы (Матф. 5-7). Он от этого обязательно пострадает. У зла нет благодарности, оно никаким образом не творит добро, оно разрушает все, что находится в пределах его действия.
Гете писал в знаменитом тексте: «Я – часть той силы, что без числа / Творит добро всему желая зла». Это мудрствование Мефистофеля, который хочет обмануть Фауста. Зло никогда не совершает благо, ничего благое ему не свойственно, и нет смысла его оправдывать. Со злом нужно бороться, или по крайней мере его сторониться, но ни в коем случае не пытаться им управлять, потому что войдя с ним в контакт, становишься его частью.
Различные формы крылатого выражения «Не рой яму другому, сам в нее попадешь» встречаются также в Книге Притчей (26:27, 28:10), Сир 27:28, Эккл 10:8, в других псалмах (9, 56, 34). Эта пословица заключает в себе идею неизбежной расплаты за неправедные помыслы и дела. Направленные на другого человека злые намерения или действия обернутся против злоумышленника. Таков непреложный закон воздаяния. Злодей может попытаться оттянуть этот момент, но ему его не избежать, и чем дольше он этот момент оттягивает, тем сильнее его ударит отдачей. Плохо придется такому злодею, и христианину стоит помолиться за то, чтобы Бог совсем не отнимал у такого злодея разум, оставляя ему возможность принести искреннее раскаяние в своих делах, ответить за них на справедливом суде и таким образом спасти свою бессмертную душу.
Имеется мысль, которая мне кажется родственной этой библейской мудрости: «Если слишком долго смотреть в бездну, то бездна начинает смотреть в тебя» (Ницше, из «По ту сторону добра и зла»). У этого афоризма есть русский смысловой аналог: «Не смотри в щель, увидишь рогатого». Мысль эта означает следующее: на что человек обращает внимание, с тем он и соединяется. Смотрим мы на красоту и добро, становимся красивыми и добрыми. Смотрим на зло, соответственно становимся такими же.
Здесь любопытно отметить, что речь идет о внимании ко злу даже без сочувствия. Иначе говоря, опасно не только пытаться манипулировать злом (например, ради того, чтобы «создавать добро» - что невозможно на практике). Опасно даже просто обращать внимание на зло, разрешать ему проникать косвенно в свою жизнь, позволять ему сосуществовать с собой. Зло заслуживает ноль нашей терпимости, а при его появлении его стоит тут же прогонять с праведным гневом и молитвой. Иначе в конце концов зло распространится и на нас.
Вышесказанное можно проиллюстрировать следующей притчей. Некий человек шел своей дорогой. Он знал, что рядом с этой дорогой есть крутой и очень глубокий обрыв. Чтобы не попасть в беду, он оставался строго на дороге никуда не сворачивая. Так он и прошел опасное место. Другой странник шел тем же местом, но решил позабавиться, пощекотать нервы и поразглядывать обрыв, стоя от него, как он думал, на безопасном расстоянии. Он сошел с дороги, подошел к обрыву, стал у его края и начал вглядываться в темноту дна. Вдруг под действием веса человека размытая снизу земля у края подалась, и человек стал падать. А поскольку от разглядывания обрыва у него немного начала кружиться голова, он не смог быстро схватиться за что-нибудь спасительное. Так и погиб – от своего праздного любопытства. Ему казалось это любопытство безобидным и даже весьма развлекательным, но на деле оно оказалось опасным и непредсказуемым.
No comments:
Post a Comment