Friday, 22 May 2015

Эдгар Дега и Америка

"Хлопковая биржа в Новом Орлеане", Э. Дега, 1873
Эдгар Дега (1834-1917) был единственным из французских художников-импрессионистов, который посетил Америку, жил в ней несколько месяцев в 1872-1873 годах и рисовал там. Все остальные импрессионисты – Клод Монэ, Ренуар, Писарро, Сислей, Сезанн и другие – Америкой не интересовались. Им было достаточно их родной Франции, в которой было все для художника-импрессиониста: прекрасная природа, колоритные персонажи, вкусная еда, всеобщая склонность к изящным искусствам. Дега был в Америке тоже не на пленэре, а по приглашению своего брата Рене. Он жил у зажиточного дяди Мишеля Муссона в большом доме недалеко от Французского квартала в Новом Орлеане, штат Луизиана. (Этот дом сохранился до сих пор и действует как музей-гостиница, http://www.agoda.com/ru-ru/edgar-degas-house-historic-home-and-museum/hotel/new-orleans-la-us.html). Свои капиталы американские родственники Дега добыли на производстве и продаже хлопка. За все время своего пребывания в Америке Дега нарисовал только одну картину «Хлопковая биржа в Новом Орлеане». Что было причиной такой низкой продуктивности обычно плодовитого художника? Что вообще думал этот яркий французский импрессионист о Новом Свете?
Дом Эдгара Дега в Новом Орлеане, Луизиана, США
Первоначально Дега был впечатлен жизнью в Новом Орлеане. Все ему казалось интересным и необычным в этой уникальной части США, которая была самым настоящим котлом культур. В годы Дега этот город называли Парижем Нового Света. Здесь с 17-го века жили и перемешивались поколения бывших чернокожих рабов, переселенцы из французской части Вест-Индии, американцы из западных штатов, шотландцы, ирландцы, французы, испанцы. Потомки всех этих черно-белых переселенцев называли себя креолами. Они говорили по-французски и старательно оберегали французские обычаи и традиции.

О новых впечатлениях Дега американский историк искусства Джон Ревалд (John Rewald) писал в своей книге "История импрессионизма" так: «Дега очень привлекала красота цветных женщин, колониальные постройки, пароходы, торговцы фруктами, живописные костюмы, апельсиновые деревья и прочее..., но для себя он понял: ...любят и создают искусство только на привычном материале. Новое пленяет, но, в свою очередь, и надоедает».
Внутри Дома Э. Дега, на переднем плане - скульптура Дега
О том, что быстро надоело Дега в Америке, интересно высказался британский историк искусства Дэвид Эддисон в документальном фильме "Edgar Degas: The Great Impressionists" (https://www.youtube.com/watch?v=QSYpdoFTIBE). В конце концов, должны были быть причины, по которым он не воспользовался этой уникальной творческой возможностью. Эддисон сказал примерно так: Америка предстала перед Эдгаром Дега как далекая земля спокойного процветания. Его источником был хлопок, о котором американские родственники французского художника говорили и думали постоянно. Эдгару Дега эта узость мышления скоро надоела.

Конечно Эдгару Дега деньги были нужны, как и любому другому художнику, неизбалованному богатством. Он понимал богатство как средство, которое позволяет заниматься творчеством, не думая о повседневных заботах. Ведь даже в свои самые тяжелые дни импрессионисты не забрасывали искусство. Сезанн вообще мог оставлять свои картины в поле, зная, что желающие их купить в его время вряд ли найдутся. Когда же он получил большое наследство своего отца, он с головой ушел в искусство.
Гостинная в Доме Э. Дега, еще с одной его скульптурой
У новоорлеанских родственников Эдгара Дега было все: богатство, удобство, жизнь без нужды для себя и их семей, возможности для самореализации. Однако самореализацию они понимали как самые обыкновенные буржуа: деньги им были нужны, чтобы зарабатывать еще больше денег. Когда Дега это понял, ему стало так тошно в Америке, что по возвращению во Францию он ее больше никогда не покидал. Он писал в одном из писем: «Как много нового я увидел [в Новом Орлеане], как много замыслов родилось у меня… Сейчас я уже расстался с ними, я не хочу ничего видеть, кроме принадлежащего мне уголка земли и благоговейно его обрабатывать».

Неудивительно, что единственной картиной, начатой и оконченной в Америке, было этакое антропологическое исследование торговцев хлопком, выполненное в импрессионистской манере. Дега как бы смотрит на внутренность хлопковой биржи и ее обитателей сверху и сбоку. Он не хочет проникать в душу через глаза ни к одному из изображенных людей – поэтому никто из них не смотрит прямо на него, каждый занят каким-то делом. Те, кто непосредственно не меряют и не трогают хлопок, что-то пишут, читают газету и т.д. Однако нет никакого сомнения: что бы они не делали, это связано с хлопком: будь то бухгалтерская отчетность по продаже хлопка или сводки из других хлопковых бирж. Этого художественного исследования было достаточно Дега, чтобы изобразить довольно пустую душу новоорлеанской элиты, в которой не было ничего кроме мыслей о прибылях с продажи хлопка. Эдгару Дега такая душа пришлась очень не по вкусу. Подобно ему, любой французский импрессионист наверняка почувствовал бы сильное отторжение от американской культуры.
Спальная в Доме Дега, на стене - конечно же картина Эдгара Дега!
Справедливости ради необходимо отметить, что в Америке ценят не только деньги, но и искусство. Американские музеи владеют крупнейшими коллекциями картин французских импрессионистов. На память приходит великолепный Институт Искусства в Чикаго, Музей Гуггенхайма или Музей Современного Искусства в Нью-Йорке, коллекция Генри Пёрлмана в Принстоне. В отличие от импрессионистов, которые Америку не любили, Америка их очень любит. В 20-ом веке американские капиталисты потратили много денег на приобретение счастливого искусства импрессионистов для себя и для других американцев. Благодаря им, эти картины дарят многочисленным посетителям американских музеев и галерей возможность немножко отвлечься от своих повседневных забот по достижению Великой Американской Мечты, чтобы увидеть вокруг совершенно бесплатную красоту природы, людей, еды. Любому человеку нужен такой душевный перерыв. Думаю, что жителям Нового Света он нужен особенно сильно!

Friday, 15 May 2015

Загадка демократии: почему мечта либералов никак не исполнится

Остатки вечевого колокола - символа народовластия в России
Любопытная статья в РБК частично объясняет то, что происходит в России (http://rbcdaily.ru/politics/562949995175786)

За последние тридцать лет демократий в мире стало больше. Но почему-то большинство из них не следуют классическим западным образцам. В чем дело?

Демократия без церемоний

Почти двадцать лет назад политический аналитик Фарид Закария написал пророческую статью «Взлет нелиберальной демократии», в которой выражал беспокойство прибавлением числа позиций популярных автократов, которым практически нет дела до верховенства права и гражданских свобод. В таких странах правительства могут избираться на свободных и честных выборах, писал он, и все же регулярно нарушать фундаментальные права своих граждан (http://www.globalaffairs.ru/book/n_1573).

После публикации статьи Закарии нелиберальные демократии стали скорее нормой, чем исключением. По подсчетам Freedom House, больше 60% стран мира — это электоральные демократии, режимы, где политические партии соревнуются и приходят к власти на регулярно проводящихся выборах. В конце 1980-х таких стран было около 40%. Но в большинстве этих демократий гражданам не гарантируется равная правовая защита.

Обычно основную тяжесть нелиберальной политики и государственной практики принимают на себя меньшинства — этнические, религиозные, языковые или региональные. Но и самые разные оппоненты правительства рискуют стать жертвами цензуры, преследований или быть незаконно заключенными в тюрьму.

Либеральная демократия опирается на три различных набора прав: права собственности, политические права и гражданские права. Первые обеспечивают владельцам и инвесторам защиту от экспроприации. Вторые гарантируют, что группы, побеждающие в электоральном соревновании, могут прийти к власти и определять политику по своему усмотрению — если эта политика не нарушает права двух других категорий. Наконец, гражданские права гарантируют людям равное отношение со стороны закона и равный доступ к государственным услугам вроде образования.

И у прав собственности, и у политических прав есть влиятельные бенефициары. Права собственности представляют интерес прежде всего для элиты — собственников и инвесторов. Политические права представляют интерес прежде всего для организованных масс — рабочего класса или этнического большинства, в зависимости от структуры общества и имеющихся в нем расколов. Члены этого большинства могут быть сравнительно бедны, но на их стороне численный перевес. Они могут угрожать элите восстаниями и экспроприацией имущества.

Сделка не для всех

Главные бенефициары гражданских прав, напротив, обычно меньшинства, у которых нет ни богатства, ни численного перевеса. Курды в Турции, цыгане в Венгрии, либералы в России или аборигены в Мексике обычно не имеют почти никакой власти в своих странах. Поэтому их требования о равноправии не имеют того влияния, какое имеют требования прав собственности и политических прав.

Теории исторического происхождения демократии не учитывают эту асимметрию среди тех, кто претендует на те или иные права. В центре этих теорий, как правило, сделка между состоятельной элитой и рабочими классами: столкнувшись с угрозой бунта, элиты расширяют избирательное право и позволяют массам голосовать. В ответ массы — или их представители — соглашаются не лишать элиту ее имущества.

Демократический торг становится реалистичным только тогда, когда массы способны организоваться и мобилизоваться вокруг общих интересов. Это делает убедительной как угрозу бунта до заключения сделки, так и обещание масс соблюдать права собственности в дальнейшем. Исторически такая мобилизация была результатом индустриализации и урбанизации, войн и антиколониальной борьбы.

Но такие сделки производят на свет электоральные, а не либеральные демократии. Лишенные чего-либо меньшинства, для которых гражданские права имеют наибольшее значение, не играют никакой роли во время перехода к демократии по той простой причине, что им нечего выложить на стол переговоров. Поэтому демократический торг приносит с собой права собственности и политические права, но очень редко еще и гражданские права.

Берегите либералов

С этой точки зрения загадка не в том, почему демократия так часто оказывается нелиберальной, а в том, почему вообще возникает либеральная демократия.

Одно сочетание обстоятельств, благоприятствующее либеральной демократии, — отсутствие четких этнических и других культурных расколов в массах населения. Культурная и социальная однородность означает, что нет четко обозначенного меньшинства, которое может быть дискриминировано большинством. Под эту модель традиционно подпадали скандинавские страны, а в последнее время Япония и Южная Корея.

Другая ситуация, приводящая к тому же результату — наличие множества пересекающихся расколов. Если в обществе нет четкого разделения на большинство и меньшинство, каждая группа, приходящая к власти, может признавать права других из страха, что в будущем окажется не у власти. На такого рода опасном балансе держалась «кооперативная» демократия в Ливане — пока неравномерный рост численности населения и внешнее вмешательство не положили ей конец.

Третий вариант — когда самый резкий этнический или расовый раскол в обществе совпадает с расколом между массами и состоятельной элитой. В ЮАР, к примеру, белые были и элитой, и расовым меньшинством. Когда правительство апартеида вело переговоры с Африканским национальным конгрессом перед переходом к демократии в 1994 году, оно потребовало (и получило) права собственности и гражданские права для белого меньшинства в обмен на политические права для черного большинства. Эта договоренность оказалась примечательно устойчивой, несмотря на трудности, с которыми после того сталкивалась демократия в ЮАР.

Какими бы ни были причины возникновения либеральной демократии, не стоит удивляться, что она так редко возникает на практике. Политические обстоятельства очень редко складываются так, чтобы породить устойчивую версию такого режима.

©: Project Syndicate, 2015

www.project-syndicate.org

Автор статьи: Шарун Муканд, профессор экономии Уорикского университета и Дэни Родрик, профессор социальных наук Института перспективных исследований Принстонского университета

Wednesday, 13 May 2015

О Шарлотте, Елизавете и Диане

С Днем Рождения, Шарлотта!
Принц Вильям и его жена герцогиня Кембриджская назвали свою новорожденную дочку Шарлотта. Она родилась 5-го мая в лондонском госпитале Святой Марии, ее вес 3,7 кг. Полное имя малютки – Шарлотта Елизавета Диана герцогиня Кембриджская. Наследный титул герцогини Кембриджской был дан маме Шарлотты Кейт Миддлтон в честь ее учебы в Кембриджском университете, где она познакомилась с Принцем Вильямом. В имени новорожденной главное – Шарлотта, остальные – так называемые «средние имена», которые даются ребенку в честь родственников.

Шарлоттой звали жену короля Георга Третьего, ее именем до недавнего времени назывались острова у западных берегов Канады. Несколько лет назад Острова Королевы Шарлотты были переименованы в острова Хайда Гвайи для того, чтобы подчеркнуть важность их индейского наследия, но их столица продолжает называться Квин Шарлотт Сити.
Свидетельство о рождении Шарлотты Елизаветы Дианы
Острова Королевы Шарлотты были названы так британским капитаном Джорджем Диксоном в 1787 году именем одного из своих кораблей «Королева Шарлотта». Королева Шарлотта Мекленбургская-Штрейлиц (1744-1818) была женой короля Георга Третьего. Она занималась благотворительностью, покровительствовала искусствам, образованию и медицине, особенно женской, поскольку сама родила мужу 15 детей. Ее же именем назван знаменитый госпиталь Королевы Шарлотты в Челси – в честь ее патроната над сиротскими приютами и материнскими домами в Лондоне. Ее муж король Георг Третий в первую очередь известен тем, что в 1781 году признал независимость Северо-Американской британской колонии. Это событие привело к созданию не только США, но, впоследствии, и Канады.

Шарлотта – второе имя сестры Кейт Миддлтон, которую все больше знают как Пиппа. Шарлотта также – женский вариант мужского имени Чарльз. Так зовут отца принца Вильяма и дедушку девочки.
Елизаветой зовут прабабушку девочки и царящего монарха 89-летнюю Елизавету Вторую. Елизавета – среднее имя самой Кейт Миддлтон и ее матери. Ну и конечно же Диана напоминает всем о «народной принцессе» Диане Уэлльской, матери принца Вильяма, которая приходилась бы маленькой Шарлотте бабушкой, не погибни она в автокатастрофе в 1997 году в возрасте 36 лет.

В целом имя новорожденной малютки-принцессы подчеркивает демократичность Вильяма и Кейт, их желание почтить память предков по обеим линиям: королевской и некоролевской.

Чтобы отметить рождение маленькой принцессы Шарлотты правительство Канады подарило сто тысяч долларов канадскому благотворительному обществу Immunize Canada, которое популяризирует всеобщую вакцинацию детей и взрослых. Премьер-министр Канады Стивен Харпер также подарил малютке Шарлотте детский теплый комбинезончик.

Об имени старшего братика Шарлотты принца Джорджа Александра Луи я писал в статье «О Джорджах, Александре и Луи» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_26.html). Любопытно отметить, что Принц Вильям и Кейт Миддлтон уже во второй раз выбирают для своего ребенка имя, которое имеется в топографии самой британской из канадских провинций – в Британской Колумбии (там есть Острова Королевы Шарлотты и город Принц Джордж). Не удивлюсь, если следующую свою дочку они назовут Викторией, в честь известного британского монарха а также столицы Британской Колумбии!

Tuesday, 12 May 2015

О докладе "Путин. Война"

Обложка доклада
Соратники убитого оппозиционера Бориса Немцова и независимые журналисты завершили его доклад о войне России против Украины. Его можно почитать здесь: http://www.putin-itogi.ru/putin-voina/. Для жителей России идея о том, что россияне воюют с украинцами и убивают их, чрезвычайно болезненна, и они не хотят верить западной прессе. Опрос "Левада-центра" в марте показал: 53% россиян считают, что вооруженные силы их страны не действуют на Украине.

Доклад написан простым русским языком, он немногословен. Факты, которые в нем приведены, не слишком многочисленны, но сильны. Он потенциально может привлечь внимание россиян, которые предпочитают игнорировать западную прессу. Военным, которые возвращаются с украинского фронта, не позволяют публиковать их истории (обычно их родственникам дают деньги за молчание), поскольку мысль о том, что россияне воюют с украинцами и убивают их, противоречит версии национального родства, на которой основана украинская стратегия Путина.

За пределами России доклад несет следующий смысл: пока войска Путина запугивают свободную Украину, нельзя отменять санкции.

Несмотря на растущие доказательства обратного, в том числе сообщения свидетелей, спутниковые изображения и показания бывших военнослужащих, президент Путин отрицает, что российские войска принимали участие в боевых действиях. При этом он хвалит российских "добровольцев", отправившихся в регион, чтобы сражаться с тем, кого он называет "неонацистскими" силами".

Бывшим российским солдатам предлагали финансовое вознаграждение за то, что они будут сражаться на Украине, и угрожали увольнением в случае отказа.

Содержание доклада:
Предисловие
Глава 1. Зачем Путину эта война
Глава 2. Ложь и пропаганда
Глава 3. Как забирали Крым
Глава 4. Российские военные на востоке Украины
Глава 5. Добровольцы или наемники?
Глава 6. Груз-200
Глава 7. Военторг Владимира Путина
Глава 8. Кто сбил Боинг
Глава 9. Кто управляет Донбассом
Глава 10. Гуманитарная катастрофа
Глава 11. Сколько стоит война с Украиной
Заключение

Из Заключения: Войну на востоке Украины часто называют «гибридной». Это, мол, уникальное изобретение Владимира Путина: не прямая военная агрессия, но создание вооруженного конфликта на территории соседнего государства таким образом, чтобы формально его инициатору невозможно было предъявить претензий. Донбасс полыхает, а российский президент весь в белом: «Какие ваши доказательства?»

«Путин очень хитрый человек. Говорит всему миру, что нет тут войск. А сам нас по-быстрому: давай-давай», — простым языком разъяснил суть происходящего российский танкист из Бурятии Доржи Батомункуев, раненый под Дебальцевым. (http://www.novayagazeta.ru/society/67490.html)

Давайте расставим точки над i. «Гибридная война» в исполнении Путина — это:

Двоемыслие. Мы вроде воюем с Украиной, и все это понимают. На территории России действуют тренировочные лагеря для боевиков, в сторону украинской границы движутся составы с танками, лидеры сепаратистов согласуют действия в Кремле. Но вроде как и не воюем. Путин на прямые вопросы уверенно мотает головой, Чуркин в Совбезе ООН гневно отрицает все обвинения в адрес Кремля.

Вранье. Поймали на территории Украины российских десантников? Ну так они просто заблудились. Доказано, что сепаратисты используют российское оружие? В военторге, наверное, купили. Украинцев обстреливают с российской территории? Да они сами себя бомбят. Называют фамилии русских солдат, которые погибли на востоке Украины? Ой, всё.

Трусость. Ни Путину, ни его генералам так и не хватило мужества признать факт военной агрессии против Украины. Малодушное вранье и лицемерие преподносятся как великая политическая мудрость.

Трусливая и подлая война, развязанная Путиным, дорого обойдется нашей стране. Мы будем платить за эту авантюру жизнями наших солдат, экономическим кризисом и политической изоляцией.

Мы будем платить — враждой с нашими многолетними союзниками. Нет в мире более близкого и родного для россиян народа, чем украинцы. Это наши браться — без всякого пафоса, и войну между россиянами и украинцами в Донбассе невозможно характеризовать иначе как братоубийственную.

Эта война — позор нашей страны. Но сама собой проблема не рассосется. Путина необходимо остановить. И сделать это сможет только сам российский народ.

Давайте остановим эту войну вместе.

Источник статьи: http://inopressa.ru/article/12May2015/inotheme/Nemtsov_obzor_12.html

Friday, 8 May 2015

О Ванкуверской галерее искусств: поиск идентичности продолжается

Современное здание Ванкуверской галереи (2015)
Ванкуверской галерее искусств (1) этот блог обязан многим. Ее посещение регулярно подпитывает автора этого блога удивительными мыслями и знаниями, имеющими отношение к искусству (например, читайте статью «О портретах», 2). Самая популярная статья этого ресурса была написана по следам одной из выставок в этой галерее. Статья «Лидия Делекторская - свет очей Анри Матисса» (3) набрала уже несколько десятков тысяч просмотров со времени ее написания в июле 2012 года и регулярно продолжает просматриваться посетителями блога. В этой статье я бы хотел наконец рассказать о Ванкуверской галерее искусств. Несколько любопытных фактов о ее истории и современной жизни я почерпнул из своего недавнего визита на выставку «Материальное будущее: Архитектура компании «Герцог и де Меврон» и Ванкуверская галерея искусств» (4).

Я люблю писать о галереях и музеях, которые я посетил, и, видимо, получается неплохо, потому что мои отчеты набирают максимальное число просмотров. Статьи про музей Гуггенхайма в Нью-Йорке («О нью-йоркском музее Соломона Гуггенхайма: спиралевидная архитектура как мировоззрение», 5) или про Галерею искусств Онтарио в Торонто («О Галерее Искусств Онтарио: богатая коллекция уникального и очень красивого канадского искусства», 6) находятся в первой десятке наиболее просматриваемых статей этого блога.
Первое здание Ванкуверской галереи (1931)
Про Ванкуверскую галерею писать пока не довелось. Должен признаться: виной тому является ее угрожающая и консервативная архитектура. Галерея располагается в бывшем здании ванкуверского суда, мрачная архитектура которого не способствует свободному полету творческой мысли, какой я испытал, например, в удивительном здании музея Гуггенхайма. Конечно, это не означает, что сама ванкуверская галерея такая же мрачная и консервативная. Напротив, галерея эта прекрасная, очень продвинутая, она регулярно организует удивительные и современные выставки, например, читайте мой отчет об одной из самых свежих их выставок «Искусство Эндрю Дэдсона: пустота в красивой рамке» (7).
Музей Тейт, Лондон ("ГидМ")
Выставка «Материальное будущее: Архитектура компании «Герцог и де Меврон» объяснила мои сомнения и положила им конец. «Герцог и де Меврон» это швейцарская архитектурная фирма (8), которая разрабатывает архитектуру для нового современного здания Ванкуверской галереи. Ее современному архитектурному стилю и посвящена выставка «Материальное будущее». Среди причин, по которым Ванкуверская галерея планирует переселиться в новое здание, под номером один озвучена следующая: необходимость трансформации образа и идентичности Ванкуверской галереи, поскольку вид ее настоящего здания создает образ консервативности и авторитаризма, тогда как галерея хочет производить динамичный и интерактивный образ. Таким образом мои сомнения были официально объявлены действительными: здание галереи противоречит ее содержимому настолько серьезно, что галерея хочет построить и переехать в более подходящее здание.
Арт-центр Уолкера, Миннеаполис ("ГидМ")
Конечно же для столь дорогого проекта имеются и другие значительные причины: необходимость таких вещей, как предоставление посетителям новых интересных выставочных пространств, обеспечение более безопасных и современных условий для хранения артефактов, создание лучшей сейсмической устойчивости здания и т.д. Строительство нового здания намечено произвести между 2018 и 2021 годом.

Первоначально Ванкуверская галерея была открыта в 1931 году в здании, которое было украшено в популярном в те годы стиле арт-деко по адресу 1145 Georgia St. Ее площадь была 5500 квадратных футов. Помимо выставок галерея организовывала уроки изобразительного искусства, фотосалон и даже кино. В 1951 году галерея расширила площадь до 12000 кв. футов (вдвое) за счет утилизации окружающих пространств. В 1974 году муниципалитет Ванкувера выкупает у государства здание суда, построенное в 1906 году знаменитым архитектором сэром Фрэнсисом Раттенбери, автором Здания Парламента Британской Колумбии и гостиницы «Императрица» в соседней Виктории. К началу 1980-х годов галерея провела успешный сбор средств под лозунгом «Увидимся в суде» (Take the Gallery to Court). В 1983 году галерея продала старое здание, приобрела здание суда и переехала в него. Сейчас галерея располагается по адресу 750 Hornby St. Ее площадь увеличилась до 41400 кв. футов. В 2021 году Ванкуверская художественная галерея планирует открыться на углу W. Georgia & Cambie St. Это будет связующее звено «Ванкуверского квартала искусств», который объединит такие исторические части города, как Газтаун, Чайнатаун, центр города и Восточный Ванкувер.
Альянс-арена, Мюнхен ("ГидМ")
Конечно же главной причиной физического роста галереи было увеличение ее коллекций. Первоначально галерея выставляла коллекцию британского портрета, пейзажа и изделий печати 18-го века, всего 127 артефактов. Таким образом, поиск своей художественной идентичности в Британской Колумбии начался с британского искусства. В 1945 году своим завещанием великая канадская художница и литератор Эмили Карр оставляет более 150 работ Ванкуверской галерее. Это уже было искусство самобытное, отражающее местные реалии, и особенно своеобразный местный климат, природу и индейскую культуру. Искусство Эмили Карр радикально отличается от британского (смотрите статью «Об Эмили Карр: настоящая канадская художница», 9). Приобретение коллекции Э. Карр послужило сильным толчком для начала оформления самоидентичности искусства Британской Колумбии и даже, в некотором смысле, канадского искусства в целом. Переезд галереи в новое здание – еще один шаг в этом направлении.
Национальный стадион, Пекин ("ГидМ")
Коллекции галереи продолжали расти. Сегодня она насчитывает почти 12 тысяч единиц хранения, из которых свыше 4 тысяч были приобретены галереей после 2000 года. Вся коллекция оценивается суммой, превышающей 300 миллионов долларов. Сегодня почти половина всех галерейных артефактов это работы на бумаге, 1/3 – фотографии, 1/5 – картины, и оставшаяся маленькая часть – скульптуры, текстиль, книги, мультимедиа и т.д. Чтобы их все хранить, галерея снимает четыре дополнительных помещения по всему городу. Галерея регулярно выставляет только 1%-3% всего своего фонда.

Важно отметить, что свыше 75% всех артефактов были не проданы, а подарены галерее (около 8560 работ)!

Все эти сведения подводят меня вот к каким выводам. Здание музея или галереи является таким же произведением искусства, как и весь остальной фонд этой самой галереи или музея. Только здание – гораздо более важное произведение, поскольку оно на виду и шлет всем некий сигнал. Для галереи важно, чтобы этот сигнал совпадал с ее посланием миру. В случае с Ванкуверской галереей эти сигналы пока не совпадают, создавая в публике некий нежелательный когнитивный диссонанс. Результатом этого когнитивного диссонанса может быть то, что люди просто меньше пишут о галерее, меньше в нее ходят, и галерея оставляет недостаточно большой след в коллективном сознании, поскольку известно, что когнитивный диссонанс – вещь для людей не очень приятная. Конечно, в Ванкуверской галерее посетителей очень много, но я вспоминаю, что в нью-йоркском музее Гуггенхайма, который раза в четыре меньше Ванкуверской галереи, народу было просто не протолкнуться. Повышенная посещаемость не может не отражаться на бюджете заведения и на его влиянии на умы людей.
Кондоминиум "Бейрутские террасы" ("ГидМ")
Однако бюджет галереи – далеко не самый важный инструмент обновления фонда. Это особенно важно сегодня, когда цены на общепризнанные произведения искусства взлетели до астрономических высот. Например, напомню, что всего лишь одна и далеко не самая важная картина Эмили Карр «Сумасшедшая лестница» была продана в 2013 году за 3,39 миллиона долларов. Можно сказать, что в этой картине сумасшедшая не только лестница, но и продавец, а особенно – покупатель, готовый выложить за нее такие деньжищи. И это далеко не предел! Картина Сезанна «Игроки в карты» была продана в 2012 году за 250 миллионов долларов Королевской династии Катара («Прекрасная и очень дорогая картина», 10). Таким образом, Ванкуверская галерея искусств может распродать почти всю свою коллекцию стоимостью 300 миллионов долларов, а затем купить и вывесить у себя одну картину Сезанна. Оставшиеся 50 миллионов можно потратить на современную систему охраны и экологического контроля, хотя при сегодняшних ценах этих денег может и не хватить.
Внутри одного из зданий, построенного по проекту "Герцог и де Меврон"
Конечно же не бюджет – основной источник обновления подобного фонда. Если только покупать искусство, на которое люди захотят посмотреть, то никаких денег не хватит. Как всегда, самый важный ресурс здесь – человеческий. Это хорошо понимают в Ванкувесркой галерее, 75% фонда которой составляют дары. К счастью, канадское законодательство способствует благотворительности, предоставляя за нее значительные налоговые льготы. В результате, произведения искусства висят не в частных коллекциях, где они радуют только своих хозяев, а в публичном доступе, где на них могут посмотреть самые обыкновенные люди. Будучи доступными множеству посетителей, кто знает, какие мысли эти произведения родят и к каким свершениям в будущем они приведут. Ванкуверская галерея предоставляет этот доступ масштабно уже свыше 80-ти лет, и после переезда в новое удивительное здание по проекту швейцарской фирмы «Герцог и де Меврон» она наверняка сможет увеличить свой культурный след.
Магазин фирмы "Прада", Токио ("ГидМ")
1. http://www.vanartgallery.bc.ca/index.html
2. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/blog-post_16.html
3. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/07/blog-post_14.html
4. http://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_materialfuture.html
5. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/08/blog-post.html
6. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/09/blog-post.html
7. http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/04/blog-post_30.html
8. http://en.wikipedia.org/wiki/Herzog_%26_de_Meuron
9. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_29.html
10. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/02/blog-post_18.html

Monday, 4 May 2015

Военное шоу Путина

О такой победе мечтают сегодня в Кремле
Журналист немецкой газеты Die Welt Филипп Пятов считает, что празднование Дня Победы над гитлеровской Германией уже давно "приобрело в России совершенно новый смысл". "Причем чем меньше остается ветеранов, тем лживее становится политический посыл праздника. А сам он уже не имеет ничего общего с той, настоящей Победой в мае 1945 года", - пишет автор (http://www.welt.de/print/wams/debatte/article140431584/Putins-Siegershow.html).

"С тех пор, как Россия затеяла, профинансировала и направила своих военных на войну на Украину, военный фетишизм достиг в России небывалого со времен холодной войны уровня, - рассказывает Пятов. - Политики бахвалятся тем, что российские танки могут дойти до Брюсселя, захватить Польшу и Берлин, а главный российский пропагандист Киселев с гордостью говорит о том, что Россия является единственной страной в мире, которая может обратить США в радиоактивный пепел". Еще несколько лет тому назад подобная воинствующая риторика "была уделом политических клоунов. Теперь же она - хороший тон и часть новой России". Причина этого, по мнению журналиста, заключается в том, что с началом войны против Украины изменилась и политическая роль России в мире: "Если раньше Путин ограничивался в основном тем, что бросал вызов американцам в Совбезе ООН и поддерживал дружеские отношения с государствами-изгоями, то после побега президента Януковича он активно проталкивает собственные геополитические интересы в мире".

И все это, подчеркивает Пятов, достигнет "своей высшей точки в День Победы 9 мая, когда Путин будет принимать военный парад, а страна будет сидеть перед телевизором". "В нынешнем году 9 мая не только будут праздновать День Победы, но и представят широкой публике новое российское чудо-оружие - танк Т-14 "Армата", который называют чуть ли не самым лучшим танком в мире", - говорится в статье.

В течение нескольких последних лет Путин, как напоминает издание, модернизировал российскую армию и вкладывал огромные средства в оборонку. Теперь же пришло время пожинать плоды. "Неужели в России нет праздника лучше чем День Победы в Великой Отечественной войне, когда можно было бы показать возросшую мощь российского оружия?" - задается вопросом Пятов.

"Однако военная помпа именно в этот день - это позор, - продолжает он. - Из победы над фашизмом Кремль извлекает только то, что служит повышению собственных рейтингов и приводит к нагнетанию настроений в обществе". 9 мая - это день, когда Россия бесцеремонно хочет презентовать себя в качестве супердержавы. И новый танк отлично подходит к высказываниям политиков, а пышный парад - к собственному воображаемому образу, а именно - желанию бороться с новым фашизмом. В свою очередь, его новое логово, по мнению Кремля, находится на Украине, и молодое поколение должно показать себя в борьбе с ним.

"Мой дед-красноармеец, закончивший войну в Берлине в 20-летнем возрасте и праздновавший День Победы вплоть до своей смерти, всегда рассказывал нам, что конец войны означал для него завершение ужаса, возможность почтить память павших, пропавших без вести и погибших от голода, самим не боясь при этом смерти. Он говорил, что теперь наконец-то можно было не разрушать, а строить. Для ветеранов 9 мая 1945 года было днем мира, а не войны, - подытоживает Пятов. - Поэтому стыдно, что для России опять важна война".

Источник перевода: Inopressa (http://inopressa.ru/article/04May2015/welt/Siegershow.html)

Friday, 1 May 2015

Про "невкусные" разговоры

Картошечка, жареная на утином жиру, вышибает мозги!
Интересно, как так получилось, что разговоры про углеводы, белки и жиры стали так популярны? Как же они мне отбивают аппетит! Недавно в довольно дорогом ресторане я попросил молодую официантку пояснить мне одну часть меню, которая была озаглавлена по-французски. В ответ на что получил: «Это белковая часть нашего меню». Имелись в виду мясные блюда. Заказывать что-либо из этой части меню мне тут же расхотелось. Все-таки я пришел в ресторан, а не в столовую, которая изображена в фильме «Матрица», там где Морфеус кормит Нео белково-витаминной массой.

(Забавно, что в этом же фильме есть сцена и в ресторане, куда агент Смит приводит предателя Сайфера. Предатель разрезает ножом аппетитнейшего вида дымящийся стейк и рассуждает о том, что этот стейк ему только снится, но он очень любит этот свой декадентский сон и предпочитает его белково-витаминной реальности).

Разговоры о том, из чего состоит наша пища, относятся к излюбленным разговорам за столом. При этом такие разговоры чаще всего являются очень неприятными, поскольку цель тех, кто их затевает – раскрыть глаза всем остальным участникам разговора на то, что они на самом деле едят. Понятно, что едят они нечто гораздо худшее, чем думают. Инициатор подобного разговора видимо хочет таким образом добавить себе популярности, чего на самом деле не происходит. Наоборот, всем становится очень противно.

Когда-то я разделял большинство разговоров за столом на две категории: про «гробы» (то есть про смерть, болезни и все, что с ними связано) и про «какашки» (то есть про всякую грязь и гадости). Удивительно, что подавляющее большинство разговоров за столом делятся ровно на эти две категории. Так вот, для меня разговоры про белки и углеводы – это разновидность разговора про какашки, только с использованием научных терминов. Особенно неприятно, когда участвуешь в подобном разговоре с официантом в дорогом ресторане! К сожалению, это знак настоящих времен, когда люди пытаясь вести здоровый образ жизни, начинают выщитывать потребляемые калории, жиры и т.д.

Какая же это быть тоска, кушать не добрую яичницу с поджаренным лучком, а «блюдо, богатое животным белком, в котором присутствует клетчатка»! Я не хочу есть "клетчатку", поэтому прошу всех избавить меня от разговоров про белки, жиры и углеводы.