Saturday, 15 October 2011

Впечатления от просмотра фильма «Иваново детство» режиссера А. Тарковского

Счастливое детство Ивана - из его снов...


Прежде всего, хочу выразить свою абсолютную уверенность в том, что в мире нет лучше стихов, песен и художественных фильмов о Великой Отечественной войне, чем те, которые были созданы в СССР. Можно это объяснить тем, что никто не сможет лучше выразить свои мысли и чувства о войне, чем те, кто там не только побывал, но и очень сильно пострадал от нее.

Фильм Тарковского как раз рассказывает о подобных, но только гораздо более ужасных страданиях – страданиях подростка, психику которого искалечила война. Это конечно не развлекательное кино, но это один из шедевров Тарковского, который интересен еще и в том смысле, что показывает творческое становление великого режиссера.

Фильм этот черно-белый – в отличие от предыдущей цветной картины. Это заставляет задуматься о том, что подобный выбор режиссера был осознанным. И правда, черно-белое кино лучше передает трагичность этой истории, кроме того мне кажется, черно-белое кино просто гораздо более эстетично. Тарковский вместе с оператором Юсовым сняли поразительно красивое кино. Многим образам фильма характерна красота гибельно-катастрофического характера: искореженные стволы деревьев, жутко-скрипящая обугленная мельница, пепелище, по которому ходит безумец…

Можно еще вспомнить и тот факт, что молодому Тарковскому дали провальную картину, и он ее не только закончил в срок, но и сэкономил 23 тысячи рублей! Наверняка, выбор черно-белой технологии способствовал этой экономии.

Фильм повествует о мальчишке-разведчике Иване, который выполняет важные задания советского командования благодаря тому, что он мальчишка. И он их не просто выполняет – это смысл его жизни. На это он направляет всю свою страсть, в которую сплелись ненависть к немцам-оккупантам и обида за потерянное детство и родителей. К немцам он беспощаден и в своей ненависти представляет из себя, не много не мало - «чудовище». Так про него сказал Сартр, высоко оценивший этот фильм. Я бы к этому эпитету добавил еще один – камикадзе. Иван просто запрограммирован на саморазрушение: если объект его ненависти перестанет существовать, то ему станет незачем жить, и он либо сопьется, либо погибнет. Страшная комбинация!

Автор рассказа «Иван» писатель Богомолов («В августе сорок четвертого») по мотивам которого был поставлен фильм, окончил свой рассказ оптимистически, оставив Ивана в живых. Однако известно, что когда он попросил через газету бывших мальчишек-разведчиков связаться с ним, никто не ответил на его призыв. Из этого Богомолов сделал вывод, что все они были убиты. Поэтому сценарный финал фильма стал трагичным, что, на мой взгляд, гораздо ближе к реальности и создает гораздо более сильный эстетический эффект.

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса (15 век). Иван говорил о старике снизу слева

К творческим находкам режиссера я бы еще отнес сцену с трофейной гравюрой Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса». Иван, рассматривая одного из всадников, с ненавистью говорит: «А вот этот на лошади - худющий! Я точь в точь такого же на мотоцикле видал!» Этот и дальнейший монолог Ивана по-моему просто гениален! Много в этом фильме и других сцен, вызывающих восхищение своей красотой, глубиной и простотой. Посмотрете его, не пожалеете!

А вот еще один любопытный пост про этот фильм (и еще один).

Sunday, 9 October 2011

О моем знакомстве с кинематографом А. Тарковского

"Ну вот мы и дома... " 
Что это за трава так буйно растет в Зоне?

Продолжаю читать книгу Виктора Филимонова и размышлять о творчестве Андрея Тарковского.

Мое первое знакомство с его творчеством я сейчас вспоминаю с улыбкой. Как и все мальчишки подросткового возраста я увлекался фантастикой, и когда в широкий прокат вышел фильм уже знаменитого режиссера А. Тарковского «Сталкер» по мотивам романа братьев Стругацких, я, конечно, ожидал от него что-то чудесное. Саму книгу «Пикник на обочине» я уже к тому времени прочитал – не могу сказать, чтобы она меня сильно поразила. Все было в ней какое-то странное, не очень увлекательное для подростка, но я думал, что все-таки в книге есть и инопланетяне и загадки, и их присутствие не может испортить никакой фильм. Забегая вперед, скажу, что картину я посчитал испорченной, а то, что я увидел, было гораздо страннее книги! Кстати интересно, что впоследствии сами Стругацкие высказывались примерно в том же духе о фильме Тарковского – мол, фильм скучный, затянутый и испорченный религиозной интерпретацией режиссера.

И фильм и режиссер были овеяны некоей скандальной антисоветской аурой, и это привлекло к нему мою маму, так что в кино мы собрались вместе. Она как-то с большим трудом достала билеты, зал был полон.

До конца картины мы не досидели, как и многие другие. Помню, у меня создалось впечатление, что режиссер как будто специально затягивает его, запутывает зрителя, чтобы заставить его побыстрее уйти из кинотеатра, а если кто-то решится досидеть до конца, то уж точно будет себя чувствовать дураком. А иначе зачем эти долгие планы затылков главных героев, паузы, странные разговоры, непонятные предметы, неизвестные стихи? И где спецэффекты, инопланетяне? Погоня там была одна, но как-то она не впечатлила. Ну а сцена эпилептического припадка жены Сталкера меня просто добила. Она и сейчас-то смотрится тяжело, а тогда я просто не мог этого выдержать.

По выражению лица мамы и по ее репликам я понял, что и она не в восторге от увиденного. Мысли об уходе домой стали возникать, когда камера начала долго парить над грязной водой, в которой лежали какие-то шприцы, пистолеты, и оформилась в конкретное желание бежать из этого сумасшедшего дома, когда героиня Алисы Фрейндлих забилась в припадке под какой-то ужасающий шум поезда.

Что мне сейчас интересно, так это как родилось во мне желание пересмотреть этот ужас. Я просто не помню! Знаю лишь, что впоследствии «Сталкер» стал одним из самых любимых мною фильмов, который я пересмотрел множество раз, и всякий раз нахожу в нем что-то новое. Это просто поразительно, как так можно снимать фильмы, чтобы они продолжали тебя удивлять снова и снова! Кстати, этот фильм еще и снят очень красиво – там что ни кадр, то просто высокохудожественная картина; и музыкальное оформление очень хорошее. Сейчас я понимаю, что этот фильм просто не мог быть другим, там каждый кадр, каждое слово и каждая вещь, появляющаяся на экране, имеют смысл, который можно обсуждать до бесконечности. По окончанию этот фильм оставляет глубокий след в душе; даже если он не понравился, он не забудется.

Подобная моя реакция на фильмы Тарковского видимо очень типична. Один критик примерно так высказался о его творчестве: «Тарковский не жалеет своего зрителя, его фильмы смотреть сложно и психологически и физически (поскольку большинство из них длится больше двух часов кряду). К этому надо быть готовым. И тем не менее я призываю всех превозмочь скуку, первоначальный конфуз и тревогу, которую создают практически все его фильмы, и досмотреть их до конца. Уверяю вас, вы будете вознаграждены сполна!» Моя история – точное подтверждение этих слов.

Sunday, 2 October 2011

О фильме А. Тарковского "Каток и скрипка"

Кадр из фильма "Каток и скрипка"

Новая книга в моей библиотеке - биография Андрея Тарковского из серии ЖЗЛ. Автор - Виктор Филимонов. Читаю с удовольствием, не только потому, что люблю изучать судьбы интересных мне людей, но и потому что стараюсь совместить чтение с просмотром поразительных и незабываемых фильмов Тарковского.

Меня также особенно привлекла следующая фраза из аннотации к книге: "Рассказ о жизни гениального режиссера автор сопровождает глубоким и тонким анализом его фильмов". Должен признаться, что я обожаю хорошую литературную и кинематографическую критику. Все эти моменты и подвинули эту книгу на самый верх моего личного книжного «листа ожидания».

Вчера мне удалось посмотреть дипломную работу Тарковского «Каток и скрипка» и сопоставить свое мнение с мнением Филимонова (сценарий фильма написан в соавторстве с Андроном Кончаловским). Я уже давно подозревал, что одним из требований издательства «Молодая гвардия», в котором выходят книги серии ЖЗЛ, к авторам биографий состоит в том, чтобы эти авторы не просто интересовался своим героем, но и в каком-то смысле любили его (или ее). Филимонов – яркий тому пример. Его иногда заносит в своих оценках. Иногда он употребляет слова, которых явно нет в русском языке, но в целом книга читается с интересом и сообщает много любопытных и малоизвестных фактов из жизни Тарковского. Не знал, например, что «Каток и скрипка» создан по мотивам другого фильма французского режиссера Ламореса «Красный шар».

Его анализ «Катка» довольно интересен, хотя и несколько, что называется, «притянут за уши». Например, в сцене, когда мальчик дает девочке яблоко, и та сначала стесняется его съесть, а затем все-таки съедает, Филимонов увидел библейские мотивы. На мой взгляд, эта сцена вообще лишняя в этом фильме. Не вяжется она ни с чем. Но есть в нем некоторые подтексты действительно достойные внимания. Фильм рассказывает не о нехитрых отношениях мальчика и девочки, а о довольно странных отношениях мальчика, играющего на скрипке, с водителем катка по имени Серега (в прекрасном исполнении артиста Заманского). По непонятной причине Сереге хочется общаться с 7-летним мальчиком больше, чем с симпатичной и молодой девушкой, оказывающей Сереге явные знаки внимания. У меня на это один ответ – возможно с этой девушкой Серега уже переспал, и она перестала ему быть интересной. Кстати это бы объяснило настойчивость, с которой девушка добивается внимания Сереги (он ей понравился, и она хочет сейчас серьезных отношений). Зрителям дается некий ключ к ответу на эту загадку в сцене, когда мальчик играет на скрипке для Сереги, и тот явно впечатлен. Может это один из тех простых русских рабочих типов, которых всю жизнь среда заставляет пить водку, а они в душе тянутся к искусству? Я встречал таких на своем пути.

Есть в фильме и несколько красивых, весьма достойных кадров; появляются темы, которые будут возникать в будущем творчестве Тарковского. И вообще он смотрится с интересом и, в отличие от большинства современных фильмов, оставляет приятное ощущение в душе (хотя тот факт, что дружба мальчика и Сереги закончилась довольно быстро, вызывает сожаление). Тем, кто его не смотрел, советую познакомиться с этой работой, в которой уже начинают проступать черты высокого профессионала и будущего гения советского кино Андрея Тарковского.

Sunday, 18 September 2011

Еще об Аксенове

Аксёнов в 1970 году

Я уже писал о том, что лучшим мне подарком является книга - книга Василия Аксенова. Добавлю к этому, что недавно мне случилось приобрести несколько его произведений - соответственно, эти книги мне уже дарить не надо:


Ожог
Апельсины из Марокко (включает повести "Коллеги", "Звездный билет", Апельсины из Марокко")
Ленд-лизовские
Логово льва (Забытые рассказы)
В поисках грустного беби
Затоваренная бочкотара
Танственная страсть (в 2-х томах)

Уже имею:
Редкие земли
Остров Крым
Новый сладостный стиль (прекрасная книга, дочитал на днях)
Ква-каем, Ква-каем. Предисловия, послесловия, интервью.

Роман "Новый сладостный стиль", который я недавно закончил, имеет в себе все достоинства аксеновского стиля. У Аксенова прекрасное чувство юмора, он - виртуоз русского языка, кроме того он прекрасно владеет литературоведческой фактурой. Чтение его книг доставляет мне не только эстетическое удовольствие, но и всякий раз сообщает что-то новое из истории литературы (все-таки не зря он преподавал русскую литературу в Америке), они также заставляют меня чувствовать здоровую ностальгию по советским временам - временам моего детства.

Однажды в передаче, где обсуждали творчество Аксенова, прозвучала такая мысль: Аксенов в России до сих пор не прочитан критиками и молодежью. Я с этим совершенно согласен. То, что он выделывает с языком и литературой, иногда просто поражает. Для него нет границ. В этом смысле его литература - это настоящийй джаз с вариациями и отступлениями от правил. Для осмысления некоторых его оригинальных литературоведческих приемов необходимы диссертации, которые, я надеюсь, когда-нибудь будут написаны. И иногда смешно слышать о попытках перевода его книг на другие языка. Ну как например перевести "Москва-ква-ква"? Или "Вольтерьянцы и вольтерьянки"? (Кстати для справки и для лучшего понимания того, что я имею в виду, вот реальные существующие переводы этих названий: "Moskva-kva-kva", "Volterian Men and Women" - те, кто хоть что-то понимают в английском, увидят, что эти переводы не передают всех смысловых оттенков). Что касается молодежи, я считаю, что и те, кто не пожил при "совке", найдет много понятного в его романах - поиски себя, своего места в жизни и в этом мире (в географическом смысле), любовь и душевные кризисы.

Имеется в его книгах немало и секса и ненормативной лексики. Первое - скорее литературный прием, нежели эротика, меня лично сексуальные сцены, им описанные, не возбуждают. Я прихожу к выводу что мат в романах Аксенова чаще всего ситуативно обусловлен - иначе говоря, герой в реальной жизни именно так бы и выразился.

Так что всем советую читать Аксенова - от его книг в душе остается след.

Thursday, 4 August 2011

"Вам ДНК пришла по почте"

Rob Liddle swabbing his cheek
Вот так просто собирают ДНК для анализа!

Статья "Вам ДНК пришла по почте" (http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/magazine/7518061.stm) была опубликована на сайте БиБиСи еще в 2008, но она произвела на меня такое впечатление, что было решено пересказать ее в этом блоге три года спустя.

В этой статье автор обсуждает, что же содержит о нашем здоровье наша ДНК, как эту информацию можно узнать, как ее можно интерпретировать, и какие новые вопросы она ставит перед нами. Всего лишь за несколько сотен долларов сегодня можно очень просто собрать свою ДНК и выяснить не только, какие крови в тебе бурлят, но и каким заболеваниям ты можешь быть подвержен. Как и все вероятностные данные, эти - трудны для интерпретации. Они также нуждаются в особых знаниях, которых у большинства из нас нет.

Данные, которые предоставляет тест ДНК могут звучать следующим образом: "Вы имеете 44.2%% риска развития сердечной недостаточности, что на 10% меньше среднего уровня для мужчины европейского происхождения". Что это означает? Наверное такому мужчине не следует злоупотреблять английскими завтраками. Или такая новость: вы имеете невысокий риск ожирения и диабета типа 1 и 2.

Подобный тест предоставлял детали 25 особенностей здоровья, за дополнительную плату можно узнать и больше.

Сейчас подобные услуги получают все большее распространение. Я сам лично уже прибегал к услугам подобных фирм (недешевые, кстати услуги были; сейчас они могут быть дешевле) с целью выяснить особенности моего происхождения. Выяснились любопытные вещи в частности в отношении моего отца, который имел в себе много сербской крови. Об этом я никогда не знал и не догадывался. Сразу же понял, что подобные тесты очень могут подойти для сирот, интересующихся своим происхождением, а также для тех, кто строит свое генеалогическое древо. На сайте компании, которая производила мои тесты, имеется возможность связаться с теми, чья ДНК близка твоей и обменяться имеющимися сведениями о предках. Но информацию о здоровье этот тест не предоставлял. Догадываюсь, кстати, что не каждого может заинтересовать эта иформация, в силу разных причин, о которых ниже.

Проблемы подобных тестов таковы: во-первых, информацию очень сложно интерпретировать. Новых терминов и цифр столько, что надо быть генетиком, чтобы во всем разобраться. Во-вторых, геном человека хоть и расшифрован (совсем недавно, надо отметить), но не все гены, ответственные за разные болезни, известны. Так что сегодня за немалую стоимость теста человек получает неполные сведения (хотя с каждым годом "неизвестных" генов становится все меньше). Затем, невзирая на генетические склонности, более важную роль в нашей жизни играет образ жизни. Можно иметь низкую вероятность заболевания раком легких, но если ты куришь, то этот факт вероятность заболевания поднимает несомненно. Некоторые доктора так и заявляют, что наше здоровье зависит не только и не столько от генов, сколько от того, курим ли мы, сколько мы едим и упражняемся ли физически. Факторов здесь так много, что в некоторых странах подобные тесты разрешаются только если это советует семейный доктор, который потом и поможет расшифровать новости в контексте жизни конкретного человека. И наконец, даже если я совершенно адекватно реагирую на свои анализы, смогу ли я контролировать уровень своего беспокойства, случись мне узнать что-то не очень хорошее о себе? Мне кажется, что неприятные сведения залягут в любом случае где-то в глубине подсознания, и в какой-то неподходящий момент могут дать о себе знать...

Появление подобных услуг на рынке ставит ряд этических и философских вопросов. Имеют ли право страховые компании, или работодатель, или детский садик знать эту информацию? Нет никакого сомнения, что за подобными сведениями может быть самая настоящая охота со стороны различных организаций и деньги в этой охоте иметь значения не будут. Кто виноват, если человек неправильно поймет свои данные и навредит себе этим? Если человеку эта информация может навредить, имеют ли право компании по анализу ДНК сообщать ее человеку? И т.д. и т.п. Я лично предпочитаю знать, нежели не знать, но я предпочитаю чтобы никто больше этого не знал. К сожалению никто не может дать гарантию, что фирма, сделавшая анализ моей ДНК, не продаст мои сведения на сторону, и это очень серьезный аргумент для меня.

Saturday, 23 July 2011

"Монархическая идея не умрет, пока существует человечество..."

Великий князь Георгий Романов
С облегчением сообщаю, что трудности, связанные с переездом кажется заканчиваются! Мы устраиваемся на новом месте и даже снова подключились к Интернету! Уже почти все ящики распакованы. Новое место нам нравится - здесь просторнее и много хороших мест для посещения всей семьей.

В этом посте я хотел бы привести некоторые места из недавнего интервью, которое дал Великий князь Георгий Романов писателю В.С. Сандлеру. Интервью это весьма любопытно (хотя и написано в несколько неприятном умильно-подобострастном тоне) и доступно на многих Интернет-страничках, включая эту (http://nobility-udm.com/joom/index.php?option=com_content&task=view&id=81&Itemid=1). Мне понравилось, как Великий князь отвечал на вопросы, и что он сказал - в его словах немало любви к России, здорового чувства собственного достоинства, и даже, я бы сказал, исторической мудрости (хотя ему всего лишь 30 лет!).

О понятии "русский"

В России до революции слово «русский» обозначало не место жительства и даже не национальность, а принадлежность к великой русской цивилизации. Так и осталось во всем мире, кроме, к сожалению, самой России. У нас теперь словом «русский» называют того, кого в Российской Империи именовали бы «великороссом». Я родился заграницей и пока постоянно там живу, мои предки принадлежат по крови почти ко всем нациям Европы, но я русский и по происхождению, и по культуре, и моя Родина – это Россия.

Об открытии в 2009 году представительства российского Императорского Дома в Москве

Российский Императорский Дом, который до революции был государственным учреждением, в настоящее время не имеет никаких политических функций. Но он остается исторической институцией, то есть корпорацией, имеющей бесспорную преемственность с момента своего основания. Наша династия служит России с XIII века. В 1613 году она была призвана на престол Земским собором, представлявшим все сословия нашего народа. После 1917 года мы оказались в изгнании, но, по милости Божией, смогли сохранить наши устои. Сейчас главой Императорского Дома является моя мать - Великая княгиня Мария Владимировна. Моя обязанность как ее наследника - во всем помогать ей и набираться опыта, чтобы продолжить ее дело и дело всех наших предков. Императорский Дом – это не просто генеалогическое понятие, это не совокупность всех родственников Романовых, а историческое родовое учреждение, для принадлежности к которому нужны не только происхождение, но и соответствие основным династическим законам и традициям. В современном мире главная функция династий, не находящихся у власти, заключается в сохранении и возрождении национальных традиций и патриотизма, в благотворительности, в защите прав и свобод граждан, в укреплении положительного образа своей страны во всем мире, в восстановлении духовного и материального исторического наследия. Мы не участвуем ни в каких формах политической борьбы и действуем только в общественной и культурной сфере.

О титулах и профессионализме

В нашей жизни всё взаимосвязано, но я точно знаю, что если бы у меня не было никаких других положительных качеств, кроме титула, то никто бы мне никаких предложений [работать представителем Норникеля в Евросоюзе] не сделал. В современной жизни династический статус может помогать, но может и здорово мешать. Он помогает в том смысле, что многие люди уважают Императорский Дом и доверяют ему больше, чем каким-то новым структурам, он заставляет меня самого с большей ответственностью относиться ко всем своим поступкам, чтобы не было стыдно перед предками и перед потомками. Но не будем забывать, что, с другой стороны, у многих людей титул, по старой памяти, вызывает раздражение, что от тебя часто ждут чего-то большего, чем от остальных, а твои ошибки судят строже, чем просчеты других людей. Любая медаль, даже самая красивая и почетная, всегда имеет две стороны. Я с детства приучен не кичиться своим статусом, а сознавать, что это, прежде всего, долг. А полученное образование и опыт работы позволяют мне уверенно себя чувствовать и среди тех, кто ценит титулы, и среди тех, кто не придает им никакого значения.

О восстановлении монархии в России

Что касается пользы от восстановления монархии [в России], то мы верим в монархический идеал, но никому его не пытаемся навязать. Только граждане России обладают правом решать, какой образ правления им полезен. А мы будем стараться принести пользу своей стране, независимо от того, какой в ней политический строй.

О современном российском кино и о критике фильма "Брат"

Я никогда не утверждал, что «Брат» [который мне понравился] это шедевр мирового кино. Но не могу согласиться и с Вашей оценкой этого фильма. Если так рассуждать, то к очень многим классическим фильмам тоже можно приклеить ярлыки пропаганды войны, гражданской междоусобицы, бандитизма и различных пороков. Вспомните, как во времена Горбачева перестали показывать замечательную комедию «Ирония судьбы», объявленную рекламой алкоголизма… Не думаю, что стоит оценивать эти кинопроизведения столь линейно. Фильм «Брат» - кино о жизни потерянного поколения, лишенного истинных идеалов, но сохранившего русский менталитет, заставляющий инстинктивно искать Добро и бороться за него, хотя и далеко не всегда правильными методами. Национальное и патриотическое чувства, сами по себе, положительны. Для человека естественно любить свою семью и свой дом больше, чем другие семьи и дома, и свою страну и свой народ больше, чем другие страны и народы. Другое дело, что любовь к своему не должна означать ненависти к чужому. А некоторые политики, увы, пытаются направить патриотические и национальные чувства по ложному пути ксенофобии, фанатизма и нетерпимости. Но в фильме «Брат» я этого не заметил. Там нет идеи превосходства какой-либо нации над другой, и вообще, по сути, нет однозначно положительных персонажей. Этот фильм ничего не пропагандирует, он заставляет задуматься. И с точки зрения игры актеров и организации съемок он вполне на мировом уровне. Еще мне понравился фильм П. Лунгина «Остров». А вот его же фильм «Царь» меня разочаровал. В отличие от глубокой попытки осмысления путей совершенствования человеческой души в фильме «Остров», фильм «Царь» это примитивная идеологизированная карикатура на трагический этап русской истории. Его не спасает даже талантливая игра отдельных артистов. Вообще, отчасти соглашусь с Вами, что шедевров, подобных «Тихому Дону» или «Войне и миру», в России не создавалось очень давно. А попытки снять эти фильмы заново, явно проигрывающие старым фильмам, свидетельствуют о творческих проблемах современного российского кинематографа. Подождем и будем надеяться на лучшее.

О том, почему он еще не женат

- Для вступления в брак необходимо, чтобы я любил и уважал мою избранницу, чтобы она любила и уважала меня, понимала суть моего служения и была готова помогать мне. В законах нашей династии есть также ряд условий и ограничений относительно браков. Во-первых, поскольку я являюсь непосредственным наследником Главы Российского Императорского Дома, моя будущая жена обязательно должна исповедовать православие или принять православие до заключения брака. Во-вторых, что не менее важно, на мой брак необходимо согласие моей матери – Главы Дома Романовых. Эти условия содержатся в базовом акте о наследии императора Павла I, изданном в 1797 году. Есть еще одно ограничение, которого не было изначально, добавленное императором Александром I в 1820 году. По ныне действующему законодательству Российского Императорского Дома, чтобы после моей смерти наследие осталось в нашей линии, мой брак должен быть равнородным, то есть моя невеста должна принадлежать к одному из царственных или владетельных домов. Это позднейшее ограничение, продиктованное международной ситуацией и внутренней политикой того времени. Его нередко подвергают критике. В первую очередь, некоторые иерархи Церкви, в том числе святитель Иоанн (Максимович) Архиепископ Шанхайский, указывали, что нововведение Александра I не соответствует многовековым русским православным традициям и способствует постепенному отчуждению династии от своего народа. Вторым важным фактором является то, что большинство Королевских Домов Европы, в том числе царствующих, в период после II Мировой войны отказались от принципа равнородности. В связи с этим его соблюдение теряет смысл даже с точки зрения той логики, которой руководствовался император Александр I. Получается, что строго династического происхождения уже не существует, и наследственность иностранной принцессы по одной из линий может оказаться гораздо хуже и проблемнее, чем у простой девушки из обычной хорошей семьи. Между тем, для нашей династии, много десятилетий прожившей в вынужденном изгнании, было бы полезно обрести спутниц жизни из числа соотечественниц, которые помогли бы лучше понять жизнь современной России. Принцип династической равнородности, возникший в Европе в XVIII веке и пришедший в Россию в XIX веке, себя исчерпывает и изживает. Рано или поздно, от него придется отказаться. Но только в законном порядке и с безупречным духовным и правовым обоснованием. Нельзя забывать, что ныне действующий закон позволил нашему Дому после революции сохраниться как исторической институции, и что мы, в силу статьи 39 Основных законов Российской Империи, приносим религиозную клятву соблюдать все правила наследия без изъятия. Об этом также писал святой Иоанн (Максимович). Еще он писал, что закон может быть изменен по воле Главы династии и с участием Церкви, но пока не изменен, его нельзя нарушать. Короче говоря, непреодолимых ограничений для моего брака с соотечественницей, в принципе, нет. Но вопрос о возвращении к первоначальной редакции акта о наследии императора Павла I может быть решен не иначе как строго правовым путем, только Главой Императорского Дома и только с благословения Святейшего Патриарха, правомочного разрешить династию от клятвы, предписываемой статьей 39.

О монархической идее

Монархическая идея – это идея Государства-Семьи. Она не умрет, пока существует человечество. Когда монархия будет реально востребована в России, и будет ли, знает только Господь. Мы живем по принципу: делай что должно, и будь что будет. Было бы глупо и смешно сидеть и мечтать: позовут ли меня или моего внука на царство? Для тех, кто понимает, что это такое, это скорее не предмет мечтаний, а перспектива навсегда расстаться со всеми радостями жизни. Романовы, начиная с Михаила Феодоровича в 1613 году, никогда не стремились к власти. Но если соотечественники когда-либо призовут легитимного главу Династии, кто бы им ни был на тот момент, он исполнит свой долг.

Friday, 1 July 2011

О роли монархии в современном мире (часть 2)

Главным недостатком статьи, которой посвящен мой предыдущий пост, на мой взгляд, является то, что ее автор не обсуждает в ней успехи стран с республиканским способом управления. В первую очередь речь идет, конечно, о США, которые отвергли британскую монархию и сделали это событие основополагающим в своей истории и самоидентичности. Тут можно задать простой вопрос: раз монархия такая хорошая форма правления, как же это получается, что без нее страна стала супердержавой, и проблемы в ней прекрасно решаются и без участия британской королевы? Если бы автор попытался ответить на этот вопрос, то его взгляды вызвали бы гораздо больше доверия, потому что иначе подрывается основной посыл статьи. Попробую сделать это за него вкратце.

Во-первых, об успехах США во всех областях можно много спорить. Действительно, страна достигла многого в экономическом, культурном и всех прочих смыслах, включая уровень жизни. Согласно статистике уровня человеческого развития 2010 года (http://hdr.undp.org/en/statistics/), США – на 4-ом месте после Норвегии, Австралии и Новой Зеландии (Россия – на 65 месте среди 169-ти, в графе «Страны с высоким уровнем человеческого развития», ее опередили Албания, Белоруссия, Куба, Латвия, Литва). Однако я утверждаю, что одна важная положительная черта монархии все-таки присутствует в этой стране. В первую очередь я имею в виду то, что народу и руководству США свойственно государственное мышление, которое характерно монархиям. Под государственным мышлением я имею в виду такое отношение к действительности, которое в первую очередь ставит во главу угла государственную, а не личную пользу. Можно это просто назвать патриотизмом. Парадоксально, что в долгосрочной перспективе патриотизм приносит личные блага тоже, ведь население процветающей страны не может не процветать. Кроме того, просто приятно осознавать, что ты принадлежишь к чему-то успешному и уважаемому в мире.

Прожив в США не один год, я знаю, что американцы – глубоко патриотичный народ, который реально болеет за свою страну. Большинство американцев верит, что каждый из них способен повлиять на развитие своей страны, и поэтому каждый несет личную ответственность за ее успехи или провалы как на местном уровне, так и в глобальном, международном масштабе через своего конгрессмена. В этом смысле монархический дух в Америке живет и процветает, ведь «монархия» означает «единовластие» по-гречески. Эта «болезнь за страну» постоянно «подогревается» со всех сторон, включая массовую культуру (кино, музыка и т.д.). Благодаря тому, что власти США смогли понять важность реального, а не напускного патриотизма, и смогли найти способы возбудить и поддержать это чувство в своем народе, Америка, на мой взгляд, и добилась того, чего она добилась на сегодняшний день.

Конечно, в Америке полно проблем, и некоторые ее граждане, особенно из тех, которые находятся у власти, не забывают о непосредственной личной выгоде при принятии государственных решений. Согласно индексу коррумпированности, который публикуется ежегодно  организацией Transparency International (http://www.transparency.org/policy_research/surveys_indices/cpi/2010/results), США в 2010 году набрала только 7.1 баллов из 10 возможных (Россия – 2.1). Однако благодаря присутствию свободной прессы, подобные факты вскрываются очень активно, они строго наказываются, и средства массовой информации пропагандируют среди населения здоровое осуждающее отношение к ним.

Коррупция – это крайний пример, работать на себя можно и в пределах закона. Например, большинство политиков, включая первых лиц, активно улучшают в первую очередь свой образ. Таким образом, они готовят почву для переизбрания во властные структуры, ведь власть в США не передается по наследству! Как гласит популярная американская шутка: «Во время своего первого срока президент заботится о том, чтобы остаться на второй срок, а во время второго – о том, чтобы остаться в истории». И в этом недостаток республиканской формы правления: вместо того, чтобы потратить все свои силы на благоденствие страны, руководство США тратит на него в основном только их половину. Хотя очевидно, что даже этого достаточно, чтобы стране жилось хорошо!