Saturday, 15 October 2011

Впечатления от просмотра фильма «Иваново детство» режиссера А. Тарковского

Счастливое детство Ивана - из его снов...


Прежде всего, хочу выразить свою абсолютную уверенность в том, что в мире нет лучше стихов, песен и художественных фильмов о Великой Отечественной войне, чем те, которые были созданы в СССР. Можно это объяснить тем, что никто не сможет лучше выразить свои мысли и чувства о войне, чем те, кто там не только побывал, но и очень сильно пострадал от нее.

Фильм Тарковского как раз рассказывает о подобных, но только гораздо более ужасных страданиях – страданиях подростка, психику которого искалечила война. Это конечно не развлекательное кино, но это один из шедевров Тарковского, который интересен еще и в том смысле, что показывает творческое становление великого режиссера.

Фильм этот черно-белый – в отличие от предыдущей цветной картины. Это заставляет задуматься о том, что подобный выбор режиссера был осознанным. И правда, черно-белое кино лучше передает трагичность этой истории, кроме того мне кажется, черно-белое кино просто гораздо более эстетично. Тарковский вместе с оператором Юсовым сняли поразительно красивое кино. Многим образам фильма характерна красота гибельно-катастрофического характера: искореженные стволы деревьев, жутко-скрипящая обугленная мельница, пепелище, по которому ходит безумец…

Можно еще вспомнить и тот факт, что молодому Тарковскому дали провальную картину, и он ее не только закончил в срок, но и сэкономил 23 тысячи рублей! Наверняка, выбор черно-белой технологии способствовал этой экономии.

Фильм повествует о мальчишке-разведчике Иване, который выполняет важные задания советского командования благодаря тому, что он мальчишка. И он их не просто выполняет – это смысл его жизни. На это он направляет всю свою страсть, в которую сплелись ненависть к немцам-оккупантам и обида за потерянное детство и родителей. К немцам он беспощаден и в своей ненависти представляет из себя, не много не мало - «чудовище». Так про него сказал Сартр, высоко оценивший этот фильм. Я бы к этому эпитету добавил еще один – камикадзе. Иван просто запрограммирован на саморазрушение: если объект его ненависти перестанет существовать, то ему станет незачем жить, и он либо сопьется, либо погибнет. Страшная комбинация!

Автор рассказа «Иван» писатель Богомолов («В августе сорок четвертого») по мотивам которого был поставлен фильм, окончил свой рассказ оптимистически, оставив Ивана в живых. Однако известно, что когда он попросил через газету бывших мальчишек-разведчиков связаться с ним, никто не ответил на его призыв. Из этого Богомолов сделал вывод, что все они были убиты. Поэтому сценарный финал фильма стал трагичным, что, на мой взгляд, гораздо ближе к реальности и создает гораздо более сильный эстетический эффект.

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника Апокалипсиса (15 век). Иван говорил о старике снизу слева

К творческим находкам режиссера я бы еще отнес сцену с трофейной гравюрой Дюрера «Четыре всадника Апокалипсиса». Иван, рассматривая одного из всадников, с ненавистью говорит: «А вот этот на лошади - худющий! Я точь в точь такого же на мотоцикле видал!» Этот и дальнейший монолог Ивана по-моему просто гениален! Много в этом фильме и других сцен, вызывающих восхищение своей красотой, глубиной и простотой. Посмотрете его, не пожалеете!

А вот еще один любопытный пост про этот фильм (и еще один).

No comments:

Post a Comment