Интервью с Соней Эдвардс-де Грандмезон, арт-дилером и экспертом из Канады. Статья опубликована в №2(15), 2016, журнала "Золотая Палитра" (http://www.zolotayapalitra.ru/default.aspx).
"– Соня, Ваш отец – художник, мама – скульптор, два Ваших брата и старшая сестра – тоже художники, почему Вы решили стать арт-дилером?
– С раннего детства меня окружало искусство в прямом и переносном смысле. Я жила среди картин своего отца, наблюдала за тем, как он работает, сама позировала ему. Видела, как создаёт свои скульптуры мама. Возможно, всё это привело меня к пониманию того, что является подлинным искусством. Покинув отеческий дом, я зарабатывала тем, что исследовала и оценивала картины. Ближе к 30-ти годам открыла галерею в Калгари (Альберта). Сначала продавала малотиражную печатную графику, потому что этот вид изобразительного искусства в Калгари был представлен слабо. Из пятерых детей я стала единственной, кто всерьёз занялся продажей произведений искусства.
Постепенно у меня развился профессиональный взгляд, который меня практически не подводит, и я постоянно его оттачиваю. Однако арт-дилеру недостаточно найти хорошую картину. Нужно ещё уметь её продать. Для этого надо уметь объяснить потенциальному покупателю, в чём её ценность. Часто дилер становится специалистом по творчеству какого-либо художника или периода его творчества. Так приобретается репутация, которую очень ценят покупатели. У опытных дилеров развивается своеобразный инстинкт понимания того, что нужно их клиентам.
Я покупала и продавала работы разных авторов, но со временем, учитывая мою тесную связь с отцом, знание его творчества, ко мне стали обращаться за помощью в проведении сделок купли-продажи его работ. Иногда просили подтвердить их подлинность, подготовить провенанс или хотели купить их. Творчество отца всегда вызывало интерес у участников арт-рынка, поэтому как-то сложилось, что я стала специалистом по Николасу де Грандмезону.
– Известно, что Вы тонкий ценитель искусства и пример успешного арт-дилера. Может быть, Вы поделитесь с нами своим опытом?
– Художественный рынок очень специфичен. Чтобы работать на нём, надо разбираться в искусстве, владеть конъюнктурой, т.е. знать о современных тенденциях в искусстве. Кроме этого, арт-дилер должен обладать деловыми качествами: уметь покупать и продавать. Очень важны доверие и личные отношения, которые необходимо выстраивать со всеми действующими лицами сделки в течение многих лет.
Арт-дилер видит художественный рынок не так, как, например, художник из своей студии, арт-критик, пишущий статьи, или искусствовед, разыскивающий в архивах сведения о том или ином художнике. Идеальный арт-дилер должен одновременно представлять интересы художника, покупателя, продавца и, конечно же, свои. Он должен соблюдать баланс во всём. Не преувеличу, если скажу, что успешное посредничество в сделках по продаже произведений искусства – тоже искусство, где присутствует некая тайна, которую трудно выразить словами. Ведь у нас не существует школ, где готовили бы арт-дилеров. Тем, кто хочет заниматься этим бизнесом, я просто посоветовала бы заняться им. С опытом придёт понимание некоторых законов, которые, если и не обеспечат успех, то смогут помочь в следующей сделке. Ведь каждая сделка уникальна и непредсказуема.
Расскажу одну историю. Несколько лет тому назад я отдыхала в Виктории и часто прогуливалась по Антикварной улице, где было много антикварных магазинчиков. В одном из них продавалась серебряная посуда, и вдруг где-то в углу я увидела поразительно красивую картину 1930-х годов, на которой были изображены Скалистые горы. Я немедленно позвонила своему знакомому коллекционеру, и он распорядился купить её для него. Казалось бы, готовый рецепт: ходи по антикварным магазинам и ищи хорошие картины. Прошло около восьми лет, и сегодня на Антикварной улице почти все антикварные магазинчики закрылись. Спрос на антиквариат стремительно упал, и я бы уже не посоветовала молодому арт-дилеру этот рецепт.
Зато сегодня открылось много небольших галерей, где можно приобрести хорошую вещь. Арт-дилер или коллекционер в зависимости от своих пристрастий может заниматься современным искусством, классическим или искусством коренных народов. Благодаря социальным сетям художникам стало легче показывать свои работы, искать посредников или покупателей. Мир значительно изменился за эти годы и сценарии успешных сделок тоже изменились.
Очень важно при продаже работы быть уверенным в её подлинности. Например, я знаю, что существуют подделки картин моего отца, часто очень искусные. Их предлагают на продажу в аукционные дома нечистые на руку арт-дилеры. Но я стараюсь пресекать все эти попытки. Канадский арт-рынок не такой большой, как европейский или американский. Дилеры и аукционные дома быстро узнают новости. Если кто-то подделывает работы какого-либо художника, это сразу становится известным и все начинают очень пристрастно проверять появляющиеся на рынке его работы. Эти истории неприятны, в них никто не хочет быть замешан: ни продавец, ни покупатель, ни посредник.
Часто я имею дело с владельцами, которые завышают цену на принадлежащие им картины. Это происходит оттого, что они смотрят много голливудских фильмов, где речь идёт о головокружительных ценах на произведения искусства; или они слишком доверяют интернету вместо того, чтобы изучать подробно аукционную историю продаж работ этого художника и знать их реальную стоимость, на которую влияет много факторов. Их все надо учитывать. Многие также не понимают, что поиск клиента – очень тонкая и сложная работа...
"Соня", Н. де Грандмезон |
– Это правда. Хью Демпси в своей прекрасной книге «История в их крови», посвящённой творчеству моего отца, писал об этом. Из разговоров в семье и из писем я знаю, что отец предпочитал не сотрудничать с арт-дилерами, особенно в Торонто. Он находил их условия слишком жёсткими и невыгодными. Знаменитый арт-дилер из Торонто Блэйер Ланг, который написал книгу о своей работе в 1930–1950-х годах, упоминает о кратких встречах с моим отцом. Называя отца «непревзойдённым мастером пастели», он пишет, как ему сложно было прийти с ним к обоюдовыгодному соглашению.
И всё же следует отметить, что иногда дилеры брали на свои выставки и в галереи работы отца, зная, как они хорошо продаются. Например, отец активно сотрудничал с галереей «Фрейзер» в Ванкувере (ныне эта галерея прекратила своё существование). Сейчас я работаю с одной картиной, которую владелец купил в этой галерее (на обороте картины имеется её ярлык).
В Калгари была и другая галерея, которая принимала работы отца на комиссию. Но чаще отец сам искал заказчиков и работал с ними напрямую. Конечно, ему это было выгодно, учитывая, что посредник обычно берёт треть объявленной суммы. Отец легко находил клиентов. Он был талантлив и общителен: дружил с клиентами, героями своих картин, художниками, его любили и принимали во многих домах Канады...
– Как вы думаете, почему молодёжь привлекает искусство Вашего отца?
– Это очень хороший вопрос, и я над ним много думала. Короткий ответ очевиден: коллекционеры, в том числе молодые, интересуются картинами моего отца, потому что они красивы и являются предметом выгодного вложения средств. Но если подумать о тех, кого раз за разом с таким талантом изображал отец, то ответ будет сложнее. Поразмышлять на эту тему было бы интересно...
Итак, мы имеем дело с детальными реалистичными изображениями индейцев. У многих в Канаде они вызывают чувство ностальгии по эпохе освоения Запада, по трудностям, приключениям и смелости, которые демонстрировались людьми в то время. Всё это отражено в исторической хронике и художественной литературе. Несомненно, что времена с тех пор изменились. Может быть, дух свободы и приключений привлекает коллекционеров картин моего отца.
К сожалению, история североамериканских индейцев ещё и очень трагична. Да, в культуре индейских племён имели место древние традиции, природная мудрость, смелость, мужественность. Но цивилизация жестоко обошлась с этой древней культурой. История взаимоотношений канадского правительства и индейских племён – одна из самых позорных страниц в истории Канады. Первые договоры, которые подписали индейские вожди и канадское правительство, нарушались правительством, когда ему это было выгодно. В биографии высокочтимого канадского премьер-министра сэра Джона МакДональда, чьё изображение сегодня можно видеть на канадских десятидолларовых банкнотах, была такая тёмная страница. Об этом знают не все канадцы.
Затем долго замалчивалась история «школ пансионного типа», созданных в начале XX века для ассимиляции индейских детей в доминирующую канадскую культуру. Их насильно забирали из семей и заставляли говорить только по-английски. Со временем были обнародованы факты физического насилия, которому подвергались дети в этих школах. Вместе с тем надо признать, что многие дети выжили благодаря этим школам, но ущерб индейской культуре был нанесён очень серьёзный...
Мой отец был очень хорошо осведомлён обо всех этих проблемах. Меня поражает, как он, русский эмигрант, который был очень далёк от канадских индейцев, стал к концу своей жизни одним из самых верных их друзей и сделал для них так много. Он бывал в резервациях тогда, когда туда никто не ездил, и видел своими глазами разрушительные результаты политики правительства. Его решение зафиксировать в своих картинах ярких представителей индейской культуры было совершенно осознанным: он хотел оставить запись мира, стоящего на грани исчезновения. Когда-то так же рушился русский мир. Кто знает, может быть, поэтому у отца всегда была эта крепкая внутренняя связь с коренными народами, а они ощущали эту связь с ним.
Когда я смотрю на картины отца, то всегда чувствую его присутствие: глазами изображённых на них людей он смотрит на меня... Для меня – привилегия и большая честь быть дочерью Николаса де Грандмезона."
Другие мои материалы о жизни и творчестве выдающегося канадского художника российского происхождения Николаса де Грандмезона (1892-1978) читайте в следующих статьях этого блога:
- "Художник Николас де Грандмезон: из царской России к канадским индейцам" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/03/blog-post_15.html),
- "О творчестве Николаса де Грандмезона" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/09/blog-post.html),
- "О визите к Соне де Грандмезон" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/05/blog-post_28.html),
- "История лермонтовских Дурново": обзор и дополнения" (http://pomyslivden.blogspot.ca/2016/06/blog-post_24.html).
Елена ЗИНЧЕНКО (УКРАИНА) "РАЗМАШИСТЫЙ РОСЧЕРК МАЛЕНЬКОГО ПЕРА. Философия и эстетика портретного мастерства Николаса де Грандмезона"
ReplyDeletehttps://sites.google.com/site/emliramagazine/avtory/zinchenko-elena/zinchenko-elena-2015-4-1
Юрий Дым, "Он был их белым братом" https://www.proza.ru/2016/01/10/553
ReplyDelete