Wednesday, 22 April 2015

Сладкий абсурд российского художника Ивана Земцова

Советский шоколад "Аленка" - источник вдохновения И. Земцова
Может ли абсурд быть сладким? Абсурд может быть не только сладким, но и уютным! – уверенно утверждает российский художник Иван Земцов своей новой выставкой «От Ани до Яны».

Эта выставка прошла недавно в Йошкар-Оле, Республика Марий Эл, Россия. Ее организовал йошкар-олинский художник и ценитель шоколада Иван Земцов. Выставленные работы представляют из себя концептуальный набор шоколадных оберток, симпатично оформленных в рамки. Из всего шоколада, который продается в магазинах, И. Земцов для выставки выбрал тот, оформление которого является вариациями на тему знаменитой российской торговой марки «Аленка». Эволюцию этого бренда «от Ани до Яны» и пытался изучить И. Земцов, который всерьез, а не в шутку находит в этой теме многочисленные "информационные поводы" для своего блога (http://kabochek.livejournal.com). Фото и видео-отчет о выставке можно посмотреть здесь http://kabochek.livejournal.com/171473.html, http://kabochek.livejournal.com/168303.html, http://kabochek.livejournal.com/167795.html.
Фото с выставки "От Ани до Яны"
Иван Земцов коллекционирует обертки «Аленок» уже несколько лет, обмениваясь с коллекционерами из других городов и стран, в частности из Украины. Об этой стороне своей коллекционной работы художник отзывается как о «народной дипломатии», намекая на то, что подобного рода контакты помогают ныне враждующим странам снова найти общий язык на уровне «грасс-рутс», или простых людей.

Выставка Земцова – явление постмодернистское, в смысле, какой придают этому расхожему термину такие философы и социологи, как Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман. В их трактовке постмодернизм характеризуется фетишизацией предметов потребления, что мы отчетливо видим в предмете выставки – шоколадных обертках. Знаменитыми постмодернистскими работами являются например, культовые картины Энди Уорхола, который рисовал бутылки из-под Кока-Колы, консервные банки из-под томатного супа «Кемпбелл», и т.д.

(Кстати, суп «Кемпбелл» можно и сегодня купить в западных супермаркетах, хотя дизайн банок несколько сменился. Автор этих слов некоторое время питался этим супом и пришел к выводу, что он вполне съедобен, хотя и не является произведением кулинарного искусства).
На выставке работ Э. Уорхола
Однако, в отличие от Уорхола, российский художник пошел дальше, исследуя самую границу между искусством и абсурдом. Если Уорхол хотя бы рисовал банки, то И. Земцов ограничился тем, что просто выбрал для выставки этикетки, дизайн для которых он даже не разрабатывал. Интеллектуальной работой художника таким образом стала концепция выставки и оформление этикеток на паспарту (кусок картона) того или иного цвета.

Таким образом, И. Земцов как бы заявляет: современному художнику даже не нужно больше ходить по магазинам, подобно Уорхолу, чтобы черпать там на торговых полках свое вдохновение. При некоей обобщающей идее, каждая мусорная корзина может предоставить богатый фактурный материал!

С художественной точки зрения натюрморт является наиболее близким стилем к изображению консервной банки или к дизайну шоколадной обертки. Посетители выставки Земцова именно так могли ее истолковать: как выставку этакого современного народного натюрморта. Подчеркиваю, «современного», потому что на классический натюрморт фотошоповые картинки с шоколадных оберток никак не тянут; и «народного», потому что в подавляющем большинстве их дизайн иначе как «бульварным» или «китчевым» назвать нельзя.
Фото с выставки "От Ани до Яны"
Можно было бы ожидать, что подобная выставка, представляющая из себя художественную величину, близкую к нулю, не будет востребована публикой. Однако подобное мнение является ошибкой! Выставка «От Ани до Яны» наглядно доказала еще раз, что постмодернизм, воспетый Уорхолом и объясненный Хабермасом, не является художественным тупиком или причудой искушенного искусствоведа. Постмодернизм – это значительное течение в искусстве, которое имеет свое место в наше время и находит широкий отклик в сердцах современных зрителей. Можно утверждать, что постмодернизм Уорхола и Земцова это демократичнейшее из современных направлений, поскольку оно находит отклик во всех без исключения зрителях, включая даже тех, кто абсолютно ничего не понимают в искусстве. Есть довольно много людей, которые не смогут отличить натюрморты Петрова-Водкина от натюрмортов Коровина или Кустодиева, но людей, которые не знают, что такое суп или шоколад, гораздо меньше.

Видео, снятое во время проведения выставки, свидетельствует однозначно: посетителям выставка «От Ани до Яны» понравилась (https://youtu.be/dkHT_mXaIi4). Люди остались довольны, потому что они увидели нечто совершенно современное, понятное и приятное для себя. Многие стали с удовольствием вспоминать на камеру, как они в детстве собирали фантики, календарики и т.д. Любой из нас был бы рад иметь повод для приятных и уютных воспоминаний детства или просто поесть хороший шоколад (которого становится все меньше в продаже). Именно этот психологический «уют» и вызывает в зрителях художник с помощью своего творческого замысла, совершенно сознательно эксплуатируя приятные детские воспоминания и сладкие шоколадные психо-ощущения, как инструменты эстетического воздействия своего труда. Он конечно не ошибся в своих рассчетах.
Канадский плакат-послание всем воюющим сторонам мира.
Может быть изображенная девушка - повзрослевшая Аленка?
Выставка «От Ани до Яны» оказалась востребованной, а значит труд художника не пропал впустую. И. Земцов подарил посетителям своей выставки возможность пережить несколько приятных моментов и воспоминаний. Нельзя забывать, что фоном для этого хотя и небольшого, но положительного эмоционального опыта посетителей выставки является агрессивная и нетерпимая пропаганда, льющаяся беспрестанно с экранов российского телевидения, полное игнорирование нужд российского народа властью, а также общая депрессивная ситуация в стране-изгое с дурным климатом. Необходимо добавить в эту неприятную смесь уровень жизни россиян, который в последнее время значительно упал. Произошло это «благодаря» бессмысленным продовольственным «контрсанкциям» путинского правительства, которое лишило свой народ в том числе и зарубежного шоколада. Когда в таком темном царстве мелькает лучик света, это конечно помогает жителям этого темного царства пережить темноту. Надеюсь, что и «народная дипломатия» объяснит тем посетителям выставки, которые пали жертвой путинской пропаганды, что общение разных народов может быть уважительным и созидательным.

3 comments:

  1. Спасибо, Игорь, за интересную статью об этой скромной выставке. Она, право, не заслуживает столь пристального внимания с твоей стороны и аналитического разбора.Тем не менее, мне очень приятно знать, что выставка на оставила тебя равнодушным.

    Не могу сказать, что согласен со всеми твоими выводами и умозаключениями по поводу события. Поэтому, пожалуй, напишу "ответный" пост в своём ЖЖ. Не согласен прежде всего с тем, что выставка "От Ани до Яны" (в соответствии с твоей трактовкой), является художественной.

    Конечно, если создание и демонстрацию любой экспозиции считать прямым или косвенным следствием творческого акта, то данную выставку можно назвать художественной. И тогда, действительно, самым близким направлением искусства, к которому можно её отнести, окажется постмодернизм...

    (Эту мысль, с твоего позволения, продолжу в своём блоге)

    ReplyDelete
    Replies
    1. С большим интересом почитаю твою статью!

      Delete
  2. "...Неверно сравнивать шоколадные обёртки в рамах с нарисованными Энди Уорхолом бутылками "Кока-Колы" или консервными банками "Кемпбелл". На выставке "От Ани до Яны" публике презентовались артефакты как таковые – без придания им статуса произведений искусства. Искать художественность в шоколадных обёртках и концептуальность в их отборе зрителю предлагалось, но очень ненавязчиво. Автор выставки (коллекционер-сакулумист, но не художник!) скромно оставался "за кадром".

    В случае с Энди Уорхолом и другими поп-артистами, наоборот, имело место возведение в степень "высокого искусства" или тиражирование общеизвестных, пошлых и нарочито антихудожественных образов. Приглашая зрителей вместе поглумиться над продукцией массового производства, художники, при этом, отнюдь не стремились к анонимности. Марсель Дюшан, например, мог с гордостью подписать своим именем велосипедное колесо или писсуар..."

    (Уорхол бы не согласился: http://kabochek.livejournal.com/172380.html )

    ReplyDelete