Советский шоколад "Аленка" - источник вдохновения И. Земцова |
Эта выставка прошла недавно в Йошкар-Оле, Республика Марий Эл, Россия. Ее организовал йошкар-олинский художник и ценитель шоколада Иван Земцов. Выставленные работы представляют из себя концептуальный набор шоколадных оберток, симпатично оформленных в рамки. Из всего шоколада, который продается в магазинах, И. Земцов для выставки выбрал тот, оформление которого является вариациями на тему знаменитой российской торговой марки «Аленка». Эволюцию этого бренда «от Ани до Яны» и пытался изучить И. Земцов, который всерьез, а не в шутку находит в этой теме многочисленные "информационные поводы" для своего блога (http://kabochek.livejournal.com). Фото и видео-отчет о выставке можно посмотреть здесь http://kabochek.livejournal.com/171473.html, http://kabochek.livejournal.com/168303.html, http://kabochek.livejournal.com/167795.html.
Фото с выставки "От Ани до Яны" |
Выставка Земцова – явление постмодернистское, в смысле, какой придают этому расхожему термину такие философы и социологи, как Юрген Хабермас, Дениел Белл и Зигмунт Бауман. В их трактовке постмодернизм характеризуется фетишизацией предметов потребления, что мы отчетливо видим в предмете выставки – шоколадных обертках. Знаменитыми постмодернистскими работами являются например, культовые картины Энди Уорхола, который рисовал бутылки из-под Кока-Колы, консервные банки из-под томатного супа «Кемпбелл», и т.д.
(Кстати, суп «Кемпбелл» можно и сегодня купить в западных супермаркетах, хотя дизайн банок несколько сменился. Автор этих слов некоторое время питался этим супом и пришел к выводу, что он вполне съедобен, хотя и не является произведением кулинарного искусства).
На выставке работ Э. Уорхола |
Таким образом, И. Земцов как бы заявляет: современному художнику даже не нужно больше ходить по магазинам, подобно Уорхолу, чтобы черпать там на торговых полках свое вдохновение. При некоей обобщающей идее, каждая мусорная корзина может предоставить богатый фактурный материал!
С художественной точки зрения натюрморт является наиболее близким стилем к изображению консервной банки или к дизайну шоколадной обертки. Посетители выставки Земцова именно так могли ее истолковать: как выставку этакого современного народного натюрморта. Подчеркиваю, «современного», потому что на классический натюрморт фотошоповые картинки с шоколадных оберток никак не тянут; и «народного», потому что в подавляющем большинстве их дизайн иначе как «бульварным» или «китчевым» назвать нельзя.
Фото с выставки "От Ани до Яны" |
Видео, снятое во время проведения выставки, свидетельствует однозначно: посетителям выставка «От Ани до Яны» понравилась (https://youtu.be/dkHT_mXaIi4). Люди остались довольны, потому что они увидели нечто совершенно современное, понятное и приятное для себя. Многие стали с удовольствием вспоминать на камеру, как они в детстве собирали фантики, календарики и т.д. Любой из нас был бы рад иметь повод для приятных и уютных воспоминаний детства или просто поесть хороший шоколад (которого становится все меньше в продаже). Именно этот психологический «уют» и вызывает в зрителях художник с помощью своего творческого замысла, совершенно сознательно эксплуатируя приятные детские воспоминания и сладкие шоколадные психо-ощущения, как инструменты эстетического воздействия своего труда. Он конечно не ошибся в своих рассчетах.
Канадский плакат-послание всем воюющим сторонам мира. Может быть изображенная девушка - повзрослевшая Аленка? |
Спасибо, Игорь, за интересную статью об этой скромной выставке. Она, право, не заслуживает столь пристального внимания с твоей стороны и аналитического разбора.Тем не менее, мне очень приятно знать, что выставка на оставила тебя равнодушным.
ReplyDeleteНе могу сказать, что согласен со всеми твоими выводами и умозаключениями по поводу события. Поэтому, пожалуй, напишу "ответный" пост в своём ЖЖ. Не согласен прежде всего с тем, что выставка "От Ани до Яны" (в соответствии с твоей трактовкой), является художественной.
Конечно, если создание и демонстрацию любой экспозиции считать прямым или косвенным следствием творческого акта, то данную выставку можно назвать художественной. И тогда, действительно, самым близким направлением искусства, к которому можно её отнести, окажется постмодернизм...
(Эту мысль, с твоего позволения, продолжу в своём блоге)
С большим интересом почитаю твою статью!
Delete"...Неверно сравнивать шоколадные обёртки в рамах с нарисованными Энди Уорхолом бутылками "Кока-Колы" или консервными банками "Кемпбелл". На выставке "От Ани до Яны" публике презентовались артефакты как таковые – без придания им статуса произведений искусства. Искать художественность в шоколадных обёртках и концептуальность в их отборе зрителю предлагалось, но очень ненавязчиво. Автор выставки (коллекционер-сакулумист, но не художник!) скромно оставался "за кадром".
ReplyDeleteВ случае с Энди Уорхолом и другими поп-артистами, наоборот, имело место возведение в степень "высокого искусства" или тиражирование общеизвестных, пошлых и нарочито антихудожественных образов. Приглашая зрителей вместе поглумиться над продукцией массового производства, художники, при этом, отнюдь не стремились к анонимности. Марсель Дюшан, например, мог с гордостью подписать своим именем велосипедное колесо или писсуар..."
(Уорхол бы не согласился: http://kabochek.livejournal.com/172380.html )