Кадр из фильма Легенда №17. Время призов для такого кино уже давно прошло |
О том, что вранье, даже хоть талантливо снятое и высокобюджетное, не способствует спросу на современное российское кино или его престижу, я уже писал на материале фильма «Август. Восьмого» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/06/blog-post_14.html). В этой статье хочу высказаться о том, что сегодня, чтобы создать востребованное кино, российским кинематографистам необходимо закончить муссировать былые темы, вроде фильмов о совке и об ужасных 1990-х, поменьше снимать глубокие, но малопонятные философские притчи, вроде «Белого тигра» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/07/blog-post_09.html).
Им необходимо снимать фильмы о конкретных проблемах, мучающих сегодня Россию. Такие попытки имелись, и всякий раз они производили «круги» в обществе и на кинофестивалях. Поразительно то, что фильмы о правде-матке даже не обязаны быть печальными и тяжелыми, взять хотя бы недавнюю удачную комедию Дуни Смирновой «Два дня» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/07/blog-post.html) о проблемах российской культуры.
Как только российские кинематографисты перестанут избегать важных тем, они станут нужными и прибыльными.
Человек искусства особенно чувствителен к колебаниям в общественых настроениях, и я уверен, что российские кинематографисты отлично понимают, о чем сегодня стоит говорить со зрителем. Их нежелание поднимать злободневные темы означает, насколько весь этот мир зависит от денег. И действительно, кинематографическое производство – одно из самых дорогих в мире. Однако мы все прекрасно знаем, что не все хорошие фильмы – дорогие, и не все дорогие фильмы – хорошие. Сейчас зрительский и финансовый успех практически гарантирован картине с любым бюджетом, лишь бы в ней была правда. Пример документального фильма «Срок» и других работ, сделанных практически на коленках, подтверждает мой тезис. Российским кинематографистам, как и всему российскому обществу, необходимо в первую очередь преодолеть свой страх и наконец высказаться о наболевшем.
Меня всегда поражало, насколько быстро западная киноиндустрия реагирует на процессы в обществе. Едва грянул финансовый кризис, как тут же вышли сначала документальные фильмы на эту тему («Капитализм» М. Мура, «Инсайдеры» Ч. Фергюсона), затем появились и художественные фильмы («Предел риска» Джей Си Чендора, «Уолл-стрит: Деньги не спят» О. Стоуна). Каждый из них произвел впечатление на критиков и заработал немало денег. Современная киноиндустрия – это тот же бизнес, которому необходимо быть очень гибким, чтобы оставаться на плаву. Западные режиссеры и продюсеры это отлично осознают и ловят любую возможность. Российские режиссеры это тоже очень хорошо осознают, но пытаются обмануть зрителя и снимают кино о чем угодно, только не о насущных проблемах.
И это не значит, что хорошие «мейнстримовские» фильмы не делаются в современной России. Я был например очень приятно поражен фильмом «Шпион» по роману Б.Акунина (http://dasweisseband.livejournal.com/4772.html). Но к сожалению этот фильм тоже провалился в прокате. Он намекал на сегодняшнюю ситуацию через исторические параллели. Современному российскому кино пора перестать намекать, и начать называть вещи своими именами. Блогосфера предоставляет массу таланта и исторической фактуры, которую можно использовать для создания отличного кино-осмысления современности.
Недавно на экраны вышел новый фильм «Легенда №17» о советском хоккеисте Валерии Харламове. Фильм, судя по восторженным отзывам, хороший, но меня он уже заранее вгоняет в тоску. Опять – былая гордость, великая история и надоевший русский характер. Смотреть его уже заранее неинтересно. Вспоминается мнение кинокритика о попытках увильнуть от важного кино-разговора: «Мы привыкли жить прошлым и проигрывать с вымученной похвальбой на устах. Призывать куда-то вернуться, что-то реанимировать, опять собирать разбросанные камни! Может, хватит продавать на всех углах все более блеклую память о победе в войне и позорную тоску по СССР, свою нищету и униженность, считая их платой за избранность?.. Нечего реанимировать и не к чему возвращаться. Потому что выбора нет и без толку искать поддержку в прошлом».
Привет, Игорь! Не могу найти твой (ваш) почтовый адрес. Мне нужно. Скинь пожалуйста.
ReplyDelete