Monday 4 March 2013

О детских книгах

Представляю изумительного детского художника Геннадия Спирина
Однажды знакомая молодая мама спросила меня, какие книги лучше покупать ее маленькому сыну. Я открыл рот, чтобы ответить, и вдруг понял, что мыслей по этому поводу у меня столько, что я даже не знаю с чего начать. Я что-то ответил, но своим ответом остался очень недоволен – слишком многое осталось неупомянутым. В этой статье постараюсь изложить это «многое» вкратце.
Я люблю ходить в детские книжные отделы и рассматривать там книги. Мне кажется, что жанр детской книги предоставляет книжным художникам самый большой простор для воображения и дает им возможность реализовать свои самые неожиданные творческие фантазии. Вкратце хорошую детскую книгу я могу сейчас описать таким образом: это нетолстое издание, которое можно прочитать за один-два вечера, в котором большие и красивые рисунки иллюстрируют интересную историю. Дополнительным и очень ценным достоинством хорошей детской книги может быть присутствие в книге трехразмерных или других элементов, вовлекающих воображение и чувства детей. Обсужу все эти признаки детальнее.
Всем взрослым известно, что внимание детей удержать надолго сложно, и чем моложе ребенок, тем его внимание короче. Толстая детская книга по своей сути рассчитана на длительное внимание и не может быть оценена ребенком по достоинству (я имею в виду такие особенности больших книг, как сложность сюжета, развитие характеров и т.д.) Истории лучше быть слишком короткой, чем слишком длинной, и поэтому я люблю книжки с так называемыми «пятиминутными» сказками. Когда взрослый читает такую сказку двух-четырехлетнему ребенку, в его силах ее немного «удлинить», уделяя больше внимание деталям или обсуждая ее, нежели просто читая ее. Наличие достойных обсуждения деталей, а также интерактивность общения очень полезны для развития ребенка, и хорошая детская книга должна давать такие возможности родителям.
Прелестная Царевна-лягушка!
Одним из самых ярких книжных впечатлений моего детства были книжки-раскладушки, или говоря по-современному, книги с трехразмерными элементами. Таких книг в мое детство было мало (хотя мне до сих пор сложно понять, почему; ведь не бумаги же было жалко издателям!) Те раскладушки, которые попадали ко мне в руки, были конечно по современным меркам очень простыми, но для меня они были волшебными. Глядя на то, на что способны дизайнеры детских книг сегодня, иногда просто не хватает слов, чтобы описать свои чувства – настолько богата фантазия создателей современных трехразмерных книг. Я бы предложил родителям выбирать в первую очередь именно такие издания своим детям – бумажные дворцы для них ничуть не хуже настоящих. И дело сегодня не ограничивается сложными бумажными конструкциями: в трехразмерную книгу «Волшебник Изумрудного города», например, вложены простые детские очки, окрашивающие в зеленый цвет весь окружающий мир, а не только книгу. Мелочь, но как она важна для ребенка! Я иногда думаю, что попади мне в руки такая книга, когда я был маленьким, я бы наверно умер от счастья. Наверно, хорошо, что такая книга мне все-таки не попала в руки в детстве, а то не писал бы я сейчас эти строки! На детскую книжку работают не только трех-размерные элементы, но и вовлечение других органов чувств: в первую очередь осязания, слуха и иногда даже обоняния. Если такие элементы присутствуют (особенно в книгах для младенцев), то это большой плюс в пользу этих книг. Современная полиграфия дает такие возможности, и родители имеют право сегодня рассчитывать на присутствие в детских отделах книжных магазинов таких книг.
Детская книга – в отличие, скажем, от книги для подростка – должна содержать больше иллюстраций, чем текста. На мой взгляд, чем в книге больше текста, тем старше должен быть ее читатель. Прежде всего потому, что дети, глядя на текст, не воспринимают его, для них это пустое место. Тогда как иллюстрация – это такая детская параллельная реальность. Иллюстрация напрямую соединяется с детским сознанием, для ее восприятия не нужно обладать особыми умениями, как например умение читать. Как говорится, картинка стоит тысячу слов! Конечно от текста совершенно избавиться трудно, прежде всего потому, что он – хотя бы вкратце – обозначает историю, которую иллюстрируют рисунки. Понимаю, что некоторым историям сложно выдержать такой формат, потому что вроде как слишком много надо рассказать. Особенно это ощущается, когда смотришь какие-нибудь детские Библии. Рассматриваешь такую книгу и видишь, как ее составители прямо таки боролись с текстом, пытаясь уменьшить его объем, но сохранить как можно больше содержания. В таких случаях я всегда хочу спросить составителей: кому нужна эта борьба? Детям она не нужна, потому что они все равно всю Библию прочитать или усвоить не смогут. В детях нужно развить не знание библейских тем (которыми взрослые, кстати, тоже часто не владеют), а интерес к ним – и эту мысль не понимают авторы многословных детских книг. Если речь идет о каком-то большом и сложном предмете, то нет смысла знакомить с ним детей в подробностях, но есть смысл разбудить интерес в них к этой теме, чтобы впоследствии, когда они станут хорошо читать, они уже познакомились с деталями, на своих, так сказать, скоростях и в подходящем для этого возрасте. Впихивание в детей большого количества «правильной» информации создаст обратный эффект – детям такая книга не понравится, и они потеряют интерес к ее теме, а то и разовьют отвращение к ней. Я здесь хочу напомнить родителям, которые слишком многого ожидают от своих детей, вспомнить себя в этом возрасте. Ручаюсь, что большинство родителей, которые воспитывают «гениев», сами гениями в свое время не были!
В детской книге должна быть история, фабула, а не разрозненные знания. Сейчас очень рапространены детские энциклопедии. Я считаю, что формат энциклопедии для детей слишком сложен. Энциклопедия – это в первую очередь информация, такая же как и текст, то есть взрослый способ общения. Современные детские энциклопедии конечно часто снабжаются очень симпатичными иллюстрациями, но без фабулы, они разваливаются как без клея, и дети к ним не питают особого интереса. Кроме того, их просто сложно читать. Трудно себе представить родителя, который бы связно рассказывал своему ребенку о динозаврах, листая детскую энциклопедию. Да, вот был такой динозавр, да, вот был другой динозавр, ну и что? Истории нет, конфликта нет, счастливой развязки нет! Без этих фабульных частей сложно удержать детское внимание, и энциклопедии у моих знакомых чаще всего лежат невостребованными, хотя среди них есть превосходные и очень дорогие издания. Мой совет в этом смысле родителям – не покупаться на взрослые приманки (качество бумаги, много информации, хорошие иллюстрации), и приобретать энциклопедии только в крайних случаях.
Упомяну здесь одно исключение: очень хорошо, когда книга – любая, энциклопедия или нет – нравится взрослому настолько, что он испытывает по ее поводу воодушевление – дети очень любят и ценят подлинный энтузиазм взрослых. Здесь я бы отметил, что если родитель видит книгу, которая его очень увлекает, такую книгу нужно приобретать не смотря ни на какие советы: вдохновение взрослого сделает любую, даже самую казалось бы неинтересную для современного ребенка книгу, увлекательной. К таким книгам я отношу советскую детскую классику с иллюстрациями Осеева, Бианки и т.д. Скромные по нынешним меркам, их симпатичные рисунки дороги большинству взрослых родителей, которые были детьми в советский период, а истории превосходно написаны. Ребенок не может не чувствовать любовь, с которой его папа или мама будут читать ему эти замечательные, познавательные, добрые и дорогие письма из своего детства.
Детские энциклопедии – яркий пример ошибки автора в отношении целевой аудитории. Я вообще заметил, что многие детские книги создаются на самом деле для взрослых – дети не готовы оценить их в полной мере. Например, недавно я с открытым ртом рассматривал «Красную Шапочку» с рисунками Геннадия Спирина – потрясающе красиво и детально нарисовано, однако художнику, мне кажется, немного отказало чувство меры, когда он стал изображать волка – его огромные клыки прорисованы с такой любовью к деталям, что от этой графической красоты взрослому могут присниться кошмары, не говоря о более впечатлительных детях. На прилавках книжных магазинов можно сегодня увидеть много детских книг, выполненных в какой-нибудь своеобразной и стильной манере. Хотя эстетически их иллюстрации могут быть выдающимися, нельзя забывать, что целевой аудиторией детских книг являются все-таки дети! 
Здесь Спирину, мне кажется, немного отказало чувство меры!
Я бы еще отметил такую особенность, на которую стоит обращать внимание родителям при покупке книги для ребенка: мальчиков больше интересуют книги, где главные герои – мальчики, а девочек – девочки. Наверняка дети ассоциируют себя с героями своих книг, и мальчику легче проассоциировать себя с мальчиком, чем с девочкой, и наоборот. Здесь я хочу отметить, что по моим личным впечатлениям, чаще героями детских книг являются девочки, нежели мальчики, может потому, что среди детских авторов очень много женщин! Мелочь, но она может либо привязать ребенка к книге, либо способствовать безразличному отношению к ней.
Итак, эти признаки хорошей детской книги довольно просты и очевидны, но существует еще одна важная особенность – качество иллюстраций. Тут с твердой земли простых и однозначных советов я вступаю на очень нечеткую и зыбкую почву личных вкусов и художественных пристрастий. Сам по себе совет конечно звучит очень просто: иллюстрации должны быть красивыми. Проблема в том, что «красоту» очень сложно определить словами: как говорится, покажите мне иллюстрацию, и я скажу вам, красивая ли она, и подойдет ли эта красота ребенку, но объяснить выбор часто очень сложно. На мой взгляд условием эффективности иллюстрации к детской книжке является баланс в области деталей и стиля. Здорово, когда на рисунке можно увидеть, скажем, не только Емелю, но и других жителей Емелиной деревни, в чем они одеты, выражение их лиц и т.д. Все это можно и нужно обсуждать с ребенком. Однако я заметил, что, скажем, прекрасные палехские рисунки к сказкам Пушкина не производят на детей должного впечатления – слишком там много мелких деталей, слишком эти рисунки напоминают православные иконы. К другой части этого спектра я отношу диснеевские рисунки. Их рисовали профессионалы, разбирающиеся в детской психологии, но в них очень мало деталей, и мне лично не нравится то, что можно назвать диснеевским стилем (хотя здесь скорее, речь идет о моем личном вкусе).
Современный рынок детских книг предлагает огромный выбор родителям, которые хотят приучить своих детей к чтению. Полиграфия шагнула очень далеко с советских времен, и современные детские авторы могут реализовать практически любые свои творческие фантазии. Детская книга как никакая другая подходит для таких целей. Этим необходимо пользоваться. Сегодня практически нет причин, из-за которых родители вынуждены приобретать посредственные книги для своих детей. Установите планку контроля качества очень высоко и выбирайте только самое лучшее, самое сногсшибательное, самое красивое и увлекательное для своих детей. Если для родителей имеет значение цена, то на мой взгляд лучше выбрать одну очень хорошую книжку, к которой ребенок будет возвращаться снова и снова, чем несколько посредственных, о которых ребенок забудет через день. Такие усилия родителей будут вознаграждены сверх меры развитием у ребенка любви к чтению – одним из самых важных жизненных подарков, которые мы можем сделать нашим детям.

3 comments:

  1. А я к Спирину очень неоднозначно отношусь. Вроде бы и красиво все, ярко, проработанные детали, но вот меня вообще не трогает. Я купила для прикола "Сказку о царе Салтане" на английском, с его иллюстрациями. Перевод отвратительный, рисунки мне показались слишком избыточными. Мне, наоборот, больше нравятся иллюстрации, которые оставляют пространство для додумывания, особенно если дело касается сказки. Того же Пушкина Ване купила с иллюстрациями Рейпольского. Дивная книга! Есть у нас еще Пушкин с илл. Мавриной, но ее пока не читали.
    А вот относительно детских энциклопедий не соглашусь с тобой. На мой взгляд, их назначение - вовсе не чтение подряд, а расширение круга вопросов, которые может задать ребенок. Вот у нас, например, был у Вани период огромного интереса к разным инструментам. Мы смотрели много роликов на ютьюбе, слушали, как они звучат и т.д. Это было очень интересно и познавательно, но круг запросов был ограничен моими познаниями. Я не сразу нашла то, что хотелось, но в конце концов мне повезло, и я купила музыкальную энциклопедию от DK, прекрасно иллюстрированное издание с диском. Мы ее вместе листали, взгляд цеплялся за какую-нибудь интересную картинку: о, какой инструмент! а как он называется? а как он звучит?К большинству статей энциклопедии на диске есть звуковые "иллюстрации". Мы из этой энциклопедии несколько дней не вылезали, и время провели интересней и продуктивней, чем если бы хаотично лазили по ютьюбу. Ну и мне, конечно, таким образом удовлетворить и поддержать любопытство ребенка гораздо проще и интересней для самой себя, потому что я тоже узнаю много нового. В общем, тут интерес за интерес цепляется :) Но я, разумеется, не ставлю своей целью впихнуть в него как можно больше информации. И энциклопедия - лишь способ показать разнообразие того или иного "куска" действительности. Бывают инструменты, в которые надо дуть. Вот как их много! А вот барабаны, мы видели такой и такой, а бывают еще вот какие. И вся эта информация в энциклопедии готовенькая, красиво оформленная, бери - не хочу. И пусть он реально, в силу возраста, запомнит 3-5-10-15 инструментов из сотен увиденных, но у него останется ощущение, что их много, что они красивые, и что об этом можно прочитать в книге, когда захочется, вот эта книжка тут стоит на полочке. Это все, разумеется, можно найти в интернете, можно найти худ. книгу, где будет, например, рассказана история дудочки, с сюжетом, фабулой и красивыми картинками. Но для расширения кругозора и быстрого ответа на возникший у ребенка интерес энциклопедии, на мой взгляд, совершенно незаменимы. И я склоняюсь к тому, что детских энциклопедий в доме должно быть много и разных. Только вот хорошие энциклопедии стоят недешево, и это печалька.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Спасибо за комментарий - настоящая отдельная статья на тему! Рад за вас, что ваша энциклопедия инструментов пошла у вас хорошо. У меня с энциклопедиями контакт не сложился. Я бы посмотрел как ты это делаешь со своим ребенком - может я чего-то не понимаю!

      Delete
    2. "У меня с энциклопедиями контакт не сложился"- тут, думаю, и кроется причина. Работает тобой озвученная закономерность: ребенку нравится то, чем увлечен родитель. И наоборот. :) Я фанат энциклопедий. Если бы у меня в руках оказалась вдруг крупная сумма денег, которую можно было бы потратить на книги, я бы первым делом скупила все хорошие энциклопедии. :)
      К тому же я педант и буквоед, а потому считаю навык работы со словарями и энциклопедиями - базовым навыком образованного человека, поэтому мне, естественно, хочется, чтобы Ваня тоже этим навыком со временем овладел.
      Хотя вовсе не факт, конечно, что закономерность, о которой шла речь выше, сработает. Есть у нас книга Цыферова, я увидела ее в интернете, мне очень понравились картинки, и я попросила родителей купить и прислать нам эту книгу. Иллюстрации там прекрасные, а вот текст мне совершенно не понравился, и я много раз пыталась эту книжку спрятать от Вани, чтобы больше ее не читать. Но ребенок так проникся, что просил ее постоянно, до слез доходило. Вот такая странность: я читаю буквально через рвотные позывы, а ребенок в восторге. Помогло только уехать летом на полтора месяца. :) По возвращении книжку я убрала из его свободного доступа. Но и то он до сих пор иногда вспоминает что-то из тех рассказиков, цитирует.

      Delete