Saturday 15 December 2012

О печальном состоянии искусств в Канаде

Картина Тома Томсона «Одинокая сосна» (1916) -
самый популярный канадский образ в мире

Прошедший на днях экзамен на получение канадского гражданства еще раз напомнил мне об одной серьезной проблеме канадского общества – в нем недостаточное внимание уделяется изящным искусствам. В брошюре «Путеводитель по Канаде», знание которой и проверяется на экзамене, имеется единственная отсылка к этой теме – изображение картины «Одинокая сосна» Тома Томсона без какого-либо сопроводительного текста. Это означает, что среди всей массы вопросов, ответы на которые должны знать иммигранты, желающие стать канадскими гражданами, нет ни одного, посвященного канадскому искусству. В брошюре нет упоминания ни о Группе Семерых, ни даже о таких знаменитых современных канадцах, как актер Джим Керри, певец Брайан Адамс, кинорежиссер Джеймс Камерон («Титаник», «Аватар»), писатели Майкл Ондатье («Английский пациент») или Маргарет Этвуд («Слепой убийца»). Все это лишний раз напоминает о том печальном факте, что культура и искусство в Канаде развиваются не благодаря государству, а вопреки ему.

Возникает вопрос, чему же тогда уделяется внимание в современной Канаде? Если судить по уже упоминавшемуся сухому и практичному «Путеводителю по Канаде», это экономика, политика, история страны. Основные знания по этим темам остаются, так сказать, в 30-страничном «сухом остатке», которым должны владеть иммигранты, чтобы получить канадское гражданство. Исключая экономику и политику, на которые бюджетные деньги выделяются в любом случае, мы понимаем, что канадское правительство консерваторов под руководством Стивена Харпера не поддерживает финансово такие тонкие материи, как литература, изобразительное искусство или музыка. И действительно: недавно Стивен Харпер высказался о том, что «простые люди» не поймут его, если узнают «из телевизора», что его правительство финансирует «богатые приемы» для «культурной богемы», которая представляет из себя «весьма малозначительную» часть общества. Расхожую истину о том, что о стране весь мир судит по ее словам, делам и искусству, причем главное из них является искусство, премьер-министру Канады видимо никто не сообщал.

Нужна ли Стивену Харперу повесть Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича»?
Скорее всего , нет!

Об этой проблеме в Канаде говорят уже давно, одним из самых ярких защитников искусства в Канаде является канадский писатель Янн Мартел, получивший за свою книгу «Жизнь Пи» в 2002 году Главную букеровскую премию (лучшая книга года на английском языке). На днях во всемирный прокат вышел одноименный фильм по этой книге, снятый современным киноклассиком Энгом Ли («Разум и чувства», «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», «Горбатая гора» и т.д.). В 2007 году Янн Мартел начал просветительский проект под названием «Что читает Стивен Харпер», целью которого является приобщение премьер-министра Канады к лучшим образцам мировой литературы и, желательно, к изящным искусствам в общем. Этот проект заключается в том, что каждые две недели на протяжении нескольких лет Янн Мартел посылал Стивену Харперу в подарок известную книгу, с кратким объяснением того, почему Стивену Харперу стоит ее прочесть. Первой высланной книгой стала не «Жизнь Пи», а «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого! Мартел считает, что именно эта книга, «в которой нет ни одного лишнего слова, и в которой все слова стоят на своем месте» сможет лучше всего объяснить премьер-министру, что в жизни есть вещи более важные, чем поддержание уровня повседневного существования канадцев, каким бы высоким этот уровень ни был.

С плаката фильма Энга Ли «Жизнь Пи»

Проект уже закончен, по его итогам Янн Мартел издал книгу «101 письмо премьер-министру», в сущности представляющую из себя очень субъективные аннотированные библиографические рекомендации. Писатель получил аудиенцию со Стивеном Харпером, но воз, как говорится, и ныне там. Большинство многочисленных грантов из доходов весьма успешной канадской игорной индустрии направляется куда угодно, но только не на поддержку искусства.

Обложка книги Я. Мартела «101 письмо премьер-министру» изображает
бандероли с книгами, посланными С. Харперу

Что все это означает для обычного канадца, как я? Я уже писал, что плохое финансирование сферы искусств ограничивает свободы рядовых канадцев («Размышления о свободе в самой свободной стране мира»), но какие конкретно свободы ограничиваются недальновидной политикой канадского правительства в области искусства? Я считаю, что вред этим самым наносится канадскому обществу фундаментальный, а потому незаметный с первого взгляда, но уничтожащий самую суть канадской культуры: Молодежь не выбирает искусство как карьеру, а начинающие литераторы, поэты, художники, музыканты не получают государственную поддержку и вынуждены вести образ жизни далекий от «богатых элитных приемов» или тратить свое продуктивное время на постоянный заработок в других областях. Фестивали или ярмарки, которые могут происходить и радовать общество, не происходят. Приятным исключением в этом плане является провинция Квебек, в которой в силу культурных особенностей присущих франкоязычной культуре, искусства поддерживаются гораздо лучше, чем в англо-язычных провинциях, и которая особенно известна своими джазовыми фестивалями (особенно в Монреале). 

В сущности на поверхности ничего ужасного не происходит, просто выбор для человека, интересующегося искусством профессионально, сужается до минимума, так же как и роль искусства в жизни среднего человека. Вместо того, чтобы самому создавать прекрасное или участвовать в нем напрямую, нам предлагаются суррогаты в виде компакт-дисков, тв-шоу и т.д. Ощущая эту довольно удушливую «практическую» атмосферу, я и решил посвящать как можно больше места в этом блоге изящному искусству вообще и связанным с ним событиям в моей жизни в частности (как-то, посещение музеев и выставок). На эту нездоровую атмосферу сетовала также директор школы искусств острова Ванкувер, куда я ходил на мастер-классы (любопытный опыт, о котором обязательно расскажу в этом блоге). Одним из ее сожалений было то, что люди, активно развивая «правую» часть своего мозга, которая отвечает за логику, забывают о своем «левом полушарии», что приводит человека к депрессиям, чувству неудовлетворенности собой и своей жизнью. В глобальном общемировом масштабе это означает незаметное и малозначительное место в мире крупнейшей страны Канады, пренебрежительное отношение к ней со стороны таких развитых и влиятельных наций, как США и Великобритания.

На джазовом фестивале в Монреале как всегда море народа!

PS Премьер-министр Канады Стивен Харпер в свободное от работы время пишет книгу об истории канадского хоккея. Однако, как не без злорадства отмечает знаменитая канадская писательница Маргарет Этвуд, у него могут возникнуть проблемы с поисками аудитории для своей книги, особенно за рубежом, потому что он сам ограничил финансовую поддержку подобных программ!

2 comments:

  1. В голову пришла еще одна мысль: отсутствие поддержки государством искусства гонит цены на имеющиеся культурные события вверх и делает эти события труднодоступными финансово. Когда билет на концерт стоит 50 долларов, поневоле задумаешься, можно ли позволить себе такое!

    ReplyDelete
    Replies
    1. И еще одна - насчет активного использования канадскими артистами краудфандинга (как дочка Бренды Тейлор)

      Delete