Золотая мечта для многих так и не стала реальностью! |
В прошедшие выходные с интересом посетил выставку «Золотая лихорадка! Эльдорадо в Британской Колумбии» (9), которая до октября этого года проходит в Королевском музее Британской Колумбии в Виктории. Пара статей об этой выставке опубликована в Интернете, например статья «Gold Rush: Royal B.C. Museum mines rich vein of history» (1) или рецензия на книгу-путеводитель по выставке «A fresh look at the gold rushes that helped shape B.C.» (2). Я о выставке немного писал в статье «Мое признание в любви к Королевскому музею Британской Колумбии» (3).
Не буду здесь повторять информацию рецензентов. От себя добавлю, что все-таки наибольший интерес выставка представляет для краеведов Британской Колумбии. Ее создатели попытались увеличить ее привлекательность за счет нескольких экспонатов из музеев Колумбии. На выставке можно увидеть те золотые изделия, которые испанские конкистадоры не нашли во время своих грабительских рейдов пять веков назад. Эти любопытные исторические редкости поражают своим эстетическим убожеством. Неудивительно, что конкистадоры смогли покорить общество, где подобные уродцы считались мистическими! Может употребление индейцами листьев коки в религиозных церемониях имеет некоторое отношение к уродливому виду их золотых божков?
Один из комментариев в этом зале мне показался очень любопытным: поскольку золото не ржавеет и не уничтожается, золотые украшения, которые мы носим сегодня, вполне могут содержать то самое золото, которое было украдено у индейцев конкистадорами в 15-16 веках, а затем много раз переплавлено в слитки, затем в украшения, затем снова в слитки, затем снова в наши украшения! В любом случае это реликвия страшной древности, потому что золото появилось на земле миллиарды лет назад.
После зала с доколумбовым золотом находится зал с историей золотой лихорадки в Британской Колумбии, где приходишь к выводу, что многие города Британской Колумбии (особенно Виктория, Баркервилль) выжили после истощения источников пушнины только благодаря золотой лихорадке. Иначе бы сюда люди не приходили и обслуживающие их бизнесы бы не развивались. Это любопытная информационная находка, и я рад, что ее сделал.
Далее проходишь в зал, где можно «испытать» золото: почувствовать его вес, посмотреть на всякие механизмы и медальки с золотом, узнать сколько бы ты стоил, если бы ты был из золота (?) и т.д. Для детей это прикольно. Нельзя однако забывать, что билеты на выставку, которую можно рассмотреть за час-полтора, довольно дорогие ($23.5 – для взрослых, $17 – для детей 5-18 лет, пропуск в IMAX позволяет получить скидку 20%). С этими же билетами можно ходить и по всему остальному музею, который чудесен, но меня лично после детального осмотра выставки «Золотая Лихорадка» уже тянуло куда-нибудь надолго сесть. Поэтому я пошел в музейный кинотеатр IMAX и посмотрел там очень интересный научно-популярный фильм «Золотая Лихорадка». Всем, кто собирается на эту выставку, советую планировать ее также. В качестве эконом-варианта можно бесплатно посмотреть не менее интересные документальные фильмы на эту тему в Ютьюбе, например History Channel’s The Gold Rush Documentary (4), The Secret World of Gold (5), Gold Documentary - History Of Gold Pure fine 999.9 - 24K Gold Bullion (6), Where is All the World’s Gold? (7).
Обсудить в этой статье мне бы хотелось мысль, которая пришла мне в голову после посещения выставки, и особенно после просмотра фильма «Золотая лихорадка». Мысль звучит так: во времена Золотой Лихорадки только случайность могла способствовать нахождению золота отдельными золотодобытчиками. Многие люди страдали, но они знали на что шли. Природе особенного крупного ущерба не причинялось. Сегодня же поиск и производство золота – это дело масштабного и дорогого технического производства, в котором нет места случайности. Если эта современная индустриальная добыча золота происходит безответственно, то экологические проблемы, создаваемые технологиями добычи, могут стоить гораздо дороже золота.
Золотодобытчик поедает собственный ботинок |
Для золотодобытчиков 19-го века поиск золота был самой настоящей рулеткой. Кто-то находил огромные самородки и богатые золотом участки земли, большинство же ничего не находили. Эта игра вводила народ в самую настоящую лихорадку, безумие. Создателям выставки удалось передать это ощущение всеобщего сумасшествия, которое охватило многие тысячи людей, отправившихся на поиски золота во второй половине 19-ого века в Калифорнию, Аляску, Британскую Колумбию, Австралию, Бразилию, Новую Зеландию, Южную Африку и т.д. Люди бросали все, ехали на край земли толпами с минимальной поклажей, чтобы получить возможность стать богатым в одночасье. Поскольку золотодобытчиков гнала на край земли грешная страсть жадности, от совместного проживания таких людей нельзя было ожидать ничего хорошего. Многие погибали, в местах добычи золота процветала преступность, расизм, болезни. Индейцы Британской Колумбии называли золотодобытчиков «Голодными людьми» и часто воевали с ними – конечно же безуспешно.
Опыт очевидно был незабываемым, поэтому о золотой лихорадке так хорошо писали писатель Джек Лондон, поэт Роберт Сервис, снял фильм Чарли Чаплин. Наверняка обогащались в те времена только купцы, обслуживавшие золотодобытчиков. Они продавали лицензии, еду, снаряжение, одежду, транспортировку, и т.д. Этот подход позволял нажиться без необходимости играть в рулетку с природой. Так обогатился, например, папаша канадской художницы Эмили Карр или продавец лицензий на золотодобычу Питер О’Рейли (Peter O'Reilly), хозяин Дома Пойнт Эллис (Point Ellis House, 8), который сегодня является любопытным музеем викторианы, и т.д. Известно, что всегда главным выготоприобретателем в казино является его владелец и немного обслуживающий персонал, но никак не игроки!
На тему поиска золота сказочно богатой страны Эльдорадо и, в общем, о поиске чего-то манящего, но неуловимого, хорошо высказался еще Эдгар По в своем знаменитом стихотворении «Эльдорадо». Поскольку оно так хорошо описывает бесплодность частной погони за золотым фантомом в прямом и переносном смысле, я решил воспроизвести его целиком здесь (в переводе К. Бальмонта). В этом стихотворении – вся история и глубинная сущность любой золотой лихорадки.
Эльдорадо (Э. По, 1849)
Между гор и долин
Едет рыцарь один,
Никого ему в мире не надо.
Он все едет вперед,
Он все песню поет,
Он замыслил найти Эльдорадо.
Но в скитаньях - один
Дожил он до седин,
И погасла былая отрада.
Ездил рыцарь везде,
Но не встретил нигде,
Не нашел он нигде Эльдорадо.
И когда он устал,
Пред скитальцем предстал
Странный призрак - и шепчет: "Что надо?"
Тотчас рыцарь ему:
"Расскажи, не пойму,
Укажи, где страна Эльдорадо?"
И ответила Тень:
"Где рождается день,
Лунных Гор где чуть зрима громада.
Через ад, через рай,
Все вперед поезжай,
Если хочешь найти Эльдорадо!"
Современная шахта по добыче золота открытым способом |
Сегодня же эта былая игра в рулетку ушла в прошлое. Фильм «Золотая лихорадка» доступно рассказывает о современных технологиях поиска и добычи золота. Геологи указывают на какую-то подходящую местность, облетают ее на вертолетах и с помощью магнитометра создают магнитную карту местности. Эта карта показывает, где на территории заложены металлы. Геологи затем идут в эти районы, берут пробу камней, грунта, растительности. Все это проверяется в лабораториях на наличие золота или других нужных минералов и металлов. Там, где находится искомое, роются огромные шахты. Из породы выплавляют золотые слитки. Никакой случайности здесь места нет, все на 100% предусмотрено и надежно. Человек, который хочет сегодня пойти поискать природное золото, просто теряет время. Случайно найденные крупинки не идут ни в какое сравнение с тоннами золота, которое регулярно выплавляется в шахтах. На выставке можно было купить эти крупинки в пробирке, если очень хочется владеть природным золотом. Но даже если купить все эти крупинки, богатым не станешь.
С развитием промышленной добычи золота возникли серьезные угрозы окружающей природе. К сожалению, об этом на выставке было не очень много материала. Люди же платят за отдых, когда приходят на выставку, а не за то, чтобы быть загруженными мировыми проблемами! Однако о некоторых проблемах действительно стоит упомянуть, поскольку они гораздо ближе к нам, нежели золото колумбийских индейцев. Например, одна из них произошла год назад в канадской провинции Британская Колумбия. 4 августа 2014 года на шахте по добыче золота и меди Гора Полли прорвался искусственный пруд, в котором хранились ядовитые отходы шахтного производства (мышьяк, синильная кислота). Отходы вылились в близлежащую реку, откуда попали в другие реки и в большое озеро Квеснел, одно из самых чистых в Канаде. Было проведено открытое расследование, которое выяснило, что из-за урезанного бюджета правительственные проверки шахты были нерегулярными и некачественными, что владельцы шахты, компания «Империал Металз» тупо перегружала пруд отходами сверх нормы аж с 2011 года (10). Иначе говоря, виной этой катастрофы оказалась все та же старая как мир человеческая жадность частных владельцев шахты и контролирующего ее правительства.
Необходимо поднять контроль за охраной природы в таких частных шахтах до уровня надежной рутины, что конечно же повышает стоимость проекта. Голосовать нужно за то правительство, которое не экономит на министерстве естественных ресурсов, которое готово решительно говорить с капиталистами о необходимости добывать деньги ответственно, и будет проверять их деятельность регулярно. Правительство либералов в Британской Колумбии таковым, к сожалению, не является – это с их подачи были урезаны соответствующие бюджеты и проведены некачественные проверки.
А иначе капиталисты, живущие на Багамах, плевать хотели на все катастрофы, которые их золотодобывающие бизнесы создают в Канаде (10), в Мексике (11), в американском штате Кентукки (12), в Румынии (13), или в Испании (14).
1. http://www.timescolonist.com/news/local/gold-rush-royal-b-c-museum-mines-rich-vein-of-history-1.1933098
2. http://www.timescolonist.com/life/islander/a-fresh-look-at-the-gold-rushes-that-helped-shape-b-c-1.1945310
3. http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/11/blog-post_20.html
4. https://www.youtube.com/watch?v=TqY0MCc7Vro
5. https://www.youtube.com/watch?v=Dt7hTCeoXUM
6. https://www.youtube.com/watch?v=9GYIqBuKov0
7. https://www.youtube.com/watch?v=SWsMxEDgT0Y
8. http://www.pointellicehouse.ca
9. http://royalbcmuseum.bc.ca/goldrush/
10. https://en.wikipedia.org/wiki/Mount_Polley_mine_disaster
11. https://en.wikipedia.org/wiki/Buenavista_mine
12. https://en.wikipedia.org/wiki/Martin_County_coal_slurry_spill
13. https://en.wikipedia.org/wiki/2000_Baia_Mare_cyanide_spill
14. https://en.wikipedia.org/wiki/Do%C3%B1ana_disaster
By David Suzuki
ReplyDeleteIt was a dramatic image: millions of cubic metres of waste cascading from the Mount Polley mine breach into the Quesnel watershed in B.C.’s Interior. Besides destroying a nine-kilometre creek and endangering salmon and the neighbouring community of Likely, the catastrophe damaged the mining industry’s reputation.
In the months following, fingers pointed, independent panels weighed in and committees were struck. A year later, the Mount Polley mine is operating again, this time with a conditional permit and no long-term plan to deal with excess tailings.
In B.C., after metals are extracted from large mines, the finely ground rock that remains is stored under water behind earth-and-rock dams, which can prevent acid mine drainage. But storing massive quantities of water in large open pits near towns and waterways is risky.
First Nations, scientists and the independent review panel investigating the breach point to dry stacking as a safer, proven alternative to century-old wet-tailings technology. The review panel encouraged this costlier method, yet all 10 B.C. mine proposals approved or waiting for approval plan to use wet tailings.
Seabridge Gold’s $5.4-billion KSM copper-gold proposal, already approved by the B.C. and federal governments, includes a 239-metre-high earth dam, which would be among the world’s highest, to store 27 times more tailings than were stored at Mount Polley. The company rejected dry stacking, citing costs and concluding it wasn’t feasible in the wet, mountainous region. The Blackwater gold and silver mine southwest of Prince George, which plans to store four times as many tailings as were stored at Mount Polley, also rejected the safer alternative.
Elsewhere, dry stacking is being used or considered for larger mines. The Greens Creek mine in Alaska was among the first in the world to use it. La Coipa gold-silver mine in Chile, about one-third the size of the proposed Blackwater project, and Hudbay Minerals’ proposed Rosemont Copper mine in Arizona also plan to use dry stacking.
B.C.’s mining industry is growing faster than ever, raising concerns about pollution, community impacts and damage to fish and habitat.
B.C.’s auditor general has questioned whether the government is effectively considering the cumulative impacts of decision-making on natural resource development, including mining. First Nations are challenging industrial activity in their territories in light of the Supreme Court’s Tsilhqot’in decision affirming rights to land and resources.
The risk of more mining accidents is real. The B.C. First Nations Energy and Mining Council found mining operations threaten more than 230 northern aboriginal and non-aboriginal communities, including drinking water in Prince George, Terrace and Smithers. The report, Uncertainty Upstream: Potential Threats from Tailings Facility Failures in Northern British Columbia, found 35 tailings ponds at 26 mines in 48 watersheds could affect fish-bearing waters.
B.C.’s government has taken action in the Mount Polley aftermath, but it’s too early to tell if it will be enough. A provincial mining-code review is considering ways to implement recommendations from an independent expert engineering panel, which include using dry-stack technology where appropriate and improving safety and regulation at tailings-storage facilities. But it doesn’t address the review panel’s conclusion that reducing dam failures requires reducing the number of dams.
ReplyDeleteCanada’s mining industry and government regulators must do a better job of managing risk. At the very least, we need stronger environmental assessments, a requirement that adequate financial bonds be posted before mines are approved and recognition of First Nations’ rights and title.
B.C. could learn from Quebec. It requires almost all new mines to undergo a rigorous environmental-impact assessment overseen by an independent review panel. Financial assurances have been increased and at least half must be put up before a mine opens. Municipalities will soon have a say in designating “no-go zones” for mining in sensitive areas.
We’ll likely get more answers on the Mount Polley breach following investigations by the chief inspector of mines and the Conservation Officer Service.
But with timelines reduced and environmental-assessment processes streamlined to fast-track mine approvals, we can expect more events like the one at Mount Polley. We need to take steps now to reduce risks from mining operations.
Один маленький вопрос. КАК в 19 веке старатели спасались от гангстеров? Чего проще - прихватить золотой караван на пути из Баркервиля в Ванкувер?
ReplyDeleteДумаю, что без гопстопов не обходилось, но тяга золота гораздо сильнее беспокойства по поводу гангстеров. К тому же не слышал о караванах, каждый золотоискатель был сам по себе.
Delete