Tuesday, 11 August 2015

К истории романтического пейзажа

Сандро Боттичелли "Благая Весть", 1490
Ванкуверская выставка «О Земле и о Небесах: 500 лет итальянской живописи из музеев Глазго» (https://www.vanartgallery.bc.ca/the_exhibitions/exhibit_ofheavenandearth.html) стала для меня прекрасной иллюстрацией возникновения и развития любимого мною жанра романтического пейзажа. Я бы даже сказал, что библейская или мифологическая тематика выставленных картин – это в некотором смысле отвод глаз заказчика, Римской Католической церкви, от вещей, которые действительно интересовали художников-исполнителей. Церковники просили библейские сцены, а художники хотели экспериментировать с перспективой, формой, освещением, фоном. В результате возникали работы, подобные выставленным в ванкуверской галерее: вроде бы на классическую тематику, но уж очень революционные по ее обрамлению.

Например, картина «Благая Весть» Сандро Боттичелли, где художник помещает Деву Марию в момент ее встречи с архангелом Гавриилом во дворец явно флорентийской, а не иудейской архитектуры. Сочная растительность и широкая река в глубине картины тоже не из полупустынного климата, в котором располагалась древняя Иудея.
Сальваторе Роса "Иоанн Креститель указывающий на Христа", 1655
Или взять две огромные выставочные картины Сальваторе Роса, посвященные Святому Крещению. Здесь пышная итальянская богатая природа просто бушует, а ее изображение занимает как минимум две трети картины. При всем уважении к знаменитой библейской сцене, не ее герои вдохновляют автора картины. Роса нарисовал не просто деревья, скалы, кусты и ручей. Он смог придать им особый романтический характер, который очень сильно впоследствии повлияет на развитие живописи и искусства в общем. Этот характер выражается в дикости природного фона, во всех этих острых камнях, развороченных пнях, разросшихся кустарниках, ветвистых деревьях, бурных ручьях. Это не просто фон, это герой сам по себе, ничуть не менее важный для художника, чем герои Святого Крещения.

На многих картинах итальянских мастеров эпохи Высокого Возрождения природа отвоевывала все больше места, забирая его у темы картины, пока полностью не вытеснила изображаемых людей, хотя бы даже и святых. Так в сущности родился жанр романтического пейзажа. Все это произошло благодаря творческой инновации итальянских художников средневековья. Кто знает, изображай они Святое Семейство там, где они действительно жили – в выжженной солнцем полупустыне Иудеи – возник ли бы тогда романтический пейзаж? Ведь иудейская природа – это не особо вдохновляющее зрелище. Это довольно убогая и скудная картина, никак не сопоставимая по своему масштабу с важнейшими событиями, которые происходили в ее обрамлении. Богатая и пышная итальянская природа – это совсем другое дело! Здесь есть где развернуться и что нарисовать: горы, ручьи, реки, море, рыбацкие фелюги, леса, пастухи, моряки, солдаты. На картинах Сальваторе Роса я уже могу увидеть будущих Щедрина, Воробьева, Айвазовского.
Иван Айвазовский "Ночь в Крыму", 1850
Некоторая обманная видимость имеется и в фигуре человека, который собрал эту коллекцию. Это был мэр шотландского Глазго Арчибальд МакЛеллан (1797-1854), Прежде чем стать мэром Арчибальд МакЛеллан строил кареты и другие конные экипажи. Несмотря на свое довольно приземленное занятие, это был умный и дальновидный человек. Когда у него появились деньги, он начал собирать коллекцию любимых итальянских художников. Став мэром Глазго он создал в 1830-40 годах бесплатную городскую художественную галерею в родном городе и передал ей всю свою коллекцию. Он верил, что открытый доступ к великим произведениям искусства произведет положительное воздействие на общество. Наследие МакЛеллана работает на его идею и на его имя уже не первое столетие, просвещая и облагораживая публику в Великобритании, в Канаде, и везде, где выставляется коллекция. Родной дом коллекции МакЛеллана, Художественная галерея и музей Келвингроув, сегодня является одной из самых посещаемых галерей в Великобритании.
Михаил Воробьев "Приморский вид Италии", 1840-е годы

No comments:

Post a Comment