Monday 20 July 2015

Улица, на которой я живу...

Начало улицы - красно-кирпичное жилое здание
на месте иммиграционного карантина
...заслуживает отдельного разговора. На ней расположена как минимум одна достопримечательность государственного значения, а также дом, вдохновивший современную канадскую художницу на довольно приятную картину, прекрасный парк, историческое место расположения иммиграционного «карантина» и другие любопытные достопримечательности. Я решил собрать всю эту краеведческую информацию в одну статью – чтобы мне легче было провести вас экскурсией по моей улице, когда вы приедете ко мне в гости.

Улица имени лорда Симко

Улица, на которой я живу, названа в честь британского офицера и первого генерал-губернатора Верхней Канады лорда Джона Грейвза Симко (1752 – 1806). Пост генерал-губернатора сохранился по сей день, только сегодня он относится не к Верхней Канаде (примерно – нынешняя канадская провинция Онтарио), а ко всей Канаде. Генерал-губернатор – это представитель Британской Короны в Канаде. Сегодня этот титул больше номинальный, но раньше от генерал-губернатора зависило многое. Подписание или неподписание им важных правительственных документов было не формальностью, как сегодня, а важным политическим решением, изъявлением Монаршьей воли. Лорд Симко занимал этот пост с 1791 по 1796 год.
Лорд Джон Грейвз Симко,
портрет Джорджа Бертона, 1881
Джон Грейвз Симко был самым настоящем боевым офицером. Под его командованием было осуществлено дерзкое нападение британской армии на американских повстанцев в октябре 1779 года, которое вошло в историю как Рейд Симко. О своем боевом опыте лорд Симко написал впоследствии книгу «A Journal of the Operations of the Queen's Rangers». Он был ранен, но его служба не прошла незамеченной британским королем Георгом Третьим (об этом короле я немного писал в статье «О Джорджах, Александре и Луи», 1). В 1790 году Джон Симко стал лордом и членом Британского Парламента, где он выступал за создание британской конной полиции, а также за нападение Британии на Испанию. Его боевой энтузиазм очевидно был в Великобритании не совсем уместен. Уже через год в 1791 году этот пылкий военный был назначен генерал-губернатором в Канаду и покинул Парламент. В Канаде его пассионарности нашлось гораздо лучшее применение: здесь он успешно разбирался с американскими повстанцами, с воинственными туземцами. В 1796 году лорд Симко подал в отставку в связи с ухудшающимся здоровьем.

За что лорда Симко любят в Канаде, так это за его непримиримую позицию в отношении рабства в его бытность канадским генерал-губернатором. Он верил, что рабство противоречит христианским принципам и британской Конституции. В своей речи к Законодательному Собранию Верхней Канады он сказал: «Как генерал-губернатор Верхней Канады я никогда не подпишу закон, дискриминирующий туземцев Африки, Америки, или Европы». В результате этой его позиции, рабство полностью исчезло в Канаде к 1810 году, то есть раньше, чем во всей остальной Британской империи (к 1834 году). Для сравнения, рабство в США было отменено в 1865 году, а его российский аналог «крепостное право» – в 1861 году. Сегодня в честь лорда Симко назван город в Канаде, озера, остров, графства – и улица, на которой я живу. Конная полиция Канадского Доминиона, прообраз знаменитой Канадской Конной полиции RCMP (сформирована в 1920 году), была сформирована в 1868 году – несомненно, не без использования идей лорда Симко периода его участия в Британском Парламенте.
Круизные корабли: вид со стороны улицы Симко
В начале улицы Симко: древние могилы и иммиграционный «карантин»

Улица Симко не самая длинная в Виктории, всего полтора километра. Ее можно пройти всю пешком за 20 минут. Она пролегает почти через середину исторического района Джеймс Бей, старейшего северо-американского городского района к северу от Сан-Франциско. В этом районе находятся такие важные достопримечательности Виктории, как здание Морского вокзала (ныне ресторан и центр всемирно-известного художника-анималиста Роберта Бейтмана, 7), Королевский музей Британской Колумбии (8), Нулевая Миля канадских дорог, Рыбацкая Верфь с удивительной плавучей деревней, огромный волнорез Огден Пойнт, видимый из космоса, древняя земляная индейская насыпь и т.д. Самой же ценной с точки зрения меня, как жителя этого района, является здесь прекрасная длинная прогулочная набережная вдоль дороги Даллас, с которой открываются удивительно красивые виды на пролив Джорджия и американские горы Олимпийского хребта на другой стороне пролива.

Нумерация домов улицы Симко начинается с ее западного конца у Внутренней Гавани города и развивается на восток к историческому Бикон-Хилл парку. В самом начале улицы, рядом с местом ее пересечения с дорогой Даллас в 1995 году строители, которые готовили к застройке место под названием Кэмел Пойнт, обнаружили человеческие кости. Экспертиза выяснила, что этим костям несколько сот лет и принадлежали они индейскому мужчине. Останки были переданы индейскому племени Лекваммен, которое издавна населяло эти земли. Жители племени назвали этого мужчину Хивет и перезахоронили его останки. В 2013 и 2009 году здесь же были найдены останки еще одного индейского мужчины (Джеймс) и женщины (Слени). Они тоже были переданы современным Леквамменам для перезахоронения. Рядом с местом находки костей были установлены надгробные плиты.
Мемориальная плита на месте обнаружения древнего индейского скелета
Другой достопримечательностью начала улицы Симко является мемориальная плита, поставленная на месте, где с 1907 по 1950-е годы находилось здание Иммиграционной Службы Виктории. Через это красно-кирпичное здание должны были пройти все иммигранты, прибывавшие в Викторию в эти годы. Надпись на мемориальной плите гласит: «От иммигрантов требовалась огромная смелость, чтобы отправиться в путешествие в новую неведомую землю. В здание Иммиграционной Службы Виктории многие входили с чувством трепета, ведь здесь им предоставлялся шанс начать новую жизнь и стать частью огромной мозаики под названием «Канада». Хорошо сказано, и имеет смысл даже для меня, иммигранта 2000-х, хотя я прибыл в Викторию не через это здание, а через аэропорт в Торонто. В память о здании Иммиграционной Службы Виктории, стоящий на его месте жилой дом отделан красным кирпичем.

Иммиграционная тема в Канаде весьма популярна, на нее выделяются серьезные деньги. Например, из «Атлантического иммиграционного карантина» - 21 Пирса в Галифаксе на Атлантическом побережье Канады – сделали музей иммиграции (2). В этом смысле зданию Иммиграционного Центра в Виктории не повезло: его разрушили. Однако, место расположения Центра отмечено мемориальной плитой, и оно остается в памяти многих иммигрантов, прибывавших через него на западное побережье Северо-Американского континента в конце 19 – начале 20-го веков, и их потомков.
В окне - сплошная викториана!
Середина улицы Симко: викторианская Англия, старинные дома и русалка

Продвигаясь на восток по улице мы проходим через сохранившиеся старинные дома, многие из которых так или иначе «подают сигналы» в стиле викторианской Англии. Про британские пристрастия жителей канадской Виктории даже написана книга под говорящим названием «Более англичане, чем сами англичане. Очень социальная история Виктории» (Terry Reksten’s “More English Than the English. A Very Social History of Victoria”). Виды в окнах исторических домов начала улицы Симко подтверждают мысль о том, что многие жители района Джеймс Бей и сегодня идентифицируют себя с викторианской Англией.
Ромашковые клумбы и британский газончик у одного из жилых домов
Чудесные ухоженные газоны, аккуратно обстриженные кусты и клумбы с яркими цветами сопровождают нас на всем протяжении улицы. Они тоже несут в себе дух старой доброй Англии. Известно, что разведение садов, газонов – глубоко британская привычка. Вспоминается старый анекдот: «Американец в гостях у английского лорда задает вопрос: «Сэр, мне так понравился Ваш газон! Подскажите, как мне его сделать на ранчо в Техасе». На что лорд отвечает: «Нет ничего проще! Я дам вам семена. Вы их посеете, будете поливать регулярно, подстригать каждое утро. И через каки-нибудь 300 - 400 лет у Вас будет такой же газон!». К счастью, при должном внимании и подходящем климате чудесные клумбы и аккуратные газоны возникают и за пару лет!
Слева - картина Нэнси Руль, справа - тот же дом после реставрации
Над важным и оживленным пересечением улиц Симко и Освего господствует исторический дом Вильяма Паттона. Его нарисовала канадская художница Нэнси Руль (Nancy Ruhl), которая любит рисовать «уходящую» Викторию. На мой взгляд, дом Паттона совершенно никуда не ушел, а наоборот, значительно похорошел после реставрации и перекраски. Я его для сравнения сфотографировал, и фотография подтверждает мои слова. Этот коттедж в итальянском стиле был построен плотником-краснодеревщиком Вильямом Фрэнсисом Паттоном, выходцем из Онтарио, в 1884-1885 годах. Его фронтоны украшены арочными деревянными панелями с искусной внутренней резьбой. Бросается в глаза также мини-портик с колоннами и художественно-перфорированным ограждением. Дом производит легкое впечатление тонкой мастерской работы. Он много раз менял хозяев, в среднем раз в десять лет. До ремонта дом украшала забавная табличка «На этом месте 25 мая 1896 года ничего не произошло». Сейчас ее убрали, и вместо нее висит стандартная муниципальная табличка «Дом исторической значимости».
На перекрестке Пяти Углов
Следующее крупное пересечение – с улицей Мензиз. Здесь находится большой продуктовый магазин Thrifty Foods (тоже с элементами итальянского стиля), аптека, кофейни, банк, ликеро-водочные магазины, паб и т.д. Это оживленный и уникальный перекресток: он не четырех-, а пяти-сторонний. Его так местные и называют, перекресток Пяти Углов. На одной из сторон Пяти Углов можно увидеть симпатичную мозаичную русалку, запускающую солнечных зайчиков. Морская тематика очень популярна в этом прибрежном районе.

Окончание улицы Симко: дом Эмили Карр и Бикон-Хилл парк

После перекрестка Пяти Углов улица Симко сужается и становится односторонней. Продолжая передвигаться дальше на восток мы достигаем пересечения улиц Симко и Гавернмент (Правительственная). Здесь находится архитектурный памятник федерального значения: дом знаменитой канадской художницы и писательницы Эмили Карр (1871-1945). Этот дом был спроектирован тем же архитектором, который спроектировал знаменитый Фисгардский маяк. Об Эмили Карр я много писал в этом блоге (3, 4), а также переводил некоторые ее рассказы (5, 6). Буду, кстати, продолжать заниматься переводами из нее. Эмили Карр родилась и умерла в этом доме. На его первом этаже сейчас находится музей Эмили Карр, а руководители музея живут на втором этаже этого дома, и возможно спят в спальне, где родилась Эмили (она родилась на втором этаже).
Дом Эмили Карр
Дом несколько лет назад отремонтировали, сейчас он, судя по старинным фотографиям, выглядит лучше, чем при жизни Эмили Карр. В нем все охраняется государством, включая калитку. Я в этом музее бывал, он очень приятный, камерный. Открыт в основном только летом. Это не только музей художницы, но и того, что здесь называется Victoriana, то есть викторианского быта. Дальше вдоль по улице Симко также находится дом, в котором Эмили Карр разрисовала тотемными образами чердак. Учитывая, что ее картины стоят сегодня миллионы долларов (4), стоимость этого дома наверняка гораздо выше всех остальных окружающих домов, которые и так недешевы (от 600-700 тысяч долларов и выше).

Эта часть улицы Симко и перпендикулярно пересекающаяя ее улица Гавернмент, сто лет назад регулярно подтапливалась во время приливов океана. Эмили Карр об этом часто упоминает в своих воспоминаниях в «Книге Малышки». В конце 19-го века жители Джеймс Бея, включая самых почтенных из них (например, отца Эмили Карр, торговца и землевладельца) передвигались по этой территории по узким доскам, лежащим поверх никогда не высыхавшей грязи. В солнечные дни из-за тепла и гниения на улице стояла довольно сильная вонь, хорошо запомнившаяся Эмили Карр. По этим доскам ее папаша переходил вверх по улице Гавернмент, где у него были магазины, а также находились многочисленные пабы и дома терпимости (ныне – туристическая зона улицы Гавернмент). Эмили Карр и ее сестрам разрешалось ходить в эту часть города только с родителями и по большим праздникам (например, в Рождество, 6). Впоследствии берег океана был укреплен насыпью, грязевые дороги заасфальтированы. Ничего сейчас не напоминает о былой вони и грязи. Об уходе этой части старой Виктории я ничуть не сожалею!
Калитка дома Эмили Карр тоже имеет историческое значение!
Основным транспортом местного населения в те годы был гужевой, то есть в экипажах на лошадях. Почему-то считалось, что для таких экипажей не нужно строить широкие улицы, хотя экипаж в среднем шириной с машину, и как-то они должны были разъезжаться, когда встречались. Эмили Карр пишет, что экипажи распугивали прохожих, которым приходилось прыгать от них в грязь. Лошадиные экипажи украшенные веселыми огоньками и по сей день ездят по улицам Джеймс Бея, но сегодня это средство не передвижения, а развлечения, предназначенное для многочисленных туристов. Оно продается как «романтическая прогулка», и цены на него кусаются. Я так за свои пять лет в Джеймс Бее и не прокатился на них ни разу.

Улица Симко заканчивается пересечением с другой большой улицей под названием Даглас. Эта часть улицы Даглас является Нулевой Милей канадских дорог. Недалеко здесь стоит памятник канадскому бегуну-инвалиду из Британской Колумбии Терри Фоксу, который с протезом пробежал пол-Канады в 1980 году. Этот памятник стоит по другой стороне улицы Даглас напротив улицы Симко на территории большого и очень ухоженного Бикон-Хилл парка. Эмили Карр здесь гуляла каждый день, любила здесь рисовать. Бикон-Хилл парк был одним из первых городских публичных парков в мире: совершенно бесплатных и открытых для любой публики. Как писала Эмили Карр, на этот парк одинаковые права имели все: будь то генерал-губернатор или последний нищий. Здесь буйное цветение, природное разнообразие, чистый воздух, утки, олени, цапли, черепахи и иногда забредающие павлины хорошо настраивают на душевный отдых или создание изящного искусства, особенно если рисуешь природу. Парк этот чудесный, и я его рекомендую всем гостям Виктории в любое время года. Здесь всегда есть на что полюбоваться. А детям очень понравится Детская Ферма, где можно поиграть и пообниматься с забавными козлятами. Взрослым там тоже очень весело.
Памятник Терри Фоксу. Обратите внимание на протез!
Вот такая улица Симко, на которой я живу. Она уникальная, историческая и очень красивая. На хорошую подробную прогулку по ней и всему району Джеймс Бей можно потратить несколько дней, вместе с музеями, галереями, парком. Эта прогулка порадует вас и расскажет об исторической Виктории.

1. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/07/blog-post_26.html
2. http://www.pier21.ca/home
3. http://pomyslivden.blogspot.ca/2012/11/blog-post_29.html
4. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/12/blog-post_13.html
5. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/02/blog-post_28.html
6. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/01/1870-1880.html
7. http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/05/blog-post_23.html
8. http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/11/blog-post_20.html
Заблудившийся павлин

No comments:

Post a Comment