Friday 1 August 2014

О Кене Фоллетте - успешном авторе толстых романов

Гибель гигантов - международный
бестселлер на 1000 страниц!
Моим самым любимым современным англоязычным писателем является британец Кен Фоллетт. Многие его книги переведены на русский язык, и я очень советую их почитать. Кен Фоллетт любит историю, особенно интересуется войнами, шпионажем, его сюжеты чаще всего это исторические шпионские триллеры. Иногда в них больше триллера, иногда – истории. Но всегда они написаны очень увлекательно, с глубоким знанием материала. На русский язык переведены его «Игольное ушко», повесть о том, как обыкновенная британская женщина помогла поймать матерого немецкого шпиона в 1944 году, «Ключ к «Ребекке» - о том, как британская разведка ломала немецкие шифры в 1942 году в Египте, «Мир без конца» - о том, как люди средневекового английского города научились бороться с чумой, «Столпы земли» - о строительстве церковного собора в средневековье, «Гибель гигантов» и «Зима мира» - первые две книги трилогии о жизни нескольких поколений семей, в том числе одной русской, в 20-ом веке. Чаще всего Фоллетт пишет о войне, но его в общем интересуют темы великих переломов. Война конечно же всегда является таким переломом, но в эту категорию вписываются и эпидемия чумы в средневековье («Мир без конца»), и строительство первого огромного готического собора в 12 веке («Столпы земли»).

Литературно творчество Кена Фоллетта не слишком изысканно. Здесь нет красивого поэтического языка, ярких и запоминающихся метафор. Сила Кена Фоллетта состоит в том, что он мастерски может рассказать сложную историю, с легкостью удерживая внимание читателя на протяжении 900-1000 страниц текста. Именно такого размера многие его произведения («Столпы земли», «Мир без конца», «Гибель гигантов», «Зима мира»). Его книги пугают своим размером тех, кто его еще не читал, но если смельчак берется читать его романы, то оторваться ему уже будет очень сложно. В искусстве повествования Фоллетт достиг виртуозности, а истории, которые он рассказывает, вполне достойны внимания. Например, только прочитав «Гибель гигантов», я понял суть причин Первой мировой войны, узнал о ее ключевых событиях.

Кена Фоллетта стоит уважать. Он начал с повестей обычного размера: 300-500 страниц. Создавая такие произведения он стал знаменитым. Славу ему принесла повесть «Игольное ушко», после которой он написал с дюжину подобной длины историко-приключенческих повестей, большинство из которых становилось международными бестселлерами. Он мог бы так до сегодняшнего дня писать подобные романы «средней» длины, но он хотел профессионально расти.

Когда Кен Фоллетт, автор 12 книг и как минимум 8 международных бестселлеров, стал знаменитым и богатым, он решился на очень смелый поступок. Он взялся за «Столпы земли», сюжет которой вряд ли мог заинтересовать его регулярных поклонников, ожидавших от него очередного шпионского боевика. В этом замысле было сложно все: сюжет о строительстве собора, время действия 12 век, объем в 1000 страниц мелким шрифтом. Он же взялся за этот проект и написал великолепный роман, который заслуживает войти в 100 лучших произведений 20-го века. «Столпы» не стали бестселлером сразу, но после того, как ее посоветовала читать всем знаменитая и влиятельная Опра Уинфри, ее тиражи повысились, слава о ней стала расходиться по миру. На сегодняшний день продано больше 18 миллионов копий этой замечательной книги по всему миру. В испанском городе Витория Кену Фоллетту поставлен памятник за то, что небольшая часть сюжета «Столпов» происходит в нем.
Памятник К.Фоллетту в Витории, Испания
Проект, над которым работает 65-летний Фоллетт сейчас, огромный, но планы – еще более амбициозны. Сейчас он заканчивает «Трилогию века» - три огромные книги (каждая опять по 1000 страниц) о 20-ом веке. Опубликованы уже первые две книги: «Гибель гигантов», книга о Первой мировой войне, и «Зима мира» - о Второй мировой войне. В сентябре 2014 года будет опубликована заключительная часть трилогии, роман «На краю вечности» - о второй половине 20-го века. Прочитав первые две с наслаждением, я уверен, что третий том будет ничуть не хуже и, конечно же, не тоньше! Кстати, каждый из опубликованных томов трилогии является отдельной книгой, которые могут быть прочитаны в любом порядке. Таков его настоящий огромный проект, завершающийся в 2014 году.

Недавно Фоллетт объявил и о своем будущем проекте – трех новых толстых романах о средневековой Англии. Их действие будет происходить в придуманном им английском городке Кингсбридж, там же, где происходит действие «Столпов» и «Мира без конца». Первый роман будет посвящен шпионажу времен Тюдоров. Я могу только аплодировать энергии и воображению этого уже немолодого писателя!

В чем же секрет Кена Фоллетта? Как он остается популярным, создавая огромные книги? Ведь на дворе век кино и твиттера, время быстрой сменой картинки и ни с чем ранее не сравнимого богатства выбора. А читатель, с которым он имеет дело, пресыщен информацией, его внимание с трудом, кажется, можно удержать дольше пары минут.

Секрет, по-моему, находится в его феноменальной способности увлекательно рассказать очень сложную историю со множеством героев и подробностей, действие которой непрерывно происходит на протяжении десятков лет. Фоллетта можно сравнить с такими знаменитыми авторами семейных саг, как Голсуорси («Сага о Форсайтах»), Драйзер («Американская трагедия»). Оба эти произведения, будучи очень длинными, написаны весьма увлекательно, и читаются легко и быстро. Фоллетт – несомненно, наследник традиции длинного английского романа, о котором еще Пушкин отозвался знаменито: «Роман классический, старинный, отменно длинный, длинный, длинный, нравоучительный и чинный...» Европейские авторы одними из первых поняли, что в хороших больших романах есть своя особая прелесть. Авторы в таких произведениях создают целый мир, и не торопясь погружают в него читателя. Такая история рассказывается со множеством деталей, которые были бы опущены в более коротком произведении. Невозможно, скажем, представить «Войну и мир» короткой повестью, там вся перелесть в деталях. Вообще трудно себе представить тонкую книгу, хорошо рассказывающую о великом событии, как например, о большой войне. Замысел обусловливает размер книги, автор хочет создать впечатление, соответственное теме, заставить читателя чувствовать, что он познакомился с чем-то очень важным, грандиозным. Фоллетт овладел искусством создания интересных эпических миров в совершенстве. И он щедро делится своим опытом. У него есть отличный сайт, где выложены, в том числе, его любопытные лекции о теории приключенческого романа, советы начинающим авторам (http://ken-follett.com/).

Однако, будучи наследником великих мастеров прошлого, Кен Фоллетт - это автор очень современный. Это выражается в его повышенном внимании к развлекательности своих книг, которые все читаются легко, быстро и приятно, без нравоучений и ярко-выраженной авторской позиции. Рассказывая свои увлекательные истории максимально беспристрастно, даже самые шокирующие их эпизоды, он дает возможность читателю самому сделать выводы. Кроме того, согласно культурной традиции 20-го века, для Кена Фоллетта нет закрытых тем. Если ему нужно для развития сюжета описать в деталях фантастически красивый секс ("Ложись со львами") или рождение ребенка ("Столпы земли") или еще какой-нибудь "чувствительный" эпизод, он это делает без ложного стыда, мастерски и эффектно.

Другая причина популярности творчества Фоллетта, на мой взгляд, состоит в том, что многие современные читатели уже пресытились постмодернизмом и хотят читать хорошие неторопливые истории, сюжет которых легко понять, героев которых легко классифицировать на хороших и плохих, в которых имеется понятное и достойное послание, из которых можно узнать что-то интересное. Почему-то художники постмодернизма решили, что народу больше неинтересны простые и понятные продукты. Это большая творческая ошибка, которая лишает постмодернистские произведения шанса на бессмертие. Несмотря на весь технический прогресс, люди остались внутри такими же, как тысячелетия назад. Мы все так же любим хорошую длинную историю, мастерски рассказанную профессионалом. Меняется только внешнее оформление: раньше люди любили слушать сказки у костра, а сейчас - читать дома под теплым пледом на любимом и-ридере.

Я бы вообще сказал, что сейчас происходит расцвет большого романа. Лучшие книги многих популярнейших современных писателей, например, С. Кинга («Противостояние», «Под куполом», «11/22/63»), Джорджа Мартина (шестикнижная эпопея «Игра престолов») – огромны. Эти авторы не боятся их писать, потому что знают, что читатель их мастерскую работу обязательно оценит.

Так что интересная книга - это как коробка с хорошим шоколадом: чем она больше, тем лучше! А в век электронных книг их физическая толщина и связанное с этим некоторое неудобство в их переноске, вообще не замечаются.

Сделайте себе подарок – почитайте «Столпов земли» Кена Фоллетта. Вы не пожалеете. По ней снят отличный сериал, но им нельзя ограничиваться, поскольку книга написана гораздо подробнее. Может быть потом вы решите почитать и другие его толстые романы, все из которых отличны. Его "тонкие" повести тоже хороши, хотя действие в них, к сожалению, заканчивается быстрее, чем хочется. Кен Фоллетт быстро захватит ваше внимание и не отпустит его до последней страницы, но вы также узнаете много новых исторических и архитектурных сведений. Самое же главное состоит в том, что эта книга повествует о важных вещах и убеждает читателя в неизбежной победе добра над злом - ощущение, которого часто не хватает в современном мире. Вы окончите "Столпов" другим человеком, обещаю.

No comments:

Post a Comment