Friday 18 October 2013

История про машинку

Примерно такая была
Пятилетний мальчик запускал машинку и попал ей папе в ногу. Папа стоял на кухне после работы босиком и пил сок. Он поморщился, поднял машинку и, ни слова не говоря, выбросил ее в мусорное ведро. Мальчик со слезами на глазах бросился вытаскивать машинку из мусора, но папа преградил ему путь: «Ты знаешь, Вадим, что мне не нравится, когда ты в меня запускаешь машинки. Я тебе об этом говорил уже много раз. Но ты опять это сделал. Мне придется тебя наказать».

«Отдай маши-и-и-инку!» - заплакал мальчик, - «Мою маши-и-инку!»

Папа молча стоял рядом и допивал сок. Выражение его лица было спокойным, отстраненным, как будто ничего не случилось. Он даже не смотрел на сына, от чего ребенок расстраивался еще больше.

В ситуацию тут же встряла мама: «Вадим, ну разве ты не знаешь, что папе не нравится, когда ты запускаешь в него машинку. Тебе же об этом уже много раз говорили. Папа теперь тебя по-своему наказывает. Но его тоже понять можно!»

Ребенок не слушал объяснения мамы и продолжал заливаться слезами: «Я хочу мою маши-и-инку!»

Мама продолжала строчить словами как из пулемета: «Вадимчик, не надо было запускать эту машинку здесь. Мы здесь всегда по вечерам собираемся, здесь не место в такое время для этих игр. Обязательно в кого-нибудь попадешь. Ты же знаешь, что папа этого не любит. Надо же думать, что ты делаешь. Вадимчик, у тебя куча машинок, иди возьми другую и играй себе в зале. Папа отдыхает после рабочего дня, я готовлю еду. Здесь нельзя запускать машинки»

«Маши-и-инку!»

«Вадимчик, я знаю, ты расстроен, тебе обидно, но ведь тебя никто не просил здесь запускать машинки. Ты ее можешь запускать в зале, в детской, чего же ты здесь играешь? А папа у нас как всегда: мало слов, но много дела. Ну Вадимчик, ну перестань плакать»

«Дайте мою маши-и-инку!»

«Так разбирайся-ка ты с ним!» - рассерженно обратилась жена к мужу – «чего я в ваши дела вмешиваюсь? Далась тебе эта машинка! Ну ведь не стоит она испорченного вечера»

«Между прочим, мне было очень больно. Я посмотрел бы, как бы ты себя повела, если бы тебе прямо в косточку железной машинкой попали»

«Вадим, ты слышал? Папе было больно. Машинка вон какая тяжелая и железная, а ты ее изо всех сил запускаешь прямо в папу. Попал ему в ногу, и конечно папе было больно! А если бы тебе запустить машинкой в ножку, тебе ведь тоже было бы очень больно!»

Многословные доводы, убеждения и попытки подтвердить чувства ребенка не помогали. Скандал нарастал. Папа молча стоял и пил свой сок. Ребенок рыдал. Мама начала распаляться: «Ну все, хватит рыдать, что это такое в конце концов! Мы тут все устали, а ты нам концерт закатываешь! А что если мы тоже начнем концерт закатывать по каждой мелочи?! Вадим, немедленно перестань! Всё, пошли в твою комнату успокаиваться!» Она решительно взяла ребенка за руку и потащила его в детскую. «Не-е-ет!» - запротестовал ребенок, но вырваться не смог. Теперь он начал рыдать в полный голос.

Воспользовавшись тем, что ребенка увели, папа быстро вытащил машинку из мусорного ведра и переложил ее на верхнюю полку книжного шкафа, который стоял у стены, а сам отошел в сторону. Ребенок из своей комнаты уловил движение на кухне, вырвался из рук мамы и помчался к мусорному ведру. Машинки там уже не было. «Где моя маши-и-и-инка!» - начал кричать он, захлебываясь слезами.

Взбешенная мама снова появилась на кухне. Она уже серьезно гневалась, и в этот раз ее гнев был направлен уже не только на ребенка, который никак не хотел успокаиваться. «А ты что стоишь как истукан!» - набросилась она на мужа, - «у ребенка истерика, а ему хоть бы хны! Стоит, свой сок попивает! Ребенка колотит, меня колотит, а он молчит и сок пьет!!»

Заметив, что фокус ее гнева сменился, ребенок прижался к ее ногам. Слезы продолжали лить из его раскрасневшихся глаз, на щеках появились красные точки. Его расстройство не проходило, а только усиливалось.

«А я вобще не понимаю, чего ты тут вмешиваешься» - ответил муж, - «это дело только между ним и мной. Я с ним и буду разбираться»

«Знаю я, как ты будешь разбираться, истукан! Доводишь всю семью до слез из-за какой-то машинки. Чувствуй момент, иди, поговори с сыном!»

«Дело не в машинке».

«А в чем еще?! Из-за чего все это началось?! Что не видишь, как ребенок страдает?! Отдал бы ему уже эту машинку, чтоб ей провалиться!»

«Нет , не отдам! Ему уже пять лет, он знает, что этого делать нельзя было».

«Он не знает! Они не слышат! Вот подруга рассказывала, как они своего сына отучали кидаться игрушками. Они не слышат, сколько бы раз им не напоминать, что этого делать нельзя. Это мы, взрослые, думаем, что скажешь ребенку десять раз что-то, и если он на одиннадцатый раз это не поймет, его надо наказывать. Но они не запоминают! У них другое мышление!»

«Мышление здесь не при чем! Пора начать нести ответственность за свои поступки!»

«Вадим, ты слышал, что папа говорит? Папа ждет от тебя извинений. Скажи ему, что больше так делать не будешь»

«Не надо говорить за него! Он все понимает и знает, что должен сказать»

Но ребенок лишь продолжал рыдать и говорить что-то о машинке, уткнувшись в мамины ноги.

«Так, все, я в этом больше не участвую!» - воскликнула мама, - «Вадим, папа имеет право ожидать твоих извинений! Чего вообще ты меня схватил? Иди, разбирайся со своим папой». Сказав это она начала вырываться из цепких объятий мальчика. Ребенок зарыдал еще громче.

«Если бы ты не появилась, этого бы ничего не было!» - воскликнул начинающий раздражаться папа, - «Чего ты вообще в наши отношения лезешь? Не даешь отцу разобраться с сыном! Заботливая мать, что ты все портишь! Мы с ним прекрасно один-на-один ладим»

«Да, я заботливая и принимаю участие! Знаю, как вы «прекрасно» ладите, что не видишь, как он боится тебя!»

«У него нет ни одной причины меня бояться! Я его и пальцем не трогаю!»

Оторванный от мамы, мальчик действительно залез под стол и теперь рыдал уже там.

«Вадим, почему ты не извиняешься перед папой? Ведь виноват же!» - воскликнула мама.

«Я бою-ю-юсь! Дайте мне мою машинку!», - рыдал мальчик.

«Вот видишь, до чего ты ребенка довел своим мужицким воспитанием! Ребенок тебя боится! Вадим, ну почему бы тебе в конце концов не извиниться?!»

Ребенок не отвечая продолжал плакать под столом. Пап стоял и допивал сой сок.

«Ну и что теперь, так и будет продолжаться весь вечер? Спасибо, замечательно вы меня расслабляете!»

«Нет, я жду извинений»

«Вадим, извинись перед папой!»

Вадим продолжал плакать, но не извинялся.

«Ну скажи, папа, извини, я больше так не буду!»

Папа не выдержал: «Да не надо за него говорить! Совсем не это от него мне хочется услышать»

«А что тебе еще надо?! Опять сейчас философию разводить будешь?»

«Да, буду! Ошибаться в жизни могут все. Ошибаться – это человеческая сущность. Обещать, что он больше этого делать не будет, бессмысленно и вредно, потому что скоро что-нибудь подобное повторится снова. И тогда это обещание опять останется пустым. Он должен взять ответственность за свой поступок на себя и пообещать мне, что он постарается больше так не делать. Вот эти слова будут правдивыми. Он будет продолжать делать ошибки, как их делаем до сих пор ты и я, и все твои подруги. Важно, чтобы он старался их не делать»

«Вадим, ты слышал, что папа говорит?»

Вадим с неохотой вылез из-под стола и не глядя на папу тихо сказал: «Извини»

«Что ты говоришь?»

«Извини» - громче сказал ребенок.

«Дальше» - потребовал папа.

«Я постараюсь больше так не делать»

«Вот это другой разговор! На твою машинку и играй в своей комнате».

Папа взял машинку с полки и отдал ее мальчику. Тот схватил ее, мгновенно перестал плакать и тут же убежал в свою комнату. Вскоре оттуда уже неслось счастливое бибиканье.

«Все? Конфликт разрешен? А теперь успокаивай меня!» - сказала мама.

«С удовольствием!» - сказал папа, подошел к жене, обнял ее и поцеловал...

No comments:

Post a Comment