Tuesday 16 July 2013

О послешкольном образовании

У этой продавщицы кофе на лице написано высшее образование!
В предыдущей статье об органических продуктах я раскритиковал западное университетское образование, но в конце статьи сделал вывод, что детей необходимо образовывать (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/06/blog-post_26.html). В этой статье объясню кажущееся противоречие и вкратце обсужу проблемы, с которыми сталкивается современная молодежь после окончания школы.

Оболтусам сегодня будет особенно тяжело

Я верю в силу и важность западного университетского образования. Однако тенденции последнего времени заставляют меня задуматься в том, что не любое образование одинаково ценное. Необдуманный выбор профессионального пути даже и в университет может обернуться для молодого человека серьезными личными и денежными проблемами.

Типичный сценарий в этой области выглядит так: молодого человека – не иммигранта с плохим знанием языка и слабо разбирающегося в местной культуре, а своего, местного – в школе не особенно приучают к работе над собой, но переводят из класса в класс, потому что это проще, чем оставлять его на второй год. «Прошарахавшись» в школе он выходит в жизнь, где он берет кредит тысяч на 30-50 и поступает в университет. В университете он получает степень бакалавра (3-4 года), а может даже и магистра (еще 2 года) в какой-нибудь теоретической науке не показывая при этом особых дарований – в политологии или социологии или праве или библиотечном деле. Мама рассказывала, что в советское время такой наукой была география, и все, кто не хотел всерьез учиться, шли в университете на «географический». Действительно, поступить на такой курс и окончить его гораздо проще, чем «ломать зубы» о какое-нибудь конкретное умение, например, учиться писать компьютерный код или постигать тонкости химии. Затем молодой человек с гордостью вписывает свои регалии «бакалавр» или «магистр» в свое резюме и везде рассылает его. В результате работы по профессии нет и не предвидится, и молодой человек идет работать в кафе продавцом кофе, потому что как-то надо выплачивать университетский кредит. Годы проходят, шансов найти работу по профессии становится все меньше и меньше, кредит с большим трудом и нервами выплачивается, но растягивается на долгие годы, а о научных «регалиях» уже и вспоминать стыдно. Чтобы как-то свести концы с концами молодой человек возвращается в дом к своим родителям, чтобы по крайней мере не платить огромную ренту. Он может возвратиться не один, а с семьей. Это возвращение отнюдь не добавляет счастья и спокойствия семейному очагу, а также лишает родителей заслуженного пенсионного отдыха.

В этом сценарии много ошибок, и современные обиженные выпускники, которые не могут найти работу, обвиняют в своих бедах в том числе и школу, за то, что там их не подготовили к настоящей жизни и не привили дисциплину, интерес к обучению, способность искать и критически анализировать информацию. Подобное действительно характеризует систему современного публичного образования. Родителям необходимо это осознавать и прививать своим детям эти важные черты. Надеяться, что в обычной школе ребенок разовьет свои таланты, нельзя.

В докризисные времена дальнейшее развитие событий – получение «корочки» и поиск высокооплачиваемой и непыльной работы – могло дать свои плоды, но времена изменились, а с ними изменились и нравы работодателей. Сейчас просто с «корочкой» никто на работу не берет, а требуют по крайней мере "корочки" и опыт работы. Эта проблема частично решается с помощью интернатуры или просто добровольчества, на которую я бы особенно советовал сейчас обращать внимание. Добровольческая помощь – отличный способ доказать потенциальному работодателю, каким хорошим работником может быть доброволец, как он приятен в общении, и как он нужен организации.

Без рабочего опыта даже наличие востребованных умений не привлекает работодателя, потому что приняв молодого сотрудника на работу работодателю придется тратить рабочее время, а значит деньги, на ориентацию работника, на его дополнительное обучение. Экономический кризис серьезно изменил мир. Теперь денег и рабочих мест стало меньше, а очереди на эти имеющиеся рабочие места стали длиннее. Выбор у работодателя стал соответственно богаче, и они стали гораздо более придирчивыми. Оболтусы, описанные в моем сценарии и раньше-то были особенно не нужны никому, а теперь и подавно!

Диагноз современному образованию: много шума из (почти) ничего

Хотя дело тут не только в оболтусах или в отсутствии опыта работы. Работодатели предъявляют сейчас повышенные требования и к непосредственным навыкам. Современному работодателю нужно решение конкретных проблем, в конкретные сроки и в конкретных условиях. Для него имеется также разница между просто, скажем, умением писать код, и умением писать код для этой организации, этого продукта и под этого клиента. Если добавить сюда еще и наличие опытных работников, которые хорошо знают свое дело и не торопятся уходить на пенсию во времена инфляции и особой дороговизны жизни, то выпускникам будет еще сложнее искать работу после окончания университета.

Поэтому мой диагноз современному западному университетскому образованию таков: получаемый в них опыт и знания не стоят затраченных на то денег. Многие университеты на своих веб-сайтах публикуют рейтинг найма выпускников: якобы чем он выше, тем легче выпускнику найти работу по профессии. Однако я читал статьи, где говорится о том, что часто эти цифры не отражают действительности, а означают что-то другое. Университеты очень сильно заинтересованы в том, чтобы рейтинги найма выглядели хорошо – часто это самый главный фактор, привлекающий будущих студентов – и уже поэтому я был бы склонен не доверять подобной статистике.

Что же делать современному молодому человеку? Я бы на этот вопрос ответил так. Во-первых, необходимо перестать переоценивать университетское образование. Оно было дверью в общество для наших дедов и прадедов, но уже не является таковым для нас. Его ценность вообще сегодня выглядит довольно непропорционально накаченной и размытой. Цифры дают этой размытости конкретные значения: если в 1950-х годах около половины населения имели дипломы о высшем образовании, то сейчас ими владеют свыше 75% людей! Один из пяти канадцев рабочего возраста с высшим образованием занимает позицию, которая не требует высшего образования (по информации сайта CBC News: http://www.cbc.ca/news/canada/story/2013/06/12/f-millennial-youth-unemployment.html).

Во-вторых, необходимо в первую очередь думать не о получении высшего образования, а об освоении конкретных умений и навыков. Чем конкретней и практичнее навык, тем лучше. В этом смысле очень привлекательными сегодня выглядят ремесла. Я уже писал о том, что особенностью современности является возвращение к «корням» - я уверен, что этот же процесс наблюдается сегодня и в сфере работ. Всегда востребованы были и будут медсестры, электрики, сантехники, массажисты и т.д. и т.п. Спрос на эти профессии настолько велик в Канаде, что государство оплачивает практически все обучение, оставляя на студента лишь две-три тысячи за весь недолгий курс. Я вижу масштабные усилия государства, привлекающего людей к ремеслам, и повышающее их статус. И хотя голубой воротничок все еще выглядит не столь презентабельно, как белый, но выживать в современных условиях он позволяет гораздо лучше!

В-третьих, современной молодежи необходимо наладить более тесный контакт с реальностью и адекватно взглянуть на себя, чтобы совместить свои желания со своими возможностями. Молодежь нынче пошла ленивая, избалованная, требовательная, а это очень опасно при поиске работы. Она горит желанием быстрого карьерного роста, не имея при этом достаточно опыта или умений и не желая прикладывать к этому много усилий и времени. При этом молодые люди предпочитают не отрываться от экрана своих мобильных телефонов и жаловаться на жизнь вместо того, чтобы закатать рукава и работать с полной отдачей. Такая культура поведения не способствует успешному поиску работы.

Что посоветовать "крохе-сыну"

Ну и наконец поделюсь своими размышлениями относительно того, что бы я ответил в смысле образования, если бы «кроха-сын пришел к отцу, и сказала кроха, что такое хорошо и что такое плохо?» Предположим, что кроха-сын просит моего совета относительно образования, но при этом не показывает каких-то особых наклонностей или талантов. Иначе говоря, растет тем самым оболтусом, которому скоро придет время принимать какое-то решение, а оно никак не принимается. Тут замечу, что когда-то таким оболтусом был и я.

«Образование нужно!» - скажу я ему для начала. При этом подумаю о следующем. Времена бесплатных университетов, институтов и техникумов канули в прошлое. Какое бы решение молодые люди не приняли: пойти ли в вуз или в колледж, скорее всего им придется платить и немало. В худшем - "университетском" - случае молодому и неопытному человеку придется повесить на себя груз размером в несколько десятков тысяч долларов студенческого кредита, а это просто несправедливо для того, кто только начинает свой путь. Во время дальнейшего путешествия по жизни молодым людям придется учится брать ответственность за свою жизнь и свои решения на себя, но нельзя им подкладывать такую свинью в самом начале. Поэтому современные заботливые родители обязаны откладывать деньги на образование детей, и рассчитывать нужно именно на тот самый «худший» случай, то есть на университетский диплом. Если же ребенок решит не идти в дорогой университет, а выберет ремесленный колледж, родители смогут найти способ использовать остатки образовательных накоплений – хотя бы на свою пенсию!

Представим, что родители действительно позаботились о своем ребенке заранее, и имеют образовательные накопления. Однако ребенок понятия не имеет, на что ему их потратить. Если идей нет совсем никаких, я бы посоветовал ребенку выучиться на профессионального инвестора. В песне поется, что «деньги – грязь, но без них никуда!», и я к сожалению с этим согласен. Всю свою жизнь мы имеем дело с деньгами, а как они работают, знаем плохо или вообще не знаем. Все эти акции, облигации, бонды, хедж-фонды для меня темный лес. Я бы посоветовал ему разобраться в рынке и научиться выгодно вкладывать деньги. Тоже, кстати, весьма конкретное и востребованное умение, особенно сегодня! Узнав, как работают деньги, и научившись этим пользоваться, можно продолжить свое образование в области, которая интересует, не беспокоясь о каких-то базовых нуждах. Вечная проблема человека состоит в том, что поиском себя обычно приходится заниматься в начале своего жизненного пути, то есть в ситуации безденежья, когда молодому человеку необходимо принимать множество других важных и затратных решений: заводить семью, организовывать жилье, покупать машину и т.д. Если денежные проблемы на этом отрезке жизни более-менее решены, можно заниматься поиском себя и развитием своих талантов и склонностей с гораздо большим успехом. Таланты же и склонности имеются у каждого, даже у оболтусов!

Действительно, иногда эти таланты и склонности довольно сложно разглядеть. Мне это далось не с первого раза. Как я уже писал, я был самым настоящим оболтусом без каких-либо выпирающих талантов. Мои поиски себя начались от противного. После школы по совету людей, которые меня очень плохо знали, я поступил в высшее учебное заведение по одному профилю, возненавидел то, что изучал, всей душой, но заодно и понял, что мне было гораздо более интересно. В результате я ушел из «первого» «неправильного» вуза и поступил во «второй», но уже сознательно. Это был «правильный» для меня вуз, где я и добился в общем неплохих успехов. Потом я воспользовался полученными знаниями и умениями и поступил на льготных основаниях в «третий», весьма престижный вуз. Без того, что мне дали «второй» и «третий» вуз я бы не оказался в своей сегодняшней ситуации, о которой я не сожалею. То есть получается, что именно поиски себя в «неправильном» вузе сделали очевидным наиболее подходящий для меня выбор.

Если человек не может разобраться в себе, не стоит ждать откровения. Необходимо заняться чем угодно, нырнуть куда-нибудь с головой и заставить это откровение прийти к тебе. А дальше уже действовать соответственно.

Своим молодым канадским знакомым, которые безуспешно размышляют о себе, я всегда советовал ехать в другую страну преподавать там английский язык: можно и мир повидать и в себе разобраться. А некоторые из далеких стран приезжают не только с бесценным опытом и лучшим знанием себя, но и с семьями!

No comments:

Post a Comment