Wednesday, 5 June 2013

О визите Курской-Коренной иконы Божией Матери "Знамение" в Викторию

Курская-Коренная икона Божией Матери "Знамение" в окладе
Недавно православным верующим Виктории был сделан большой подарок. К нам приезжал Архиепископ Монреальский и Канадский Гавриил и привозил с собой Курскую-Коренную икону Божией Матери «Знамение». Об истории этой удивительной 700-летней иконы можно узнать в Интернете (например, здесь: http://www.russianorthodoxchurch.ws/synod/history/kursk.html). На этой иконе молились великие русские святые, включая Серафима Саровского. Послереволюционная судьба этой иконы позволяет говорить о ней, как об иконе русской эмиграции. Она помогала эмигрантам в Крыму, в Константинополе, в Белграде, в Берлине, в Нью-Йорке, и теперь по всей Русской Православной Церкви Заграницей. Помогает она и нам, православным жителям далекой тихоокеанской Виктории.
Икона была в Виктории два дня 28-29 мая 2013 года. Она была выставлена в православной церкви Св. Софии, прихожанином которой я являюсь. Все время пока она была выставлена, к ней был нескончаемый поток людей, среди которых было много как русских, так и канадцев.
Я пел в хоре на вечерней службе, когда икону принесли в Церковь. Эта служба была во вторник вечером, но тем не менее на ней присутствовало много людей. Зная наш приход неплохо, я отмечал большое количество незнакомых лиц. И это было радостно!
В предверии этого события церковный хор несколько раз собирался на репетицию, так что подготовлены мы были неплохо. Ровно в шесть вечера мы грянули тропарь иконе, и в церковь ее внесли архиепископ Гавриил и его помощники, среди которых был хранитель иконы отец Александр из Синодального Знаменского собора Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке, США. Икону торжественно внесли и поставили для всеобщего поклонения. К ней тут же потянулись люди.
Подошел к ней в тот вечер и я. Сама икона – уже почерневшая от времени – хранится внутри большого и красивого голубо-золотого оклада. Я знал, что этот оклад ее очень хорошо защищает, поэтому свой непосредственно физический контакт с ней я хотел произвести с помощью обоняния. Я хотел попросту хорошенечко вдохнуть воздух, окружающий ее, ожидая почувствовать запах старины.
Каково же было мое удивление, когда я почувствовал, что икона совершенно не пахнет стариной или затхлостью! Изнутри исходил тонкий, но совершенно безошибочный аромат ладана. Пах не оклад, а именно запечатанная внутри икона. Не один я в тот вечер почувствовал этот аромат.
Вечерняя служба закончилась. Архиепископ Гавриил вышел из алтаря и сказал несколько слов об этой иконе, которую на всем протяжении ее существования сопровождают чудеса - одно из них произошло в 1898 году, когда храм, где она хранилась, был взорван террористами, но сама икона осталась цела.
Наутро в среду 29 мая в церкви Св. Софии была литургия, на которую я не смог прийти. Во время этой литургии в том числе был отмечен за выслугу лет наш дьякон отец Гордеон – ему подарили двойной орарь (красивую перекидную красную ленту). Архиепископ также посвятил моего друга Питера в чтецы. Теперь Питер приходит на службу в красивом подряснике. Он – очень опытный чтец, и от него я учусь порядку богослужения.
Курская икона без оклада
Питер – канадец, но его православная вера глубока. Это меня здесь в Канаде все время удивляет: ведь существует так много причин, чтобы канадцы не ходили в православные храмы. Однако с Божией помощью, этому имеется много исключений. Канадцы ведь, как и весь остальной западный мир, живут по правилу, которое можно сформулировать так: «Получай как можно больше удовольствия от жизни, и избегай того, что это удовольствие не приносит». Православная же религия – это вера тех, кто работает над собой, преодолевает свои слабости. Это прямо противоположный взгляд на мир. Западная же культура построена на потакании этим слабостям. Поэтому я удивляюсь и восхищаюсь Питеру и другим канадцам нашего прихода, когда я вижу их стоящими на протяжении длительных служб, когда они приходят на службу вечером в субботу и воскресенье – время телевизионного «прайм-тайма» для «нормальных» канадцев, и т.д.
Справедливости ради я должен упомянуть, что именно канадцев больше в костяке нашей церкви, а не русских. Частично это конечно можно объяснить тем, что богослужение ведется по-английски, а не по-русски. За такой роскошью, как русскоязычное богослужение, жителям Виктории надо ездить в Ванкувер! Я размышляю о русской православной церкви в Канаде также в этой статье: http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/04/blog-post_30.html.
Итак, Питер был благославлен на чтение. Глава нашего прихода отец Джон уже говорил мне, что следующий на очереди – я. Пока я набираюсь опыта от Питера и других чтецов, читая часы по вечерам в субботу и воскресенье. Это не так-то просто, оказывается! Кроме того, что чтение производится по-английски и в нем много сложных и редких слов, чтецу необходимо выдерживать особую монотонную интонацию. Ну и конечно нужно знать, что и когда читать. Короче, это непростая работа и требует большой практики. В помощь мне приходит мой голос, который я неплохо разработал во время своих «театральных гастролей» в начале года (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/03/blog-post_28.html). Благодаря этому опыту мне все-таки доводится иногда слышать похвальные отклики после чтения в церкви, хотя я-то знаю, что и слова не все правильно произнес, и интонацию кое-где нарушил!
В среду же 29 мая Архиепископ Гавриил уехал, но икона еще осталась, а с ней и отец Александр. В среду днем в церкви был организован прощальный обед, который приготовила русская часть прихода. У нас тут есть несколько очень хороших кулинарных специалистов. День был постный (рыбный), и я знаю, что Женя и Юра – руководители русской кулинарной группы – приготовили какую-то очень вкусную гигантскую фаршированную рыбу. Они же и многие другие приготовили разнообразные блюда, которые украшали стол. Рыбу за обедом всю съели, а остального понемногу осталось.
С этими «сладкими» остатками был организован дружеский ужин с отцом Александром и духовенством нашей церкви. На этот ужин я был приглашен. Отец Александр рассказывал про путешествия Курской иконы, про то, что она уже нескоько раз бывала в России, в Курске. К счастью Русская Православная Церковь понимает важность этой иконы для православной эмиграции, и не требует ее вернуть! А когда икона не путешествует, она открыта в своем доме – в Синодальном Знаменском соборе Русской Православной Церкви за границей в Нью-Йорке. К ней всегда приходят люди. Чтобы доступ к ней был как можно более открытым, службы в этом храме проводятся ежедневно. Отец Александр говорит, что конечно, народу не всегда бывает много, но желание духовенства этой церкви, как и желание всего Нью-Йоркского патриархата заключается в том, чтобы миссия иконы не прерывалась.
Мы хорошо покушали, остатки были действительно очень вкусными. Это было приятно, ведь я понимал, что со сложной и ответственной задачей приготовки еды для такого уникального случая мои русские братья и сестры справились прекрасно. Среди вина же всеобщим любимцем было грузинское полусладкое Кинзмараули!
После ужина мне удалось поклониться иконе во второй раз. К моему глубокому удивлению она пахла по-другому, чем на вечерней службе! В дальнейшем отец Филозоф из нашей церкви, сопровождавший икону, рассказал, что когда икону носили по домам прихожан, в каждом доме она пахла по-разному: то ладаном, то розами, то она издавала легкий лимонный аромат. Семьи-то ведь были разными! Ну не чудо ли?
Вот такое удивительное событие произошло с нами недавно.

No comments:

Post a Comment