Wednesday 26 June 2013

Об органических продуктах

Вот так вдали от земли растет "неорганическая" клубника!
Когда миллиардера Уоррена Баффета спросили о профессии будущего, он ответил просто: фермер. И действительно, в наш век «возвращения к корням» во всем, и в особенности в еде, предсказание Баффета имеет глубокий смысл. Примечательно, что эту мысль высказал человек, который зарабатывает свои миллиарды практически из воздуха, ничего не производя, ведь Баффет - рыночный спекулянт. Если соизмерять профессии, то профессия фермера, который живет тем, что произведут его руки, является диаметрально противоположной профессии рыночного спекулянта, который кормится от больших денежных потоков.

Слова Баффета я вспомнил, посетив недавно местную ферму, где посетителям предоставляется возможность собирать свежую клубнику прямо на поле . Это один из неплохих способов заработка небогатых канадских фермеров, живущих недалеко от города. Они допускают на свои поля «городских неврастеников», где те сами собирают какие-нибудь ягоды и покупают их по весу на выходе с поля. Стоят они обычно столько же, сколько и в магазине. В результате все довольны: фермеры получают хорошую цену, а горожане закупаются «органической» продукцией, да и вообще находят причину вылезти из своих городских нор на солнышко.

Вырвался из города и я. День был замечательный: солнечный и теплый. Клубника была спелая, вкусная, ее было много. Полевая клубника очень отличается от магазинной тем, что она гораздо мельче, но имеет более сладкий и насыщенный вкус.

Оторвавшись в поле «по клубничке» я отдыхал перед отъездом домой. Передо мной была парковка для покупателей фермы, а сзади – небольшой загон с двумя осликами и пятнистой свиньей, которые выглядели немного очумевшими от внезапной жары. Свежий ветерок разгонял чресчур природные ароматы, исходившие из загона. Я сидел, нежась в тепле и в тени, и разглядывал многочисленные машины посетителей фермы. В голове возникали мысли где-то на стыки социологии и философии.

Дело в том, что среди этих машин я не увидел ни одной старой или неухоженной машины. Все были как на подбор: блестящие, дорогие, большие. «Н-да!» - думал я, - «народ за органической клубничкой ездит небедный! Интересно, почему?»

А действительно, почему органические, или «био» продукты стали прихотью именно зажиточных слоев населения? Почему более бедные граждане не проявляют столь активного интереса к таким продуктам? Машины у них тоже есть, только похуже, ферма находится недалеко от города и добраться до нее просто. Почему же вкусы разделились так, что более бедные слои населения покупают клубнику в магазинах, а более богатые ездят на поле? 

Поясню, что себя я все-таки к зажиточным слоям канадского населения не отношу. Я здесь вообще явление необычное: я не зарабатываю много денег, но при этом весьма хорошо образован. На Западе с его огромными ценами за университетское образование имеется прямая и крепкая связь между тем, сколько человек зарабатывает, и тем, как он образован. То есть, чем западный человек богаче, тем вероятнее, что у него за плечами престижный университет. И наоборот, чем более престижный университет человек окончил, тем больше шансов, что он станет богат. Так было по крайней мере до недавнего времени. В настоящий момент западное университетское образование обесценивается, но это отдельная история.

Итак, запомним прямую связь между образованием и заработком на Западе. Она нам пригодится.

В настоящее время мы являемся свидетелями весьма парадоксальной ситуации с продуктами питания: чем она традиционнее и проще произведена, тем она дороже. «Органические» ряды – самые дорогие в магазине. Посмотришь так на «органическую» местную клубнику и подумаешь, а за что тут собственно деньги платить: она какая-то маленькая и невзрачная, тогда как «неорганическая» клубника, привезенная из США, неестественно большая, красивая да еще и значительно более дешевая.

Человек необразованный и небогатый скорее потянется к большим, красивым и дешевым продуктам, нежели к маленьким, невзрачным и дорогим. Если вообще потянется к клубнике, потому что она не столь популярна среди "простых" людей, как какой-нибудь жутко соленый полуфабрикат или Макдональдс.

Образованный же человек посмотрит на устрашающую «неорганическую» клубнику, и во-первых, вспомнит, что у нее вкус значительно менее выражен, во-вторых представит, что с этой клубникой сделали и какими ее пестицидами облили, чтобы она выросла такой уродливо большой, ну а в-третьих быстро проанализирует цены и поймет, что скорее всего «неорганическую» клубнику собирали в рабских условиях за два доллара в час какие-нибудь несчастные мексиканцы, иначе она не может так мало стоить.

В результате более образованный, а значит и более богатый человек конечно выберет «органическую» клубнику, ведь выбирая ее он будет а) кушать вкусный продукт; б) кушать чистый продукт; в) не будет поощрять рабскую эксплуатацию труда на далеких калифорнийских полях. И все это добро для тела и души только за несколько дополнительных долларов! Неудивительно теперь, что машины на фермерской стоянке были сплошь дорогими да красивыми.

Если представить теперь это «раздельное» питание в эволюционной перспективе, то становится ясно, что бедный и необразованнный человек, поглащающий дешевую, вредную и «грязную» продукцию, будет склонен к жизни, которую английский философ Томас Гоббс охарактеризовал как «неприятная, жестокая и короткая», тогда как богатый и образованный человек проживет более долгую и приятную жизнь в том числе и за счет потребления полезных и экологически чистых продуктов. Какой лучший аргумент нужен в пользу откладывания денег на образование детей?

No comments:

Post a Comment