Thursday, 16 April 2015

Истории с фронта идеологической войны

Чтобы не стать такими же обманутыми Буратинами!
Я уже давно пришел к выводу, что новая мировая война идет полным ходом, и мы все в ней участвуем, хотим этого или не хотим. Я имею в виду конечно глобальную информационную войну, которую особенно активно стало вести правительство путинских преступников после незаконного захвата Крыма и начала поддержки террористов в Восточной Украине. Основным массовым оружием этой войны является известный русскоязычный канал, главная цель которого – объяснить, почему черное это белое, а белое - черное. При федеральном бюджете в многие миллионы долларов, у них это неплохо получается. Поэтому это оружие поразило уже много жертв вне России, об этом знаю не понаслышке.

То, что происходит в России, вызывает конечно сильное сожаление. Там у путинских преступников нет никаких сдерживающих факторов, зато есть вся казна. Людям мозги там полощутся эффективно. Печально известные 86% поддержки политики Путина говорят об успехе провластной пропаганды. Однако этот яд поражает и далеко заграницей. Даже в эмиграции стало сложно найти человека, который бы мыслил разумно и морально о Крыме, Украине и путинской власти.

Эта картина мне известна очень хорошо: встречаешься с каким-нибудь милым земляком, абсолютно разумным на первый взгляд, далеко неглупым, скорее всего хорошим семьянином, малопьющим и некурящим. Знакомишься, говоришь приятно о том, о сем. Разговор касается Украины или Крыма, и тут происходит нечто ужасное: приятный человек вдруг превращается в какого-то жуткого зомби и начинает нести такую оскорбительную ахинею, что просто хоть уши затыкай и беги прочь. Я в таких случаях стараюсь разговор побыстрее закончить, ни в коем случае не спорю – себе дороже выйдет. Про себя делаю заметку с этим человеком больше не общаться, а если общаться необходимо, то говорить только на какие-нибудь важные для меня темы и по возможности коротко.

Конечно, очень хочется спросить, раз ты так любишь своего пукина, так что же не едешь к нему в Россию, на радость себе и на горе «укропам», «бендеровцам» и мировому жидо-масонству? Пару раз не удерживался, спрашивал.

Ответ был коротким, примерно одинаковым: да, вот так получилось, что я здесь оказался («Ведь не за уши тебя сюда приволокли, в гнездо НАТО и мирового империализма», - про себя комментирую я, но терплю, молчу!)

Я, мол, вернулся бы к русским берегам, да вот детям здесь очень нравится.

Понятное дело, дети, наверно, российский «Кисель-ТВ» днями и ночами не смотрят, вот им все и нравится!

С такими зомби спорить бесполезно, их уже ничто не переубедит. Однажды я предпринял попытку (смотрите многочисленные типичные зомбо-комментарии к моей статье "Новогодний тост" здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/12/blog-post_31.html). Больше этим заниматься не хочу, потому что это как об стенку горох.

Но все-таки сделать кое-что, чтобы раздавить голову российской пропагандистской гадине иногда мне удается. Приведу пару историй, которые иллюстрируют мой небольшой вклад на фронте этой самой настоящей глобальной идеологической войны.

История 1: Думая об Отечестве

Знакомая прихожанка съездила в отпуск в Россию. Привезла и выложила в церкви для бесплатной раздачи казалось бы очень подходящую сегодня книгу под названием «Келейные молитвы об Отечестве и русском народе». Эпиграф – изречение умнейшего и благороднейшего человека, святого Филарета (Дроздова): «Кто не радеет об Отечестве земном, тот не достоин Отечества Небесного». Рука уже так и тянется взять экземплярчик домой. Из любопытства, еще ничего не подозревая, открываю брошюру. Смутное сомнение вызывает библиографическая информация: брошюра издана издательством «Благословение», Техинвест-3. Что за «Техинвест-3»? Звучит как название какого-то оборонного предприятия. Ну да ладно, кто их там знает, может это название совершенно безобидного издательства.

Смотрю содержание, все как полагается: Молитва святому мученику Царю Николаю, Молитва о благосостоянии России о. Иоанна Кронштадтского, Молитва генерала Ермолова. Почитал молитвы – очень хорошие, правильные. За Отечество молиться в последнее время очень хочется, но слов подходящих иногда сразу не находишь. А тут – все уже продумано и написано прекрасным языком! Только знай, читай эти молитвы перед иконой Собору новомучеников и исповедников Церкви Русской. У нас в церкви таких икон несколько.

Листаю дальше. Взгляд запинается на «Молитве о стране Украинстей и Новороссии». Прочитал этот короткий текст внимательно. На фразе «Защити Новороссию и даруй победу православному воинству» понимаю, что эта брошюра – бессовестное оружие путинской пропаганды. Нет никакой Новороссии и православного воинства там, а есть захваченная незаконными банд-формированиями территория Восточной Украины. Поддерживает этих преступников морально и материально Путин и компания. Для них нет абсолютно ничего святого. Религия для них является только инструментом воздействия на народные умы с целью оправдания их преступлений и сохранения власти. Вот и пишут их идеологи в «Техинвестах» подобные текстики.

С отвращением закрываю брошюру, собираю их и иду объяснять все Батюшке. Как и ожидалось, он совершенно согласен с тем, что этой книге не место в церкви.

История 2: Доверяй, но проверяй

Информационное заражение может произойти не только от тех, кто ложь производит, то есть провластных российских структур, к которым и так уже у всех нормальных и неподкупленных людей мира доверия нет. К сожалению, даже те, кому склонен доверять, могут по разным причинам пасть жертвой этой лжи и сами начать ее транслировать. Жертвами путинской пропаганды, например, стали некоторые православные священники. Только «информационное заражение», возникшее на плодородной почве незнания фактов, может объяснить следующий случай.

В нашу церковь пришли по почте новые книги на русском языке. Их прислали «коллеги» из Манитобы, куда наш настоятель Отец Джон посылает вербу к Вербному Воскресенью. В Манитобе обычно в это время лежит снег и вербы нет, а у нас с нашей вечной весной вербы много. Верующие Манитобы благодарят нас книгами. Я же являюсь добровольным руководителем церковной русскоязычной библиотеки (об этом я однажды подробно писал в статье «От судьбы не уйдешь» http://pomyslivden.blogspot.ca/2014/01/blog-post_16.html). Книги из Манитобы таким образом попали ко мне на обработку.

Сначала мне казалось, что нужно будет только приклеить карманы, заполнить формуляры и т.д. Однако выяснилось, что опять же нельзя терять бдительность с тем, что произведено в современной России.

Одна из книг была сборником рассказов современного автора, священника. Книга в симпатичной обложке издана в Сретенском монастыре, а значит, скорее всего, благословлена каким-нибудь православным иерархом. Открываю рассказ, в названии которого меня зацепило слово «геополитика». Обычно это слово в тексте ни к чему хорошему не ведет. И точно! Рассказ (не слишком-то, кстати, достойный в литературном отношении) посвящен визиту автора в Сербию и его разговорам и метафорам на тему, какие американцы и Америка бездуховные, глупые, поверхностные, злые и плохие. Имеется даже намек на то, что неплохо было бы сбивать их реактивные самолеты, патрулирующие границу между Косово и Сербией. Для меня этого достаточно, чтобы не включать эту книгу в церковную библиотеку.

Автору, прежде чем садиться за такие рассказы, стоило бы сначала изучить историю югославского конфликта, особенно факты о резне, организованной сербскими генералами в Сребренице в 1995 году. Может быть цифры убитых безоружных боснийцев в возрасте 13-77 лет (8 тысяч за неделю) немножко охладили бы его перевозбужденное «патриотической» реторикой сознание! Информационно подкованный христианин, да и вообще нормальный человек, никогда бы остановку такой резни не осудил, в конце концов сам Иисус говорил в Нагорной Проповеди: "Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими" (Мф. 5:9). Интересующихся подробностями этой мрачной истории, а также подлинной ролью в этой войне сторон югославского конфликта с одной стороны, а также Америки и НАТО с другой стороны, отправляю к русскоязычной статье в Википедии (https://ru.wikipedia.org/wiki/Резня_в_Сребренице). Почитайте, и выводы делайте сами насчет миротворческой роли «бездуховного» Запада, а также «патриотических» преступлений сербских боевиков.

Советую всем быть очень осторожными в отношении информации, исходящей из современной России. Ложь там научились создавать так виртуозно, что она проникает незаметно, а затем мощно отравляет сознание. При этом путинская пропаганда является не просто ложью, а полуправдой, что делает борьбу с ней очень сложной. Если вопрос интересует, стоит почитать о нем в нескольких источниках, желательно найти впечатления типа "своими глазами" или какие-нибудь понятные статистические данные, чтобы составить свою позицию. Дискуссий с зомби лучше просто избегать, для души читать же по-русски светских и религиозных классиков (если есть время!). Опираться в своих суждениях нужно не на то, кто что сказал по Первому каналу -- он уже давно подорвал к себе доверие -- а на факты и на общечеловеческую мораль. Только так можно понять, что действительно хорошо, а что действительно плохо.

Wednesday, 15 April 2015

Жизнь Апостола Аляски Святителя Иннокентия Вениаминова в рисунках для детей

Крещение Вани Попова, 1797 год, деревня Анга близ Иркутска
Мою статью о Святителе Иннокентии Вениаминове читайте здесь: http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/04/blog-post.html.
Семинарист Иван Вениаминов выпустился
из Иркутской семинарии, 1818 год

О. Иоанн учит детей в Иркутском Благовещенском соборе, 1821

О. Иоанн вместе со своей семьей совершает 7-месячное
путешествие в Аляску, 1823

На алеутском острове Уналашка о. Иоанн строит
церковь Воскресения Господня, алеуты ему помогают, 1824

О. Иоанн выучил алеутский язык и составляет
алеутскую грамматику, а также переводит
Евангелие от Матфея на алеутский язык, 1824-1834

О. Иоанн посещает алеутские острова, 1824-1834

На алеутском острове Акун о. Иоанн встречает алеута
Ивана Смиренникова, который регулярно общается с ангелами, 1828

В столице Русской Америки Ситке о. Иоанн причащает
воинственных индейцев Тлингитов, 1834-1838

О. Иоанн возвращается в Москву, где встречается с митрополитом
Московским Филаретом (Дроздовым), 1838

О. Иоанн совершает паломническую поездку в Киево-Печерскую
лавру, где размышляет о том, чтобы принять монашество, 1839

О. Иоанн постригается в монашество с именем Иннокентий,
в честь св. Иннокентия Иркутского, 1840

О. Иннокентий приглашен царем Николаем Первым
для беседы, 1840

О. Иннокентий становится епископом
Камчатским, Курильским и Алеутским,
главой самого большого в мире православного епископата, 1840

Возвращение в Аляску, где о. Иннокентий подружился
с пораненным белоголовым орлом, 1841

Во время шторма рядом с Еловым островом,
где в это время живет св. Герман Аляскинский,
о. Иннокентий успешно молится об успокоении моря, 1842

Вынужденный визит в Японию, где о. Иннокентий
помогает миссионеру и будущему святому о. Николаю Касаткину, 1860

О. Иннокентий становится митрополитом Московским и Коломенским,
и возглавляет Русскую Православную церковь, 1868

В Великую Субботу перед Пасхой о. Иннокентий причащается и
спокойно умирает, 1879


О. Иннокентия прославляют как Апостола Сибири и Аляски, 1997
Святитель Иннокентий, моли Бога о нас!

Monday, 13 April 2015

Пасхальное от Д.Быкова

Н.Пимоненко "Пасхальная заутреня в Малороссии"
Оригинал здесь: http://ru-bykov.livejournal.com/2090313.html.

…А между тем благая весть — всегда в разгар триумфа ада, и это только так и есть, и только так всегда и надо! Когда, казалось, нам велят — а может, сами захотели, — спускаться глубже, глубже в ад по лестнице Страстной недели: все силы тьмы сошлись на смотр, стесняться некого — а че там; бежал Фома, отрекся Петр, Иуда занят пересчетом, — но в мир бесцельного труда и опротивевшего блуда вступает чудо лишь тогда, когда уже никак без чуда, когда надежда ни одна не намекает нам, что живы, и перспектива есть одна — отказ от всякой перспективы.

На всех углах твердят вопрос, осклабясь радостно, как звери: «Уроды, где же ваш Христос?» А наш Христос пока в пещере, в ночной тиши. От чуждых глаз его скрывает плащаница. Он там, пока любой из нас не дрогнет и не усомнится (не усомнится только тот глядящий пристально и строго неколебимый идиот, что вообще не верит в Бога).

Земля безвидна и пуста. Ни милосердия, ни смысла. На ней не может быть Христа, его и не было, приснился. Сыскав сомнительный приют, не ожидая утешенья, сидят апостолы, и пьют, и выясняют отношенья:

— Погибло все. Одни мечты. Тут сеять — только тратить зерна.

— Предатель ты.

— Подослан ты.

— Он был неправ.

— Неправ?!

— Бесспорно. Он был неправ, а правы те. Не то, понятно и дитяти, он вряд ли был бы на кресте, что он и сам предвидел, кстати. Нас, дураков, попутал бес…

Но тут приходит Магдалина и говорит: «Воскрес! Воскрес! Он говорил, я говорила!» И этот звонкий женский крик среди бессилия и злобы раздастся в тот последний миг, когда еще чуть-чуть — и все бы.

Глядишь кругом — земля черна. Еще потерпим — и привыкнем. И в воскресение зерна никто не верит, как Уитмен. Нас окружает только месть, и празднословье, и опаска, а если вдруг надежда есть — то это все еще не Пасха. Провал не так еще глубок. Мы скатимся к осипшим песням о том, что не воскреснет Бог, а мы подавно не воскреснем. Он нас презрел, забыл, отверг, лишил и гнева, и заботы; сперва прошел страстной четверг, потом безвременье субботы, — и лишь тогда ударит свет, его увижу в этот день я: не раньше, нет, не позже, нет, — в час отреченья и паденья.

Когда не десять и не сто, а миллион поверит бреду; когда уже ничто, ничто не намекает на победу, — ударит свет и все сожжет, и смерть отступится, оскалясь. Вот Пасха. Вот ее сюжет. Христос воскрес.

А вы боялись.

Thursday, 2 April 2015

Святитель Иннокентий Вениаминов: апостол Сибири и Америки

Святитель Иннокентий, моли Бога о нас!
В 1797 в селе Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря родился мальчик Иван Попов, который впоследствии стал великим ученым и религиозным деятелем отцом Иннокентием (Вениаминовым), епископом Православной Российской Церкви и митрополитом Московским и Коломенским. Он прославлен Русской Православной Церковью в 1977 году в лике святителей как апостол Сибири и Америки. Его память совершается в церковных службах пять раз в году: 13 апреля (преставление), 23 июня (Собор Сибирских святых), 6 октября (прославление), 18 октября (Собор Московских святых), в Третью неделю по Пятидесятнице (Собор Санкт-Петербургских святых). В Иркутской семинарии Ивану дали новую фамилию Вениаминов в честь недавно скончавшегося епископа Иркутского Вениамина (Багрянского) – поскольку Поповым там был каждый второй.

История отца Иоанна, в монашестве Иннокентия, рассказывает нам о том, как человек, родившийся в самом глухом закоулке России, благодаря дарованным свыше талантам и усердию стал величайшим мыслителем и влиятельнейшим человеком, чье научное и религиозное наследие ценится до сих пор. Его основной религиозный труд, короткая книга «Указание Пути в Царствие Небесное» (http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Moskovskij/ukazanie-puti-v-tsarstvo-nebesnoe/1_3) была издана свыше двадцати раз, переведена на множество языков, включая алеутский (перевод сделал сам отец Иннокентий). Отец Иннокентий оставил о себе память и как выдающийся ученый. Его труд «Записки об островах Уналашкинского отдела» (1840) до сих пор считается классическим научным трудов в области этнографии алеутов.

О жизни неутомимого отца Иннокентия написано много, поскольку там есть что описывать и исследовать. Он общался и влиял на знаменитых людей своего времени: митрополита Московского Филарета (Дроздова), писателя Ивана Гончарова, святителя Николая Японского, российских царей Николая Первого и Александра Второго и других. Для интересующихся деталями вот несколько библиографических ссылок на источники, в которых деятельность отца Иннокентия описана подробно: https://ru.wikipedia.org/wiki/Иннокентий_(Вениаминов), книга протоиерея Д. Григорьева Д. «От древнего Валаама до Нового Света» (1988), книга В. Бурлака «Русская Америка» (2009), детальное жизнеописание отца Иннокентия со множеством интересных фактов www.orthedu.ru/ch_hist/hi_rpz/139117so.htm (если только не щелкать на этой странице по ссылкам, поскольку этот Интернет-ресурс видимо был взломан. Текст однако на странице представлен очень ценный).

В этой статье я ограничусь описанием нескольких любопытных случаев из его жизни, о которых я узнал из книги «Saint Innocent of Alaska. Apostle and Missionary» под авторством Сары Элизабет Коуи (Sarah Elizabeth Cowie).
Остров Уналашка сегодня. Церковь Воскресения Господня (1825) еще стоит!
Начало карьеры, решение поехать в Америку

В 1806 году девятилетний Иван Попов был определен в Иркутскую духовную семинарию. Мальчики там часто смеялись над его простой одеждой. Но Иван был совсем не прост. У него были золотые руки. Прочитав одну соответствующую книгу в школьной библиотеке, он смог смастерить водяные часы, которые тикали. Затем он сделал солнечные карманные (!) часы. Мальчики перестали смеяться над ним. Наоборот, они захотели дружить с ним, чтобы он им тоже смастерил карманные солнечные часы. Выпустился Иван из семинарии в 1818 году – с отличием и... с женой Катериной, на которой он женился в 19 лет. Вместе они прожили 20 лет до смерти жены, у них было 12 детей (по другим сведениям 15, но некоторые рано умерли).

В 1823 году отец Иоанн вместе со своей женой Катериной были очень счастливы. Талантливого выпускника направили в один из самых благополучных приходов Иркутска, богатую и большую Благовещенскую церковь. У него была хорошая зарплата, свой дом, сын, паства любила его, он уже был рукоположен в пресвитера. Дела шли в гору, и так могло быть до конца жизни, но отцу Иоанну была уготована совсем другая судьба. Когда в этом году среди местных православных священников был объявлен набор миссионеров в Аляску, отец Иоанн сначала отказался записываться. Однако, благодаря Воле Господней, одному из знакомых отца Иоанна после долгих переговоров удалось уговорить его записаться в миссию. Аргумент, который «как стрелой поразил сердце» отца Иоанна звучал так: «Вы не поверите, как алеуты усердны к вере. Несмотря ни на что – ни на мороз, ни на снег – они идут к заутрене в часовню. А часовня эта построена из досок и не имеет печки. И стоят иногда босые, не переступят с ноги на ногу во все время, пока читают заутреню». Услышав этот рассказ, отец Иоанн загорелся желанием поехать к людям, которые так тянуться к Богу. Если бы этого не произошло, мы бы возможно никогда не узнали о нем! В 1823 году отец Иоанн со всем своим семейством отбыл из благополучного Иркутска, чтобы попасть на неизведанный землю Русской Америки. Там он пробыл пятнадцать лет до 1839 года. Эти годы стали поворотными не только в его жизни, но и в жизни многих аляскинских туземцев.

Когда отец Иоанн со всем своим семейством (женой на последнем месяце беременности, сыном, братом и матерью) прибыли на алеутский остров Уналашка, им негде было жить. Российские промышленники под руководством А. Баранова не слишком жаловали миссионеров и не торопились им помогать. Возможной причиной этому был их крайне распутный образ жизни, который они совершенно не хотели оставлять, как того требовали миссионеры. Сам Баранов не раз говорил, что «из женатого русского выходит плохой промышленник». В конце жизни Баранов поменял свое отношение к миссионерам (в основном, благодаря деятельности и примеру отца Германа, впоследствии преподобного Германа Аляскинского), однако Бог сурово покарал его за его грехи: дети Баранова погибли в молодости, его основное детище Аляска досталось американцам.
Тлингиты - воинственные туземцы
Научные достижения о. Иоанна, или как о. Иоанн спас котиков от истребления

Без особой помощи местных властей отцу Иоанну пришлось сначала самому вырыть землянку, а затем построить дом. Ему также предстояло отремонтировать местную церковь, что он успешно сделал, не без помощи алеутов. Работая с ними бок о бок он стал изучать их язык и нравы. Отец Иоанн заметил, что алеуты во всех отношениях очень переимчивы. Они быстро перенимали у русских всякое рукоделие, какое видели. Как пригодились тогда отцу Иоанну основательное знакомство с механикой и те ремесленные навыки, которые он приобрел в юности! Он сам принялся за подготовку рабочих из алеутов, обучая их столярному, плотницкому, слесарному и кузнечному делу, изготовлению кирпича и каменной кладке. В этом совместном труде он смог сблизиться и узнать своих прихожан, их характер, нравы, представление о мире, познакомиться с их языком. Когда церковь была обновлена, он мог свободно говорить на алеутском языке, имел со многими прихожанами близкие приятельские отношения, и что самое главное – мог начать проповедовать им Слово Божие, используя эффективные примеры из своей недавней с ними работы.

В результате о. Иоанн изучил алеутский язык так хорошо, что смог писать на нем книги. Уже в 1826 году он создал алфавит и описал грамматику алеутского языка, перевел на него Евангелие от Матфея (1840), и свои книги «Начатки Христианского учения» (1840) и «Указание Пути в Царствие Небесное» (1840), читал на алеутском языке проповеди. Языком мирных алеутов он не ограничился, и освоил еще и язык воинственных тлингитов, на который также перевел первую часть своего «Указания...».

Его «Грамматика алеутско-лисьевского языка» давала столь ясное понятие о конструкции этого языка, что очень скоро лингвисты стали использовать ее как пособие для работы над другими языками. Например, известный знаток китайского языка Шетт воспользовался «Грамматикой» о. Иоанна и, сравнивая алеутский язык с азиатскими, достиг «желаемого успеха». Знаменитый писатель И. А. Гончаров так отзывался о произведениях о. Иоанна: «…не пожелаешь никакой другой истории молодого и малоизвестного края. Нет недостатка ни в полноте, ни в отчетливости по всем частям знания: этнографии, географии, топографии, натуральной истории, но всего больше обращено внимание на состояние церкви между обращенными».

Чрезвычайно важными были наблюдения о. Иоанна над образом жизни промыслового котика - главного источника доходов русских промышленников в Аляске. Во время своих поездок на Прибыловы острова он близко ознакомился со способами охоты на этих ценных животных, которых, как он справедливо опасался, ожидало полное истребление. Отец Иоанн начал вести наблюдения над естественным приростом котиков и позже составил таблицу, из которой делалось ясно, сколько животных можно убивать каждый год, чтобы не уменьшать общего количества котиков в прибрежных водах. Об этом позже писал адмирал B. C. Завойко: «Отец Вениаминов, как человек с острым разумом и быстрым практическим соображением и как наблюдатель окружающей его природы, ясными выводами из своих наблюдений над жизнью земноводных животных, морских котиков, доставил компании на несколько сот тысяч пользы; и поныне казна ежегодно получает громадный доход».
Святой Петр Алеут - замучен испанцами
за нежелание отказаться от православия
Искушение любопытством

О поразительном смирении о. Иоанна рассказывает такая удивительная история. Однажды в 1828 году он отправился к своим прихожанам на небольшой алеутский остров Акун. В первый раз посещал о. Иоанн эти места, и каково же было его удивление, когда он увидел, что местные жители стояли на берегу наряженными, как на торжественный праздник, ожидая его. Он вышел на берег, и островитяне бросились к нему с приветствиями и всячески старались показать свою радость по случаю его прибытия. О. Иоанн поинтересеовался, откуда они узнали о нем. Туземцы ответили, что об этом им сообщил их шаман Иван Смиренников. Более того, Смиренников подробно и точно описал внешность о. Иоанна. О. Иоанн был очень этим поражен и пожелал встретиться со Смиренниковым, чтобы поговорить о Священном Писании.

Из беседы выяснилось, что Ивану Смиренникову совсем не хотелось считаться шаманом, что он был крещен в православие первыми русскими миссионерами, знал главные молитвы и Евангелие, хотя последний раз общался с миссионерами более 20 лет назад. На удивленные вопросы о. Иоанна Иван Смиренников ответил так: вскоре после крещения к нему пришли два «белых человека». Они сказали, что посланы от Бога, чтобы учить его правильной вере и охранять его. И вот уже много лет почти ежедневно приходят они к нему днем или к вечеру, "а ночью не являются". Вот они и рассказывали о предстоящем визите о. Иоанна и описали его. Когда Смиренников просил помощи для других, они отвечали: "Мы спросим у Бога и, если Он благоволит, исполним". Иногда они рассказывали о происходящем в других местах. Они показывали Ивану, как правильно изображать крест на теле, наказывали не начинать никакого дела, не благословясь. Велели не есть рано поутру, не есть "вскоре убитой рыбы и зверя еще теплого", а некоторых птиц и морских существ совсем не употреблять в пищу. Говорили, что Богу противны убийство, воровство, всякий обман и корысть, и особенно велели соблюдать чистоту до супружества и в супружестве. Они говорили, чтобы Иван никому не сказывал исповеданных грехов своих о. Иоанну и чтобы сразу после Причастия у него не ел жирного. Про о. Иоанна же сказали, чтобы Смиренников слушался его учения, а русских промышленников, которые поступают не так, как учит о. Иоанн, не слушал. «Я и сегодня видел их, они-то мне и сообщили, что ты желаешь видеть меня, и я должен пойти и все рассказать тебе и ничего не бояться. И еще кое-что они говорили о тебе: в недалеком будущем ты сам поедешь большой водой к великому человеку и будешь говорить с ним», - закончил Смиренников свой рассказ пораженному о. Иоанну.

Отец Иоанн был в сильном смущении относительно этого рассказа. Во-первых, непонятно было, что за сущности являлись Смиренникову. Можно было бы подумать, что это ангелы, но известно, что демоны могут успешно притворяться ангелами и говорить при этом самые льстивые и прозорливые вещи с целью заполучить душу человека. Чего они не выносят, это креста и Иисусовой молитвы. Смиренников не подверг их этому тесту. Во-вторых, вся эта история звучала столь невероятно, что о. Иоанн сам захотел увидеть «белых людей». Наконец, о. Иоанна смущало то, что он не знал, о чем собственно говорить с «белыми людьми». Как он ни размышлял об этой возможной беседе, все выходило, что говорить он собирался о себе, а этого он делать не хотел. Если бы Бог что-то захотел сообщить о. Иоанну, Он бы это сделал напрямую, без посредничества Ивана Смиренникова. Наконец, о. Иоанн понял, что если его разговору с «белыми людьми» и суждено состояться, то он должен быть целиком посвящен судьбе алеутов и проповеди Слова Божия среди них. О. Иоанн попросил Смиренникова поговорить с "белыми людьми" о возможной встрече с ними и спросить, как они к этому отнесутся. На следующей их встрече Иван ответил, что «белые люди» не против встретиться с о. Иоанном, но только нужды в этом нет, поскольку о. Иоанн «и так все знает и правильно все делает».

Однако, поскольку у о. Иоанна оставалось еще много сомнений по поводу этого разговора, он решил испросить благословения на эту встречу у иркутского архиерея Михаила. До получения же решения от него, о. Иоанн наказал Смиренникову следующее: Видимо являющиеся ему духи не были демонами, потому что хотя нечистый и может иногда преображаться в ангела светла, но никогда для наставления и назидания и спасения, а всегда для погибели человека. А потому Смиренников может слушать учения и наставления «белых людей», если только они не будут противными тому, чему учил о. Иоанн. Другим же, спрашивающим о будущем и просящим помощи, необходимо говорить, чтоб они сами просили Бога, как общего всех Отца. Лечить Смиренникову разрешается, но только говоря, что он не своей силой лечит, но Божией, и поэтому все должны прилежнее молиться и благодарить Единого Бога. О будущем же никому, и даже самому о. Иоанну чтобы не говорил ни слова! А всем акунцам о. Иоанн пообещал непременно сказать, чтобы не называли Смиренникова шаманом.

С тем о. Иоанн отбыл в Уналашку, откуда через некоторое время по делам отправился с семьей в Москву и Санкт-Петербург морем. Среди дел, которыми он занимался в столицах, была и встреча с царем Николаем Первым. Так сбылось предсказание Смиренникова о путешествии «большой водой» и встрече с «великим человеком». Свое логическое окончание удивительная история с Иваном Смиренниковым получила через три года, когда о. Иоанн вернулся в Уналашку и получил ответ архиерея Михаила. Архиерей благославлял о. Иоанна на встречу с «белыми людьми» при условии, что о. Иоанн при встрече осенит их крестом, прочитает вместе с ними Иисусову молитву, и будет с ними говорить только о духовном благе новообращенных алеутов. Но этой встрече не суждено было состояться, потому что к этому моменту Иван Смиренников уже умер блаженной кончиной – тихо и в окружении своей семьи. Так, благодаря смирению и выполняя заповедь послушания о. Иоанн выдержал искушение любопытством, которое наверняка было очень сильным и могло бы привести к непредсказуемым последствиям. Смог ли бы я выдержать подобное искушение? В ответе я не уверен!
Эта книга издается и сегодня!
Как Бог спасал о. Иоанна от смерти

Бог спасал о. Иоанна от смерти не раз. Например, однажды корабль, на котором плыл о. Иоанн, попал в жестокий шторм неподалеку от Елового острова, на котором в то время жил инок Герман, будущий святой Герман Аляскинский. Дела складывались настолько скверно, что о. Иоанн начал молиться примерно с такими словами: Боже, если Тебе угодно то, что делает инок Герман, успокой море. Море практически сразу успокоилось! (В жизни о. Иоанн и инок Герман не встречались, хотя хорошо знали друг о друге).

С воинственным туземным племенем тлингитов (колошей) связана другая история из жизни отца Иоанна, которая вполне может считаться чудесной. Отец Иоанн долго планировал поехать к тлингитам для проповеди, но все как-то у него не складывалось: то какие-то срочные дела найдутся, то транспорта нет, то сезон неподходящий. Между тем наступил праздник Рождества Христова 1836 года. Отец Иоанн дал себе твердое обещание по окончании Святок непременно начать задуманное. Но вдруг, за три дня до намеченного им срока, он узнал, что у тлингитов появилась оспа, и именно в тех самых местах, с которых предполагалось начать их посещать. Поспеши отец Иоанн до эпидемии приступить к беседам, и всю вину возложили бы на него как на русского шамана, напустившего па них такое зло. И почти утихшая вражда тлингитов к русским могла бы вспыхнуть с новой силой, а священник вполне мог погибнуть от их руки. Но Бог хранил о. Иоанна. Когда он появился среди тлингитов, русские их уже начали лечить от оспы. В результате туземцы стали относиться к русским гораздо более дружелюбно, чем раньше, и с повышенным вниманием отнеслись к проповедям о. Иоанна. Он изучил язык туземцев за время своего у них пребывания и впоследствии перевел на тлингитский язык первую часть своего «Указания Пути в Царствие Небесное».

Отец Иоанн становится отцом Иннокентием

8 ноября 1838 г. о. Иоанн Вениаминов вместе со своей пятилетней дочерью Феклой поднялся на борт судна, покидавшего Русскую Америку. Жена же его с остальными детьми поехала на родину, в Иркутск, где сыновья о. Иоанна, Иннокентий и Гавриил, собирались поступать в семинарию. 22 июня 1839 г., через 7 месяцев после начала, путешествие о. Иоанна через Тихий и Атлантический океаны окончилось, и судно бросило якорь в порту Кронштадта. И Санкт-Петербург и Москва тепло встретили миссионера. Многие стремились познакомиться с ним, чтобы услышать его удивительные рассказы. Много времени о. Иоанн проводил вместе с привязавшимся к нему митрополитом Филаретом. Успех в сборе миссионерских пожертвований был полный. Шла работа над изданием переводов и сочинений о. Иоанна. Но неожиданно из Иркутска пришло скорбное известие: 25 ноября 1839 г., на следующий день после своих именин, скончалась супруга о. Иоанна Екатерина Ивановна. Потрясенный горем батюшка хотел немедленно ехать на родину к осиротевшим детям. Сочувственно отнесся к его горю митрополит Филарет. Но в этом скорбном событии духовно опытный архипастырь увидел указание Божие на новое служение о. Иоанна: Святитель стал убеждать его принять монашество.

Предложение митрополита заставило о. Иоанна глубоко задуматься. Сумеет ли он достойно исполнять монашеские обеты при деятельной жизни миссионера? Кто будет заботиться о его детях? Целый год о. Иоанн не мог решиться на этот подвиг: Он ездил молиться к русским святыням: в Троице-Сергеевскую Лавру и в Киево-Печерскую Успенскую Лавру. Тем временем Господь устроил судьбу детей о. Иоанна: дочери были приняты в Патриотический институт, а сыновья в Духовную семинарию в Санкт-Петербурге. И 29 ноября 1840 г. протоиерей Иоанн Вениамиаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монахи с именем Иннокентий, в честь святителя Иннокентия Иркутского, которому все эти годы молился батюшка, прося помощи в своих миссионерских трудах.

Интересные разговоры

Однажды между Святителем Иннокентием и камчатским иеродиаконом Николаем произошел такой разговор. Как-то за обедом о. Николай сидел лицом на полдень, солнце било ему прямо в глаза. Речь шла о будующей жизни, и он спросил: «Владыка! Если Бог безмерно милосерд, то как же лишит Он некотрых своего Небесного Царствия?» «А ты, что вертишь головой и не сидишь спокойно?» - как бы не слыша вопроса, спросил его Преосвященный. «Да солнце прямо в глаза, и не дает покоя», - ответил иеродиакон. «Вот тебе и ответ на твой вопрос», - сказал Святитель, - «Не Бог лишит нераскаянных грешников Небесного Своего Царствия, а они сами не вынесут Его света, как ты не выносишь света солнечного».

Прибыв на Камчатку Владыка пожелал побеседовать с местными коряцкими старейшинами, кочевавшими недалеко с табунами оленей. На следующий день старейшины Авъява и Этск, явившись, обратились к Преосвященному с единственным заученным из русского языка словом: «Здоробо!» Затем сели на пол и закурили трубки. Помолчали (так было положено). Преосвященный Иннокентий повел с ними беседу на их языке. Он спросил, что их удерживает от принятия крещения. Помолчав, коряки отвечали: «Зачем креститься? Разве для того, чтобы сделаться такими же плутами, как крещеные тигильскне казаки, которые нас обманывают, обмеривают и обвешивают». Горько было слышать проповеднику Евангелия такие слова. «По крайней мере, не препятствуйте, если кто пожелал бы из ваших принять крещение», - сказал расстроенный Владыка. «Мы никому не запрещаем», -- снова помолчав, отвечали старейшины.

Случилось преосвященному Иннокентию видеться с одним тунгусом, который очень утешил его своей верой и преданностью Богу. Слушая рассказ о его нелегкой охотничьей жизни, Владыка с сочувствием сказал: «За то вам там, в вечной жизни, будет хорошо, если вы будете веровать Богу и молиться Ему». На эти слова тунгус с сильным чувством ответил: «Тунгус всегда молиться Богу. Убью ли я хоть куропатку: я знаю, что это Бог мне дал, и я молюсь и благодарю Его. Не убью: значит Бог мне не дал; значит я худой... Я молюсь Ему».

Как о. Иннокентия взяли в плен

Во время Крымской войны, в которой Россия воевала с Англией и Францией, события на Черном море влияли на ситуацию в море Охотском. В 1855 г. О. Иннокентий замыслил опасное путешествие в Аянский порт на этом море, а оттуда хотел затем перебраться в устье Амура. В это время в Аян были эвакуированы жители и гарнизон Петропавловска и шло строительство и укрепление Николаевска-на-Амуре. Следя за сообщениями газет и получая известия от людей осведомленных, Владыка предполагал, что неприятельский флот не появится у Аяна ранее июля. Однако Архиепископу Иннокентию пришлось столкнуться с неприятелем лицом к лицу. 21 июля 1855 года Владыка совершал в аянской церкви молебен с коленопреклонением о даровании победы. В городе уже никого не было: закопав несколько имевшихся пушек, жители покинули его еще до появления противника. Они перебрались в лес, за тринадцать верст от Аяна.

Вдруг в Аян прибыл английский фрегат, а следом еще один. Сойдя на берег, англичане узнали, что здесь находится русский архиерей. Они тотчас толпой с шумом и криком отправились в церковь. Посреди пустого храма стоял на коленях архиепископ Иннокентий и, нисколько не смутившись и как бы никого не замечая, громко произносил слова молитвы. Невозмутимое спокойствие Владыки и благоговейное выражение его лица поразили англичан, заставили их смолкнуть и терпеливо выждать конца службы. Потом, при воспоминании об этом событии святитель Иннокентий с неизменным юмором говорил: «Если бы знали англичане, о чем я молился тогда, то наверно бы тут же растерзали меня!»

Но они не знали, а вид так искренне молящегося человека внушил им почтение. После молебна офицеры подошли к Владыке и очень вежливо сообщили, что по долгу службы и обстоятельствам военного времени они должны будут взять его в плен. На это Святитель, улыбаясь, ответил, что человек он невоенный, следовательно, пользы от него никакой не будет, а, напротив, они причинят себе одни убытки, поскольку его придется кормить. Затем пригласил английских моряков к себе в дом и, угощая чаем, долго беседовал с ними. Англичане не взяли Владыку в плен, но на следующий день вернулись к нему и сообщили, что их капитан Лорд Чарльз Элиотт хотел бы пригласить Владыку на борт своего фрегата и побеседовать с ним. Владыка Иннокентий согласился.

Он провел на борту английского корабля несколько недель, каждый день подолгу беседуя с Лордом Элиоттом. Эти беседы так поразили англичанина, что он попросил Владыку попозировать его художнику, чтобы у Лорда навсегда остался потртрет Владыки в память об их незабываемой встрече. Впоследствии англичане оставили Амур и Уссурийск, а Владыка Иннокентий отслужил благодарственный молебен на берегу Амура в честь этого события.
Святитель Николай Японский, моли Бога о нас!
Встреча со Святителем Николаем Японским

Через несколько лет отец Иннокентий решит снова посетить Камчатку. Корабль, на котором он плыл, потерпел крушение (но все выжили), и ему пришлось пересесть на другой корабль, который шел в Японию. Там судьба свела его ни с кем иным как с отцом Николаем Касаткиным, будущим архиепископом, просветителем Японии, прославленным ныне в лике святых угодников Божиих двумя Православными Церквами — Русской и Японской. Это была очень важная встреча для отца Николая.

Отец Иннокентий нашел отца Николая в депрессии. Тот прибыл в Японию горящий желанием просвящать японцев православием, но у него ничего не получалось. Японцы очень закрытый народ, и они не любят слушать иноземцев. Их невосприимчивость к православному учению была жестоким ударом отцу Николаю. Местные русские его тоже особенно не поддерживали. О. Николай сидел целыми днями дома и читал французские и немецкие романы.

Отец Иннокентий сразу понял, что нужно делать. В первую очередь он попросил его выкинуть светские романы. «Тебе они здесь не пригодятся!» - таково было его объяснение. Следующим указанием было выучить японский язык. Далее о. Иннокентий своими руками сшил о. Николаю красивую сутану и дал ему для служения бронзовый крест.

Дальнейшее, как говорится, принадлежит истории. О. Николай послушал все советы о. Иннокентия, за семь лет выучил японский, перевел на японский различные религиозные и литургические тексты, стал духовным отцом многих и многих японцев. Сейчас он канонизирован как Равноапостольный Святитель Николай Японский.
Кафедральный собор Пресвятой Богородицы
"Всех скорбящих Радости", Сан-Франциско
О. Иннокентий о продаже Аляски Америке

В 1867 году Россия продала Аляску Соединенным Штатам Америки. Между обоими государствами было достигнуто соглашение о признании Америкой имущества и прав Русской Православной Церкви на территории Аляски. Вот что писал по этому поводу о. Иннокентий: «До меня дошел слух из Москвы, что будто бы я кому-то писал, что я не доволен тем, что наши Американские колонии проданы Американцам: это совершенная неправда; напротив того, я вижу в этом обстоятельстве один из путей Провидения, которым наше православие может проникнуть в Соединенные Штаты, где в настоящее время начали обращать на него серьезное внимание».

В этом же письме о. Иннокентий предлагает несколько идей дальнейшего развития «американского викариатства». В частности он предложил его столицу перенести из Аляскинского города Ситка в калифорнийский Сан-Франциско «где климатические условия несравненно лучше, и откуда столько же удобно иметь сообщения с колониальными церквями, как из Ситхи, если только не удобнее». Этот совет частично исполнен сегодня. Сан-Франциско является столицей православия в западной части Северной Америки (столица православия в Америке - Нью-Йорк). В 20-ом веке в Сан-Франциско был построен великолепный и самый крупный на западном побережье Кафедральный собор в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». В этом соборе хранятся мощи величайшего святого 20-го века святителя и чудотворца Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского.

Далее о. Иннокентий писал, что «преосвященному викарию и всем притчам православной Церкви в Америке» необходимо дозволить отправлять литургию и прочие церковные службы на английском языке, «для чего, само собой разумеется, должны быть переведены служебные книги на английский язык», а в будущих американских православных семинариях науки должны преподаваться уже не на русском, а на английском языке, «который рано или поздно, а заменится последним».

Эти наставления свидетельствуют о том, что о. Иннокентий был человеком, который был, что называется, «на связи с реальностью». Дай Бог всем современным церковным наставникам быть столь же разумными, здравомыслящими и близкими к нуждам своей паствы!

О. Иннокентий становится Московским Митрополитом

В декабре 1840 года о. Иннокентий был назначен Архиепископом Камчатским, Курильскимй и Алеутским. В этом сане он пробыл до 1868 года. Его епархия была одновременно самой большой в мире и самой менее населенной. Чтобы посещать свои приходы о. Иннокентию приходилось практически все свое время проводить в разъездах. Как известно, самолетов и автомашин тогда не было. Самым привычным способом передвижения по этой территории были собачьи или оленьи упряжки. Временами приходилось покрывать большие расстояния пешком. При этом о. Иннокентий всегда соблюдал все посты. Таким образом его епископство было очень тяжелой физической нагрузкой, которую о. Иннокентий всегда воспринимал с радостью и благодарностью.

В 1868 году по смерти митрополита Филарета (Дроздова) Святейший Синод попросил о. Иннокентия занять пост Митрополита Московского и Коломенского – высший пост в Русской православной церкви. На этом посту о. Иннокентий и оставался до своей кончины 31 марта 1879 года, в Великую Субботу накануне Святой Пасхи. Ему было неполных 82 года. В октябре 1977 года он был прославлен Русской Православной Церковью в лике святителей как апостол Сибири и Америки. В 1994 году он был прославлен в лике святых Русской Православной Церковью Заграницей.

Tuesday, 24 March 2015

"Полярная звезда": жизнь преподобного Германа Аляскинского в рисунках для детей


Все иллюстрации взяты из детской книги американской художницы Дорри Пападемитриу "Полярная звезда: святой Герман Аляскинский", изд-во Свято-Владимирской православной семинарии, г. Крествуд, штат Нью-Йорк. Подробно о жизни преподобного Германа Аляскинского, святого покровителя Америки на Небесах, я писал в статье "О преподобном Германе Аляскинском" здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/03/blog-post_24.html.

Прибытие о. Германа на остров Еловый

Отец Герман возделывает свой огород

Отец Герман угощает детей просфорами, которые пек сам

Защита от русских промышленников

Отец Герман лечил туземцев от лихорадки снадобьями,
которые готовил сам

Полярное сияние

Чудо о защите от пожара

Чудо об остановке штормового прилива

Чудо о преставлении отца Германа

О преподобном Германе Аляскинском

Отец Герман Аляскинский, моли Бога о нас!
История покровителя Америки преподобного Германа Аляскинского преподает важный урок, очень актуальный для миссионера любого времени. Этот урок озвучил просвятитель народов Аляски и Сибири митрополит Иннокентий (Вениаминов): «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, затем сделай так, чтобы они тебя полюбили, а потом говори им о Христе».

В случае жителей Алеутских островов Аляски, среди которых более сорока лет прожил перподобный Герман, полюбить их было серьезным вызовом цивилизованному разуму. Но Герман их полюбил. Сделать так, чтобы они полюбили Германа, было не просто сложно. Сложно было остаться среди них живым, не говоря уже о том, чтобы вызвать любовь с их стороны. Первомученику Ювеналию Аляскинскому, например, не повезло: когда он один пошел проповедовать Слово Божье в туземные племена, те его убили. Отец Герман жил среди алеутских туземцев один, на острове, вдали от тех, кто его мог защитить. Но он вызвал среди туземцев такую любовь, что и по сей день алеуты вспоминают добрым словом своего «апа», то есть отца, как они называли инока Германа, и как до сих пор поминают его в своих православных молитвах.
Латынцев В. "Пакетбот "Святой Павел" у берегов Аляски"
Этнография народов, которых встретили русские промышленники и исследователи Аляски в середине 18-го века, довольно хорошо исследована. Я прочитал несколько соответствующих трудов. Исследователи пишут в них о разных племенах, у каждого из них были свои особенности, но черты крайней технологической отсталости и моральной дикости были характерны для всех. Одним из самых ярких свидетельств о нравах алеутского племени коняги, которые населяют крупнейший остров Алеутской гряды Кадьяк, где несколько лет прожил отец Герман, оставил молодой российский капитан Гавриил Иванович Давыдов в своей книге «Двукратное путешествие в Америку морских офицеров Хвостова и Давыдова, писанное сим последним» (http://az.lib.ru/d/dawydow_g_i/text_1810_dvukratnoe_puteshestvie_v_ameriku.shtml). (О странной судьбе Хвостова и Давыдова, неразлучных друзей и капитанов знаменитых шхун «Юнона» и «Авось» соответственно, я напишу отдельно).

Часть 1: Об аляскинских туземцах

Приведенные ниже этнографические заметки принадлежат капитану Давыдову и посвящены они племени коняги. Им вторят и другие исторические документы, например, доклады архимандрита Иоасафа о жизни в русских поселениях Аляски. Свидетельства капитана Давыдова мне очень нравятся, поскольку они краткие и очень яркие. Не буду о них много писать, просто приведу ряд цитат о нравах жителей Алеутских островов.

Аляскинские туземцы полностью оправдывали название «дикари». Технологически они были на уровне Каменного века, выживали благодаря своим отменным охотничьим умениям и богатству аляскинских земель. Основным религиозным верованием у них был шаманизм и тотемизм. Вкратце Давыдов характеризовал нравы туземцев так: «Неблагодарность, непримиримое мщение к неприятелям, жестокость с каковою с ними обходятся, непривязанность к родным и равнодушие к несчастьям самых ближних, составляют также нрав их».
Латынцев В. "Русские купеческие суда у берегов Аляски"
О моральном облике туземцев: «Родители не токмо не занимаются непорочностью дочерей, но по большей части сами за бездельные подарки, поощряют их к нарушению целомудрия, хотя бы дочь была еще в не зрелых летах... Мудрено ли, что первейшая женская добродетель, целомудрие, здесь вовсе неизвестна? Женщины здешние, напротив, полагают все свое тщеславие в том, чтобы понравится большему числу мужчин... Нет кажется ничего, чем бы Коняга не пожертвовал для своей выгоды; всякая красавица делается чувствительною за несколько табаку, бисеру, красного стамеду, или иные безделицы; за таковые же мать и муж соглашаются отдавать и дочь и жену».

«Разврат и неистовство сладострастия простираются в сем полудиком народе еще далее: здесь есть мужчины с вышитыми бородами, отправляющие единственно женские работы, живущие всегда с женщинами и подобно им имеющие у себя мужей иногда и по два. Таковых называют Ахнучиками [архимандрит Иоасаф называет их «жупанами», хотя скорее всего на самом деле российские промышленники их звали «жопанами»]. Люди сии не токмо не в презрении; но напротив того, в селениях их слушаются и они бывают колдунами. Коняг, имеющий вместо жены Ахнучика, считается даже счастливый. Отец или мать назначает сына в Ахнучики с самого еще ребячества, если он покажется им похожим на девочку. Иногда отец или мать загадывают наперед, что у них родится дочь, и если в предположении своем обманутся, то сына делают Ахнучиком».

О воспитании детей: «Но мы перестанем дивиться сему зверскому нраву, когда узнаем образ воспитания сих Американцев. В прежние времена, дети часто имели перед глазами своими примеры неслыханного жестокосердия. Когда отцы их привозили пленников, то заставляли ребят колоть их или стрелять из луков по сим несчастным, дабы наслаждаться продолжительным их мучением; ибо слабая рука детская не сильна еще дать смертельного удара. Иногда (поверить трудно таким злодействам) распоров брюхо заставляли их вытаскивать кишки из живых еще пленников! Как не ожесточиться, привыкая к сим зверствам с самого малого возраста?»
Латынцев В. "Благословение алеутов на промысел"
Об отношении к животным: «Я сказал, что они еще маленькие хвастаются разрезывая себе тело, и сия склонность к мучительствам возрастает кажется в них вместе с силами; ибо не токмо ребенок, но и большой не пройдет никогда мимо птицы, чтобы не оросить в нее камнем. Если вытянутая в неводе рыба шевелится, то мимоидущие останавливаются, дабы иметь удовольствие бить оную по голове. Поймав ворону, или сороку выколют ей глаза, или переломят ногу и пустят. Когда рыбы очень много, то для забавы втыкают в иную палку, или выкалывают глаза, и опять пускают в воду. Если подстрелит утку, то Американец вместо того чтобы дорезать ее, раскусит ей голову».

Об отношении туземцев друг к другу: «Я сказал, что равнодушие к несчастьям даже соотечественников своих, есть обыкновенная в них жестокость. Она так велика, что когда едут многие байдарки и одна из них опрокинется, то другие проезжают мимо, если утопающие не одного с ними селения... Равнодушие сих дикарей к жизни, достойно удивления. Самоубийства здесь от самых малых причин иногда происходят и об отвращении оных мало заботятся. Когда кто скажет, что он хочет убиться, или утопиться; то его не станут ни удерживать, ни уговаривать об оставлении сего намерения, и даже увидев его утопающего, никто не поедет спасать».

Об отношении туземцев к русским: «Но нельзя описать всех примеров равнодушия Островитян к жизни и ненависти их к Русским. Они всегда убивают промышленных, когда только надеются скрыть то, и может быть еще бы дерзновеннее были, если в пуще смерти не боялись сечения. Когда с ними один Русский, то всячески берегут его, зная, что не поверят если он и своею смертью умрет; но когда в партии случатся двое или больше Русских промышленников, то не заботятся спасать того, кому из них приключится бедствие, надеясь на свидетельство других, что не Коняги были причиною его погибели».

О еде туземцев: «Островитяне едят почти все без исключения. Нет ни одной раковины, ни какого черепокожного, ни какого гнусного червя морского, и никакого почти произрастения, коих бы не употребляли они в пищу. -- Американец, когда удит рыбу и захочет есть, то поймав треску или палтуса у живых еще съедает жабры или голову. Гнилую, или по здешнему наречию кислую рыбу, как на Кадьяке, так равно в Камчатке и Охотске, любят лучше свежей; a Кинайцы дают нарочно лежать оной несколько дней в куче, дабы начала гнить и получила столь приятный для них запах. Таковая рыба в Камчатке и во всей северо-восточной Азии, даже многими из Русских, почитается лакомством, хотя пища сия производит столь отвратительное рыгание, что невозможно быть в одном доме с человеком, наевшимся сего прекрасного кушанья. Особливо же рыбьи головы гнилые, или кислые, в великой чести; но еще лучшим кушаньем у Островитян почитается гнилая, или заквашенная икра, от коей происходит преотвратительный и нестерпимый запах. Убив оленя, Американец в ту же минуту съедает нечистоту, находящуюся у него в желудке, что также почитается сладким яством... Коняги до того не брезгливы, или лучше сказать скверноядливы, что видали их собирающих в летнее время медвежье кало, которое они варят с ягодами, и употребляют в пищу, Даже едят вшей, таская оных из голов своих. Я слышал, что один Островитянин, во время игрищ, из хвастовства ел человечье кало, но после того долго был болен».

История из жизни туземцев: «Один молодой Коняг, также убивший русского, был закован вместе с матерью, которая однако не участвовала в его поступке, как то после открылось. Мать была ему и женою. Сей Американец по оплошности часового вышел из казармы и с берегу бросился в море; но как тогда была малая вода и он не мог скоро утопиться; то мать или жена опасаясь, что его вытащат и сечь станут, вскочила ему на шею, задушила в воде и вышла на берег. Можно ли вообразить что нибудь ужаснее сего?»

Вот такой народ предстояло полюбить преподобному отцу Герману, и заставить их полюбить себя. Почитаешь эти свидетельства и поймешь, какой это был великий духовный подвиг со стороны отца Германа сохранить свой разум и укрепить свои моральные ориентиры в такой крайне греховной обстановке. Так что святым покровителем Аляски и Америки он стал совершенно неслучайно!
Латынцев В. "Преподобный Герман благословляет
корабли Российско-Американской компании"
Часть 2: О преподобном отце Германе Аляскинском

Иллюстрации к этой части жизнеописания отца Германа я оформил в отдельную статью под названием "Полярная звезда": жизнь преподобного Германа Аляскинского в рисунках для детей" здесь http://pomyslivden.blogspot.ca/2015/03/blog-post_29.html.

Егорка Попов, будущий преподобный инок Герман, родился в 1757 г. в купеческой семье подмосковного города Серпухов. 16 лет от роду он поступил послушником в Троицкий монастырь под Петербургом, где пробыл шесть лет. В монастыре он принял иноческий постриг и в 1783 перешел в знаменитый Валаамский монастырь на Ладоге. В 1794 г., когда настоятель Валаамского монастыря игумен Назарий отбирал иноков для намечавшейся духовной миссии в Америку, его выбор среди прочих пал и на Германа. Предложение отправиться в далекие неизвестные земли было принято. В 1795 году инок Герман после долгого путешествия по морю и по суше, пережив нападение медведей в Сибири и преодолев страшные тихоокеанские шторма, ступил на землю Северо-Американского континента. Подробно о первой российской православной миссии в Аляске рассказал архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан в своем интервью «Православию в Америке - 220 лет!» (http://pomyslivden.blogspot.ca/2013/08/220.html).

Сначала инок Герман жил несколько лет на на большом и густонаселенном острове Кадьяк, а затем переселился на маленький уединенный Еловый остров. Там отец Герман жил в землянке, вырытой своими руками, носил подрясник из оленьей шкуры и спал на скамье, подкладывая под голову камни вместо подушки. Это был дикий, поросший елями остров. Для того, чтобы увидеть условия жизни отца Германа на острове Еловом советую посмотреть 25-минутный выпуск передачи «Кто мы?» с Феликсом Разумовским (https://www.youtube.com/watch?v=fc20WOKg93g). Этот выпуск под названием «Русские в Аляске» не очень информативен, но он честно снимался на Кадьяке и острове Еловом – основных местах жизни преподобного Германа.

Я думаю, что у отца Германа были особые причины переселиться с на маленький остров Еловый с немногочисленным местным населением. Во-первых, он конечно хотел жить монашеством, то есть быть в относительном уединении от мира. Но наверняка была еще одна причина. Русские и туземные жители Кадьяка погрязли в грехах, основным из которых был блуд. Отец Герман, несомненно, хотел держаться от него как можно дальше. Вот, например, какие сложные задачи стояли перед уже вышеупомянутым архимандритом Иоасафом в его бытность на Аляске. Архимандрит не знал, что делать и испрашивал совета у архиепископа письмом. Иоасаф писал, что к нему для крещения приходили "жупаны", мужчины, выполняющие роль женщин у туземцев; туземные многоженцы, которые готовы были ради крещения бросить своих жен и детей, чтобы завести новую жену "до конца жизни"; туземцы, сожительствующие со своими ближайшими родственниками, родными сестрами, матерями, детьми; промышленники, которые брали себе туземных "жен" уже имея на родине жен и детей. Даже опытный архимандрит Иоасаф не знал, что делать в таких случаях. Переселение на остров Еловый позволяло Герману избегать тесного общения с грешным миром Нового Света, хотя конечно же на Еловом он подобными вопросами тоже занимался, но только, наверняка, не в таких объемах, как архимандрит Иоасаф на Кадьяке.

Затем произошли две трагедии. В 1796 году туземцы убили отца Ювеналия, одного из членов первой духовной миссии, который в одиночку отбыл для крещения местных. С ним была уничтожена вся артель русских, проживавшая там. Отец Ювеналий Аляскинский канонизирован Русской православной церковью в 1980 году в лике священномученика.

В мае 1799 года корабль Российско-Американской Компании Феникс погиб в шторме близ алеутского острова Уналашка вместе с тремя другими членами первой миссии: уже епископом Иоасафом, его спутниками иеромонахом Макарием и иеродиаконом Стефаном, и семидесятью другими пассажирами на борту.

После этих трагедий Святейший Синод, который ценил работу отца Германа, решил было направить его на другую миссионерскую работу. Два раза духовная администрация предлагала Герману посвятить его в иеромонахи, а позже даже был предложен сан архимандрита. В этом высоком духовном сане предполагалось перевести его на новый, более ответственный пост в Российскую духовную миссию в Пекине. Смиренный Герман отказался от всех почестей и повышений и до конца дней своих остался на Аляске простым монахом. Русским колонистам и туземцам Герман не раз заявлял: «Я нижайший слуга здешних народов и нянька».

Нелегка была жизнь отца Германа на острове Еловый. Остров постоянно сотрясали страшные тихоокеанские шторма, пожары. Зимы были студеные, в лесу жили дикие звери. Известны случаи приручения отцом Германом диких медведей. Остров и океан вокруг него изобиловали едой, но это была не та еда, которую должен был есть монах. Монашеская жизнь подразумевает отказ от животной пищи в пользу овощей. Туземцы в основном питались животной пищей: мясом, рыбой, икрой - и часто далеко не первой свежести. Чтобы обеспечить себя свежими и понятными овощами отец Герман разбил на острове Еловый огород. Сначала он все делал на огороде сам. Удобрением служили водоросли, вымываемые на берег острова (и которые мы сейчас считаем вкусными и очень полезными!). Благодаря умениям отца Германа, помощи ему свыше, а также хорошему уходу, длительным полярным дням, овощи на огороде стали расти как сумасшедшие. Важному аляскинскому начальнику Николаю Резанову (главному герою рок-оперы Вознесенского-Рыбникова «Юнона и Авось») доложили об успешных агрономических опытах инока, и он распорядился отправить к нему на Еловый остров на все летнее время местных «студентов», чтобы приучить их к занятиям сельским хозяйством. Вот как Резанов писал об этом в письме директорам Главного правления Российско-Американской компании: «Отцу Герману отделил 20 мальчиков для обучения практическому земледелию, брав их с собою на Еловый остров для произведения над посевом хлеба опытов, разведения картофеля и огородных овощей, обучения к изготовлению грибов и ягод впрок, вязания неводов, приготовления рыбных припасов и тому подобного, возвращения их на зиму в училище, где будут учиться читать, писать и катехизису. Сим средством надеюсь я первые 20 семей вам земледельцев приготовить и думаю, что мальчики, привыкнув к трудам, доставят компании прочных и грамотных хлебопашцев» (http://america-xix.org.ru/library/rezanov-letters/4.html).

Такой немаловажный след в истории Аляски, как основание там первой многопрофильной сельскохозяйственной школы, отец Герман тоже оставил!

Старца Германа алеутские индейцы почитали святым еще при его жизни. Однажды, как говорит предание, он остановил наводнение, помолившись перед иконой, которую поставил на берегу, определив таким образом предел, за который вода не перейдет. Туземцы также рассказывают, что подобным образом он отвратил пламя лесного пожара. Но, главное, он снискал себе любовь и уважение местных жителей тем, что заступался за них перед властями. ограждая их от эксплуатации со стороны промышленников. Как пишет теперешний епископ Григорий Аляскинский: «Только любовь преподобного Германа продолжала согревать сердца местной паствы, зачастую ограждая ее от насилий компанейских властей». Отец Герман всячески старался защитить туземцев, «американцев», от самоуправства администрации. Один из исследователей жизни и деятельности инока Германа так описывает его заслуги перед местными: «Преподобный Герман стал для них [туземцев] истинным добрым пастырем и защищал их, как мог, от злых и хищных людей, которые видели в островитянах только объект для жестоких вымогательств и насилия».

Будучи очень скромным и смиренным человеком, отец Герман в то же время был весьма начитан и обладал даром слова. Он мог проникать в самые сердца тех, с кем общался. Вот история об одной встрече с ним, которая навсегда врезалась в память его собеседников. Однажды группа русских морских офицеров в ходе бесед с отцом Германом стала убеждать его в своей любви к Богу. «Как же можно не любить Его?» - говорили они. На эти слова он ответил: «Я, убогий грешник, вот уже сорок лет пытаюсь любить Бога и не могу сказать, что я люблю Его так, как должен. Любить Бога - значит помышлять о Нем всегда, служить Ему днем и ночью, и творить Волю Его. Любите ли вы Его, господа, таким образом, часто ли молитесь Ему, всегда ли творите Его волю?». В ответ его собеседники лишь смущенно молчали.

Позже инок Герман построил своими руками деревянную келью, в которой и прожил до конца своих дней. Свой Еловый остров он любил называть «Новым Валаамом», по своей привязанности к Валаамскому монастырю на островах Ладожского озера. Здесь, на Еловом острове, все напоминало ему Валаам: и суровый северный климат острова, его расположение среди водной стихии, хвойный лес, огромные нагромождения каменных глыб.

Скончался старец на 81-м году жизни 13(25) декабря 1837 г. По сохранившимся свидетельствам, в день смерти отца Германа над островом Еловый пылала необычно яркая заря. Он оставил среди туземного населения память о себе как о святом человеке, охотно помогавшем всем приходящим к нему как советом, так и делом. Отец Герман в 1970 году был причислен православной церковью к лику преподобных святых. С конца прошлого века на месте его скита находится небольшая часовня. На остров Еловый каждый год приезжают люди из разных уголков Соединенных Штатов и из-за границы. Паломники берут воду из ручья вблизи от часовни. Многих эта вода исцелила от разных болезней.

То, что началось как удовлетворение духовных нужд служащих Российско-Американской Компании и миссионерская деятельность среди алеутов и индейцев Аляски, привело к встрече русского духовного наследия с туземной дикостью Запада. Не всегда эта встреча была успешной, временами она приводила к трагедиям. Новый мир отличался столь сильно от всего того, к чему привыкли члены первой духовной миссии в России, что им пришлось под него серьезно подстраиваться. Не всем это удалось, некоторые монахи вернулись ни с чем на родину. Более всех из тех первых одиннадцати миссионеров Господь благоволил деятельности отца Германа. Он снискал к себе любовь и уважение не только туземцев, но и промышленников, многие из которых были настроены недружественно к миссионерам. Наследие отца Германа живо и сейчас в Аляске. Его нетленные мощи хранятся на Кадьяке в православном храме Воскресения Христова. Там же действует православная Свято-Германовская духовная семинария.

Еще в древности, выражая суть православной традиции воспитания, святитель Иоанн Златоуст указывал на решающую роль примера в деле воспитания и проповеди: «Что может быть несчастнее того учителя, ученики которого только тем и спасаются, что не смотрят на его жизнь?» На отца Германа смотрели все – и русские и алеуты – и находили в нем важные знания, поддержку, утешение, защиту.