Thursday, 25 September 2025

Мифы о "хороших" императорах: "мудрый философ" Марк Аврелий и "добрый садовод" Диоклетиан

 

Флавицкий К.Д. "Христианские мученики в Колизее", 1862

Когда мы говорим о Древнем Риме, нам часто вспоминается его удивительная веротерпимость. Римляне умели впитывать чужие религии, принимать в свой пантеон богов завоёванных народов, мириться даже с довольно экзотическими культами. Эта веротерпимость была одной из важнейших причин победного шествия Древнего Рима по Европе и Азии. Продолжая молиться своим богам уже включенным в пантеон богов Древнего Рима, порабощенные народы с легкостью воспринимали также обычаи и культуру Древнего Рима, становясь его частью.

Но христиане стали исключением из этого правила. Их вера воспринималась не просто как «чужая», а как угроза общественному порядку. Отказ участвовать в имперском культе и приносить жертвы богам выглядел вызовом, разрушающем основы общества. И именно поэтому даже «хорошие императоры», которых принято почитать и уважать, могли становиться жестокими гонителями.

Миф 1. Марк Аврелий – "мудрый философ"

Образ Марка Аврелия (121-180 гг н.э.) обычно сияет благородством: философ-стоик, автор популярных сегодня «Размышлений», символ спокойной мудрости и поиска внутренней гармонии. Но стоит взглянуть на его правление внимательнее, и образ трескается. Именно при нём в провинциях усилились гонения на христиан. В Лионе и Смирне они обернулись массовыми казнями, сопровождавшимися пытками.

Для стоика участие в общем культе было долгом перед обществом: отказ христиан считался не личным выбором, а подрывом общественного согласия, pax deorum – мира с богами. Поэтому Марк Аврелий видел в христианах не невинных верующих, а упрямых фанатиков, мешающих слаженной работе государства. Его философия не защитила христиан против жестокости: «мудрый император» оказался деятельным и последовательным гонителем христиан, среди которых были кормящие матери и старики.

Миф 2. Диоклетиан – "добрый садовод"

Диоклетиан (244-313 гг н.э.) вошёл в историю как великий реформатор, укрепивший империю, а ещё как первый император, который добровольно сложил полномочия. В анекдотах он предстаёт чуть ли не уютным стариком, показывающим гостям свой огород и с усмешкой говорящим: «Если бы вы видели, какие у меня выросли огурцы, вы бы не просили меня снова стать императором!»

Но за образом «огуречного пенсионера» скрывается кровавый след. Именно при Диоклетиане начались самые масштабные гонения на христиан. Его эдикты требовали разрушать церкви, сжигать Писания, лишать верующих гражданских прав и заставлять их приносить жертвы. В разных частях империи это оборачивалось массовыми казнями и пытками. В итоге память о Диоклетиане в христианской традиции осталась не как о «садоводе», а как о безжалостном гонителе. Однако его жестокость привела к обратному эффекту: после смерти Диоклетиана и особенно после императора Константина Великого (272-337 гг. н.э.) христианство не только выжило, но и стало государственной религией Римской империи.

Почему мифы живы и сегодня

Интересно, что и спустя почти две тысячи лет мы продолжаем любить эти образы. Марк Аврелий – один из самых цитируемых античных авторов в соцсетях, его «Размышления» читают как книгу для личностного роста. В глазах многих он – символ мудрости и внутреннего спокойствия, хотя в реальности его правление омрачено большой кровью христианских мучеников.

Диоклетиан стал почти идеалом «правильного ухода на пенсию». В современной культуре его имя нередко всплывает в разговорах о том, как важно вовремя уйти с поста и посвятить себя тихой жизни. Но в этой картине тоже теряется память о его эдиктах, разрушенных церквях и казнённых верующих.

Мифы удобны: они дают яркие, простые смыслы. Но если мы хотим понять историю Древнего Рима, приходится помнить и другую сторону. За философом может скрываться гонитель, а за садоводом – палач. И только осознавая этот контраст, мы можем по-настоящему оценить сложность человеческой природы и власти. 

Мы можем также оценить мужество и стойкость первых христиан, память о которых и сегодня жива в Житиях Святых.

No comments:

Post a Comment