Wednesday, 7 December 2016

Значение Раави и Руфи в истории Церкви

Икона святого апостола Матфея
Вступление: об особенностях родословной Иисуса Христа (согласно Св. Ап. Матфею)

Значение Раави и Руфи в истории православной Церкви огромно, поскольку обе эти ветхозаветные женщины не только были в предках нашего Мессии Иисуса Христа «по плоти», но и упомянуты в Его родословной, приводимой евангелистом Матфеем: «Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя» (Мф. 1:5-6).

Здесь необходимо отметить, что родословие Иисуса Христа под авторством евангелиста Матфея не является генеалогией в прямом смысле слова, то есть точным перечислением всех предков Мессии. В этом списке отсутствует много предков, так или иначе обсуждаемых в священных книгах Ветхого Завета. Например, в матфеевском списке отсутствуют три поколения после Ахаза, о которых мы узнаем из Первой Книги Хроник: «Сын Соломона Ровоам; его сын Авия, его сын Аса, его сын Иосафат, его сын Иоарам, его сын Охозия, его сын Иоас, его сын Амасия, его сын Азария, его сын Иофам» (1 Хрон. 3:10-12). Матфей же сообщает нам, что царь «Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама» (Мф. 1:7-9). Таким образом в матфеевском списке отсутствуют Иоас, Амасия и Азария. Этот факт показывает нам, что Матфей создает список предков Иисуса по какому-то другому принципу, нежели по генеалогическому.

Раав и Руфь, а также другие предки Иисуса Христа, перечисляются евангелистом потому, что их наличие в родословной Мессии имело другие цели, нежели составление полного списка Его предков. Этих целей несколько, но в контексте данного сочинения нас интересует лишь одна из них: приводя в своем Евангелии родословную Мессии Иисуса Христа святой апостол Матфей доказывает нам нескончаемую протяженность и строгий порядок Божьего промысла в делах людских от праотца Авраама до прихода в мир Его Единородного Сына. Этот промысел включал в себя не только избранный народ, но и все остальные народы мира, которым Мессия принес свет истинной веры и избавил их от прижизненного прозябания и духовной смерти в язычестве. Своими или чужими люди являются Господу не по кровному родству с евреями, а по родству веры в Него и по выполнению Его Заветов. Свидетельств этому принципу мы находим в Ветхом Завете несколько: Второзаконие сообщает, что если кто увидит и полюбит красивую женщину, то он может привести ее в свой дом, где она должна «остричь голову», «обрезать ногти», «снять свою пленническую одежду» и т. д., иначе говоря, она должна принять религию и обычаи евреев (Втор. 21:10-13); или во Второй Книге Царств, из которой мы узнаем о Давидовой супруге-гессурянке Маахе (2 Цар. 3:3).

Итак, святой апостол Матфей отмечает родство с Богом не по крови, а по святому духу, поскольку только такое родство открывает возможность всем людям без исключения соединяться с Богом в Его Блаженной и Милостивой к нам Любви. Как Раав, так и Руфь идеально вписываются в этот принцип родства с Триединым Господом по духу, поскольку они не только приняли Единого Бога Израиля, но уже при своей жизни получили от Него ценнейшие дары. Рассмотрим же историю обеих женщин, как о них повествует Ветхий Завет, чтобы сделать выводы о всеобъемлющей любви Господа Бога к людям, и о важном значении Раави и Руфи в истории православной Церкви.

"Раав и лазутчики Иисуса Навина", 17 век
Часть 1: История и значение Раави: спасение посреди всеобщего разрушения

Историю Раави мы узнаем из 2-ой главы ветхозаветной Книги Иисуса Навина. Иисус Навин, предводитель израильтян после смерти Боговидца Моисея, выслал двух соглядатаев для того, чтобы собрать сведения о Ханаанской земле и о городе язычников Иерихоне, поскольку еще по Обетованию Господню Аврааму эта земля принадлежала евреям (Быт. 15:17), и они собирались взять эти места себе. В Ханаанской земле Навиновы лазутчики нашли убежище в доме блудницы Раави (в некоторых источниках доказывается, что она была содержательницей дома терпимости — в любом случае по своему родству и образу жизни она была нечистой язычницей для евреев, то есть по древнееврейским понятиям она была далеко не самым лучшим предком для будущего Мессии).

Раав, далее, скрыла этих лазутчиков от воинов царя Иерихонского, которых, в свою очередь, направила по ложному следу. Сокрытым же лазутчикам она сообщила важные сведения о страхе, который испытывают Ханаанские жители перед евреями, и исповедалась в любви к Богу Израиля, а затем взяла с лазутчиков клятву в том, что они «сделают милость дому отца» ее и сохранят в живых всех ее родственников. Лазутчики такую клятву дали, невзирая на нечестивое происхождение и род занятий Раав. Они поняли, что кем бы она ни была, Раав действует по Божьему промыслу, а не просто из корыстных побуждений. Впоследствии с Божьей помощью евреи сокрушили стены Иерихонские и взяли город, но эта клятва была ими соблюдена, и жизнь Раави и всех ее родственников спасена посреди страшного разрушения Иерихонского.

Отдельно стоит остановиться на горячей исповеди Раави перед лазутчиками Иисуса Навина. Эта исповедь веры происходит при таких обстоятельствах, что становятся очевидными особые религиозные мотивы ее поступка, который иначе бы расценивался как низкое предательство по отношению к собственному народу. Вечером Раав приходит к соглядатаям в то время, как они ее не ждали и собирались ко сну. Сразу и без каких-либо предисловий Раав начинает с сильным душевным чувством излагать перед нежданными гостями «чудные дела Иеговы, явленные во время странствования евреев по пустыне»: «Я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли в робость; ибо мы слышали, как Господь иссушил перед вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили; когда мы услышали об этом, ослабело сердце наше, и ни в ком из нас не стало духа против вас; ибо Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу» (Нав. 2:9-11). Из этой горячей исповеди видно, что переворот в душе Раави и в ее верованиях совершился гораздо раньше этой встречи, и при этом — совершенно самостоятельно.

Протоиерей Михаил Херасков отмечает следующее по поводу отказа Раави от былых языческих верований: «поняв тщету идолов и мерзости язычества, творимого на ее родине, она своим поступком навсегда разрывает со всем своим греховным прошлым и национальным, чтобы усвоить новую истинную религию, и обновиться нравственно в среде народа Божия, к которому она вознамерилась примкнуть» (Прот. Мих. Херасков, «Руководство к изучению священного Писания Ветхого Завета. Часть вторая: Исторические книги», Holy Trinity Monastery, Jordanville, NY, USA, 1972, стр. 12).

Протоиерей Херасков отмечает, что в ее исповеди можно усмотреть следы промысла Божия о язычниках: «Хотя ветхозаветная Церковь Божия сосредотачивалась главным образом в народе еврейском, но это не значит, чтобы остальные народы отринуты были Господом в конечную тьму, и осуждены на погибель. Напротив, свет истинной религии для того и был сосредоточен в народе Божием, чтобы лучи сего света ярче блестели и заметнее были для языческой среды. Поражая фараона и его землю различными казнями, Господь прямо говорит о нем: «Для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Исх. 9:16). Исповедание Раави-язычницы показывает, что сия цель Божия достигнута» (там же, стр. 13).

Протоиерей Михаил Херасков делает следующий вывод о значении Раави для Церкви: «То обстоятельство, что Раав сделалась впоследствии праматерью Спасителя, не должно казаться странным и невозможным, ибо Господь с тем и явился на земле, чтобы взять на Себя весь позор, отягощавший над родом человеческим со времени грехопадения нашего праотца» (там же, стр. 11). Протоиерей Херасков также приводит толкование блаженного Феодорита, который видит в личности Раави прообраз языческой церкви, прежде не плодоносящей, потом же расцветшей и плодоносной в благодатном царстве Христовом: «Дом Раави, в котором в дальнейшем спаслось ее семейство среди всеобщей гибели Иерихонской, был прообразом Церкви Христовой, в которой спасутся все истинные чада ее. И все прочее в сей истории преднаписывало собой истину (новозаветную)» (там же, стр. 15).
"Руфь встречает Вооза на овсяном поле", Ю.Ш. фон Каролсфельд
Часть 2: История и значение Руфи: спасение и женское счастье

Ветхозаветная Книга Руфи целиком посвящена истории богобоязненной моавитянки Руфи, которая подобно хананеянке Раави опять-таки не была еврейкой. В начале Книги мы узнаем о еврейке Ноеминь и ее снохе моавитянке Руфи, которая овдовела и по сути потеряла родственную связь с Ноеминью. Однако, вместо того, чтобы отправиться в свою землю и к своим языческим богам — по увещеваниям свекрови и по примеру Орфы, вдовы другого сына Ноеминьи — Руфь выбирает жить и умереть рядом с Ноеминьей в Иудее, евреев же — своим новым народом, и Бога Израиля — истинным Богом.

Обе женщины приходят в иудейский Вифлеем в начале жатвы ячменя. Там Руфь случайно встречает Вооза, родственника Ноеминьи. Вооз ласков и дружелюбен с Руфью. По совету Ноеминьи Руфь наряжается в свои лучшие одежды и отправляется к Воозу ночью на гумно. В полночь Вооз пробуждается и видит у своих ног Руфь. Вооз сначала ее не узнал и испугался, а затем узнал ее и согласился взять ее себе в жены. После того, как более близкий родственник Руфи отказался взять ее себе, Вооз смог жениться на Руфи. Услышав такое решение Вооза народ обрадовался и пожелал Воозу обогатиться и прославиться. От этого брака Руфь родила сына Овида, которого Ноеминь носила «в объятиях своих». Сын моавитянки Руфи Овид впоследствии стал дедом царя Давида — предка Мессии Иисуса Христа.

Такова простая и в то же время важная история Руфи. Важно отметить то, что свою веру она исповедает Ноеминьи в самом ее начале такими словами: «народ твой будет моим народом, и твой Бог — моим Богом» (Рф. 1:16). К этому ее никто не принуждал, наоборот, обстоятельства складывались таким образом, что в ближайшей перспективе это звучало как неправильный выбор, ведь Руфь — не еврейка, и Иудея — не ее родная страна. Выбирая себе новую судьбу она многим рисковала, прекрасно зная, что евреи чужих к себе не принимают. Однако ее вера в Бога Израиля была настолько искренна, а желание порвать с прежней языческой жизнью настолько сильным, что Руфь не могла поступить иначе.

Господь ждет от каждого из нас именно такого подвига, или как говорят по-английски, «прыжка веры», который можно совершить лишь полностью отказавшись от себя и предавши себя целиком и безраздельно Господу. История Руфи показывает нам, что за этот «прыжок веры» Господь вознаграждает не только в последующей, но и в настоящей жизни. Парадоксальное решение Руфи остаться с Ноеминьей привело Руфь только к самым лучшим результатам: успешному и достойному замужеству, улучшению отношений со свекровью, рождению сына с великим будущим. Не об этом ли мечтает любая женщина?! Но самое главное состоит в том, что Руфь отказалась от ошибочных и опасных суеверий, доверилась Богу Израиля, породила в своем потомстве великого царя Давида, а впоследствии и Мессию Иисуса Христа. Воистину, завидна судьба этой мудрой женщины! Упоминание ее в родословной Мессии — это послание всем православным выбирать Господа над всеми остальными делами и мыслями, насколько бы насущными они не казались.
"Есфирь, Царица Персидская", Эдвин Лонг, 1878
Заключение: Спасение возможно только через правую веру

Истории правоверных Руфи и Раави, обсуждаемые выше, продолжают и развивают в исторических книгах Ветхого Завета несколько важных тем, заявленных еще в Пятикнижии Моисеевом, сутью которых является возможность спасения в жизни и смерти только через веру в Единого Бога и исполнение Его Заветов.

Во-первых, история счастливого избавления Раави и Руфи полностью подтверждает высшее благословение исполнителям закона Божия, произнесенное еще Моисеем в книге Второзакония, а именно, благословение «плоду чрева твоего» и изобилие всех семейных и общественных благ (Втор. 28:1-14). Обе женщины слушали «глас Господа Бога», и в награду получили жизнь, наполненную высшим смыслом, частные и общественные блага, великое потомство, а также спасение и вечную память после своей смерти.

Во-вторых, как Раав, так и Руфь смогли распознать разницу между пустым язычеством и плодоносящей верой в Единого Бога и сделать правильный выбор. Обе смогли спастись посреди разрушения физического (как спаслась Раав посреди разрушения Иерихонского), так и духовного (как спаслась Руфь от язычества моабитского и совершенного забвения перед лицом Господа). Подобно Ноеву Ковчегу только такая вера спасла их и может спасти нас в море скорбей, болезней, тяжелых трудов, а затем и смерти, предначертанных нам после первородного греха (Быт. 3:16-17). Как сказал Господь Аврааму: «Я твой щит; награда твоя будет весьма велика» (Быт. 15:1).

В-третьих, обе женщины действовали по наитию свыше, и, таким образом, сами того не подозревая, они явились вершителями Промысла Божия о будущих делах человечества. Раав помогла евреям поразить ханаанитов и войти в Землю Обетованную, и обе женщины стали праматерями Мессии. Промысел Божий в делах человечества нескончаем и удивителен. Он начался с Сотворения Мира, проявлялся с тех пор всегда и сегодня, и пребудет с нами до скончания века. Промысел этот неисповедим, но очевиден, и было бы опасной ошибкой в него не верить или его не замечать. Пытаться понять и объяснить его разумом, учитывая только сегодняшние человеческие мелкие интересы и короткие знания, было бы бесполезно и опять же опасно. Единственно правильным поведением в далекой перспективе является только ежедневное укрепление веры в Вездесущего и Триединого Бога и упование на Его милость к нам грешным. Другим близким примером Провидения Божия о будущем евреев является история прекрасной иудейки Есфири и ее дяди Мардохая, когда они через свои заслуги перед языческим царем Артаксерксом, не имеющие казалось бы никакого отношения к будущему евреев, смогли, тем не менее, спасти евреев от геноцида Амана и дать еврееям право уничтожить всех своих врагов (Есф. 1-10).

В-четвертых, вера в Единого Бога, приведшего на землю Своего Сына Мессию Иисуса Христа, противоречит вере ветхозаветных евреев в необходимость национальной чистоты перед Богом, которую можно охарактеризовать как ритуально-поверхностную. Во Второзаконии мы читаем, что «Аммонитянин и Моавитянин не может войти в общество Господне» (Втор. 23:3), и далее в Первой Книге Ездры о необходимости евреям отделиться от народов иноплеменных, в том числе от Хананеев и Моавитян «с мерзостями их» (1 Езд. 9:1) или в Книге Неемии о том, что евреи грешат перед Богом, принимая в сожительство «чужеземных жен» (в том числе Моавитянок) (Неем. 13:23-27). Однако же моавитянка Руфь и хананеянка Раав смогли войти в «общество Господне» не только в ритуальном, но и в самом непосредственном смысле. Истинному духу Господню, который несли в себе Руфь, Раав и принявшие их евреи Вооз, Ноеминь, Иисус Навин и т. д., более близок пророк Исайя, пророчащий о Доме Господнем, где будет «место» и «вечное имя» сыновьям иноплеменников, «присоединившихся к Господу, чтобы служить Ему и любить имя Господа, быть рабами Его» (Иса. 56:3-6). Мы имеем доказательство этой всеобъемлющей Господней любви в таких ветхозаветных событиях, как женитьба Иосифа на Асенефе, дочери египетского жреца (Быт. 41:45), женитьбе Иуды на хананеянке Шуе (Быт. 38:2) или же женитьба Авраама на своей второй жене Агари, которая была египтянка, и которую защитил от ревности первой жены Сары Ангел Господень (Быт. 16). Все эти события не случайны, а закономерны и важны, поскольку привели к важнейшим последствиям для евреев и для всего мира (например, потомство Иосифа стало главою Израильского царства, а потомство Иуды образовало главную массу Иудейского царства, из чьей среды вышел Мессия и т. д.) Впоследствии подлинный смысл истинной веры выразил в Своей Нагорной Проповеди Иисус Христос, поставивший национальную обособленность и гордыню евреев на один уровень с язычеством, и призвавший Своих последователей любить врагов своих и братски приветствовать не только братьев по крови, но и по духу (Мф. 6:43-48).

Протоиерей Мих. Херасков характеризует значение Раави и Руфи в истории Церкви такими словами святых отцов: «Как Раав блудница, принявшая соглядатаев еврейских и отпустившая их другим путем, была прообразом спасения и оправдания растленного языческого мира — через веру во Христа, явленную от дел; так Руфь моавитянка была подобным же прообразом языческой неплодящей церкви, которая, как дикая маслина, привилась ко Христу, и стала участвовать в корне и соке доброй маслины. Подобно Руфи чужестранке, примкнувшей к иудейскому племени, и язычество, чуждое Христу, вступило в благодатный союз со Христом, хотя Он и послан был прежде всего ко овцам погибшим дома Израилева. Не въявь и не открыто, но незримо от свидетелей, Руфь ищет супружеского союза с Воозом; так и язычество не прямо идет ко Христу и не тотчас вступает в союз с Ним, но нравственная нищета и убогость и долгое удаление от источника истины — пробуждают в нем сильное искание сей истины и жажду покоя, который и обретает оно во Христе Спасителе. Не тотчас и Вооз вводит в дом свой Руфь, но лишь после того, как ближайший родственник отказался от супружеского союза с нею; так и Христос через Апостолов своих обращается со словом проповеди к язычникам уже после того, как сия проповедь отринута была иудеями» (там же, стр. 62-63).

No comments:

Post a Comment