Thursday 6 March 2014

О крещении детей

«Мы хотим дать своему ребенку возможность выбрать самому, во что верить» - такой аргумент я слышал не раз от современных русскоязычных родителей, которые отказываются крестить своего ребенка в православие в детстве. Мне этот аргумент кажется очень странным и противоречивым. Более того, поговорив недавно с одной мамой, чья некрещенная в детстве дочка уже выросла и сама стала мамой, я понял, что аргумент о самостоятельном выборе религии является еще и ошибочным.

«Почему ты не крестишь своего ребенка?» - уже не раз спрашивал я знакомых мам, которые сами либо посещают церковь, либо считают себя «православными в душе», но не торопятся крестить своих детей. В ответ звучит что-нибудь в таком духе: «Пусть решит сам для себя, когда вырастет. Может он захочет стать буддистом или баптистом. Не хочу ему ничего навязывать».

Этот аргумент звучит очень страннно. Родители принимают все решения за своих детей до достижения ими совершеннолетия. Они решают, что их дети будут кушать, что они будут смотреть, читать, с кем они будут дружить и т.д. Но почему-то решительность некоторых родителей заботиться о благе своих детей заканчивается при принятии ими самого важного решения в жизни ребенка: крещении в православие, которое открывает единственно верный путь к внутренне богатой и наполненной смыслом и любовью зрелой жизни, а после смерти - к спасению души человека в вечности. Быть православным означает также сохранять связь с культурой исторической родины – важная задача особенно для русских, живущих в эмиграции.

Возможное объяснение этой нерешительности – родителям самим не хватает веры, чтобы принять такое решение за ребенка.

Крещение это первый шаг на пути человека к Церкви. В отличие от поговорки о том, что первый шаг самый сложный, крещение организовать довольно просто, была бы действующая церковь поблизости и те, кто могут стать крестными родителями. Гораздо сложнее сделать следующий шаг - приучить ребенка к регулярным походам на службы, научить его там правильному поведению, доступно и интересно объяснить смысл происходящего. Однако эти моменты – всего лишь вопросы времени и методики. Даже если ребенок полностью не понимает, что происходит в церкви и не любит туда ходить, потому что там «скучно», при тактичной помощи крестных и обычных родителей у ребенка появятся особые теплые детские воспоминания. Это поможет ему остаться в Церкови впоследствии. Тактичность родителей в этом деле очень важна, потому что есть много случаев, когда ребенка принуждают ходить на службы, «ломают» его. Есть высокая вероятность, что впоследствии такой повзрослевший человек порвет с Церковью вообще, или заинтересуется другими религиями. Это очень опасно.

Православные верят, что с крещением у ребенка появляется ангел-хранитель, который ему помогает, направляет и защищает. Некрещенный ребенок таким образом менее защищен от негативного воздействия, чем крещенный. Я иногда размышляю о своем «некрещенном» детстве. Некоторые воспоминания меня буквально ужасают – я просто не могу понять, как я вообще остался в живых. Я помню, например, что всерьез хотел спрыгнуть с девятого этажа с зонтиком. Что-то меня к этому подталкивало, что-то мутило мне разум, что-то заставляло самые вздорные мысли казаться нормальными. Однако с другой стороны что-то доброе и разумное удерживало меня от этого смертельного поступка. Доброе и разумное в конце концов победило, и я могу писать эти строки сейчас. Но я задаюсь вопросом, пришла бы мне подобная глупость в голову, был бы я крещенным?

Иногда можно услышать аргумент, что сам Иисус Христос крестился только когда ему было 30 лет. Утверждающее это забывают, что Иисус Христос был Богочеловеком, и соответственно сам мог руководить своей защитой и теми злыми сущностями, которые ее пытались испытать. У простых людей со слабыми телами, грешными душами и отсутствием сверхъестественных возможностей такого шанса на самозащиту не существует. Поэтому сравнение крещения обыкновенного человека с крещением Иисуса Христа неправильно.

Недавно мне довелось пообщаться с мамой, которая рассказала о своей некрещенной совершеннолетней дочери. Было видно, как ей больно об этом говорить. Эта мама дочку в детстве специально не покрестила, чтобы «дать ей возможность выбора самой». Тогда первый шаг не был сделан (папа не возражал против крещения, но и не способствовал ему). Сейчас дочка выросла, стала молодой женщиной, мамой, у нее теперь своя семья. Она в церковь не ходит и церковной жизнью не интересуется. Поскольку ее в свое время не покрестили, не водили на службы и не знакомили ее с основами православия, она сейчас мало знает о нем и не интересуется им. Религии не было в ее детстве, у молодой женщины нет связанных с ней воспоминаний, нет точки опоры. Сейчас она – взрослый и самостоятельный человек, она планирует свою жизнь по-своему. Вокруг же столько всего «интересного» и «важного», а религия кажется ей такой "бессмысленной тратой времени"! Другие дела и увлечения отвлекают от возможности остановиться и подумать о себе, о жизни, о смерти. Надежда у моей знакомой существует разве что на то, что у ее дочки возникнет зрелая потребность пойти в церковь. Мама очень переживает за дочь и за недавно родившегося внука, и очень сожалеет, что не крестила дочку, когда та была ребенком. Сейчас это сделать практически невозможно: дочь предпочитает оспаривать советы матери, нежели следовать им. А судьбой внука она занимается уже по-своему, и надежды на его крещение нет почти никакой.

Поэтому я делаю такой вывод: детей крестить необходимо, так же как их необходимо иммунизировать, то есть прививать им сопротивляеемость к воздействию злых сил. Покрестив, их необходимо мягко приобщать к церковной жизни, чтобы церковь стала детям близка, понятна, чтобы она была темой приятных воспоминаний, какие мы встречаем, например, в произведениях Ивана Шмелева. Шмелев был глубоко религиозным человеком. Так же и современным детям эти теплые и приятные воспоминания обязательно послужат мостиком в зрелую и полнокровную жизнь в Церкви.

2 comments:

  1. А как ты считаешь: как быть, если папа - мусульманин, а мама - православная? У моих родственников такая ситуация. Ребенок ни там, ни там - без духовной защиты.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ответил в письме. О подобных ситуациях писал еще Апостол Павел в первом письме к Коринфянам. Его совет - решать подобные проблемы не "знанием", а "любовью".

      Delete