Monday 9 July 2012

О «Белом Тигре» К. Шахназарова: мистическая метафора отношений войны и мира, уходящая корнями в «Моби Дик» и «Сталкер»

 Танки в Зоне ("Сталкер")

Танк Белый Тигр неожиданно появляется из тумана

 Танкист Найденов молится танковому богу, пытаясь найти Белого Тигра

 Белый Тигр подбит, но не уничтожен

 Финальный разговор по душам двух старых приятелей: Гитлера и бога войны

«Белый Тигр» – последняя кино-работа Карена Шахназарова – режиссера знаменитых и необычных «Дня Полнолуния», «Цареубийцы» и других фильмов. Скромный кинематографический талант этого режиссера, на мой взгляд, компенсируется интересными вопросами, которыми он всегда задается в своем творчестве. То ли это мистическое переселение душ, как в «Цареубийце», то ли это всеобщая связь казалось бы не связанных между собой событий как в пространстве, так и во времени, как в «Дне Полнолуния» - результат всегда заставляет задуматься и попытаться найти ответы на поставленные вопросы.

Не подвел в этом смысле и «Белый Тигр» - многослойная мистическая метафора отношений войны и мира. И хотя дело в этом фильме происходит во время Второй Мировой войны, а главный его герой – танкист Иван Иванович Найденов, его сюжет тесно переплетается с сюжетом романа Г. Мелвилла «Моби Дик», а его идеи и кинематографическое решение во многом происходят из фильма А. Тарковского «Сталкер». Как и полусумасшедший капитан Ахав в «Моби Дике» танкист Найденов (в отличном исполнении Алексея Верткова) безуспешно охотится не просто за немецким танком, прозванным «Белый Тигр», а за самим неуловимым и страшным духом войны. Все это происходит под музыку Вагнера, которая поразительно напоминает музыку Зоны, так талантливо написанную композитором Эдуардом Артемьевым. Я считаю, что музыкальное решение «Белого Тигра» – одна из самых удачных находок режиссера.

Итак, Иван Иванович Найденов – один из лучших танкистов Советской армии, когда-то чудом спасшийся из горящего танка. После своего второго рождения, позабыв свое подлинное имя и судьбу, он начинает понимать то, что говорят ему танки. «Все танки говорят, только их никто не слышит» - объясняет он командиру, который считает его сумасшедшим, но с уважением относится к его неуязвимости на поле боя. Более того Найденов начинает молиться танковому богу, который «сидит на небе на троне, а вокруг все танки, которые погибли в сражениях. Он в комбинезоне, в танкошлеме, у него 34-ка, золотистая. Когда он в нее садится, начинает грохотать, и сверкает молния».

А на фронте в это время бесчинствует таинственный немецкий танк «Белый Тигр», неожиданно появляющийся в сражениях, уничтожающий советские танки, а затем бесследно исчезающий. Найденову дают приказ уничтожить загадочный танк, и в помощь дают супер-команду – лучшего наводчика и лучшего башнера (того, кто заряжает пушку). После долгой и драматической охоты, которая приводит экипаж Найденова в жуткую покинутую деревню, ему удается подбить «Белый Тигр», но не сжечь его.

Конец войне, маршал Жуков принимает капитуляцию немецких войск (в любопытной сцене, воспроизводящей оригинальную капитуляцию), но Найденов продолжает охоту за «Белым Тигром». Ведь, как он верит, пока этот танк существует, война продолжается: «Ждет он. Будет ждать 20 лет, 50, может 100. И выползет. Его надо сжечь» - объясняет он командиру, после чего исчезает вместе со своим танком.

Фильм заканчивается любопытнейшим монологом, который произносит Гитлер в компании незнакомца с затемненным лицом. Несомненно, этот незнакомец и есть тот самый бог войны, которого Гитлер знает «слишком давно и хорошо, чтобы скрывать свои мысли». Этот монолог поднимает войну до уровня философской категории. Он также полностью подтверждает «сумасшедшие» идеи Найденова. Вот его окончание: «С тех пор, как Земля вращается вокруг Солнца, пока существует холод и жара, буря и солнечный свет, до тех пор будет существовать и борьба. В том числе среди людей и народов. Если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили. Человечество стало тем, что оно есть благодаря борьбе. Война – естественное и обыденное дело. Война идет всегда и повсюду. У нее нет начала, нет конца. Война – это сама жизнь. Война – это отправная точка…»

Да, война сама по себе, и в фильме К. Шахназарова, ужасна. Она причиняет страшные физические и моральные мучения. Сцена «После боя» в начале фильма «Белый Тигр» поражает натуралистичностью изображения этих страданий. Но так ли хорош мир? Ответ на этот, казалось бы простой вопрос, не столь очевиден, по мнению режиссера. Для того, чтобы понять этот ответ, необходимо обратиться к знаменитому фильму А. Тарковского «Сталкер». Судя по многочисленным параллелям с этой картиной, которые К. Шахназаров сознательно создал в «Белом Тигре», он добивается, чтобы зритель открыл для себя в этом кино-шедевре новый глубокий смысл, имеющий отношение к идеям, заложенным в «Белом Тигре».

Все, кто его смотрел «Сталкер», помнят, что в Зоне – покинутом всеми месте, где когда-то то ли упал метеорит, то ли остановились «на пикник» инопланетяне – имеются сломанные и заброшенные танки. Согласно фильму, это – следы безуспешных попыток человека подчинить себе Зону. Ведь Зона исполняет самые сокровенные желания человека, а «мало ли у кого какие бывают желания».

Никогда раньше я не шел дальше этой мысли. Но вот то, что говорит Сталкер о Зоне: «Зона – это самое тихое место на свете. Здесь людей нет и быть не может». Эта мысль напомнила мне ту часть из монолога Гитлера в «Белом Тигре», где он говорит, что «если бы люди остались жить в раю, они бы сгнили», и о том, что «война – это сама жизнь». Вот так неожиданно, но совершенно справедливо Зона со своими сломанными танками превращается в метафору абсолютного мира, который на самом деле убивает все вокруг, и поэтому совершенно непригоден для жизни. Ведь там даже птицы не поют, и цветы не пахнут! Странная и тревожная мысль…

Неужели сущность человека настолько конфликтна, что полный мир на земле никогда не возможен? К сожалению, реальность только подтверждает эти опасения. Я лично верю в то, что конфликт нам дан свыше не в качестве наказания и, в конце концов, способа самоуничтожения, но он действительно нужен человечеству для развития. Как разумные существа мы же в состоянии делать выводы, учиться на ошибках, давать им моральную оценку и пытаться преодолевать их! Пока разум и мораль торжествуют, у человечества есть шанс выжить, а не погибнуть в следующей мировой войне, которая из-за своей губительности может стать последней для нас.

No comments:

Post a Comment