Постер симпозиума |
В субботу 27-го октября 2018 года более сотни людей из одиннадцати стран мира посетили историко-религиозный симпозиум «Николай Второй: Император. Царь. Святой» в старинном британском городке Колчестер к северу от Лондона. Местом встречи для этого симпозиума была выбрана православная Церковь св. Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца. Это был очень подходящий выбор, поскольку св. Иоанн сделал так много в свое время для прославления святых Царственных страстотерпцев.
Докладчики представляли США, Канаду, Великобританию, Россию, а гости были из Нидерландов, Франции, Дании, Ватикана и даже далекой Австралии. Симпозиум письменно приветствовали Московский Патриархат (архимандрит Филарет), Дом Романовых (Великая княгиня Мария Владимировна), Епископ Великобритании Владыка Грегориос.
На конференции были представлены семь докладов. Все они были посвящены очищению памяти величайшего российского монарха Николая Второго. Во время конференции также работала фотовыставка «Романовы и Первая Мировая война», рассказывающая о патриотизме и полной самоотдаче Николая Второго, его жены Александры и их детей в годы Первой Мировой.
После молитвы был представлен первый доклад «Век предательства, трусости и лжи». Название доклада напоминает нам о горькой записи в дневнике, которую сделал Николай Второй в день своего отречения от престола 2 (15) марта 1917 года под давлением предателей-генералов. Доклад представил организатор симпозиума, канадский энтузиаст Романовых Пол Гилберт.
Пол Гилберт исследует историю Романовых на протяжение последних 25-ти лет. Он как-то поделился, что в начале 1990-х годов он совершил круизное путешествие по Волге. Многие экскурсии этого путешествия проходят по местам, связанным с российскими царями. Пол был поражен тогда, как мало знают российские экскурсоводы о Романовых, как неточна их информация. Он вдруг понял, что таким образом история великих российских царей, создавших великолепные памятники истории и архитектуры, может просто пропасть. Он решил внести свой посильный вклад в сохранение этой части российской истории и создал свой блог, посвященный Романовым. Там он публикует все, что он читает или переводит в Сети на эту тему. Сегодня его блог “Royal Russia News” насчитывает сотни тысяч подписчиков. Пол издает многочисленные журналы, альбомы и книги о Романовых (материалы симпозиума будут опубликованы в одном из его журналов под названием “Sovereign”, который посвящен только истории Николая Второго). В своем путешествии по истории Романовых Пол Гилберт стал убежденным русофилом и «романовофилом». Особенно интересна ему судьба и личность Николая Второго. Пол также стал близок православию.
Материалы симпозиума опубликованы в ноябрьском 2018 журнале Sovereign |
В своем докладе Пол также обсудил основные исторические события, повлиявшие на изменение восприятия в обществе Николая Второго. По его мнению, до 1967 года мировое сообщество находилось в плену у эффективной советской агитации против Николая Второго и монархии. Всеобщее отношение к русскому царю тогда было негативным. В 1967 году вышло первое широко популярное и относительно правдивое исследование о Николае Втором. Это была книга «Николай и Александра» американского историка Роберта Мэсси. Любопытна предыстория создания этого труда, она несет на себе печать некоторой исторической неизбежности. Дело в том, что обратиться к истории Николая Второго заставило Мэсси несчастье в его собственной семье: его сын оказался больным гемофилией, несворачиваемостью крови, которой болел сын Николая Второго и наследник российского престола Алексей Николаевич. В поисках ответа на многочисленные вопросы о том, как помочь своему сыну-гемофилику Роберт Мэсси стал изучать, как жили известные исторические личности, тоже больные гемофилией. Вскоре он узнал об Алексее Николаевиче Романове, чья жизнь трагически оборвалась менее чем за 50 лет до болезни сына Мэсси. В библиотеках крупных университетов Запада оказалось много материалов о Романовых, которые еще не были проанализированы историками. Таким образом Мэсси оказался в числе первопроходцев, что и позволило ему написать блестящую книгу о судьбе и семье последнего российского царя. Эта книга не потеряла своей исторической значимости и сегодня. Я ее читал и очень много узнал из нее. Рекомендую ее всем интересующимся российской историей. Приятно было также узнать, что у Мэсси писательский дар и он очень интересно и понятно представляет исторические факты, рисует красочные литературные картины царской России. Единственным недостатком его труда является то, что Мэсси верил в то, что царская Россия была экономически и культурно отсталой страной. Развенчания этого мифа коснулись почти все участники симпозиума.
Следующей вехой в изменении отношения к последним Романовым стал приход к власти в России Ельцина, выходца из города, где когда-то жестоко убили семью Романовых. Ельцин сочуственно относился к Романовым, думал даже о том, чтобы вернуть династию Романовых в Россию и восстановить монархию. При нем были предприняты первые попытки непредвзятого расследования убийства Романовых, очищения их имени, достойного их захоронения, изучения их наследия. Все эти тенденции развивались в 2000-х годах и привели к их политической реабилитации и православной канонизации как царственных страстотерпцев. Сегодня через сто лет после их убийства, стали печататься правдивые труды, в которых доказывается на цифрах высота экономического и научного взлета России при Николае Втором (культурный взлет при последнем царе, или Серебряный век, не могли скрыть даже большевики). Симпозиум в Колчестере – одна из страниц этой новой правдивой книги, которая наконец-то появилась на свет и начала привлекать всеобщее внимание, донося до масс реальную историю нашего великого и совсем недавнего прошлого, а не лживую пропаганду преступников и болтунов с сомнительными планами.
О. Андрей Филлипс - слева, Пол Гилберт - справа |
Доклад о. Андрея был озаглавлен «Почему Николай Второй стал святым в Русской Православной Церкви». О. Андрей напомнил слушателям, что Николай Второй был защитником православной церкви в России и заграницей, и как таковой он являлся охранителем христианских принципов международного сосуществования от посягательств всемирного зла. Это звучит немного похоже на теорию заговора, но имеется в виду не злобный сговор неких «Сионских мудрецов», а те разрушительные тенденции, которые несут в себе наука, экономика и политика без веры. Пока был жив Николай Второй православие защищало Россию и моральные принципы поведения во всем. Совершив убийство Николая без суда и следствия, а также жестоко расправившись с его семьей и родственниками, большевики разорвали эту связующую нить. Все дальнейшие несчастья, обрушившиеся на Россию, не требуют особого пояснения или комментариев. Однако, создав государство на страхе и оболванивании народа, большевики заложили сами под себя мину замедленного действия, а также доказали, что без веры нельзя жить ни долго, ни нормально. Кроме того, они низвели мораль взаимоотношений в мире до уровня, который сегодня цинично называется «real politik», а иначе говоря «цель оправдывает средства и жертвы». В СССР этот принцип существования назывался «лес рубят, щепки летят». Без охраны Николая высокие моральные принципы взаимоотношений в мировой политике были быстро позабыты как «старомодные». В результате случился кровавый 20-ый век. Сегодня кровь не льется таким широким потоком, каким она лилась тогда – из-за присутствия ядерного оружия (язык не поворачивается сказать «благодаря» ядерному оружию). Именно оно стало теперь охранителем и защитником, хотя останься жить Николай и его наследник с семьей, вместо угрозы адских бомб нашим поведением руководили бы христианские принципы и высокая ответственность за свое поведение. Даже неверующий наверняка бы предпочел второе. О. Андрей закончил свой доклад призывом св. Иоанна Шанхайского к миру раскаяться в убийстве невинных мучеников. Если вдуматься, этот чисто религиозный призыв означает призыв к людям признать и разорвать свою зависимость от «предательства, трусости и лжи» и перейти на другой уровень отношений верности, смелости и правды, очевидно лучший выбор вне зависимости от вероисповедания.
Следующим был мой доклад под названием «Николай Второй и святость монархии: правда и вымысел об отношениях между властью и христианством». Полностью этот доклад можно почитать здесь. В нем я развиваю мысли, высказанные мною в таких статьях этого блога, как «Какова же роль монархии в современном мире?» и «Псалом 2». Я исследую «монархию» с библейской точки зрения, и привожу примеры того, что монархический принцип управления обществом использовался задолго до того, как он был «придуман» в Средние века. Библия поддерживает монархию, но и несколько раз недвусмысленно предупреждает о недостатках монархического способа управления, а именно о том, что монархи могут и будут злоупотреблять своей властью. Это сказано в Библии несколько раз. Единственный рецепт успеха для монархии состоит в том, чтобы монарх был ответственным и праведным человеком. Под таким руководством монархические общества расцветают и им живется спокойно и счастливо. Такой была Россия при Николае Втором. Что касается сравнения жизни в монархической и социалистической России, предлагаю провести такой мысленный эксперимент: а при ком бы вы хотели жить, при Сталине или при Николае Втором или его наследнике Алексее Романове? И хотя и при том и при другом правителе у страны был небывалый экономический рост, различается "цена вопроса". Ответ мне кажется очевидным – конечно любой нормальный человек предпочел бы жить при Николае Втором, потому что при нем все было не только человечнее, но и гораздо искреннее и даже интереснее. Как сообщал дедушка героя «Каникул Эрика» «свадьбы были в дореволюционное время веселее, и зверя в лесах было больше, и ряженые по улицам ходили. А в советские годы зверя не стало и развелись одни только волки. И вообще, некогда было сказки рассказывать».
Даже с такими роскошными усами непохож он на Большого Брата! У Николая глаза добрые... |
Моя презентация была встречена с большим интересом. Одна женщина, например, подошла и призналась, что работает лектором на круизных кораблях в России. Она читает лекции по истории России путешественникам, среди которых много американцев и канадцев. Она попросила моего разрешения использовать представленную мною информацию в своих лекциях. Конечно же, я ей дал это разрешение! Ко мне подошла также Мэрилин Свейзи, американский историк и автор следующего доклада. Она поделилась, что в своих исторических изысканиях она тоже пыталась обращаться к статьям из журнала National Geographic. Однако она столкнулась с неожиданной проблемой: многие номера этого журнала именно со статьями о России отсутствовали в архивах. Она выяснила, что советские дипломаты за границей систематически скупали номера журнала со статьями о царской России, чтобы ограничить доступ читателей к ним, и таким образом осуществить желаемую цензуру «неудобной» информации. Особые трудности Мэрилин встретила пытаясь добыть ноябрьский номер журнала за 1914 год со статьей главного редактора журнала Гилберта Гросвенора «Молодая Россия: Земля Безграничных Возможностей». Название статьи говорит само за себя и вполне объясняет, почему советские послы хотели уничтожить все копии этого номера журнала. Я активно цитирую эту статью в моем докладе.
Обложка книги со статьей М. Свейзи |
Обложка книги Ф. Уэлч |
Обложка книги К. Холл |
Отношение в обществе должно тогда поменяться и к тем, кто приказал осуществить и осуществил убийство святых. Это болезненный и недешевый вопрос для России, где величайший предатель страны до сих пор лежит на Красной площади, многочисленные улицы, станции метро и т.д. названы его именем или именами других предателей, убийц и террористов. Так, читая историю Александра Второго я с большим огорчением понимаю, что я плохо знаю имена его великих министров и генералов, таких как разработчик крестьянской реформы 1861 года генерал Яков Ростовцев, или разработчик первой конституции России граф Михаил Лорис-Меликов, но советская пропаганда крепко вбила в меня имена безжалостных террористов, которые покушались на царя и при этом убили множество неповинных людей. Я бы предпочел, чтобы имена убийц и террористов были знакомы только историкам, а о реальных героях рассказывали в школе, но российскому обществу, с его непредсказуемой историей, еще долго развиваться до этого момента.
Благодаря Полу и другим энтузиастам, благодаря Церкви российскому и мировому обществу предстоит пройти еще долгий путь осознания и покаяния в огромной трагедии убийства российского царя и монархии в России. Хорошо, что этот путь начался, и его цель – признание великого наследия Николая Второго и соответственная переоценка многих существующих в современном обществе тенденций и ценностей – возможно становится достижимой.
Прекрасно помню твой вдохновляющий рассказ об этой конференции. Приятно прочесть об ней еще раз.
ReplyDeleteДа, хорошая была конференция! Спасибо вам за поддержку, без которой я бы не полетел за океан на один день.
Delete