Tuesday, 15 July 2025

Проект "Важные даты": Памяти Николая Второго и его Семьи

 

Николай Второй на авиа-строительной фабрике

Эта статья - переработанный перевод моей статьи 2018 года "Tsar Nicholas II and his strong Russia"

Царская Россия: забытые истоки советской индустриализации

В представлении многих XX век разделил российскую историю надвое: отсталая, полуфеодальная Россия царей уступила место прогрессивному Советскому Союзу, который якобы впервые привёл страну к настоящей индустриализации. Но такая картина чересчур упрощённая. На самом деле, экономический и научный подъём России начался задолго до Октябрьской революции, а Советский Союз во многом опирался на инфраструктуру, инженерную культуру и научный задел, созданные при последнем императоре — Николае II.

Россия начала XX века была сложной и живой страной, сочетавшей в себе традиции и модернизацию, веру и науку, царскую власть и зарождающееся гражданское общество. Страна при Николае Втором бурно и успешно развивалась.Об этом уже много написано. 

Однако наряду с успехами существовали и серьёзные проблемы. Политическая система оставалась крайне ограниченной. Попытки модернизации после революции 1905 года — создание Государственной думы, введение конституционных элементов — были не всегда удачными (Дума, требующая отмены монархии, распускалась императором Николай II несколько раз). Социальное неравенство, бедность, необразованность, слабая политическая культура в обществе, огромный размер и разнообразие живших в ней народов создавали почву для национальных и политических радикальных идей. В 1917 году, в условиях войны и огромного экономического напряжения, эти слабости обернулись катастрофой.

Николай II сыграл важную роль в экономическом подъёме страны, но общество оказалось не готовым к вызовам эпохи. Революция разрушила многое, но и продолжила многое из того, что начиналось при царе. Большевики пришли к власти под лозунгами разрушения «старого мира», но в реальности они активно использовали задел царской эпохи. Заводы, построенные до 1917 года, стали основой для будущей индустриализации. Многие царские специалисты и научные школы были сохранены (хотя и под угрозой репрессий). Более того, в 1920–30-е годы СССР нанимал иностранных специалистов — американских и европейских инженеров, часто использовал дореволюционные наработки.

Индустриальный скачок СССР сопровождался огромными жертвами, которых можно было бы избежать: массовыми репрессиями, трудом заключённых, голодом, насильственной коллективизацией. Да, страна в короткое время построила тысячи заводов и электростанций, но ценой десятков миллионов человеческих жизней. Значительный экономический рывок СССР был достигнут с огромными человеческими потерями.

Николай II: политик и христианин

Николай II был глубоко религиозным человеком. Для него императорская власть была не столько политическим мандатом, сколько духовным долгом. Его личное благочестие и стремление жить по заповедям Евангелия вызывают уважение. Однако Николай Второй является трагической фигурой человека, поставленного в необыкновенные условия. Ему часто приходилось выбирать между христианскими чувствами и необходимостью сильной политической воли. А поскольку он был настоящим христианином, в результате христианские чувства побеждали, но политические результаты могли страдать. 

К тому же мы много ожидаем от одного человека, даже царя, на которого обрушилась лавина сложных исторических событий, в которых часто было трудно разобраться. Еще будучи царем он много раз доказывал свою гибкость и стратегическое мышление (например, быстро закончив неудачную Русско-Японскую войну 1904-1905 гг.). Можно сказать, что его осуждают не за действия, а за несоответствие мечтам и ожиданиям. Мое личное впечатление в том, что россияне, увидевшие ужас 20-го века с его Гражданской войной, репрессиями, голодом, лагерями, войнами, разрухой, выбрали по умолчанию Николая Второго ответственным за весь этот апокалиптический взрыв. Это эмоциональное упрощение — понятный способ справиться с травмой: назначить виновного, вместо того чтобы понять причины российской трагедии и научиться на них.

А весь мир, испытавший рост демократии в 20 веке, поддержал эту анти-монархическую позицию. Иначе я не могу объяснить популярность на Западе осуждающих взглядов на Николая Второго в частности и на монархию в общем. Плюс к этому сыграла роль советская пропаганда, десятилетиями внушавшая всему миру через попавших под ее влияние западных мыслителей, что Николай II был слабым, кровавым, неспособным, а революция — неизбежной и справедливой. Эти нарративы укоренились в западной историографии. 

На Николая II спроецировано слишком много исторической вины, и как в России, так и на Западе его часто оценивают шаблонно, а не через глубокое понимание масштабов, сложности и трагизма эпохи.

Николай II — не "слабый", "бесхарактерный" или "кровавый" царь, а евангельский христианин. От него ждут чуда, когда вокруг торжествует зло. Чудо и произошло: в стране, пережившей многолетнее анти-религиозное и анти-монархическое беснование, царь и его семья стали святыми! Тот факт, что именно он — последний царь православной державы с женой и детьми — был расстрелян в июле 1918 года комиссарами, а затем канонизирован как святой, воспринимается верующими не как случайность, а как знамение, как духовное утверждение, что в очередной раз победило не зло, а Христос

И в этом — подлинное чудо: Господь через Царя и его семью оставил России память о Царстве Небесном, от которого она отреклась — но к которому всё ещё может вернуться.

No comments:

Post a Comment